|
ТЕХНИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ТУПОСТИ СЕРДЦАСтр 1 из 3Следующая ⇒ В начале определяют правую, затем левую и верхнюю границы. Определение правой границы относительной тупости начинают с определения границы печеночной тупости по правой срединно-ключичной линии от 3-го межреберья вниз. Затем палец-плессиметр поворачивают под прямым углом, ставят на одно межреберье выше параллельно правой границе сердца и перкутируют по направлению к правому краю грудины. Обнаружив укорочение перкуторного звука, делают отметку по наружному краю пальца. Правая граница образована правым предсердием. Для определения левой границы относительной тупости сердца предварительно следует найти верхушечный толчок (он совпадает с левой границей относительной тупости и образован левым желудочком). Если верхушечный толчок не удается обнаружить, то перкуссию левой границы проводят по 4-му или 5-му межреберью (в зависимости от возраста больного), начиная от средней подмышечной линии. Палец-плессиметр ставят параллельно ожидаемой границе и передвигают его по направлению к сердцу. Удар пальца должен быть направлен по возможности спереди назад, а не слева направо, т.к. в последнем случае определяется задняя граница сердца. Перкутируют до появления укорочения и отметку ставят также по наружному краю пальца (по краю, обращенному в сторону ясного звука). При определении верхней границы относительной тупости сердца палец-плессиметр ставят у левого края грудины (lin. рarasternalis sin) параллельно ребрам и, начиная с 1-го межреберья, спускаются вниз по парастернальной линии. При появлении укорочения перкуторного звука делают отметку по верхнему краю пальца. Образуется она конусом легочной артерии и ушком левого предсердия. Поперечник сердца измеряют в сантиметрах – расстояние от правой до левой границ относительной тупости (по сумме двух слагаемых). Для определения конфигурации сердца перкуссию таким же образом проводят справа и слева и по другим межреберьям (с 5-го по 2-ое) и полученные точки соединяют между собой. Определение границ абсолютной тупости сердца (образованной правым желудочком) производят по тем же правилам, применяя тишайшую перкуссию в том же порядке – правую, левую, а затем и верхнюю границы. Для определения правой границы абсолютной тупости палец-плессиметр ставят на правую границу относительной тупости сердца параллельно правому краю грудины и передвигают его кнутри до появления абсолютно тупого звука. Отметку делают по его наружному краю (обращенному к границе относительной тупости). Для определения левой границы абсолютной тупости палец-плессиметр ставят параллельно левой границе относительной тупости, несколько кнаружи от нее и перкутируют, передвигая палец-плессиметр внутрь до появления тупого звука. Отметку наносят по наружному краю пальца. При определении верхней границы абсолютной тупости палец-плессиметр ставят на верхнюю границу относительной тупости сердца у края грудины параллельно ребрам и спускаются вниз до появления тупого звука. Отметку делают по краю пальца, обращенному кверху. Определение границ сосудистого пучка производят перкуссией по 2-му межреберью. Палец-плессиметр ставят справа по срединно-ключичной линии параллельно ожидаемой тупости и передвигают его по направлению к грудине до появления притупленного звука. Отметку делают по наружному краю пальца. Затем таким же образом производят перкуссию слева и отметку делают по наружному краю пальца-плессиметра. Расстояние между отметками измеряют в сантиметрах. ГРАНИЦЫ СЕРДЕЧНОЙ ТУПОСТИ У ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ (по В.И.Молчанову)
При заболеваниях сердца различного характера могут иметь место изменения границ сердца. Расширение границ влево наблюдается при миокардитах, гипертонии, при недостаточности митрального и аортального клапанов, стенозе аорты, при открытом Боталловом протоке за счет гипертрофии левого желудочка. Вверх граница расширяется при стенозе левого атриовентрикулярного отверстия за счет расширения левого предсердия. Вправо граница сердца смещается за счет расширения правого предсердия или правого желудочка при недостаточности трехстворчатого клапана, сужения правого атриовентрикулярного отверстия, в более поздних стадиях митрального стеноза и открытого Боталлова протока, при незаращении межпредсердной перегородки, врожденном стенозе легочной артерии. При отверстии в межжелудочковой перегородке границы сердца расширяются влево и вправо. При экссудативном перикардите границы сердца расширяются влево и вправо, при этом верхушечный толчок ослабевает и смещается кнутри от левой границы сердца, причем границы относительной и абсолютной тупости совпадают.
