Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема № 1.3. 3: «Методика оценки медицинской обстановки при возникновении очагов поражения при чрезвычайных ситуациях».





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Тема № 1.3. 3: «Методика оценки медицинской обстановки при возникновении очагов поражения при чрезвычайных ситуациях».

 

По дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф».

Педиатрический факультет

 

 

Методические рекомендации рассмотрены

и одобрены на заседании кафедры

(протокол № 8 от «14» мая 2012 г.)

Заведующий кафедрой

доцент В.Б. Сивков

 

 

«___» _____________ 2012 г.

 

Самара, 2012

2. Формируемые компетенции:

· способностью и готовностью проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14);

3. Цель занятия:

В результате изучения темы занятия студент должен:

Знать:

· характеристику химических и радиационных очагов поражения;

· основы оценки химической и радиационной обстановки;

Уметь:

· выявлять опасные и вредные факторы среды обитания, влияющие на безопас­ность жизнедеятельности населения;

· оценивать химическую и радиационную обстановку;

Владеть:

· методами оценки медико-тактической характеристики очагов поражения;

 

4. Общее время занятия: 270 минут

Оснащение занятия

Материально-техническое обеспечение:

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов – 1 на двоих студентов.

Учебный материал для студентов (учебные задания студентам – ситуационные задачи; формализованный документ – оценка обстановки; краткий теоретический материал по химическим авариям с выбросом АХОВ (СДЯВ); методика прогнозирования и оценки обстановки в чрезвычайных ситуациях; медико-санитарное обеспечение при химических авариях с выбросом хлора (краткий теоретический материал); медико-санитарное обеспечение при химических авариях с выбросом аммиака (краткий теоретический материал); методика расчета основных показателей для планирования работы службы медицинской службы в очагах.

Калькуляторы, карандаши, циркули, линейки, транспортиры.

Литература для самостоятельной подготовки студентов:

Основная литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов. В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, сте-реотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов. В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, сте-реотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил.

Дополнительная литература:

1. Сивков, В.Б. Организация медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Часть 1. Медицинская служба гражданской обороны: Учебное пособие. – 2-е изд. / В.Б. Сивков, В.Н. Дмитрук., А.Д. Рояк – Самара, ГОУВПО «СамГМУ», 2010. – 370 с.Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях: Руководство - М.: "МП Гигиена", 2006. - 580 с.

2. Методика прогнозирования медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и катастроф на химических объектах: Учебное пособие / В.Н. Дмитрук, В.Р. Якимчук. – Самара, СамГМУ, 2010. – 40 с.

3. Лекционный материал.

6. Самостоятельная работа во внеучебное время (задание на дом

Подготовится к тестированию.

Подготовить реферат на тему: «Медицинская обстановка в очагах поражения, сущность, методика оценки»

№ пп Вопрос самоподготовки Источники информации Цель самоподготовки Вопросы и задания для самоконтроля
1. Оценка химичес-кой обстановки при авариях на химии-ческих предприя-тиях. Методика прогнози-рования медико-са-нитарных последст-вий чрезвычайных ситуаций и катаст-роф на химических объектах: Учебное пособие / В.Н. Дмит-рук, В.Р. Якимчук. – Самара, СамГМУ, 2010. – 40 с. Проверка уровня усвоения знаний, по возможности воспроизведения информации об изучаемом объекте. 1. Основные пора-жающие факторы. 2. Дополнительные поражающие фак-торы. 3. Характер мест-ности, природные ус-ловия. 4. Масштаб чрезвы-чайной ситуации). 5. Границы очага.  
2. Оценка медицин-ской обстановки   Методика прогнози-рования медико-санитарных послед-ствий чрезвычайных ситуаций и катаст-роф на химических объектах: Учебное пособие / В.Н. Дмит-рук, В.Р. Якимчук. – Самара, СамГМУ, 2010. – 40 с. Проверка уровня усвоения знаний, по возможности воспроизведения информации об изучаемом объекте 1. Определить ве-личину санитарных потерь. 2. Определить структуру санитар-ных потерь. 3. Оценить условия деятельности меди-цинской службы

