Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Требования к архитектурной композиции





Категория требований Элементы архитектурной композиции Требования к архитектурной композиции Рисунок Обоснование
Обязательные требования Отличительная черта здания православного храма Венчание здания храма Крестом Спасение человека благодаря искупительной Крестной Жертве Христа
Постановка храма на участке Ориентация алтаря и Креста на восток Восток - область Рая
Приподнятость уровня храма над землей и алтаря над храмом Ступени духовного восхождения от земного к небесному
Структурные части храма Деление здания на алтарь и собственно храм с алтарной преградой - иконостасом Алтарь - область небесного, где пребывает Бог Храм - область земного пребывания людей
Устройство солеи Общий уровень алтаря и солеи Обожение людей в Таинстве Причащения, происходящего на солее
Устройство амвона - выступа напротив Царских врат Символ камня, отваленного от Гроба Спасителя
Требования, связанные с выражением образов храма и его функциональными особенностями Территория храма Ограждение оградой Отделенность Церкви от мира
Благоустройство с посадкой плод. деревьев Образ «райского» сада
Круговой обход вокруг храма Проведение «Крестного хода» вокруг храма в праздничные дни
Форма плана Крестообразная Крест Христов - основа спасения
Продолговатая Образ «корабля», спасающего в бурных водах житейского моря
Круглая Символ бесконечного космоса
Восьмиугольная (восьмерик на четверике) Символ Вифлиемской путеводной звезды
Общее композиционное решение Сложная многообразная композиция Образ «Небесного Града Иерусалима»
Колокольня Доминирующая высота Образ мачты корабля (храм)
Притвор Небольшой размер и скудное освещение Символ греховной земли и ада
Средняя часть храма Кубический объем Символ вселенной, земли
Покрытие Купольное Образ небесного свода
Шатровое Символ устремления души к Небу
Опоры покрытия 4 столпа с изображением Святых Образ Святых - столпов Церкви
Элементы конструкций верхней зоны Округлые формы Символ обтекаемости, сферичности небесного свода, вселенной
Освещение Размещение окон преимущественно в верхней зоне, в том числе в барабане главы Свет - символ Христова учения, пришедшего с небес
Венчание Одно(пяти)главие Христос - глава Церкви и 4 Евангелиста
Глава Луковичная форма Образ горящей свечи и души, пламенеющей любовью к Богу
Шлемовидная форма Образ воинствующей Церкви
Портал входа Перспективный портал Символ «узкого» пути, ведущего в Царство Небесное
Кладка стен Кирпичная кладка на каменной основе Символ Церкви как сообщества христиан, основанной на твердом основании веры в Христа
Элементы наружного декора Изрезанность поверхностей стен «узорочьем» Образ дематериализованного, неземного сооружения
Декоративный пояс на середине высоты храма с богатой декорацией верхней части Верхняя зона - символ небесного Нижняя зона - символ земного
Цветовое решение Белый цвет Символ небесного цвета Христа, символ небесного мира
    Разноцветная роспись   Образ радуги, «завета» вечного между Богом и между землей

 



Храм как модель мира (образ христианской вселенной) строго сориентирован по сторонам горизонта. К востоку, т.е. к свету, к светлому раю, обращена главная часть храма - алтарь, а его западная часть соответственно отождествляется со страной мрака, холода и смерти. Православный храм пронизан религиозной символикой.

В христианстве, особенно в его православной ветви, часто встречается уподобление храма кораблю (Ноеву ковчегу), несущему верующих на восток, к спасению. Такой образ совместим с внешним примитивным восприятием крестово-купольного храма: купола - паруса, апсида - нос корабля, колокольня - мачта и т.д.

В православном храме заложена также и антропологическая символика. Еще в Византии трехчленное деление внутреннего пространства храма уподобляли тройственному составу человека: дух (алтарь); душа (центральное помещение); тело (притвор). «Очеловечивание» храма нашло яркое отражение в русских названиях частей храма: купол называется главою; поставлена глава на барабан - шею; основание храма - подошва; окна - очи; защитные от дождя выступы над окнами - бровки и т.д.

