|
Тема 1. Понятие, назначение и сущность уголовного судопроизводстваСтр 1 из 16Следующая ⇒ Направление подготовки Юриспруденция» Профиль подготовки Квалификация (степень выпускника) Бакалавр Форма обучения Очная
Тверь 2015 Содержание: 1. Пояснительная записка…………………………………………………3 2. Содержание дисциплины (модуля) и структура учебных видов деятельности. Учебно-тематический план дисциплины...……….……12 3. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА «УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС» Общая часть………………………………………………………….....14 4. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА «УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС» Особенная часть………………………………………………………..17 5. Фонды оценочных средств……………………………………………22 6. Темы курсовых работ…………………………………………….……91 7. Ресурсное обеспечение………………………………….……………..95
II. Пояснительная записка Курс «Уголовный процесс» является обязательным для изучения студентами, обучающимися по специальности 030501 «юриспруденция». В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ОПД.Ф.12) на изучение курса «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» отводится 252 учебных часа. Студент должен уметь толковать и применять уголовно-процессуальный закон и иные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность участников уголовного судопроизводства, оформлять протоколы следственных и судебных действий, грамотно составлять постановления, которые реализуют решения следователя и суда по уголовному делу, апелляционные и кассационные жалобы. Занятия по изучаемой дисциплине проводятся в форме лекций и практических занятий с использованием интерактивных методик обучения. После проведения каждой лекции студентам даются задания для самостоятельной работы. На практических занятиях проходит проверка знаний в форме обсуждения проблемных вопросов, решения задач и проведения деловых игр, а также приобретаются навыки по составлению процессуальных документов. При изучении курса, студент должен максимально использовать знания, полученные им при изучении таких дисциплин как «Теория государства и права» и «Правоохранительные органы РФ». Помимо лекций, учебных пособий и Уголовно-процессуальный кодекс РФ, необходимо самостоятельно изучать нормативные акты, определяющие правовой статус участников уголовного судопроизводства и их права и обязанности в уголовном процессе. Рекомендуется также читать специальную юридическую литературу, такие периодические издания как «Юрист», «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Российская юстиция» и др. 1. Цели и задачи дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) являются изучение студентами следующих вопросов: сущность и основные понятия уголовного процесса; уголовно-процессуальное право; источники; принципы уголовного процесса; субъекты уголовного процесса; доказательства в уголовном процессе; общие положения и источники доказательств; процесс доказывания и меры уголовно-процессуального принуждения; возбуждение уголовного дела; предварительное следствие и дознание (общие условия); следственные действия; приостановление расследования; окончание расследования; подсудность уголовных дел; назначение судебного заседания; судебное разбирательство; кассационное производство; исполнение приговора; производство в порядке надзора; производство по вновь открывшимся обстоятельствам; особенности производства в суде присяжных; производство по делам несовершеннолетних; производство по применению принудительных мер медицинского характера; возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда; основы уголовного процесса в зарубежных странах. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Учебная дисциплина «Уголовный процесс» относится к дисциплинам базовой части. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине соотнесен с планируемыми результатами освоения образовательной программы. В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование профессиональных компетенций ПК-5, ПК-7, ПК-10. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования на изучение курса «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» отводится 252 учебных часа. В результате изучения дисциплины студент должен уметь толковать и применять уголовно-процессуальный закон и иные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность участников уголовного судопроизводства, оформлять протоколы следственных и судебных действий, грамотно составлять постановления, которые реализуют решения следователя и суда по уголовному делу, а также апелляционные и кассационные жалобы. При изучении курса, студент должен максимально использовать знания, полученные им при изучении таких дисциплин как «Теория государства и права» и «Правоохранительные органы РФ». Помимо лекций, учебных пособий и Уголовно-процессуального кодекса РФ, необходимо самостоятельно изучать нормативные акты, определяющие правовой статус участников уголовного судопроизводства и их права и обязанности в уголовном процессе. Рекомендуется также читать специальную юридическую литературу, такие периодические издания как «Юрист», «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Российская юстиция» и др. 3.Общая трудоемкость дисциплины составляет 252 часа. 4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
