Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Из опыта учебно-исследовательской деятельности учащихся





В лицее 1511 при МИФИ

 

Исследовательской деятельностью в нашем лицее занимаются уже давно. Толчком к ней послужила проходящая на базе МИФИ конференция школьников «Юниор-Интел», которая проходит в январе-феврале, и на которой представлены кроме математики и другие естественно-научные секции. В сентябре школьникам предлагается к исследованию некоторый набор тем. Деятельность не носит обязательного массового характера. Некоторые исследования не доходят до конца, некоторые не выходят на уровень городских и Российских конференций и остаются для лицейской конференции, которая проходит в апреле, иногда исследования продолжаются и на следующий год.

У каждой темы есть свой руководитель из числа учителей лицея, преподавателей МИФИ и других ВУЗов, выпускников-студентов и аспирантов. Задачи, в основном, ставят руководители, так как школьники еще не обладают достаточными знаниями. Это наиболее трудная часть – выбрать тему не только достаточно интересную, но и доступную для продвижения школьников. Сами задачи могут быть не новыми, но и не самыми известными.

Одна из задач пришла мне в голову, когда мы изучали композицию функций. А не может ли «вырождаться» в тождественный ноль (или другую константу) композиции f(g(x)) и g(f(x)) не тождественно нулевых функций, заданных на R? Вопрос был задан на уроке для домашнего обдумывания и принес некоторые плоды в виде примеров. Например,

(целая и дробная части). Или

.

Стало понятно, что образовалась неплохая задача для исследования. Не для каждой функции f(x) можно подобрать функцию g(x) с требуемым условием (например, для f(x) = х2). Возникает вопрос об условиях для f(x). Были получены необходимые и достаточные условия. Они такие: 1) f(0) = 0; 2) Ef ≠ R; 3) x0 ≠ 0: f(x0) = 0. Дальнейшие вопросы поставили сами школьники: существуют ли функции f(x), для которых «вырождается» в тождественный ноль n-кратная композиция этой функции с собой, в то время как (n – 1)-кратная композиция не тождественно нулевая; существуют ли функции, для которых предельная композиция с собой дает тождественный ноль.

Задача для другого исследования пришла совершенно неожиданно. В то время моя дочь Галина изучала в школе отрицательные числа. Я решил для проверки ее знаний дать простую (как мне тогда казалось) задачу. «Представь число 1 в виде произведения нескольких множителей, сумма которых была бы равна нулю». Дочь быстро назвала мне множители: 1, 1, -1, -1. «Хорошо! - похвалил я. - А число 2?». Ответ последовал быстро: «2, -1, -1». «А число 3?». Дочь задумалась надолго. Потом сказала: «Я знаю ответ для числа 4 – это 2, -2, 1, -1 и для числа 6 – это 3, -2 и -1. И вообще, мне пора делать уроки!» Тут уже надолго задумался я сам. Разложение числа 3 пришло через часок и содержало 8 множителей! Я понимал, что это уж слишком много, и действительно более короткое представление содержало 5 множителей: 3 = (-0,5) ∙(-1,5) ∙ 4 ∙ (-1)∙ (-1). Меньше множителей получить не удавалось. Конечно, речь идет о рациональных множителях. Если не требовать рациональности, то для любого натурального числа n существуют три числа, произведение которых равно n, а сумма равна нулю. Итак, задача была окончательно сформулирована: «Представить натуральное число n в виде произведения наименьшего количества рациональных множителей, сумма которых равна нулю».