Важное место в архитектуре храма занимает числовая символика. Символично число куполов: один купол символизирует единство Бога; два соответствуют естеству Иисуса (богочеловек); три символизируют Святую Троицу; четыре - четыре Евангелия, пять - четырех евангелистов и Христа; семь - семь таинств церкви; девять - число ангельских чинов; двенадцать - апостолов и т.д.

Символическое значение имеют любые архитектурные детали храма, а также все предметы, находящиеся в нем.

Так, например, обычно своды крестово-купольного храма опираются на четыре массивных столба, символизирующих четыре Евангелия. Основной частью алтаря является престол - возвышение, символизирующее гроб Господень или престол Святой Троицы и т.д. Следует отметить, что символическая трактовка архитектурных форм и убранства храма остается неизменной во всем периоде существования православных храмов.

Храм делится на три пространственные зоны: алтарь, собственно храм и притвор, которые символизируют трехчастную структуру мира, Вселенную в христианской понимании. Так алтарь символизирует место пребывания Бога, непостижимое для человека.

Средняя часть храма, отделенная алтарной преградой, рассматривается как символ бытия небесного - сферы, где живут ангелы и праведные люди в потустороннем мире.

Наконец, притвор символизирует окружающий человека земной мир, подчиненный законам времени и пространства.

Храм, символизирующий землю, увенчанный куполом (символом неба) – это образ мира, творения Божьего. Купол символизирует также пылающую свечу, пламенность молитвы и устремленность к Богу. По церковным канонам вся жизнь христианина должна быть связана с храмом.
Одной из наиболее распространенных с древнейших времен архитектурных форм, использующихся для строительства православных храмов, была базилика. Храм базиликального типа - это прямоугольное в плане здание, внутреннее пространство которого разделено рядами колонн или столбов на продольные части: нефы (от лат. Nevis – «корабль»), причем центральный неф более высокий (см. Базилика). В дальнейшем базиликального типа храм стал более распространенным в романской и готической архитектуре. А православные храмы нередко тяготели к плану, когда основание приближалось к квадрату (равноконечный греко-византийский крест – православный, а не латинский). Базилика представляет храм как корабль, совершающий свой путь по бурному житейскому морю к горнему Иерусалиму (т.е. к Царству Небесному). Чтобы увеличить внутреннее пространство храма, кроме продольных устраивался специальный поперечный неф. Такая базилика в основании представляла собой крест.

Базиликальный тип, распространенный на территории сегодняшней Германии и Франции, в плане решен или в форме буквы Т, или латинского креста. Начиная с X в. пространственная структура церкви обогащается введением второго поперечного нефа и вторых, западных хоров. Продольные базиликальные здания с возвышающимся главным нефом были с тремя или пятью нефами. Если имелся поперечный неф, он обычно имел ту же высоту, что и главный. Иногда встречаются решения с двумя поперечными нефами, например церковь св. Михаила в Гильдесгейме (1001-1033).

1. Нартекс 2. Главный неф (наос) 3. Боковые нефы - 2 для 3-хнефного храма, 4 - для 5-нефного и т. д. В Испании - es:Lado de la Epístola y lado del Evangelio (Неф Послания — правый; неф Писания - левый - по расположению священных книг). 4. Башни (колокольни) - необязательно 5. Придел 6. Трансепт (средокрестие, подкупольное пространство) 7. Рукава трансепта, поперечный неф 8. Апсида c алтарем 9. Венец капелл 10. Хор - не всегда, обычно обходная галерея 11. Деамбулаторий

Базилика.

 

Для византийской культуры характерны крестово-купольные храмы, имеющие в плане крест и большой купол в центре. См. Фасад византийского храма. План византийского храма.

 

Православный храм называется церковью. Одной из основных отличительных особенностей церкви является иконостас – состоящая из икон стена, отделяющая алтарь от средней (внутренней) части храма. Алтарь располагается в специальном полукруглом выступе - апсиде (греч. «дуга», «полукруг»). Алтарь всегда находится в восточной части храма, поэтому верующие символически обращаются к восходящему солнцу – образу Христа, рассеивающего мрак смерти. В центре алтаря располагается престол – четырехугольный стол, вокруг которого совершается евхаристия. Престол православных храмов освящается в память какого-либо святого или события, празднуемого Церковью. От наименования престола получает название и весь храм. Престолов может быть несколько в разных приделах, но храм называется по главному, центральному престолу.