7. План самостоятельной работы на занятии

№ п/п Название этапа Описание этапа Педагогическая цель этапа Время этапа мин.
1. Организационный этап. Преподаватель проверяет наличие студентов на занятии, внешний вид, подчеркивает важность изучаемой темы. После чего преподаватель отвечает на вопросы, вызвавшие затруднение у студентов при изучении материала.   Организовать студентов, настроить на работу, ввести проблематику темы занятия, подчеркнуть ее значение.  
2. Контроль исходного уровня знаний. Обсуждение вопросов, воз-никших у студентов при подготовке к занятию. Проведение исходного конт-роля обучаемых путем письменного тестирования. Проверить уровень подготовки студентов к занятию, коррекция их знаний.    
3. Обучающий этап. Инструктаж, проводимый преподавателем по алгоритму решения ситуационных задач. Раскрыть цель пред-стоящей работы.  
4. Самостоятельная работа студентов на занятии. Решение ситуационных задач. Добиться достижение целей занятия: умение использовать получен-ные знания для решения практических задач, рациональное использование приоб-ретенных практичес-ких умений.    
5. Контроль конечного уровня усвоения знаний.   Преподаватель проводит индивидуальное собеседо-вание с каждым студентом, контролирует выполнение ситуационной задачи, оценивает ее выполнение. Критерии оценивания приведены в разделе ниже. При необходимости задает контрольные вопросы. Проверить уровень полученных умений студентов в соответ-ствии с целями занятия путем проверки решен-ных ситуационных задач.  
4. Заключительный этап. В заключении преподаватель подводит итоги, указывает на ошибки, допущенные студентами в ходе практического занятия, отвечает на возникшие в ходе занятия вопросы, дает оценку работы группы, дает домашнее задание на следующее занятие (само-подготовку). Четкое выделение фор-мулировок выводов по теме.  
ИТОГО  

8. ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение №1 Материалы для контроля исходного уровня знаний студентов

 

Приложение №1

Тема № 1.3.3: «Методика оценки медицинской обстановки при возникновении очагов поражения при чрезвычайных ситуациях»

Вариант № 1

Укажите одну из особенностей химической катастрофы (очага).

а) объемность поражающего действия аварийно опасных химических веществ (АОХВ);

б) отсутствие субъективных ощущений и объективных изменений в момент контакта с излучением;

в) неспособность АОХВ проникать в организм человека через кожу и слизистые.

Укажите одну из причин, от которых зависят возможные потери населения в химическом очаге.

а) наличие или отсутствие на территории очага токсикологического центра;

б) возможность осуществления террористического акта на химическом предприятии;

в) плотность населения на территории очага.

Укажите одно из мероприятий первой медицинской помощи пораженным в химическом очаге.

а) введение радиопротектора;

б) ведение антидота;

в) гемодиализ.

Вариант № 2

Критерии оценок

7 правильных ответов – удовлетворительно (70% выполнения задания)

8 правильных ответов – хорошо (80% выполнения задания)

9, 10 правильных ответов – отлично (90 – 100 % выполнения задания)

более трех неправильных ответов – неудовлетворительно (менее 70% выполнения задания).

Общая оценка (одна за тему) выставляется путем усреднения оценок полученных за тестовый контроль и устный ответ.

 

ТРЕБОВАНИЯ

По оформлению реферата

Время выделяемое студентом на подготовку реферата - не менее 6 часов.

Рекомендуемый объем реферата – 12–15 страниц печатного (Word 14 шрифт, 1,5 интервала, формат A4) или рукописного текста. Реферат должен содержать следующие обязательные компоненты: титульный лист; план (содержание/оглавление); введение в начале текста и заключение с основными выводами в конце; текст основной части реферата должен быть обязательно разбит на главы (параграфы/разделы); в конце реферата должен прилагаться список литературы (не менее 3 наименований). На титульном листе должны быть представлены: название университета, кафедры, тема работы, ФИО и название группы студента, а также ФИО преподавателя.

Реферат должен быть написан грамотным русским языком с соблюдением стилистических норм. Наиболее важные части текста и названия разделов необходимо выделять подчеркиванием, жирным шрифтом. В реферате могут быть представлены иллюстрации, вставленные в текст, или в качестве отдельного приложения к работе.

Оценивание реферата

Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

• 86 – 100 баллов – «отлично»;

• 70 – 75 баллов – «хорошо»;

• 51 – 69 баллов – «удовлетворительно;

• мене 51 балла – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.

 

Задание № 1а

Произвести прогнозирование чрезвычайной ситуации (ЧС): в результате взрыва на химическом заводе произошло разрушение ёмкостей и выброс 40 тонн аммиака. (Хранился в сжиженном состоянии под давлением).

Общая обстановка в районе аварии.

Температура воздуха: + 20 градусов по Цельсию, инверсия, скорость ветра – 1 м/сек, направление ветра – северо-западное. Плотность населения в районе аварии 0,5 тыс. чел. на 1 квадратный километр, 50% населения находится в помещениях.

Площадь химического завода – 10 квадратных километров. Численность смены рабочих – 5000 человек, 50% из них находятся в зданиях завода.

Время, прошедшее после аварии – 1 час.

Исполнить:

1. Определить основные поражающие факторы ЧС.

2. Определить дополнительные поражающие факторы ЧС.

3. Определить границы очага и масштаб ЧС, Зоны заражения изобразить на схеме с учетом масштабирования.