Некоторое время эта задача не давала мне покоя. Я находил разложения для отдельных натуральных чисел, но никакой общей закономерности не проступало. Другие дела постепенно оттеснили задачу. Но однажды я рассказал об этой задаче на кружке, и один из учеников, Неваленный Александр (ныне студент МИФИ), загорелся ею. Мы вместе продолжили исследование. Прежде всего хотелось бы выяснить, какие числа представимы в виде произведения трех множителей и если есть одно представление, то сколько существует еще. Число 1 представимо в виде четырех множителей, но нет ли представления в виде трех? Доказательство непредставимости в виде трех множителей было получено и оно опиралось на большую теорему Ферма для третьей степени! Это означало и непредставимость всех кубов натуральных чисел в виде трех множителей. Большую помощь нам оказала популярная книга Острик В., Цфасман М. «Алгебраическая геометрия и теория чисел: рациональные и эллиптические кривые». Москва, МЦНМО, 2001. Для случая трех множителей получалась кривая третьего порядка на плоскости – неособая кубика, про которые было много известно. Мы доказали, что разложение для числа 2 = 1∙ (-2) ∙1 единственно, а для всех других чисел, допускающих разложение на три множителя, существует бесконечное количество разложений (помогла теорема Морделла). Нами был получено условие на вид чисел, допускающих разложение на три множителя.

И все-таки вопрос о минимальном количестве множителей, достаточном для разложения произвольного натурального числа, оставался открытым. Мы написали письмо одному из авторов упомянутой книги Михаилу Анатольевичу Цфасману о задаче и наших результатах. Задача ему показалась интересной, ранее о ней он не слышал. Завязалась оживленная переписка. Для всех чисел первой сотни была сделана классификация: либо было дано представление в виде трех множителей, либо была доказана невозможность такого представления. Александру Неваленному удалось найти «каноническое» представление любого натурального числа n в виде произведения пяти множителей n = (-n) ∙ (2/n) ∙ (-2/n) ∙ (n/2) ∙ (n/2). Оставался вопрос: а существуют ли числа, для которых четырех множителей недостаточно. Долгое время мы пытались доказать это для числа 3, пока Михаил Анатольевич не нашел разложения. Привожу его электронное послание полностью: «3 = (363/70) ∙ (20/77) ∙ (-49/110) ∙ (-5) Уф... Ваш М.А.» Разложение действительно потрясает! Родилась гипотеза, что для любого натурального числа n достаточно четырех множителей. К данному моменту эта гипотеза не доказана и не опровергнута и ждет своих исследователей. На семинаре учителей математики в Коблево в 2008 году, услышав это сообщение, В. М. Гуровиц применил возможности «железного друга» и получил разложение в виде четырех множителей для чисел первой сотни. Привожу их для первых 50 в надежде, что это может натолкнуть на какое-либо доказательство.

 

1=(1/1)∙(1/1)∙(-1/1)∙(-1/1);

2=(1/6)∙(9/2)∙(-4/1)∙(-2/3);

3=(13/45)∙(45/11)∙(-11/16)∙(-48/13);

4=(2/1)∙(1/1)∙(-1/1)∙(-2/1);

5=(1/3)∙(9/2)∙(-4/1)∙(-5/6);

6=(8/1)∙(1/12)∙(-4/3)∙(-27/4);

7=(1/2)∙(4/1)∙(-1/1)∙(-7/2);

8=(2/15)∙(20/3)∙(-9/5)∙(-5/1);

9=(3/1)∙(1/1)∙(-1/1)∙(-3/1);

10=(4/1)∙(1/2)∙(-2/1)∙(-5/2);

11=(9/2)∙(1/2)∙(-4/3)∙(-11/3);

12=(2/1)∙(2/1)∙(-1/1)∙(-3/1);

13=(1/5)∙(25/4)∙(-16/5)∙(-13/4);

14=(1/12)∙(32/3)∙(-9/1)∙(-7/4);

15=(3/2)∙(4/1)∙(-1/2)∙(-5/1);

16=(4/1)∙(1/1)∙(-1/1)∙(-4/1);

17=(1/12)∙(32/3) ∙(-9/4)∙(-17/2);

18=(46/55)∙(55/4)∙(-4/37)∙(-333/23);

19=(1/10)∙(10/1)∙(-5/2)∙(-38/5);

20=(6/1)∙(1/3)∙(-3/1)∙(-10/3);

21=(4/1)∙(1/1)∙(-3/2)∙(-7/2);

22=(4/1)∙(2/1)∙(-1/2)∙(-11/2);