Образовательные технологии Выработка профессиональных навыков и умений предполагает широкое использование в ходе образовательного процесса интерактивных методик обучения. Использование активных методов обучения имеет целью конструктивное вовлечение студентов в учебный процесс, активизацию учебно-познавательной деятельности. Основные виды используемых образовательных технологий: - технологии, направленные на деятельно-ориентированное обучение студентов, имеющие целью формирование системы профессиональных практических навыков и умений, что даст возможность подготовить юриста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи. -технологии, направленные на личностно-ориентированное обучение, чему способствует выполнение различных творческих заданий в рамках изучения курса, научно-исследовательская работа, публичные выступления, индивидуальная самостоятельная работа и т.п. - технологии, направленные на проблемное обучение. При чтении лекций преподаватель особое внимание уделяет актуальным вопросам теории государства и права. Использование активных методов обучения имеет целью конструктивное вовлечение студентов в учебный процесс, активизацию учебно-познавательной деятельности. Интерактивные методики, используемые при проведении лекционных занятий: · лекция-беседа; · лекция-дискуссия; · лекция с интенсивной обратной связью; · лекция с применением элементов «мозгового штурма»; · лекция с разбором микроситуаций; Лекция-беседа предполагает непосредственный контакт с аудиторией. Позволяет: привлекать внимание слушателей в наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения с учетом специфики аудитории, расширять круг мнений обучающихся; использовать коллективный опыт и знания. На лекции используются вопросы: а) позволяющие выяснить уровень осведомленности в проблеме, степень готовности к восприятию учебного материала; б) проблемные, стимулирующие самостоятельные выводы и обобщения. Лекция-дискуссия предполагает не только ответы слушателей на вопросы лектора, но и свободный обмен мнениями в промежутках между логически оформленными разделами сообщения учебного материала. При правильном подборе вопросов и грамотном руководстве дискуссией позволяет использовать мнение группы для изменения негативных установок и ошибочных мнений отдельных слушателей. Лекция с разбором микроситуаций по форме аналогична лекции-дискуссии, но при этом обсуждаются конкретные ситуации из реальной практики. Лектор представляет ситуации либо в форме словесного писания, либо в короткой видеозаписи. Для анализа подбираются ситуации типичные и субъективно значимые для большинства слушателей. Лекция с применением элементов «мозгового штурма» предполагает продуцирование слушателями различных идей, решений по изучаемой проблеме. Лектор обращается к личному опыту и знаниям слушателей, уточняет, дополняет и систематизирует вносимые предложения и «возвращает» их слушателям в виде совместно выработанного обобщенного знания. Цели проведения практических занятий – закрепить у студентов основные теоретические положения дисциплины, выработать навыки анализа и самостоятельного применения теоретических положений курса к актуальным проблемам юридической науки, способствовать изучению ими необходимой литературы, в том числе и специальной по теме, вынесенной на практическое занятие. Проведение практических занятий предполагает выработку у студентов профессиональной заинтересованности, развитие у них юридического мышления, правосознания, повышения уровня правовой культуры. Активные методы обучения предполагают деловое сотрудничество, взаимодействие, обмен информацией, более глубокое усвоение материала, понимание сущности изучаемых правовых явлений, и как результат – получение соответствующих знаний, умений и навыков, формирование компетенций. При проведении занятий используются такие интерактивные методики как «мозговой штурм», ролевые и деловые игры, выполнение творческих заданий, работа в малых группах, интерактивное выступления, презентации, дискуссии и другие. Так, проведение деловой игры направлено на получение и закрепление полученных знаний, выработку навыков публичного выступления и других. Ее функциями являются тренинг, интенсификация процесса обучения, проблематизация вопросов, расширение и углубление предмета изучения. Обучающая ценность деловой (ролевой) игры связана со способностью студента лучше усваивать изучаемый материал, так как требует личного участия и позволяет развивать профессиональное мышление, анализировать возникшую ситуацию. Деловая игра предполагает совместную деятельность участников учебного процесса, развивает коммуникативные качества, создает атмосферу интеллектуального соперничества. К числу используемых при проведении практических занятий по курсу относятся творческие (проблемные) задания. Например, подготовка эссе, мультимедийных презентаций, выполнение мини-проектов в малых группах, включающих элементы творчества и командной работы. Работа в малых группах является одним из используемых методов при проведении практических занятий. Объединив студентов в подгруппы, преподаватель. Выполняя роль модератора, предлагает им выполнить определенное творческое задание (составить схему, обосновать доводы, выработать общее решение, проанализировать ситуацию). Задание выполняется группой сообща, а затем ее представитель презентует результаты работы. Интерактивное выступление направлено на развитие одного из профессиональных навыков - публичного выступления. От чтения доклада его отличает не только содержания, но и форма сообщения определенной информации. Интерактивное выступление требует серьезной предварительной подготовки. Нередко используются и такие методики как «дерево решений», «мозговой штурм», «займи и обоснуй позицию» и другие. Непременным условием успешной работы студентов на практических занятиях является серьезная предварительная подготовка: студентам необходимо внимательно ознакомиться теоретическим материалом курса, изучить и усвоить рекомендованную по данной теме литературу. В процессе подготовки к занятиям студентам рекомендуется использовать справочно-правовую систему Гарант, а также Консультант Плюс. В рамках изучения дисциплины организуется научно-исследовательская деятельность студентов путем подготовки докладов на научные студенческие конференции, подготовки и проведения «круглых столов», конференций, подготовки научных статей и т.п. Образовательные технологии
II. Содержание дисциплины (модуля) и структура учебных видов деятельности Учебно-тематический план дисциплины
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА «УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС» ОБЩАЯ ЧАСТЬ Тема 14. Реабилитация 1. Сущность реабилитации в уголовном процессе. Причины незаконного преследования. Правовая основа института реабилитации. 2. Основания возмещения вреда. 3. Виды возмещения вреда и порядок его возмещения.