4. Определить величину санитарных потерь среди рабочих и населения.

1. Определить основные поражающие факторы ЧС.

Решение: химический поражающий фактор (аммиак) и механический поражающий фактор (ударная волна взрыва).

2. Определить дополнительные поражающие факторы ЧС.

Решение: термический поражающий фактор (вторичный пожар), химический поражающий фактор (продукты горения, в том числе оксид углерода), пониженное количество кислорода в воздухе в зоне горения.

3. Определить границы очага и масштаб ЧС, Зоны заражения изобразить на схеме с учетом масштабирования.

4. Решение:

5. Прогнозирование возможной химической обстановки начинается с определения глубины зоны заражения по первичному облаку АОХВ. Для этого сначала надо определить эквивалентное количество выброса АОХВ по первичному облаку.

Эквивалентное количество вещества по первичному облаку (Qэ1) определяется по формуле:

1 = К1 х КЗ х К5 х К7 х Qо,

где: К1 – коэффициент, характеризующий условия хранения АОХВ, он находится по таблице 1, в нашем случае он равен 0,18.

К3 – коэффициент, характеризующий отношение пороговой токсодозы данного АОХВ, к пороговой токсодозе хлора, определяется по таблице; в нашем случае он равен 0,04.

K5 – коэффициент, учитывающий степень вертикальной устойчивости воздуха, (при инверсии * – 1; при изотермии ** – 0,23; при конвекции ***– 0,08), в нашем случае он равен 1.

К7 – коэффициент, учитывающий влияние температуры воздуха, определяется по таблице, в нашем случае он равен 1.

Qo – количество АОХВ в емкости (т), определяется по условию задачи.

1 = К1 х КЗ х К5 х К7 х Qо = 0,18 х 0,04 х 1 х 1 х 40 = 0,29 тонн

Далее по таблице № 3 находим глубину зоны возможного заражения, она в нашем примере равна 3,16 км.

В очагах химического заражения различают зону смертельных концентраций, которая прилегает ближе к эпицентру аварии и имеет большую концентрацию АОХВ, и зону поражающих концентраций. При проведении расчетов, определения величины и структуры санитарных потерь ведется для 2-х зон раздельно.

Площадь зоны возможного заражения (Sв) «Зона поражающих концентраций» определяется по формуле (км2):

Sв = 8,72 х 10-3 х Г2 х Y,

где: Г – глубина зон возможного заражения (км);

Y – угловой размер зоны возможного заражения, зависящей от скорости ветра (при скорости ветра 0,5 м/с и менее Y=360°, при 0,6 – 1 м/с – 180°, при 1,1–2 м/с – 90°, при более 2м/с – 45°).

Sв = 8,72 х 10-3 х Г2 х Y = 8,72 х 10-3 х 3,162 х 180 = 15,68 километров в квадрате.

Площадь фактического заражения (Sф) «Зона смертельных концентраций» – определяется по формуле (км2):

Sф = Кв х Г2 х N

где: KB – коэффициент, зависящий от вертикальной устойчивости воздуха:

(инверсия – 0,081; изотермия – 0,133, конвекция – 0,235), в нашем случае он равен 0,081.

N – время после аварии (ч), по условию задачи оно равно 1 часу.

Г – глубина зоны возможного заражения (км), Г = 3,16 км.

Sф = Кв х Г2 х N = 0,081 х = 0,81 км в квадрате.

Сравнивая площадные показатели зон и завода делаем вывод, что зона смертельных концентраций не выходит за пределы завода, а зона возможного заражения выходит за пределы завода. То есть (15,68 км в квадрате – 10 км в квадрате = 5,68 км в квадрате – это площадь заражения города.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Тема № 1.3. 3: «Методика оценки медицинской обстановки при возникновении очагов поражения при чрезвычайных ситуациях».

 

По дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф».

Педиатрический факультет

 

 

Методические рекомендации рассмотрены

и одобрены на заседании кафедры

(протокол № 8 от «14» мая 2012 г.)

Заведующий кафедрой

доцент В.Б. Сивков

 

 

«___» _____________ 2012 г.

 

Самара, 2012

2. Формируемые компетенции:

· способностью и готовностью проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14);

3. Цель занятия:

В результате изучения темы занятия студент должен:

Знать:

· характеристику химических и радиационных очагов поражения;

· основы оценки химической и радиационной обстановки;

Уметь:

· выявлять опасные и вредные факторы среды обитания, влияющие на безопас­ность жизнедеятельности населения;

· оценивать химическую и радиационную обстановку;

Владеть:

· методами оценки медико-тактической характеристики очагов поражения;

 

4. Общее время занятия: 270 минут

Оснащение занятия

Материально-техническое обеспечение:

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов – 1 на двоих студентов.