Во время службы голоса певчих возносятся к главному куполу храма, где на своде обычно помещается изображение Пантократора (греч. «вседержитель») – Христа Вседержителя с благословляющим жестом правой руки, текстом Евангелия в левой, в окружении небесной стражи – архангелов.
Вседержитель – один из основных типов изображения Христа, представляющий Его в виде Небесного Царя и Судии: Христос восседает на троне, благословляя правой рукой, а левой держит свиток или книгу. Наряду с фигурой Христа в рост существует поясное изображение Пантократора – один из самых распространенных иконографических типов росписи купола на Руси. По древней традиции в конхе (навершии) алтаря помещали изображение Богоматери Оранты (лат. «молящаяся»). Богородица представлена здесь одна, в полный рост, с молитвенно воздетыми руками. Эту традицию бережно сохранило православное искусство.

На четырех парусах помещают фигуры евангелистов. Парус – строительная конструкция, обеспечивающая переход от прямоугольного основания к купольному покрытию. Он представляет собой часть купольного свода в виде сферического треугольника, который перекрывает угол квадратного помещения. Евангелистов изображают за писанием священных книг о земной жизни Христа – четырех Евангелий, ставших основой Нового Завета. Считалось, что подобно тому, как купол опирается на столбы посредством парусов, так и вся Вселенская Церковь основывается на четырех Евангелиях.
И наконец, на вертикальных столбах, поддерживающих купол, изображают христианских героев и мучеников – тех, кто проповедовал и утверждал христианство на земле. Это также исполнено символического смысла: Церковь считает их истинными «столпами мира».

Иконостас – перегородка, отделяющая основное пространство храма от алтаря и состоящая из нескольких рядов отдельных икон, установленных в определенном порядке на горизонтальных балках – тяблах.

В византийской традиции это невысокая перегородка, на которой помещался крест – древний символ распятого Христа. Здесь же располагался Деисус (от греч. «деисис» - «моление») – композиция, написанная на одной или трех досках, изображающая фигуры Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи. Духовное содержание этой композиции – в обращении человека к Богу.
В XIV в Русь переживала духовный и художественный расцвет. У истоков нового стиля стояли Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный. Они впервые создали иконостас как сплошную стену, где иконы располагаются рядами (чинами) по строгой религиозно-иерархической системе. Поэтому иконы, составляющие иконостас, называют чиновными.

 

Сведения по иконостасу – дополнительный материал для чтения (не являются частью вопроса):

Общая композиция иконостаса отражает идею небесной иерархии. «Небесного града». Это небо, открывающееся земле. Верхний ряд – праотеческий; он представляет первоначальную ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея, т.е. до получения Закона. Изображенные здесь праотцы предстают со свитками, на которых начертаны пророчества о пришествии Иисуса Христа. В центре чаще всего помещается образ Троицы как знак первого Завета, который Бог заключил с человеком. Пророческий ряд представляет Церковь, получившую Закон от Бога. На свитках, которые держат пророки этого ряда, начертаны предсказания о грядущем Мессии – Христе. Часто в этом ряду помещается икона Богоматери Знамения. Каждый пророк изображается со своим символом и эмблемой, установленными иконописным каноном. Праздничный ряд – период новозаветной истории; в нем изображаются основные события из жизни Иисуса Христа и Богородицы, чаще всего – 12 праздников (так называемые двунадесятые праздники: Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Сретение, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и др.). Деисусный чин – группа икон, имеющая в центре изображение Христа Вседержителя, а справа и слева от него – Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционной позе молитвенного заступничества. Этот ряд – ядро иконостаса. Поэтому иконы в нем чаще всего самые большие по размеру. Именно в деисусный ряд русские мастера помещали фигуры архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, святых отцов и святых мучеников. Основной догматический смысл подобных икон – посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом Царя Небесного. Иисус Христос, как правило, изображается в царском или архиерейском облачении.