23=(15/2)∙(3/10)∙(-5/3)∙(-92/15);

24=(3/1)∙(2/1)∙(-1/1)∙(-4/1);

25=(1/3)∙(9/1)∙(-1/1)∙(-25/3);

26=(1/6)∙(9/1)∙(-8/3)∙(-13/2);

27=(6/1)∙(1/2)∙(-2/1)∙(-9/2);

28=(5/1)∙(7/10)∙(-5/2)∙(-16/5);

29=(9/1)∙(1/1) ∙(-1/3)∙(-29/3);

30=(1/2)∙(8/1)∙(-1/1)∙(-15/2);

31=(1/6)∙ (9/1)∙(-4/1)∙(-31/6);

32=(1/6)∙(12/1)∙(-3/2)∙(-32/3);

33=(5/1)∙(4/5)∙(-5/2)∙(-33/10);

34=(8/1)∙(1/1)∙(-1/2)∙(-17/2);

35=(1/6)∙(18/1)∙(-2/3)∙(-35/2);

36=(6/1)∙(1/1)∙(-1/1)∙(-6/1);

37=(1/14)∙(14/1)∙(-7/2)∙(-74/7);

38=(45/2)∙(1/30)∙(-20/1)∙(-38/15);

39=(4/1)∙(3/1)∙(-1/2)∙(-13/2);

40=(4/1)∙(2/1)∙(-1/1)∙(-5/1);

41=(6/1)∙(3/2)∙(-2/3)∙(-41/6);

42=(4/1)∙(3/2)∙(-2/1)∙(-7/2);

43=(1/10)∙(25/2)∙(-4/1)∙(-43/5);

44=(1/3)∙(9/1)∙(-2/1)∙(-22/3);

45=(3/1)∙(3/1)∙(-1/1)∙(-5/1);

46=(1/10)∙(25/2)∙(-8/1)∙(-23/5);

47=(9/1)∙(1/4)∙(-16/3)∙(-47/12);

48=(45/2)∙(1/30)∙(-10/3)∙(-96/5);

49=(7/1)∙(1/1)∙(-1/1)∙(-7/1);

50=(15/2)∙(2/3)∙(-3/2)∙(-20/3).

 

Мне кажется, что учебно-исследовательская деятельность должна быть продолжением учебной работы, не выходящей далеко за рамки школьной программы. Элементарная геометрия, несложная теория чисел дают возможность это сделать. Заинтересовать школьника можно только передав ему часть своей заинтересованности. В какой-то степени я являюсь «любителем», а не «профессионалом» в этом деле.

 

 

Источники

 

Семинары

1. Семинар учебно-исследовательских работ школьников по математикеприМосковском центре непрерывного математического образования.
«Происходит два вида заседаний: а) семинары для учителей с обзорами тем, обсуждением задач и литературы. б) слушания работ школьников 5-11 классов. Приглашаются учителя, которые хотели бы решать со школьниками исследовательские задачи, но ещё не знают, как это делать! От работ школьников НЕ требуется новизна результатов. Требуется самостоятельное решение сложной (для школьника) исследовательской задачи.» http://www.mccme.ru/nir/uir/

2. Проблемн ый семинар - научно-исследовательский математический семинар для старшеклассников при Белорусском государственном университете. «Основная цель семинара – установление научного сотрудничества, поиск путей для взаимовыгодной учебной, исследовательской и научной деятельности между учеными, преподавателями, учителями школ, с одной стороны, и старшеклассниками, с другой.» http://www.uni.bsu.by/arrangements/psem/index.html

 

Периодические издания

 

1. Журнал «Квант». Задачи исследовательского характера можно найти в статьях по математике и в Задачнике «Кванта». Большинство номеров «Кванта» доступно в интернете: http://kvant.mirror1.mccme.ru/

2. Журнал «Потенциал». В рубрике «Научная деятельность» регулярно публикуются статьи с введениями в тему, постановками задач, работами учеников.

