|
Тема № 1.3. 3: «Методика оценки медицинской обстановки при возникновении очагов поражения при чрезвычайных ситуациях».МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Тема № 1.3. 3: «Методика оценки медицинской обстановки при возникновении очагов поражения при чрезвычайных ситуациях».
По дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф». Педиатрический факультет
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры (протокол № 8 от «14» мая 2012 г.) Заведующий кафедрой доцент В.Б. Сивков
«___» _____________ 2012 г.
Самара, 2012 2. Формируемые компетенции: · способностью и готовностью проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14); 3. Цель занятия: В результате изучения темы занятия студент должен: Знать: · характеристику химических и радиационных очагов поражения; · основы оценки химической и радиационной обстановки; Уметь: · выявлять опасные и вредные факторы среды обитания, влияющие на безопасность жизнедеятельности населения; · оценивать химическую и радиационную обстановку; Владеть: · методами оценки медико-тактической характеристики очагов поражения;
4. Общее время занятия: 270 минут Оснащение занятия Материально-техническое обеспечение: Методические рекомендации к практическому занятию для студентов – 1 на двоих студентов. Учебный материал для студентов (учебные задания студентам – ситуационные задачи; формализованный документ – оценка обстановки; краткий теоретический материал по химическим авариям с выбросом АХОВ (СДЯВ); методика прогнозирования и оценки обстановки в чрезвычайных ситуациях; медико-санитарное обеспечение при химических авариях с выбросом хлора (краткий теоретический материал); медико-санитарное обеспечение при химических авариях с выбросом аммиака (краткий теоретический материал); методика расчета основных показателей для планирования работы службы медицинской службы в очагах. Калькуляторы, карандаши, циркули, линейки, транспортиры. Литература для самостоятельной подготовки студентов: Основная литература: 1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов. В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, сте-реотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил. 2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов. В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, сте-реотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил. Дополнительная литература: 1. Сивков, В.Б. Организация медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Часть 1. Медицинская служба гражданской обороны: Учебное пособие. – 2-е изд. / В.Б. Сивков, В.Н. Дмитрук., А.Д. Рояк – Самара, ГОУВПО «СамГМУ», 2010. – 370 с.Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях: Руководство - М.: "МП Гигиена", 2006. - 580 с. 2. Методика прогнозирования медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и катастроф на химических объектах: Учебное пособие / В.Н. Дмитрук, В.Р. Якимчук. – Самара, СамГМУ, 2010. – 40 с. 3. Лекционный материал. 6. Самостоятельная работа во внеучебное время (задание на дом Подготовится к тестированию. Подготовить реферат на тему: «Медицинская обстановка в очагах поражения, сущность, методика оценки»
7. План самостоятельной работы на занятии
8. ПРИЛОЖЕНИЯ: Приложение №1 Материалы для контроля исходного уровня знаний студентов
Приложение №1 Тема № 1.3.3: «Методика оценки медицинской обстановки при возникновении очагов поражения при чрезвычайных ситуациях» Вариант № 1 Укажите одну из особенностей химической катастрофы (очага). а) объемность поражающего действия аварийно опасных химических веществ (АОХВ); б) отсутствие субъективных ощущений и объективных изменений в момент контакта с излучением; в) неспособность АОХВ проникать в организм человека через кожу и слизистые. Укажите одну из причин, от которых зависят возможные потери населения в химическом очаге. а) наличие или отсутствие на территории очага токсикологического центра; б) возможность осуществления террористического акта на химическом предприятии; в) плотность населения на территории очага. Укажите одно из мероприятий первой медицинской помощи пораженным в химическом очаге. а) введение радиопротектора; б) ведение антидота; в) гемодиализ. Вариант № 2 Критерии оценок 7 правильных ответов – удовлетворительно (70% выполнения задания) 8 правильных ответов – хорошо (80% выполнения задания) 9, 10 правильных ответов – отлично (90 – 100 % выполнения задания) более трех неправильных ответов – неудовлетворительно (менее 70% выполнения задания). Общая оценка (одна за тему) выставляется путем усреднения оценок полученных за тестовый контроль и устный ответ.