Под деисусным чином располагается алтарная преграда, где находятся три двери, ведущие в алтарь. Посреди иконостаса, прямо перед престолом, находятся так называемые царские врата – главный вход в алтарь. По сторонам от царских врат расположены обычно две иконы: Спасителя и справа от него – Богородицы с младенцем. Здесь же крепится местная икона. Т.е. икона того праздника или святого, которому посвящен храм. Тут могут помещаться и изображения святых, почитаемых в данной местности. И если они выделяются в особый ряд икон, то он носит название местного чина. Но в этом ряду обязательно над царскими вратами помещается икона Тайная Вечеря.

На царских вратах рядом с живописью присутствует резьба. А иногда и скульптурные изображения (скульптура не характерна для русского православного храма). На створах царских врат обычно располагают изображения Благовещения (сверху) и четырех евангелистов.

Кроме центральных, царских, врат, в алтарной преграде есть северные и южные врата. На них изображаются святые диаконы или архангелы, которые понимаются как служащие при совершении церковных таинств.

Начиная с XV в. иконостас становится на Руси обязательной частью внутреннего убранства каждого храма. Правда, число ярусов, или чинов, иконостаса могло быть различным – по усмотрению священнослужителей.

 

Форма куполов, их символика. Купол (итал. Cupola – купола, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa - бочка) – пространственная, несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой. Главное в храме – купола. К ним особое внимание и отношение. Купол может быть разной формы, цвета, и имеет разное количество глав. Все характеристики имеют свое символическое значение. История куполов началась еще в доисторические времена. Купола стали строить во время римской архитектурной революции, когда их стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений. Считается, что самый древний купол, из ныне существующих, расположен в римском Пантеоне, возведенном примерно в 128 году нашей эры. Позже традиция куполостроения была перенята византийской религиозной и культовой архитектурой.

Главы над храмами бывают шлемовидными, луковичными, грушевидными и конусовидными.

Шлемовидными покрытиями чаще всего называют специфическую форму купольных покрытий, близкую к форме древнерусского шлема. Шлемовидная форма – символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Византийская империя подарила Руси умение строить храмы. Но молодая христианская Русь отнюдь не чувствовала себя робкой ученицей. Русское зодчество, созданное русскими мастерами, привносило в строительную практику собственные находки, оригинальные идеи и стало новым воплощением христианского искусства. Проанализировав рисунки храмов, можно заметить, что меняется и форма купола. Уже в 12 в. купола напоминают воинский шлем.

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России, Турции, Индии и на среднем Востоке. Форма луковицы – символ пламени свечи, победы светлых сил. Православный храм, символизирующий землю, с куполом - символом неба, осмысляется как модель мироздания, которое, согласно религиозным воззрениям, творения Боже. К небу, Богу верующие устремляет свои мысли. Поэтому «луковичная» форма купола выбрана не случайно. Она напоминает заостряющееся кверху пламя, горящую свечу, которую зажигают во время обращенной к Богу молитвы. Такая форма купола символизирует духовный подъем и стремление к совершенству. Форма луковицы - символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы - свет миру».

Овальные купола являются частью архитектуры барокко. Первый овальный купол барокко был построен Джакомо да Виньола для церкви Сант андреа-ин-Виа-Фламида в 1553 году. Самый большой овальный купол был построен в Викофорте архитектором Франческо Галло.

Купола-зонтики разделены на сегменты ребрами, расходящимися от центра к основанию купола.

Горизонтальные сечения полигональных куполов представляют собой многоугольники. Одним из самых известных примеров таких куполов является восьмиугольный купол собора Санта-Мария-дель-фьоре во Флоренции, возведенный Филиппо Брунеллески.