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ Преследования 1. Понятие и основания прекращения уголовных дел. 2. Прекращение уголовного преследования.
Тема 24. Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением 1. Понятие и формы окончания предварительного следствия. 2. Процессуальный порядок окончания предварительного следствия с обвинительным заключением. 3. Понятие, значение и содержание обвинительного заключения. 4. Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением. Тема 25. Подсудность 1. Понятие и значение подсудности. 2. Виды подсудности: предметная, территориальная, персональная, по связи дел. 3. Определение подсудности при соединении уголовных дел. Передача дела по подсудности. Недопустимость споров о подсудности. Тема 29. Приговор 1. Сущность и значение приговора. Требования, предъявляемые к приговору. Основания для постановления обвинительного или оправдательного приговоров. 2. Порядок постановления приговора. Особое мнение судьи. 3. Содержание и форма приговора. Провозглашение приговора. Мер медицинского характера 1. Понятие, основания и условия для производства о применении принудительных мер медицинского характера. 2. Предварительное следствие по делам об общественно опасных деяниях невменяемых. 3. Особенности рассмотрения в суде дел о применении принудительных мер медицинского характера. Порядок их изменения и отмены. Уголовного судопроизводства 1. Сущность, правовые основы взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями. 2. Порядок направления запросов о правовой помощи и исполнения аналогичных запросов на территории Российской Федерации. 3. Порядок выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора. 4. Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбытия наказания в государстве, гражданином которого оно является. Вопросы Какие нарушения уголовно-процессуального закона выявил прокурор, получив уголовное дело? С какого момента лицо приобретает статус потерпевшего? Оцените действия следователя и прокурора в данной ситуации. В случае смерти потерпевшего, определите круг лиц, которые могут заявить гражданский иск, исходя из Определения Конституционного Суда № 131 от 18.01.2005 г.
Критерии оценивания ответа
2. Типовое задание для оценивания результатов сформированности компетенции ПК-10 на уровне «Уметь» (решать типичные задачи на основе воспроизведения стандартных алгоритмов решения): На допросе свидетель Петров указал на Иванова как на лицо, совершившее убийство Кузнецова. В связи с этим в 10.00 часов 5 сентября 2015 г. в квартире Иванова был проведен обыск, а сам он в 11 часов 30 минут 5 сентября 2015 г. доставлен в помещение УВД, где находился в течение всего дня. За это время были проведены его допрос и очная ставка со свидетелем Петровым. В 20 часов 5 сентября 2015 г. следователь составил протокол задержания Иванова в качестве подозреваемого и допросил его в присутствии адвоката Громова. Вопрос Критерии оценивания ответа
3.Типовое задание для оценивания результатов сформированности компетенции ПК-10 на уровне «Владеть» (решать усложненные задачи на основе приобретенных знаний, умений и навыков, и их применением в нетипичных ситуациях, формируется в процессе практической деятельности).
По заявлению о совершении гр. Выхольским вымогательства, совершённого неоднократно с применением насилия, следователь провел проверку оснований к возбуждению уголовного дела. При этом Лободин и Дровалев, очевидцы совершения преступления, от дачи объяснений отказались. Следователь им разъяснил, что они обязаны дать объяснения, т.к. не являются родственниками Выхольского и права воспользоваться ст. 51 Конституции РФ (привилегия против самообвинения) не имеют. Проанализируйте условия задачи. Можно ли поведение Лободина и Дровалева считать противодействием следствию в выявлении, пресечении и раскрытии преступлений? Почему? Вправе ли Лободин и Дровалев отказаться от дачи объяснений в стадии возбуждения уголовного дела? Правомерны ли действия следователя? Критерии оценивания ответа
Рубежный контроль 1. Типовые задания для оценивания результатов сформированности компетенции ПК-5 на уровне «Знать» Уровень сложности: 1
Какому понятию тождественно понятие уголовного процесса? ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|