ТРЕБОВАНИЯ По оформлению реферата Время выделяемое студентом на подготовку реферата - не менее 6 часов. Рекомендуемый объем реферата – 12–15 страниц печатного (Word 14 шрифт, 1,5 интервала, формат A4) или рукописного текста. Реферат должен содержать следующие обязательные компоненты: титульный лист; план (содержание/оглавление); введение в начале текста и заключение с основными выводами в конце; текст основной части реферата должен быть обязательно разбит на главы (параграфы/разделы); в конце реферата должен прилагаться список литературы (не менее 3 наименований). На титульном листе должны быть представлены: название университета, кафедры, тема работы, ФИО и название группы студента, а также ФИО преподавателя. Реферат должен быть написан грамотным русским языком с соблюдением стилистических норм. Наиболее важные части текста и названия разделов необходимо выделять подчеркиванием, жирным шрифтом. В реферате могут быть представлены иллюстрации, вставленные в текст, или в качестве отдельного приложения к работе. Оценивание реферата Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом: • 86 – 100 баллов – «отлично»; • 70 – 75 баллов – «хорошо»; • 51 – 69 баллов – «удовлетворительно; • мене 51 балла – «неудовлетворительно». Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.
Задание № 1а Произвести прогнозирование чрезвычайной ситуации (ЧС): в результате взрыва на химическом заводе произошло разрушение ёмкостей и выброс 40 тонн аммиака. (Хранился в сжиженном состоянии под давлением). Общая обстановка в районе аварии. Температура воздуха: + 20 градусов по Цельсию, инверсия, скорость ветра – 1 м/сек, направление ветра – северо-западное. Плотность населения в районе аварии 0,5 тыс. чел. на 1 квадратный километр, 50% населения находится в помещениях. Площадь химического завода – 10 квадратных километров. Численность смены рабочих – 5000 человек, 50% из них находятся в зданиях завода. Время, прошедшее после аварии – 1 час. Исполнить: 1. Определить основные поражающие факторы ЧС. 2. Определить дополнительные поражающие факторы ЧС. 3. Определить границы очага и масштаб ЧС, Зоны заражения изобразить на схеме с учетом масштабирования. 4. Определить величину санитарных потерь среди рабочих и населения. 1. Определить основные поражающие факторы ЧС. Решение: химический поражающий фактор (аммиак) и механический поражающий фактор (ударная волна взрыва). 2. Определить дополнительные поражающие факторы ЧС. Решение: термический поражающий фактор (вторичный пожар), химический поражающий фактор (продукты горения, в том числе оксид углерода), пониженное количество кислорода в воздухе в зоне горения. 3. Определить границы очага и масштаб ЧС, Зоны заражения изобразить на схеме с учетом масштабирования. 4. Решение: 5. Прогнозирование возможной химической обстановки начинается с определения глубины зоны заражения по первичному облаку АОХВ. Для этого сначала надо определить эквивалентное количество выброса АОХВ по первичному облаку. Эквивалентное количество вещества по первичному облаку (Qэ1) определяется по формуле: Qэ1 = К1 х КЗ х К5 х К7 х Qо, где: К1 – коэффициент, характеризующий условия хранения АОХВ, он находится по таблице 1, в нашем случае он равен 0,18. К3 – коэффициент, характеризующий отношение пороговой токсодозы данного АОХВ, к пороговой токсодозе хлора, определяется по таблице; в нашем случае он равен 0,04. K5 – коэффициент, учитывающий степень вертикальной устойчивости воздуха, (при инверсии * – 1; при изотермии ** – 0,23; при конвекции ***– 0,08), в нашем случае он равен 1. К7 – коэффициент, учитывающий влияние температуры воздуха, определяется по таблице, в нашем случае он равен 1. Qo – количество АОХВ в емкости (т), определяется по условию задачи. Qэ1 = К1 х КЗ х К5 х К7 х Qо = 0,18 х 0,04 х 1 х 1 х 40 = 0,29 тонн Далее по таблице № 3 находим глубину зоны возможного заражения, она в нашем примере равна 3,16 км. В очагах химического заражения различают зону смертельных концентраций, которая прилегает ближе к эпицентру аварии и имеет большую концентрацию АОХВ, и зону поражающих концентраций. При проведении расчетов, определения величины и структуры санитарных потерь ведется для 2-х зон раздельно. Площадь зоны возможного заражения (Sв) «Зона поражающих концентраций» определяется по формуле (км2): Sв = 8,72 