Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: 1. Дошкольная педагогика как наука





Тема: 1. Дошкольная педагогика как наука

План:

1.Основные педагогические категории.

2.Дошкольная педагогика как наука.

3.Становление и развитие дошкольной педагогики.

Основные педагогические категории.

Вы приступаете к изучению сложнейшей из наук – педагогики. О чем эта наука?

Педагогика – это наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью, найти равновесие с природой и обществом. Педагогическое знание – универсальное, обобщенное знание о путях и способах развития такого человека.

В студенческой и даже в педагогической среде бытует мнение, будто можно стать хорошим педагогом, не изучая теории педагогики. Делаются ссылки на положительный опыт некоторых родителей, учителей, не знающих этой науки и даже не имеющих специального образования.
Да, примеры такие есть. Но это случаи, а не массовое явление. Природным даром педагога обладают единицы. Не работать же с помощью проб и ошибок! Перед нами не станок, а человек.

Изучение педагогики начинается с усвоения ее основных категорий.

Категория обозначает суждение, определение. К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства.

Педагогика как наука имеет свои категории, отличающиеся от других наук. Рассмотрим таблицу 1.

Таблица 1.

Развитие
Воспитание   Образование   Обучение Само воспитание   Само образование   Само обучение  
Воспитательные отношения

 

 

Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности и назначения.

Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.

Природа дала человеку физическое развитие (созревание), физиологическое, психическое, социальное. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящим и будущим поколением, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. Духовное развитие все более признается сердцевиной, ядром становления личности человека.

Развитие человека представляет собой сложный и чрезвычайно подвижный процесс. Он протекает как последовательная смена стадий развития.

Развитие каждого человека обеспечивается через воспитание. В воспитании идет своего рода «воспроизводство» себе подобных людей.

Воспитание – это процесс передачи опыта одним поколением и усвоения его другим, обеспечивающий развитие человека.

В процесс воспитания происходит управление развитием, его корректировка, создаются специальные стимулирующие условия для успешного продвижения вперед.

Образование – это специально организованная в обществе система необходимых для развития человека условий.

Образование в буквальном смысле обозначает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью.

Образованность – качество развивающейся личности. Специально организованная образовательная система – это все виды и типы образовательных учреждений с их материально-технической базой, финансами, кадрами, научно-методическим обеспечением.

Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и ребенка.

В системе образования ведется обучение. Судя по определению, оно состоит из двух частей: преподавания и учения.

В педагогике есть другие понятия, например, «формирование», что означает придание чему-то определенной формы, законченности, завершенности. Формирование связано с такими изменениями в человеке, которые идут целенаправленно, достигая определенных пределов. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности, не исчерпывая себя, т.к. поэтапно появляются идеалы, мотивы поведения, отношения и другие свойства человека. Тогда «формирование» понимается как результат развития человека. В педагогике «формирование» употребляется еще в одном смысле, а именно как организаторская деятельность педагога в процессе воспитания, образования, обучения детей. Однако чаще всего «формирование» употребляется как понятие, идентичное воспитанию.

Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

Этот процесс входит в состав воспитания и направлен тоже на развитие человека. Благодаря ему человек сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегративность педагогического процесса.

Самообразование – это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленная на собственное развитие.

Оно является мощным фактором, восполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

Самообучение – это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. Самообучение является аналогом учению.

Но каким образом педагогика объясняет взаимосвязь воспитания, самовоспитания, образования, самообразования, обучения и самообучения? Она делает это с помощью категории «воспитательные отношения».

Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди в обществе вступают между собой в определенные отношения. Эти отношения принято называть воспитательными.

Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.

Воспитательные отношения – это обмен человеческим опытом, его передача, усвоение, использование.

На основании этого различают такие типы воспитательных отношений, как «человек-человек», «человек-книга-человек», «человек-техника-человек», «человек-искусство-человек», «человек-природа-человек».