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ДОМАШНЕЙ ПОДГОТОВКИ Выберите правильный ответ. 1. Правая граница относительной сердечной тупости у детей 7 - 12 лет: 1) правая средне-ключичная линия 2) правая парастернальная линия 2) середина между парастернальной линией и краем грудины 4) около правого края грудины 3) 5) середина между средне-ключичной и парастернальной линиями 2. Двухстворчатый клапан выслушивается: 1) у нижнего края грудины (IV точка) 2) во II межреберье справа (II точка) 3) во II межреберье слева (III точка) 4) у верхушки сердца (I точка) 5) в точке Боткина (V точка) 3. Среднее систолическое артериальное давление (мм рт.ст.) у детей старше 1 года рассчитывается по формуле: 1) 60 + 2п (п – возраст в годах) 2) 90 + п 3) 90 + 2п 4) 100 + п 4. Установите соответствие границ относительной сердечной тупости возрасту ребенка: 1) 0 – 2 года 2) 2 – 7 лет 3) 7 – 12 лет
Ответ: 1. _______. 2. ________. 3._______.
Выберите правильный ответ. 5. У детей с возрастом скорость кровотока: 1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется Установите соответствие.
Выберите правильный ответ. 7. Клапаны аорты выслушиваются: 1) в точке Боткина 2) во II межреберье слева у грудины 3) у верхушки сердца 4) во II межреберье справа у грудины 5) у нижнего края грудины 8. Трехстворчатый клапан выслушивается: 1) в точке Боткина 2) у нижнего края грудины 3) у верхушки сердца 4) во II межреберье справа Выберите правильные ответы. 9. Изменение артериального давления у старших школьников связано: 1) с незавершенностью процессов тканевой дифференцировки сердечной мышцы 2) с созреванием эндокринной системы 3) с поздним развитием вагусной иннервации 4) с повышением активности надпочечников 5) с повышением выработки катехоламинов Выберите правильный ответ: 10. Максимальное АД у ребенка 8 лет (в мм рт. ст.): 1) 75 2) 90 3) 100 4)110 5) 120 11. Соотношение просвета отверстий легочной артерии и аорты над клапаном к 12 годам: 1) аорта больше легочной артерии 2) аорта меньше легочной артерии 3) одинаковы
12. У детей с возрастом ударный объем крови: 1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется
13. Верхняя граница относительной сердечной тупости у ребенка 7 – 12 лет: 1) 2 ребро 2) 2 межреберье 3) 3 ребро
14. Установите соответствие положения верхушечного толчка возрасту ребенка: 1) до 2-х лет 2) 2 – 7 лет 3) с 7 до 12 лет Локализация толчка: а) по средне-ключичной линии или на 0,5 – 1,0 см кнутри от нее 5 межреберье б) 1 – 2 см кнаружи от левой средне-ключичной линии 4 межреберье в) 1 см кнаружи от левой средне-ключичной линии 5 межреберье Ответ: 1. _______. 2. ________. 3. ________.
Выберите правильные ответы. 15. Измерение артериального давления производится: 1) на плече 2) на предплечье 3)на бедре 4) голени 5) кисти
16. У детей, по сравнению со взрослыми, особенностями аускультативной картины сердца являются: 1) физиологическая тахикардия 2) акцент второго тона на легочной артерии 3) брадикардия 4) акцент первого тона на верхушке 5) приглушение тонов.
17. Установите соответствие:
Ответ: 1. _______. 2. ________. 3. ________. 4. _____.
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ
ЛИТЕРАТУРА Основная:
1. Мазурин А. В., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней. - С.-Петербург, 1999. – С. 382 - 424. 2. Пропедевтика детских болезней: Практикум / Под ред. В.В.Юрьева. – СПб: Питер, 2003. - С. 212 – 240. 4. Лекции. Учебное пособие для студентов. Дополнительная:
1. Белозеров Ю.М. Детская кардиология. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 9 – 15. 2. Усов И.Н. Здоровый ребенок (справочник педиатра). – Минск, 1994. – С. 44 – 46. 3. Соматические болезни у детей. Руководство для врачей // Под ред. М.С.Игнатовой. – Москва – Оренбург, 2002. – С. 261 – 284. 4. Игнатов С.И., Игнатова М.С. Диагностика соматических заболеваний у детей (педиатрический семинар). – Москва, 1994. – 1 том, С. 101 – 135. 5. Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней. – Москва, 2006. – С. 385 – 421. 6. Мутафьян О.А. Пороки и малые аномалии сердца у детей и подростков. – СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2005. – С. 13-35. ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ НА 1 ЗАНЯТИИ Задание 1 (студенты работают по два человека). Целью настоящего этапа является овладение студентами умением объективного исследования больного, описанием сердечно-сосудистой системы курируемого ребенка. Интерпретация полученных данных. Работа проводится обязательно у постели ребенка. Работая с детьми, студенты должны заполнить (письменно) следующую таблицу:
При отсутствии детей студенты отрабатывают методику исследования друг на друге.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|