х 10-3 х Г2 х Y, где: Г – глубина зон возможного заражения (км); Y – угловой размер зоны возможного заражения, зависящей от скорости ветра (при скорости ветра 0,5 м/с и менее Y=360°, при 0,6 – 1 м/с – 180°, при 1,1–2 м/с – 90°, при более 2м/с – 45°). Sв = 8,72 х 10-3 х Г2 х Y = 8,72 х 10-3 х 3,162 х 180 = 15,68 километров в квадрате. Площадь фактического заражения (Sф) «Зона смертельных концентраций» – определяется по формуле (км2): Sф = Кв х Г2 х N где: KB – коэффициент, зависящий от вертикальной устойчивости воздуха: (инверсия – 0,081; изотермия – 0,133, конвекция – 0,235), в нашем случае он равен 0,081. N – время после аварии (ч), по условию задачи оно равно 1 часу. Г – глубина зоны возможного заражения (км), Г = 3,16 км. Sф = Кв х Г2 х N = 0,081 х = 0,81 км в квадрате. Сравнивая площадные показатели зон и завода делаем вывод, что зона смертельных концентраций не выходит за пределы завода, а зона возможного заражения выходит за пределы завода. То есть (15,68 км в квадрате – 10 км в квадрате = 5,68 км в квадрате – это площадь заражения города. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Тема № 1.3. 3: «Методика оценки медицинской обстановки при возникновении очагов поражения при чрезвычайных ситуациях».
По дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф». Педиатрический факультет
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры (протокол № 8 от «14» мая 2012 г.) Заведующий кафедрой доцент В.Б. Сивков
«___» _____________ 2012 г.
Самара, 2012 2. Формируемые компетенции: · способностью и готовностью проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14); 3. Цель занятия: В результате изучения темы занятия студент должен: Знать: · характеристику химических и радиационных очагов поражения; · основы оценки химической и радиационной обстановки; Уметь: · выявлять опасные и вредные факторы среды обитания, влияющие на безопасность жизнедеятельности населения; · оценивать химическую и радиационную обстановку; Владеть: · методами оценки медико-тактической характеристики очагов поражения;
4. Общее время занятия: 270 минут Оснащение занятия Материально-техническое обеспечение: Методические рекомендации к практическому занятию для студентов – 1 на двоих студентов. Учебный материал для студентов (учебные задания студентам – ситуационные задачи; формализованный документ – оценка обстановки; краткий теоретический материал по химическим авариям с выбросом АХОВ (СДЯВ); методика прогнозирования и оценки обстановки в чрезвычайных ситуациях; медико-санитарное обеспечение при химических авариях с выбросом хлора (краткий теоретический материал); медико-санитарное обеспечение при химических авариях с выбросом аммиака (краткий теоретический материал); методика расчета основных показателей для планирования работы службы медицинской службы в очагах. Калькуляторы, карандаши, циркули, линейки, транспортиры. Литература для самостоятельной подготовки студентов: Основная литература: 1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов. В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, сте-реотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил. 2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов. В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, сте-реотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил. Дополнительная литература: 1. Сивков, В.Б. Организация медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Часть 1. Медицинская служба гражданской обороны: Учебное пособие. – 2-е изд. / В.Б. Сивков, В.Н. Дмитрук., А.Д. Рояк – Самара, ГОУВПО «СамГМУ», 2010. – 370 с.Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях: Руководство - М.: "МП Гигиена", 2006. - 580 с. 2. Методика прогнозирования медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и катастроф на химических объектах: Учебное пособие / В.Н. Дмитрук, В.Р. Якимчук. – Самара, СамГМУ, 2010. – 40 с. 3. Лекционный материал. 6. Самостоятельная работа во внеучебное время (задание на дом Подготовится к тестированию. Подготовить реферат на тему: «Медицинская обстановка в очагах поражения, сущность, методика оценки»
7. План самостоятельной работы на занятии
8. ПРИЛОЖЕНИЯ: Приложение №1 Материалы для контроля исходного уровня знаний студентов
Приложение №1 ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|