В структуру воспитательных отношений входят два субъекта и объект. В качестве субъектов могут быть педагог и его воспитанник, педагогический коллектив и коллектив учащихся, родители, т.е. те, кто производит передачу и кто усваивает опыт поколений. Поэтому в педагогике различают субъект – субъектное отношение. В целях лучшей передачи знаний, навыков и умений субъекты воспитательных отношений используют, помимо слова, какие-то материальные средства – объекты. Отношения между субъектами и объектами принято называть субъект-объектными отношениями.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Каков понятийный аппарат педагогики?

2. Каковы источники педагогической науки?

3. Назовите отрасли современной педагогики.

4. Какова связь педагогики с другими науками?

5. Назовите задачи и методы педагогики.

6. Опишите возникновение и развитие педагогики как науки.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Определите взаимосвязь физического и психического развития ребёнка.

2. Опишите анатомическое строение детей.

3. Дайте физиологическое обоснование воспитания детей с момента рождения.

4. Обоснуйте необходимость опоры при воспитании ребёнка на такие его особенности, как впечатлительность, подражательность; сенсомоторная потребность и формирование на её основе потребности в общении с окружающими.

5. Учёт особенностей высшей нервной деятельности детей при организации их воспитания.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие вопросы развития и воспитания детей раннего возраста изучал и обосновывал Н.М. Щелованов?

2. Какую систему воспитания детей раннего возраста удалось разработать в клинике Н.М. Щелованова?

3. Опишите жизненный путь Н.М. Аксариной.

4. Назовите Труды Н.М. Аксариной.

5. Кто является учениками Н.М. Аксариной?

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Определите понятие режима дня.

2. Каково педагогическое значение режима?

3. Назовите принципы построения режима дня.

4. Дайте физиологическую характеристику бодрствования и сна в начальном периоде их формирования.

5. Каковы условия формирования ритма бодрствования и сна?

 

Раннего возраста.

План:

1. Принципы единства в оздоровительной и воспитательной работе.

2. Воспитание положительного отношения к предложениям и поручениям.

3. Вред частых запретов, длительных пассивных ожиданий.

4. Своевременное формирование навыков самостоятельности и их усложнение.

5. Психологическая подготовка ребенка к выполнению требований взрослых.

3. Поведение взрослого – образец для подражания.

 

1. Одним из наиболее основных положений, общим при воспитании детей раннего возраста, является требование единства оздоровительно-воспитательных воздействий на ребенка. Необходимость и значение этого принципа не требует доказательства.

Нельзя ограничиваться лишь констатацией фактических данных хода развития ребенка и записью этих данных в истории развития, необходимо сопоставлять их с возрастно-физиологическими данными, рассматривать их в динамике и в случае тех или других отклонений от нормы выявлять их причины.

2. Важное значение для правильной организации жизни детей и их воспитания имеет учет основных состояний ребенка: преобладающее настроение и смена настроения на протяжении бодрствования; длительность и характер и причины состояний; длительность бодрствования, характер засыпания, глубина и длительность сна, состояние ребенка непосредственно после пробуждения; аппетит и причина его нарушения. Все это характеризует физическое состояние ребенка, состояние возбудимости и работоспособности его нервной системы, а также типологические особенности высшей нервной деятельности.

3. Одной из частых причин различных отклонений в поведении детей 2-3 года жизни (нарушение сна, аппетита, срыв в настроении) является утомление. Постоянное пребывание детей в коллективе может привести к утомлению, если не принять специальные профилактические меры. Помимо правильного осуществления режима, правильной методики кормления, укладывания, туалета и организации бодрствования, мерами, предупреждающими возникновение утомление детей, является: нормализация числа детей в группе (не более 15-18 детей), строгое соблюдение принципа последовательности при обслуживании детей, организация смешанных возрастных групп, проведение занятий с небольшими группами детей, преимущественно индивидуальное общение с детьми.

