|
ПЕРЦЕНТИЛИ СРЕДНИХ ЗНАЧЕНИЙ АД (мм рт. ст) У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РОСТА ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 (по данным суточного мониторирования)
Индекс времени (ИВ) гипертензии в разные периоды суток (день, ночь) позволяет оценить время повышения АД. Этот показатель рассчитывают по проценту измерений, превышающих нормальные показатели АД за 24 часа, или отдельно для каждого времени суток. ИВ, превышающий 25%, рассматривают как патологический. При лабильной форме артериальной гипертензии ИВ гипертензии колеблется от 25 до 50 %, при стабильной форме – превышает 50 %. При расчете индекса гипотензии вычисляют процент времени, когда АД было ниже 5-го перцентиля. Суточный индекс (СИ) дает представление о циркадной организации суточного профиля АД. СИ рассчитывают как разность между дневными и ночными значениями АД в процентах от дневной средней величины. В норме характерно ночное снижение АД на 10 – 20 % по сравнению с дневными показателями. Для ВД характерна повышенная вариабельность АД с СИ > 20 %. Вариабельность АД рассчитывают по стандартному отклонению среднего значения АД. В настоящее время нормативы вариабельности для детей не установлены. Для подростков старше 16 лет и взрослых норма вариабельности для САД – 15 мм рт. ст, для ДАД в дневное время – 14 мм рт. ст., в ночное время – 12 мм рт.ст. РЕНТГЕНОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕРДЦА Для определения размеров сердца используется определение кардиоторакального индекса (КТИ), т.е. соотношение поперечных размеров грудной клетки и сердца: до 1 года – 55 от 1 до 2 лет – 50 от 3 лет и старше – 45. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО – СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы используются следующие пробы.
Проба с дозированной нагрузкой по Н. А. Шалкову В состоянии покоя у испытуемого определяется частота сердечных сокращений и измеряется АД. С учетом состояния ребенка, характера заболевания и режима, выполняется та или иная нагрузка (переход из горизонтального положения в положение сидя – 3, 5, 10 раз; 5, 10, 20 глубоких приседаний на полу) и вновь измеряется частота пульса и АД. При благоприятной реакции отсутствует одышка, утомление. Пульс учащается не более чем на 25 %, маx АД умеренно повышается, мin АД – не изменяется или незначительно снижается. Через 3 мин. все показатели возвращаются к норме.
Минутный объем = пульсовое давление x частоту пульса Калюжная Р.А. выделяет 4 типа реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку (10 – 20 приседаний за 20 – 30 с). I тип – МО повышается не более, чем на 30% исходного уровня Благоприятная реакция II тип – дисрегуляторная МО повышается более, чем на 30%, не возвращается к норме через 3 – 5 минут (при ВСД) III тип – поздняя реакция утомления МО повысившись после нагрузки через 3 – 5 мин становится ниже исходного (вторичная кардиопатия) IV тип – ранняя реакция утомления МО после нагрузки сразу ниже исходного уровня (миокардит).
УДАРНЫЙ И МИНУТНЫЙ ОБЬЕМ КРОВИ У ДЕТЕЙ
Проба с задержкой дыхания выявляет скрытое состояние пониженного насыщения крови кислородом. Задержка дыхания на вдохе (Штанге) – 16 – 45 сек, на выдохе (Генча) – 12 – 15 сек. При патологии органов дыхания и кровообращения продолжительность задержки дыхания снижается более, чем на 50 %.
Ортоклиностатическая проба Мартина. Ребенок 5 – 10 мин находится в горизонтальном положении, определяют пульс, АД. Затем пульс и АД измеряют в положении стоя. У здорового ребенка пульс учащается на 10 -–14 ударов в 1 минуту Max и Min АД колеблется в пределах 10 мм. рт. ст. При отрицательной реакции пульс учащается более, чем на 15 ударов, а АД снижается.
Проба Вальсавы. На глубоком вдохе задерживается дыхание, натуживание с попыткой выдохнуть. Повышается внутригрудное давление. Функциональный шум исчезает в левых отделах.
Проба Мюллера. На глубоком выдохе задерживается дыхание, снижается внутригрудное давление, функциональный шум исчезает в правых отделах.
Проба с атропином. После 15 мин. отдыха вводят 0,1% раствора атропина (0,02 мг/кг) п/к 1, 3, 5 мин ЧСС увеличивается на 30%. Нет ответа – органическое поражение синусового узла (при нарушении ритма).
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСТОНИИ У ДЕТЕЙ Диагностика вегетативной дистонии у детей требует комплексного обследования для исключения первичной органной патологии. Основные методы обследования детей приведены в таблице.
* -- индивидуально, по показаниям
Оценка состояния вегетативной нервной системы осуществляется на основании исследования трех основных параметров: исходного вегетативного тонуса, вегетативного обеспечения и реактивности. Исходный вегетативный тонус отражает клинические особенности и состояние вегетативных функций в период относительного покоя. Оценка его проводится с помощью таблицы признаков, разработанной А.М. Вейном и сотрудниками.
ОЦЕНКА ИСХОДНОГО ВЕГЕТАТИВНОГО ТОНУСА
Исходный вегетативный тонус сердечно-сосудистой системы может быть определен по таблице, когда оцениваются жалобы и показатели, касающиеся только одной системы – сердечно-сосудистой. Возможно определение тонуса сердечно-сосудистой системы по индексу Кердо:
Диастолическое давление Вегетативный индекс (ВИ) = 1 - -------------------------------- x 100 ЧСС
При этом: ВИ = 0 - эйтония ВИ – выше 0 – тонус симпатический ВИ – ниже 0 – тонус парасимпатический
Имеются указания на возможность определения вегетативного тонуса по минутному объему крови (МО). МО = редуцированное АД x ЧСС МО = 4,18 + 0,5 – нормальный МО ниже нормы – тонус парасимпатический МО выше нормы – тонус симпатический
Пульсовое АД При этом: редуцированное АД = -------------------------- x 100; Среднее АД САД+ДАД Среднее АД = ------------- Вегетативная реактивность – это изменение вегетативных реакций на внутренние и внешние раздражители. Раздражителями могут быть фармакологические препараты (мезатон, адреналин и др.), а также физические воздействия (холод, тепло, давление на рефлексогенные зоны и др.). Значительно чаще используется запись кардиоинтервалограммы (КИГ) в покое и сразу после перехода в вертикальное положение с последующим расчетом индекса напряжения Р.М. Баевского. Выделяют три варианта вегетативной реактивности: - нормальный (симпатикотонический); - гиперсимпатикотонический; - асимпатикотонический.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|