Учебный материал для студентов (учебные задания студентам – ситуационные задачи; формализованный документ – оценка обстановки; краткий теоретический материал по химическим авариям с выбросом АХОВ (СДЯВ); методика прогнозирования и оценки обстановки в чрезвычайных ситуациях; медико-санитарное обеспечение при химических авариях с выбросом хлора (краткий теоретический материал); медико-санитарное обеспечение при химических авариях с выбросом аммиака (краткий теоретический материал); методика расчета основных показателей для планирования работы службы медицинской службы в очагах.

Калькуляторы, карандаши, циркули, линейки, транспортиры.

Литература для самостоятельной подготовки студентов:

Основная литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов. В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, сте-реотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов. В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, сте-реотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил.

Дополнительная литература:

1. Сивков, В.Б. Организация медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Часть 1. Медицинская служба гражданской обороны: Учебное пособие. – 2-е изд. / В.Б. Сивков, В.Н. Дмитрук., А.Д. Рояк – Самара, ГОУВПО «СамГМУ», 2010. – 370 с.Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях: Руководство - М.: "МП Гигиена", 2006. - 580 с.

2. Методика прогнозирования медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и катастроф на химических объектах: Учебное пособие / В.Н. Дмитрук, В.Р. Якимчук. – Самара, СамГМУ, 2010. – 40 с.

3. Лекционный материал.

6. Самостоятельная работа во внеучебное время (задание на дом

Подготовится к тестированию.

Подготовить реферат на тему: «Медицинская обстановка в очагах поражения, сущность, методика оценки»

№ пп Вопрос самоподготовки Источники информации Цель самоподготовки Вопросы и задания для самоконтроля
1. Оценка химичес-кой обстановки при авариях на химии-ческих предприя-тиях. Методика прогнози-рования медико-са-нитарных последст-вий чрезвычайных ситуаций и катаст-роф на химических объектах: Учебное пособие / В.Н. Дмит-рук, В.Р. Якимчук. – Самара, СамГМУ, 2010. – 40 с. Проверка уровня усвоения знаний, по возможности воспроизведения информации об изучаемом объекте. 1. Основные пора-жающие факторы. 2. Дополнительные поражающие фак-торы. 3. Характер мест-ности, природные ус-ловия. 4. Масштаб чрезвы-чайной ситуации). 5. Границы очага.  
2. Оценка медицин-ской обстановки   Методика прогнози-рования медико-санитарных послед-ствий чрезвычайных ситуаций и катаст-роф на химических объектах: Учебное пособие / В.Н. Дмит-рук, В.Р. Якимчук. – Самара, СамГМУ, 2010. – 40 с. Проверка уровня усвоения знаний, по возможности воспроизведения информации об изучаемом объекте 1. Определить ве-личину санитарных потерь. 2. Определить структуру санитар-ных потерь. 3. Оценить условия деятельности меди-цинской службы

7. План самостоятельной работы на занятии

№ п/п Название этапа Описание этапа Педагогическая цель этапа Время этапа мин.
1. Организационный этап. Преподаватель проверяет наличие студентов на занятии, внешний вид, подчеркивает важность изучаемой темы. После чего преподаватель отвечает на вопросы, вызвавшие затруднение у студентов при изучении материала.   Организовать студентов, настроить на работу, ввести проблематику темы занятия, подчеркнуть ее значение.  
2. Контроль исходного уровня знаний. Обсуждение вопросов, воз-никших у студентов при подготовке к занятию. Проведение исходного конт-роля обучаемых путем письменного тестирования. Проверить уровень подготовки студентов к занятию, коррекция их знаний.    
3. Обучающий этап. Инструктаж, проводимый преподавателем по алгоритму решения ситуационных задач. Раскрыть цель пред-стоящей работы.  
4. Самостоятельная работа студентов на занятии. Решение ситуационных задач. Добиться достижение целей занятия: умение использовать получен-ные знания для решения практических задач, рациональное использование приоб-ретенных практичес-ких умений.    
5. Контроль конечного уровня усвоения знаний.   Преподаватель проводит индивидуальное собеседо-вание с каждым студентом, контролирует выполнение ситуационной задачи, оценивает ее выполнение. Критерии оценивания приведены в разделе ниже. При необходимости задает контрольные вопросы. Проверить уровень полученных умений студентов в соответ-ствии с целями занятия путем проверки решен-ных ситуационных задач.  
4. Заключительный этап. В заключении преподаватель подводит итоги, указывает на ошибки, допущенные студентами в ходе практического занятия, отвечает на возникшие в ходе занятия вопросы, дает оценку работы группы, дает домашнее задание на следующее занятие (само-подготовку). Четкое выделение фор-мулировок выводов по теме.  
ИТОГО  

8. ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение №1 Материалы для контроля исходного уровня знаний студентов

 

Приложение №1







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.