4. Воспитатель, воздействуя на ребенка, должен обязательно учитывать ответные реакции самого ребенка и видоизменять в соответствии с ними воспитательные приемы, добиваясь, чтобы реакции ребенка были не только активными, но и на уровне возраста. Обеспечить дальнейшее развитие ребенка можно лишь, обеспечивая на каждом возрастном этапе своевременное возникновение новых прогрессивных форм поведения.

5. Методы обучения на протяжении на протяжении 2-3 года жизни детей в соответствии с развитием их высшей нервной деятельности изменяются. В первом полугодии 2-го года жизни основным средством обучения является показ с обязательным словесным обозначением показываемых предметов и действий. Во втором полугодии 2 года жизни ранее сформировавшиеся реакции можно вызывать уже словесной инструкцией. А на 3-ем году жизни возможно уже через слово формирует и новые реакции ребенка.

6. Необходимо широко применять индивидуальное общение с ребенком. Специальные занятия с детьми в начале первого полугодия 2-го года жизни следует проводить индивидуально, лишь постепенно, по мере того, как дети овладевают новыми умениями и правилами поведения во время занятий можно увеличить количество участников сначала до 2-3, а к концу года до 6-10 (в зависимости от вида занятий). На 3-м году жизни некоторые занятия можно проводить и со всеми детьми.

Проведение занятий одновременно с большим числом детей не достигает цели, особенно на 2-м году жизни, т.к. к детям предъявляются непосильные требования ожидания, тормозятся их активные проявления и воспитатель не имеет возможности следить за индивидуальными реакциями детей и влиять на них.

7. Каждое из занятий должно вызывать новые прогрессивные реакции или упражнять те из них, которые еще недостаточно закрепились. Для этого необходимо:

1. Четко определить задачи каждого возрастного периода и владеть методикой его проведения;

2. Ставить в каждом занятии узко конкретную цель и владеть методикой его проведения;

3. Выбирать воспитательные приемы во время занятия, точно соответствующие поставленной цели;

4. Следить за реакциями детей во время занятий, обеспечить как необходимую повторность, так и своевременное изменение цели, содержания и приемов;

5. Обязательно планировать занятия и проводить их систематически;

6. Одним из недостатков работы с детьми является отсутствие целенаправленности в воздействиях взрослых. Воспитательные воздействия часто активны и разнообразны, но они не направлены на основное и главное в развитии ребенка, проводятся без учета его индивидуальных особенностей, ответных реакций ребенка и его интереса в данный момент, носят хаотический, беспорядочный характер и поэтому не достигает цели.

7. Уже в первые годы начинает формироваться сложное поведение ребенка, складывается тип реакций на окружающую среду, устанавливаются различные взаимоотношения с взрослыми и детьми, вырабатываются черты характера и многое другое. Формирование социального поведения ребенка должно быть предметом специально воспитательных приемов, характер которых в зависимости от уровня развития ребенка и особенно от уровня развития его речи на протяжении 2-3 года жизни меняется.

Всю работу с детьми раннего возраста иногда трудно разделить на медицинскую и воспитательную. Н.М. Аксарина говорит о том, что одной из характерных особенностей всего периода раннего детства является тесная взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Ребенок не может хорошо физически развиваться, если он мало двигается или часто находится в отрицательном эмоциональном состоянии, если отсутствуют условия для его активной деятельности. Доказано, что такие оздоровительные мероприятия, как обливание, гимнастика, окажут положительное воздействие на здоровье ребенка только в том случае, если ребенок охотно идет на водную процедуру, с удовольствием делает гимнастику.