Шатер. Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды. Новая страница в истории средневековой русской архитектуры Освобождение от ордынского ига стимулировало новый подъем в архитектуре. К этому времени сложился еще один национальный тип храма. Характерная для Византии купольная система преобразовалась в остроконечный верх башни. В этом чувствуется несомненное влияние оборонного зодчества, характерный пример которого дает Псков с его мощными башнями, лишенными каких-либо украшений и служившими защитой от нападений врагов. При особо очевидной мощи стен, кладки, узких бойниц, окон, гармоничность форм подчеркивает их стройность и изящество. Геометрическая форма восьмигранного шатра, в плане образующая подобие восьмиконечной Вифлеемской звезды, позволяет истолковывать такие храмы как образ Богоматери, которой символически соответствуют числа 8 и 9. Но шатровые покрытия запрещаются, хотя эта форма сохранилась в строительстве колоколен. И это не случайно. Шатер на колокольне сохраняется как символ благовеста и, разумеется, Благовещения Пресвятой Богородицы. Сооружались также колокольни ярусной конструкции (колокольня московского Новодевичьего монастыря).

Купол-блюдце ниже, чем другие виды куполов. Такой купол, оказывается, снаружи не виден, а внутри создает ощущение увеличенного пространства. Эти купола использовались при возведении византийских церквей и османских мечетей.

Количество куполов. По церковной символике, купол указывает христианам необходимость стремления от земного к небесному. Православные храмы строятся с нечетным числом куполов. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной церкви. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены. Одноглавый храм (купол) знаменует собой единство Бога, совершенство творения. Одноглавые храмы строились чаще всего в домонгольскую эпоху и являлись символом Единого Бога и совершенства творения (церковь Покрова на Нерли, церковь Святого Духа в Троице-Сергиевской Лавре, Дмитриевский собор во Владимире, Казанская церковь). Иногда к ним пристраивались колокольни или приделы и два купола, тогда символизировали два естества Господа Иисуса Христа — Божественное и человеческое (Церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле). Двуглавый храм (два купола) символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую). Трехглавый храм (три купола) символизируют Пресвятую Троицу, не всегда могут быть Троицкими (например, Георгиевский собор Юрьевского монастыря в Великом Новгороде. Четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

Пятиглавый храм - пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов. Большое распространение на Руси получили пятикупольные храмы, причем строительство их велось как в древности, так и в наши дни. Иногда изначально пятиглавый собор после перестройки мог превратиться в шестиглавый (Софийский собор в Новгороде), впрочем, как и появиться из трехглавого ранее собора. Причинами таких перестроек становились, как правило, обветшание и пожар. Пятикупольные храмы строятся и в последнее время, таким, например, стал храм Христа Спасителя, недавно возрожденный в Москве. Семиглавый храм - семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей. Девятиглавый храм - девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. Тринадцатиглавый храм, тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15-18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма. Тридцать три главы - число земных лет Спасителя. Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

Цвет купола. Цвет купола также важен в символике храма. Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Золочение куполов - чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий. В этой кажущейся расточительности есть своя нерушимая логика. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото. Золотом на Руси покрывали главы главных храмов, а также храмов, посвященных Спасителю. Использование в отделке церквей золотой фольги началось во времена Византийской империи, которая не жалела драгоценного металла для благолепия храмов. Впоследствии традиция украшения была перенята и крестившейся Русью. Церковь Покрова Богородицы на реке Нерль стала одной из первых, чей купол по приказу святого князя Андрея Боголюбского был покрыт сусальным золотом. Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый - цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами. В монастырях встречаются черные купола – это цвет монашества.

 

Основные типы культовых сооружений в структурном, конфессиональном и ином отношении: святилища, пещерные и наземные храмы, пантеон, католическая базилика и православный крестово-купольный храм, шатровые храмы, ярусные храмы, храм-ротонда, мусульманские мечети, иудаистские синагоги, буддийские храмы и пагода. Ступа. Культовый (храмовый) ансамбль. Часовня. Монастырь.

 

Краткие ответы:

 

Святилище - священное место или алтарь, посвященный божеству (святая святых). Во многих религиях считается местопребыванием божества; в ряде культур служило местом убежища для преследуемых. Древние культовые места преимущественно были святилищами под открытым небом.

 

Пещерный храм– храм, представляющий структурно оформленное пространство с культовым назначением в горных породах (в пещере). Пещерные храмы, например, в древности были широко распространены в буддизме, в индуизме (чайтьи).