 

Сайт Making Mathematics (на английском языке)

http://www2.edc.org/makingmath/mathproj.asp

12 тем для исследования школьников с очень хорошим методическим сопровождением.

«In Making Mathematics (1999-2002), middle and high school students of all skill levels explored open-ended mathematics projects, often with the help of their teachers and parents. … To develop these mathematical skills, we connected students, teachers, and parents with a professional mathematician who provided advice, encouragement, and resources via electronic mail.»

 

 

Конференции

 

1. Летняя конференция Турнира Городов http://olympiads.mccme.ru/lktg/

«Одна из целей конференции - приобщить способных школьников к решению задач исследовательского характера. Для этого организаторы предлагают им интересные трудные задачи, часто с выходом на открытые математические проблемы.»

2. Московская математическая конференция школьников http://www.mccme.ru/mmks/

«Цель конференции — выявление и поддержка школьников, имеющих способности и интерес к математике, приобщение их к научной работе. … Математики представляют различные задачи — как новые («научно-исследовательские»), так и малоизвестные, не претендующие на научную новизну («учебно-исследовательские»).»

На сайтах обеих конференций выложены задачи для исследования, собранные за годы работы конференций.

3. Секция математики Всероссийских Чтений им. В.И. Вернадского http://vernadsky.info

4. Конференция Intel-Династия-Авангард. http://conference-avangard.ru/

 

 

Книги

1. В.И. Арнольд «Задачи для детей от 5 до 15 лет». М., МЦНМО, 2004. «Я глубоко убеждён, что эта культура <мышления> более всего воспитывается ранним самостоятельным размышлением о простых, но не легких вопросах, вроде приведенных ниже». Несмотря на «детское» название, брошюра весьма содержательна и математически, и методически. В частности, задачи NN 33, 35, 41, 45, 46, 47-49, 55 дают хорошие темы для исследования (некоторые из них использованы в этой брошюре).

2. Н.Б. Васильев, В.Л. Гутенмахер, Ж.М. Раббот, А.Л. Тоом. «Заочные математические олимпиады». М., Наука, 1986. «За разрозненными фактами мы старались увидеть контуры важных математических понятий и конструкций, показать, что обобщение сравнительно несложных задач иногда выводит на передний край математики». В книге много интересных и содержательных задач и их обсуждения, обобщения, связи с другими задачами.

3. Б.Р. Френкин (сост.). Летние конференции Турнира городов. Избранные материалы. Вып. 1. М., МЦНМО, 2009. «… подробно рассмотрен ряд задач, предложенных на Летних конференциях международного Турнира городов, где одарённые школьники из разных стран приобщаются к исследовательской работе в области математики. Приведены решения задач, их обобщения, освещены смежные вопросы. Тематика издания связана с различными областями современной математики.»

4. С.К. Ландо «Лекции о производящих функциях». М, МЦНМО, 2004. «Упор в изложении сделан не на общих теориях, а на ярких примерах». Книга содержит много красивых и доступных школьникам задач перечислительной комбинаторики (числа Каталана, числа Дика, диаграммы Юнга и т.д.).

5. А.К. Звонкин «Малыши и математика». М., МЦНМО-МИОО, 2006. Прекрасная книга об опыте математического кружка для дошкольников, «учит не математике, а образу жизни».

6. Д. Пойа. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание. М., Наука, 1976. «Обучение математике должно предусматривать ознакомление учащихся (разумеется, в допустимых пределах) со всеми сторонами математической деятельности. Особенно важно, чтобы оно открывало дорогу к самостоятельной творческой работе…» Формулируются общие подходы к решению задач, обсуждается, какие задачи хороши для исследования, приводится множество примеров.

7. Д. Пойа. Математика и правдоподобные рассуждения. М., изд-во Иностр. Лит, 1957. УРСС, 2009. «Будем учиться доказывать, но будем учиться также догадываться.» На большом числе примеров демонстрируются основные приёмы догадки – индукция и аналогия. Обе книги Пойа для нашей темы – абсолютная классика.