Аппетит ребенка зависит не только от пищи, но главным образом от всей организации кормления и, прежде всего тех воспитательных приемов, которые применяют родители или воспитатели. Отказ от еды, доходящие иногда до полной анорексии, чаще всего объясняются неправильными воспитательными приемами – отсутствием твердого режима, применением излишних уговоров, насильственным кормлением и др. На аппетит ребенка оказывает большое влияние также вся организация его деятельности. После хорошо организованной интересной игры или прогулки дети кушают лучше. Проводя кормление, воспитательница должна не только прививать детям культурно-гигиенические навыки, но внимательно следить за их аппетитом. Во время водной процедуры необходимо проверять не только температуру воды, но и то, чтобы обливание было правильно организованно, дети не возбуждались при ожидании или не охлаждались. Прогулка не даст положительных результатов ни для здоровья, ни для развития, если отсутствуют условия для активной и интересной для них деятельности. Воспитательница, проводя тот или иной педагогический процесс, должна учитывать состояние здоровья ребенка, например во время занятия она должна думать не только о том, чтобы научить чему-то, но и следить, чтобы дети не устали. Выбирая место для экскурсии, нужно рассчитывать силы детей (могут ли они пойти так далеко).

Наблюдая за ходом нервно-психического развития детей, воспитательница должна внимательно следить за здоровьем ребенка, знать первые признаки наиболее частых заболеваний и причины их возникновения, чтобы своевременно сигнализировать врачу. В то же время врач или старшая медицинская сестра должны следить не только за физическим, но и нервно-психическим развитием детей. При выполнении той или иной медицинской процедуры надо стараться не травмировать психику ребенка, осторожным подходом, ласковыми словами уменьшить болезненные ощущения. Ребенок будет вести себя спокойно, если медицинская сестра, не обманывая его. Осторожно предупредит о том, что ему будет немного больно, но зато он скоро поправится и пойдет гулять со всеми детьми. Таким образом, и сестра должна быть не только мед. Работником, но и воспитателем.

Такие безобидные процедуры, как стрижка волос, осмотр зева, даже купание при неправильных воспитательных приемах могут вызвать у ребенка слезы. А с другой стороны, даже инъекции или другие болезненные манипуляции переносятся детьми спокойно, если мед. сестра будет в то же время воспитателем, понимающим психические особенности ребенка.

Участковая медицинская сестра, приходя в семью или общаясь с родителями в поликлинике, одновременно дает медицинские и педагогические советы. Старшая медицинская сестра, делая обход в детском саду или яслях, должна следить не только за гигиеническим состоянием группы, но и за эмоциональным состоянием детей. По этому состоянию она может заметить первые признаки заболевания и тем самым предупредить возможное распространение какого-либо инфекционного заболевания.

Своевременно прививать детям культурно-гигиенические навыки при кормлении, туалете должны и старшая медицинская сестра, и врач, и педагог, потому что эти навыки имеют существенное значение для здоровья ребенка и в тоже время формируют его культурное поведение.

Учитывая большую взаимозависимость физического и нервно-психического развития, правильно воспитывать детей раннего возраста можно лишь при условии объединения всех гигиенических, оздоровительных и воспитательных мероприятий в единую согласованную систему.

Весь коллектив детского учреждения (врач, педагог, заведующая, старшая медицинская сестра, воспитательницы и няни) должен согласованно проводить все медицинские и педагогические мероприятия. Выполняя медицинскую процедуру, надо помнить о психике ребенка, обучая его, и, занимаясь с ним, не забывать о его здоровье.

Е.А. Аркин подчеркивает, что во главе педагогических мероприятий, проникая во всю воспитательную работу, ДОЛЖНА СТОЯТЬ ЗАБОТА ОБ УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА, об осторожном, систематическом закаливании его сил. В работе с детьми правильная организация физического воспитания должна стоять на переднем плане и на большой высоте. Этого требуют и общая слабость и неустойчивость организма маленького ребенка, все еще малая сопротивляемость его инфекциям, и то огромное значение, которое имеет для всего дальнейшего развития сил ребенка закладывание в эти годы крепкого фундамента здоровья. Специфическими (по сравнению со старшими детьми) для данного возраста являются: большее значение рационального питания (наличие витаминов, полноценных жиров и белков), большая потребность в свежем, чистом воздухе, меньшая выносливость по отношению к высоким и низким температурам и переменам погоды.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В чем суть принципа единства в оздоровительной и воспитательной работе?