 

Наземный храм – культовое здание, наземные храмы появляются в период формирования, письменной культуры, первых городов и государств. Например, это храм Амона-Ра в Карнаке (Древний Египет).

 

Пантеон (греч. - храм, посвященный всем богам), единственное сохранившееся в Риме (высотой 43 м), величайшее античное купольное сооружение.

 

Католическая базилика – см. материал к 5-му вопросу.

 

Православный крестово-купольный храм. Крестово-купольный тип храма (все центральное пространство храма в плане образует крест) заимствован в Византии. Как правило, в плане он – прямоугольный, а все его формы, постепенно понижаясь от центрального купола, составляют пирамидальную композицию. Световой барабан крестово-купольного храма обычно опирается на пилон – четыре несущих массивных столба в центре здания, - откуда расходятся четыре сводчатых «рукава». Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест (католическая базилика в планировке и объемах представляет собой латинский крест). В своем первоначальном виде четкую крестово-купольную композицию представлял собой Софийский собор в Киеве. Классические примеры крестово-купольных храмов – Успенский собор Московского Кремля. Традиции строительства крестово-купольных храмов нашли продолжение в церковной архитектуре Северо-Восточной Руси (Успенский и Дмитриевские соборы во Владимире и др.) Для их внешнего оформления характерны: закомары, аркатура, пилястры, прясло (см. материал к вопросу по архитектурному убранству храма).

 

Шатровые храмы – это классика русской архитектуры. Пример такого рода храмов – церковь Вознесения в Коломенском (Москва), воссоздающая принятую в деревянном зодчестве конструкцию «восьмерик на четверике». Церковь Вознесения в Коломенском:

Восьмерик – восьмиугольное в плане сооружение, или часть сооружения, ставился на четырехугольное основание – четверик. Восьмигранный шатер органично вырастает из четырехугольного здания храма. Главный отличительный признак шатрового храма – сам шатер, т.е. шатровое покрытие, кровля в виде четырехгранной или многогранной пирамиды. Облицовка глав, шатров и других частей здания могла быть выполнена лемехом – продолговатыми, иногда изогнутыми деревянными дощечками с зубчиками по краям. Этот нарядный элемент заимствован из древнерусской деревянной архитектуры. Храм со всех сторон окружен гульбищами – так в русской архитектуре назывались галереи или террасы, окружающие здание, как правило, на уровне перекрытия нижнего этажа – подклети. В качестве наружного украшения использовались ряды кокошников – декоративных закомар. Шатер использовался не только для перекрытия церквей, но и для завершения колоколен, башен, крылец и других построек, причем как культового, так и мирского, светского характера.

 

Ярусные храмы состоят из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, секций. Представление о них можно получить, внимательно рассмотрев знаменитую церковь Покрова Богородицы в Филях. Всего здесь с подклетью шесть ярусов. Два верхних, не застекленных, предназначены для колоколов. Церковь Покрова Богородицы в Филях:

Храм изобилует богатым внешним декором: различного рода колонками, наличниками, карнизами, резными лопатками – вертикальными плоскими и узкими выступами в стене, кирпичными выкладками.

Храмы (церкви) - ротонды – это круглые (ротонда в переводе с латинского - круглый) в плане постройки, подобные светским сооружениям - жилому зданию, павильону, залу и т.п.

Яркие образцы храмов этого типа – церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря в Москве (см. ниже), Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры. В храмах-ротондах нередко встречаются такие архитектурные элементы, как крыльцо с колоннами или колонны вдоль стен по кругу.

Наиболее распространены в Древней Руси были символизировавшие вечную жизнь на небесах круглые в основании храмы-ротонды, главным составляющими внешнего оформления которых были: цоколь, апсиды, барабан, подзор, купол, паруса и крест (см. материал к вопросу о терминах к дисциплине «Религия и культовое зодчество).