8. Математика в задачах. Сборник материалов выездных школ команды Москвы на Всероссийскую математическую олимпиаду. / Под редакцией А.А. Заславского и др. М., МЦНМО, 2009. «…основу математического образования сильного ученика должно составлять решение и обсуждение задач, в процессе работы над которыми он знакомится с важными математическими идеями и теориями». Многие задачи сборника можно превратить в хорошие темы для исследования.

9. С.А. Генкин и др. Ленинградские математические кружки. Киров, АСА. 1994. Замечательная книга, содержащая кроме прочего подборку исследовательских задач, «суть которых состоит в последовательном решении цепочки нетрудных лемм, складывающихся в доказательство довольно трудной теоремы» (сс. 221-223). См. также сс. 236-239, где описано соревнование по задачам, допускающим постепенное достижение цели.

 

Статьи и брошюры

  1. Д.Э. Шноль, А.И. Сгибнев, Н.М. Нетрусова «Система открытых задач по геометрии. 7 класс. 8 класс.» М., Чистые пруды, 2009. Практически весь курс геометрии 7-8 класса изложен в виде открытых задач, допускающих в обучении элементы исследования.
  2. А.И. Сгибнев «Как задавать вопросы?» / «Математика», 2007. № 12. С. 30-41. Приведён ряд способов открыто формулировать задачи.
  3. А.И. Сгибнев «Экспериментальная математика» / «Математика». 2007. № 3. С. 2-8. Обсуждается роль эксперимента в математике и на уроке математики, приведено много задач индуктивного типа.
  4. М.А. Ройтберг. «Игра в полоску» / Математика. 2008. № 21. С. 27-33. На примере задачи на изобретение алгоритма высказываются важные соображения о процессе решения исследовательских задачах.
  5. А.Б. Скопенков. «Размышления об исследовательских задачах для школьников» / Мат. Просвещение. 2008. № 12. Сс. 23-32. Изложены мысли о научно -исследовательской работе школьников: подбор задачи, требования к работе, подготовка доклада, выбор конференции, примеры работ.

 


[1] См., например, П1, конф1, конф2, К3, К8.

[2] У нас сильные шестиклассники решали в классе, например, Задачу о самураях (с. …), Обезьяну и кокосы (с. …), Игру «Ним» (с. …), Суперкомпьютер (с. …).

 

[3] Этот раздел основан на статье: М. Ройтберг. О математических проектах в Красноярской летней школе. / Математика. 2008. N 13. С. 25-38. В этом разделе исследовательская задача называется проектом.

[4] См. также схему, предложенную на сайте Making Mathematics:

 

© Education Development Center, Inc. 2000.

[5] Этот раздел основан на статье: А.Сгибнев, Д.Шноль. Исследовательские задачи при обучении математике в школе «Интеллектуал». / Математика. 2007. N 12. С. 17-22.

[6] См. замечательную статью А. Пуанкаре. Математическое творчество / в книге Ж.Адамар. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., МЦНМО, 2001.

[7] Например, [конф 3], [конф 4] или даже [конф 2].

 

[8] Но при этом вполне может иметь смысл как обычная задача на метод. Например, задача «Квадраты на клетчатой бумаги» после 8 класса – вполне осмысленная учебная задача на теорему Пифагора.

[9] Мы использовали понятия из темы «Перестановки». Эта тема перспективна для начинающих исследователей, так как она использует наглядные понятия, допускающие экспериментирование, но в то же время идейна и с первых же шагов допускает содержательные задачи. См. Конкурс по решению задач по математике, http://www.math.ru/ot5do15/final.html задачи 1, 3, 4.

[10] Это яркий пример темы, в которой помогать ученику можно очень по-разному. Можно дать формальное указание: «запиши количества камней в двоичной системе счисления, выравнивая их по правому края; докажи, что если все количества единиц в каждом столбце чётны, то позиция проигрышная», и т.д., которое для ученика будет взято с потолка, даже если он всё это докажет. А можно дать способ найти эти закономерности самому. В этом и есть отличие «исследования» от «школьной задачи».







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.