2. В чем суть требования единства подхода к воспитанию ребёнка со стороны всех окружающих его людей?

3. В чем специфика индивидуального обращения к детям?

4. В чем необходимость учёта возрастных особенностей и возможностей детей?

5. Воспитание положительного отношения к предложениям и поручениям взрослых.

6. Объясните вред частых запретов, длительных пассивных ожиданий.

7. Своевременное формирование навыков самостоятельности и их усложнение.

8. Психологическая подготовка ребёнка к выполнению требований взрослого.

9. Объясните: Поведение взрослого – образец для подражания.

 

Для первого года жизни

1. Они плохо переносят изменения способа кормления, температуры помещения.

2. Может не понравиться манеж (пусть бодрствует в кроватке)

больше общаться.

Детям второго года жизни

1.Тяжело привыкают к новой обстановке. В данном случае, как пишет Г.М. Лямина, может помочь мать. «Краткое взаимодействие: мать – ребенок – воспитатель – ребенок - мать – создает постепенное доверие к педагогу, возводит его в ранг доверенного лица.

2. В первые дни пребывания ребенка в яслях воспитатель должен сохранить тот тип общения, к которому ребенок привык дома.

3. Не нужно настаивать на участии ребенка в общих занятиях, подвижных играх, если он этого не хочет.

4. Можно ограничить пребывание ребенка в обществе сверстников: усадить на горку. В кроватку. Разрешить играть в спальне, но не выпускать из поля зрения.

5. Называть тем ласковым именем, к которому он привык.

Опыт работы персонала групп раннего возраста с детьми и родителями в адаптационный период.

Поскольку весь персонал детского сада и яслей должен хорошо знать характер адаптации детей при поступлении в ясли, в яслях может действовать постоянно «Школа педагогического мастерства». Здесь и проводятся занятия по изучению процесса адаптации, дается список литературы, которую необходимо изучить.

В методическом кабинете обычно находится список статей об адаптации как основном вопросе охраны здоровья ребенка из журналов: «Дошкольное воспитание», «Педиатрия», «Медицинская сестра», «Вопросы охраны материнства и детства».

По прочитанной литературе может проводиться собеседование с персоналом.

Периодически приглашаться для чтения докладов и проведения бесед педиатры, врачи санэпидемстанции.

В методическом кабинете должна находиться папка: «Воспитателю об адаптации при поступлении детей в ясли». В этой папке могут быть материалы:

1) как правильно должна вестись выписка из истории развития ребенка с отметками родителей

2) рекомендации по обслуживанию детей, вновь поступивших в ясли

3) как правильно оформляется адаптационный лист

4) таблица: «Классификация тяжести адаптации детей к яслям»

5) организация новой для малышей среды. (Желательно, чтобы в цветовой гамме окраски здания преобладали светлые и спокойные тона).

Ребенок часто пугается человека в белом халате, поэтому воспитатели ясельных групп могут одеваться в специальную одежду ярких тонов.

Проводят работу с родителями, во второй половине августа может быть организовано посещение семей, проведены индивидуальные беседы, собрания, конференции, оформляться папки-передвижки: «Ваш ребенок идет в ясли», «Я сам!», «Воспитание культурно-гигиенических навыков» и др.

Сотрудник Горьковского НИИ педиатрии МЗ РФ И.И. Пуртов в этот период предлагает Комплекс организационных и лечебно-профилактических мероприятий по оздоровлению часто и длительно болеющих детей в яслях. Он выделяет три группы мероприятий.

1. Группа (организационные мероприятия):

а) создание специальных оздоровительных групп для детей,

б) организация физиотерапевтического кабинета,

в) составление индивидуальных планов оздоровления,

г) оценка эффективности оздоровления,

2. Группа:

а) строгое выполнение санитарно-гигиенического режима детского сада,

б) коррекция режима и питания ребенка,

в) мероприятия по ослаблению адаптационного синдрома при поступлении ребенка в ясли,

г) закаливание в сочетании с массажем грудной клетки и дыхательной гимнастики,

д) активное воздействие на образ жизни ребенка путем целенаправленного санитарного просвещения родителей.