 

Мусульманская мечеть.Мечеть - мусульманское богослужебное сооружение. Первая мечеть была построена пророком Мухаммедом в Медине (622 г.) и представляла собой просто огороженное место для молитвы. Затем мечети стали открываться в тех городах, которые были завоеваны мусульманами. После взятия Мекки в каждой мечети появился михраб - ниша, которая указывала киблу - направление к Каабе. В Средние века мечеть помимо религиозных функций выполняла и социальные: в ней происходило обучение студентов, собрание жителей, давался приют странникам и т. д. Первые турецкие мечети строились по типу арабских, но в конце XV века появился новый тип мечети. Святилища строились как обширный комплекс зданий с прямоугольным внутренним двором, с каждой стороны которого возвышается сводчатый зал, открытый с одной стороны во двор - айван. В исламе одна из главных мечетей – мечеть аль-Харам ("Запретная") в Мекке.

Голубая мечеть (Султанахмет), Турция (Стамбул).

 

Иудаистская синагога (от греч. συναγωγή, «собрание»; ивр. בֵּית כְּנֶסֶת‎, бейт кне́сет - «дом собрания»; идиш שול, шул - «школа»), после разрушения Иерусалимского храма - основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины. Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма. Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни. Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму, и называет ее микдаш меат - «малое святилище».

Старонова синагога в Праге, 1270 г. Старейшая действующая синагога в мире.

 

Буддийский храм.Как отмечалось выше, основной целью пребывания верующего в буддийском храме является не знакомое нам богослужение с его церемониалом и пышной ритуалистикой, а личная медитация отдельного человека для достижения им состояния «нирваны» - абсолютного покоя и блаженства. Исходя из этого построение внутреннего пространства четкое и направлено вглубь храма, где располагается большая статуя, изображающая фигуру Гаутамы Будды в таком же состоянии медитации с полуоткрытыми глазами. Пространство храма (молельный зал) мало декорируется, так как весь акцент делается на скульптуре Будды. Вокруг него могут быть индийские росписи с сюжетами из жизни Будды или просто орнаменты с антропоморфными и растительными мотивами.

Снаружи храмы чаще всего многоярусные, некупольные, с ярко раскрашенными фасадами. Территория храма замкнута со всех сторон, на нее ведут мощные ворота.

В русских переводах японских текстов и в работах исследователей часто можно встретить словосочетание «буддийский монастырь». Важно иметь в виду, что «храм» и «монастырь» в этом случае - одно и то же. В любом буддийском храме живут монахи, и это комплекс зданий.

Скульптурные, рисованные или вышитые изображения будды помещают в «золотом зале», кондо:. Это может быть и Будда Шакьямуни, и другие будды: вселенский Махавайрочана, сострадательный Амитабха и др. Здесь же могут находиться изображения бодхисатв и других почитаемых существ.

Пагода, то:, предназначена для хранения останков земного тела Будды Шакьямуни. Почти в каждом храме есть предание, как эти останки попали в Японию: перенеслись на острова чудесным путем или же их прислали в дар правители материковых держав. Пагода имеет три или пять ярусов, в центре нее всегда есть главный столб из цельного ствола большого дерева. Останки Будды хранятся или по центральным столбом, или на его верхушке.

Пагода шести гармоний, Ханчжоу (Китай).

 

Учение пребывает в храме в виде текстов буддийского канона. Они не просто хранятся в виде свитков книг или в памяти у знатоков, но постоянно воспроизводятся путем чтения и толкования в «зале для чтений», ко:до:.

Общину составляют монахи, их ученики, а также миряне, на время поселившиеся в жилых помещениях храма. Как правило, эти помещения обустроены в галереях.

Начиная с VIII в. при многих храмах стали обустраивать место для почитания «родных богов», ками. Святилище может находиться на территории храма или вне ее, боги мыслятся как защитники храма.

Устройство храма «Четырех небесных государей» (Ситэнно:дзи), одного из самых древних в Японии. В храме может быть несколько пагод, иногда бывает несколько «Золотых залов», но расположены они почти всегда в таком порядке, как на рисунке.

 

Модульная сетка, иллюстрирующая принцип симметричности планировки восточного храмового комплекса.

 

Буддийский храм – преимущественно культовый ансамбль (см. об этом ниже).

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.