3. Группа – восстановительное лечение в период острых заболеваний.

Мы совсем забываем еще об одном сложном периоде в жизни ребенка. Это переход детей из групп раннего возраста во вторую младшую группу.

Есть обобщенный опыт в этом направлении Липецкой области: как сделать переход в детский сад более безболезненным? Был намечен план мероприятий.

1) Подготовка к переводу детей:

- посещение групп яслей воспитателями детского сада (знакомство с детьми на занятиях, играх, в бытовых процессах).

- беседы с детьми о будущем переходе в детский сад.

- беседы с родителями (сделать день перевода праздничным, говорить о переходе в детский сад только в радостных интонациях).

- документы передавать в детский сад организованно.

- день перевода перенести с 1 сентября на 1 августа. Прием проводят на участке.

- в групповой комнате и на участке детского сада создать условия для игр, приближенные к условиям яслей.

- в день перевода детей принимать только воспитателям детского сада.

- в это день детям готовят и показывают знакомый кукольный спектакль.

- воспитатели только с 1 сентября начинают реализовывать программу второй младшей группы.

- в августе-сентябре старший воспитатель неоднократно посещает группу выпускников с целью выяснить, как идет развитие детской деятельности: игры, обучение.

- в первой младшей группе вести углубленную работу по развитию игры, с переводом от игры рядом в игру в 2-3 человека.

- во второй младшей группе приобрести достаточное количество игрушек, способствующих закреплению, уточнению величины, формы, цвета

- воспитателям детского сада при индивидуальном общении с ребенком делать это общение эмоционально обучающим.

- в августе постепенно перевести детей от занятий подгруппами к фронтальному проведению: вначале музыкальных, затем – по развитию речи, физкультуре, со строительным материалом, изобразительной деятельностью (сначала лепка, затем рисование). В процессе подготовки к занятиям обращалось внимание на обучение детей умению слушать ответ товарища, завершать дело.

- воспитатель второй младшей группы посещает детей первой младшей группы в мае, июне, июле. Проводит наблюдение за играми, занятиями, режимными процессами, беседует с родителями.

- обмен мнениями после каждой серии посещений и выработка мероприятий, направленных на облегчение адаптационного периода, для подготовки детей к усвоению программы второй младшей группы.

- участие в педсоветах (взаимное): в яслях в июле, где дается оценка психического развития детей, уходящих в детский сад; в детском саду – в октябре, когда дается оценка младшей группы в первые дни пребывания в детском саду.

- на групповое родительское собрание в ясли приглашаются: заведующая детским садом, воспитатели, принимающие детей. Здесь происходит знакомство с родителями, а родители получают информацию о детском саде.

- задачи, которые еще предстоит решить – воспитание самостоятельности и работа над звуковой культурой речи – для успешности адаптационного периода детей во второй младшей группе.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Понятие «социальная адаптация». Актуальность проблемы.

2. Назовите факторы, определяющие характер и длительность адаптации.

3. Организация жизни детей, впервые поступивших в детское учреждение.

4. Назовите приёмы, обеспечивающие их привыкание к новым условиям жизни: общие медицинские и педагогические рекомендации; работа с детьми первого года жизни; работа с детьми второго и третьего года.

 

Организация игр-занятий

Специальные игры-занятия проводят по режиму в определенное для этого время – через 20-30 мин. после кормления. Перед занятием детей нужно переодеть, если это необходимо, и высадить на горшок.

Развитие зрительного и слухового сосредоточения. Воспитательница, наклонившись над ребенком, ласково с улыбкой разговаривает с ним, певуче произносит «агу-у», меняя интонацию, старалась, чтобы ребенок следил за движением ее губ, за выражением лица. Таким образом, воспитательница или мама вызывает у малыша первые улыбки. Затем нужно учить ребенка сосредотачивать внимание на игрушке и, позвякивая погремушкой, вызывать желание повернуть голову в сторону звука. Для развития устойчивого слухового внимания рекомендуется проводить музыкальные занятия: давать слушать звучание мелодичных погремушек, напев простейшей мелодии (лучше народной) или исполнение ее на губной гармошке, металлофоне (предметы должны быть в поле зрения ребенка). Эти занятия проводят вначале с одним, а затем в манеже с несколькими детьми. С более старшими детьми можно проводить игру-пляску, взяв ребенка на руки, приплясывая с ним, слегка приподнимая и спуская, напевая мелодию. Нельзя делать резких движений и громко петь – это пугает малыша. Музыкальные занятия проводят с детьми 6-12 мес. с целью порадовать ребенка, т.е. создать положительную эмоциональную атмосферу, а также способствовать запоминанию движений, связанных с музыкой или пением («Ладушки» - похлопывание по бубну, притопывание ножками, игра ручками). Эти занятия должны радовать не только детей-участников, но и детей-зрителей. Для этого, занимаясь с одними детьми, других располагают, чтобы они могли с интересом наблюдать занятия.

Развитие движений и умения брать игрушку из любого положения. Показав игру, не следует сразу вкладывать ее в руку ребенка, а важно вызвать желание взять ее. Когда малыш взял игрушку, то легким движением ему следует подсказать, что ею можно двигать, играть. Позже ребенка учат брать игрушку из разных положений. Показав игрушку, следует, описав траекторию, положить ее рядом с ребенком, затем помочь ему перевернуться со спины на бок и взять ее. Можно положить ребенка на живот, а игрушку – перед ним на расстоянии вытянутых рук. Привлекая внимание игрушкой, позвать: «Ползи, Вовочка, ползи». Если малыш не двигается или ползет назад, то взрослый может подставить свои ладоши к подошвам его ног для опоры, а затем переставлять руки вперед, и тогда ребенок будет направляться к игрушке. Ползанию обучают тогда, когда ребенок уже научился переворачиваться со спины на живот и обратно. Следует вызывать у ребенка стремление встать, держась за перекладины манежа или кроватки. Для этого можно поставить звучащую игрушку на барьер и, привлекая внимание ребенка ее звучанием, передвигать ее, говоря – «Возьми, Верочка, собачку». Аналогичными действиями можно научить ребенка и перешагиванию вдоль барьера манежа или кровати.

К 11 мес. следует развивать у ребенка самостоятельную ходьбу, учить ходить сначала с поддержкой за обе руки, позже, оставив ребенка у какой-либо опоры, немного отойти и затем подзывать его к себе, показывая интересную игрушку. Для овладения самостоятельной ходьбой не рекомендуется использовать каталки (устойчивая платформа с высокой ручкой для толкания перед собой), «ходунки» (подвесное сидение на 4 ножках с колесиками), «вожжи». К сожалению, эти пособия еще бытуют в некоторых семьях, передаваясь от старших к младшим. Они не дают возможностей ребенку ощутить себя в пространстве, балансировать и активно участвовать во владении таким радостным движениям, как самостоятельная ходьба.

Для развития тонких движений рук ребенка учат не только брать игрушку, но и перекладывать ее из руки в руку, сжимать, постукивать, трясти. Давая для этого игрушки, разные по звучанию и форме, нужно стараться показать ребенку все их качества. Детей 9-10 мес. учат более сложным манипуляциям: складывать игрушки в мисочку, извлекать их; надевать кольцо на руку и снимать и т.д. ребенка 10-11 мес. можно научить надевать кольцо на стержень, накладывать кубики один на другой, катить шарик, бросать мяч.

Развитие понимания речи и формирование активных речевых реакций. Во время бодрствования дети часто гукают, гулят, лепечут, без участия взрослого. Но для того, чтобы научить ребенка отвечать взрослому, нужно вступать с ним в речевое общение, а поэтому следует учить его произношению звуков, а затем повторять их за ним, как бы поддерживая разговор с ребенком. Речь взрослого должна быть несколько певучей, с неоднократными повторениями. При разговоре с ребенком не следует отвлекать его посторонними предметами, а необходимо сосредоточить его внимание на лице говорящего. При произношении у взрослого должна быть четкая артикуляция и выразительная мимика.

Занимаясь с детьми 5-10 мес., в первую очередь, следует развивать понимание речи взрослого, интонации голоса, формировать лепет и подражание простым слогам взрослого. Нужно учить малыша взглядом находить предмет: «Где собачка, ав-ав?». Когда ребенок нашел собачку и потянулся к ней, дать ему эту игрушку, приговаривая: «Собачка, ав-ав». Подержав игрушку в руках, ребенок лучше запомнит, и легче будет произносить это новое для него слово. Далее можно показать действие с игрушкой: «Собачка прыг-прыг!». Ребенок повторяет действие с предметом и, таким образом, устанавливается связь между движением руки и произносимым словом.

Детей 11-12 мес. можно учить играть в прятки – это развивает понимание речи и запоминание имен окружающих взрослых и детей. Интересно проходит индивидуальная игра с ребенком 11-12 мес. в «чудесный мешочек». Проводится эта игра за столом (но не для кормления): воспитательница садится напротив ребенка и показывает ему мешочек с игрушками, слегка встряхивает его и спрашивает: «А что там есть?». Затем медленно вынимает из мешочка игрушку, называя ее, вызывая к ней положительное отношение («хороший мишка») дает ребенку погладить игрушку, ставит ее на стол, а затем предлагает положить в мешочек. Игру следует постепенно усложнять: можно оставить две игрушки на столе и попросить ребенка назвать их и т.д. Главное, повторяя действия с игрушкой, стараться четко и немногословно говорить с ребенком, вызывая у него активную речь.

При разговоре с ребенком нельзя повторять слова, копируя его, или произносить их сокращенно – «сюсюкать», так же как обучать ребенка неправильным словам, придуманным взрослыми, например, ко-ко и «яйцо» и т.д.

Очень эмоционально проходит занятие с заводными игрушками. Нескольких детей усаживают или укладывают на живот в манеже лицом к центру и показывают вращающийся волчок и танцующего мишку. Старшим детям можно показывать простейшие инсценировки с куклой, мишкой, зайцем.

Организация самостоятельной деятельности. Проведение специальных игр-занятий способствуют развитию действий с предметами и самостоятельной игре ребенка. Постепенно дети первого года жизни приучаются некоторое время спокойно самостоятельно заниматься игрушкой, разглядывать, манипулировать ею. Но малыша оставлять без присмотра оставлять нельзя, т.к. опыт его действий с игрушкой быстро истощается, он начинает скучать, сосать пальцы, плакать. Нужно во время заменить игрушку, показать новое действие с ней. Ребенок 7-8 мес., самостоятельно играя, может овладеть элементарными действиями, вытекающими из свойств игрушек. Дети второго полугодия жизни могут даже научиться самостоятельным словам и, держаться за барьер, ходить вдоль него, но 10-11 мес. ребенок без участия взрослого не наденет кольцо на стержень пирамидки, не сумеет положить кубик на кубик.

Правильному развитию ребенка очень часто мешает соска-пустышка. Она отвлекает его от познания окружающей среды, задерживает развитие речи. В детских учреждениях от пользования пустышкой отучают, но делать это сразу нельзя, особенно если ребенок недавно поступил в группу. Таким детям рекомендуется чаще давать игрушки, меняя их, и таким образом, постепенно отвлекать его от сосания пустышки.

Своевременное проведение специальных игр-занятий и правильная организация самостоятельной деятельности в соответствии с режимом способствует полноценному развитию детей. Важным моментом также я







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.