Элементы топливной системы дизеля
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Элементы топливной системы дизеля





В топливной системе дизелей ЯМЗ-236 и КамАЗ-740 применяют фильтры грубой и тонкой очистки топ­лива, включенные в систему последова­тельно. Очистка топлива от различных примесей имеет большое значение для всех двигателей, но для дизелей особен­но. От чистоты топлива и его соответ­ствия окружающим температурным ус­ловиям зависит надежность работы дви­гателя, так как топливная аппаратура смазывается самим топливом. Дизель­ное топливо довольно густое, и его труднее очистить от механических при­месей, чем бензин. Мельчайшие приме­си могут вывести из строя плунжерные пары, нагнетательные клапаны, форсун­ки и т. д. Поэтому на нефтебазах ди­зельное топливо отстаивают прежде чем отпускать потребителям.

Фильтр грубой очистки топлива дизеля ЯМЗ-236. Фильтр (рис. 90, а) имеет сменный фильтрующий элемент 2, вставленный в корпус 3, закрытый крышкой 5. Фильтрующий элемент представляет собой хлопчатобумажную пряжу, намотанную на каркас, который изготовлен в виде трубки с большим количеством отверстий. При установке

фильтрующего элемента в корпус напра­вляющая розетка, приваренная к днищу корпуса, входит в отверстие элемента. Кроме того, плотное соединение филь­трующего элемента с корпусом и крыш­кой достигается тем, что трехгранные кольцевые ребра крышки и днища кор­пуса вдавливаются в мягкие торцовые поверхности.

Топливо, подаваемое к фильтру гру­бой очистки, проходит через отверстие 7 и заполняет пространство между кор­пусом и фильтрующим элементом. Пройдя через слои пряжи, очищенное топливо поступает внутрь каркасной трубки, поднимается вверх и_ гш_дсана­лам крышки выходит через отверстие 4 в отводящий трубопровод. На внеш­ней поверхности фильтрующего элемента и на днище корпуса осаждаются меха­нические примеси. При заполнении то­пливной системы топливом воздух из фильтра удаляется через отверстие, за­крываемое пробкой 6.




Фильтр грубой очистки топлива дизеля КамАЗ-740.Фильтр (рис. 90,6) устано­влен с левой стороны на раме автомо­биля и состоит из корпуса 3, крышки 5, распылителя 9, отражателя 10, филь­трующей сетки 11 и успокоителя 12.

В крышке есть пробка для удаления воздуха из фильтра и два отверстия, в которые ввертывают штуцера для подвода и отвода топлива. Топливо, по­ступающее к фильтру грубой очистки, подается к распылителю 9 и стекает по отражателю 10 в корпус 3. Крупные ме­ханические примеси и вода осаждаются на дне корпуса, а топливо, которое про­шло фильтрующую сетку 11, поступает по центральному отверстию в топливо­провод и к топливоподкачивающему на­сосу.

Фильтр тонкой очистки топлива дизеля ЯМЗ-236.Сменный фильтрующий эле­мент 4 фильтра (рис. 91, о) надет на стержень 6, приваренный к корпусу 5. Корпус фильтра закрыт крышкой 7, удерживаемой болтом 10, ввернутым в стержень. Фильтрующий элемент представляет собой перфорированный металлический каркас, обмотанный сит­цевой лентой. На этом каркасе сформи­рована фильтрующая масса из древес­ной муки, пропитанной пульвербакелитом. Чтобы топливо не могло миновать фильтрующий элемент, он пружиной 2 прижат к крышке, имеющей отверстия для подвода топлива и его отвода. То­пливо, подаваемое топливоподкачивающим насосом, заполняет все простран­ство между корпусом и фильтрующим элементом, просачивается через пори­стую фильтрующую массу, поднимается вдоль стержня и проходит к отводяще­му штуцеру крышки, а затем подводит­ся к насосу высокого давления. В крыш­ку ввернут штуцер 9 с калиброванным отверстием, через которое сливается в бак топливо и выходит воздух, попав­ший в него.

Фильтр тонкой очистки топлива дизеля КамАЗ-740.Фильтр (рис. 91,5) устано­влен в верхней части топливной си­стемы (на правой задней стороне двига­теля). В нем собирается воздух, проник­ший в систему и удаляемый в бак вместе с частью топлива, подаваемого насосом. Фильтр тонкой очистки со­стоит из крышки 7, двух корпусов 5 сприваренными к ним стержнями 6, фильтрующих элементов 4, поджатых к крышке пружинами 2. В стержни ввер­нуты сливные пробки /. Корпуса соеди­нены с крышкой пробками 12, навер­нутыми на стержни 6. Фильтрующие элементы, изготовленные из специаль­ной бумаги, работают параллельно. В крышке фильтра имеется сливной клапан, открывающийся при избыточ­ном давлении 130—170 кПа.

С течением времени фильтрующие элементы засоряются и их гидравличе­ское сопротивление возрастает. Поэто­му фильтрующие элементы необходимо


 


 


 

Рис. 90.

Фильтры грубой очистки топлива дизелей: а — ЯМЗ-236; б — КамАЗ-740; / — сливная пробка; 2 — фильтрующий элемент; 3 — корпус; 4, 7 и 13 — отверстия; 5 — крышка; б — пробка;

прокладка; 9 — распылитель; 10 - отражатель; 11 — фильтрующая сетка; 12 — успокоитель


 

Рис. 91.Фильтры тонкой очистки топлива дизелей:

а - ЯМЗ-236; б - КамАЗ-740; / - сливная пробка;

2 - пружина фильтрующего элемента; 3, 11, 13 и

14 - прокладки; 4 — фильтрующий элемент;

5 - корпус; 6 — стержень; 7 — крышка; 8 и

12 -пробки; 9 — штуцер с калиброванным

отверстием; 10 — болт

 

 

периодически заменять, а сетку 11 (см. рис. 90,6) очищать и промывать. Топливоподкачивающий насос.Для

подачи топлива из топливного бака че­рез фильтры к насосам высокого давле­ния в настоящее время применяют под­качивающие насосы поршневого типа (дизели ЯМЗ-236 и КамАЗ-740). Насос (рис. 92), расположенный между филь­трами грубой и тонкой очистки

 

топлива, состоит из следующих деталей: корпуса 21; поршня 20 с пружиной 22, удерживаемой пробкой 23; толкателя 4 с осью 5 и роликом б; пружины 3 тол­кателя ; штока 2; впускного 19 и выпуск­ного 7 клапанов с пружинами соответ­ственно 18 и 8. В корпус насоса ввернут цилиндр 12 насоса ручной подачи топ­лива, размещенный над впускным кла­паном. Внутри цилиндра находятся поршень 13 и шток 14.


 


 

Рис. 92.

Топливоподкачивающий насос поршневого типа:

а — конструкция; б — схема перепуска топлива;

в — схема поступления топлива в насос и дачи

его к фильтру тонкой очистки; / — втулка,

2 — шток толкателя; 3, 8, 18 и 22 — пружины;

4 - толкатель; 5 - ось ролика; 6 — ролик;

7-выпускной клапан: 9 и 16 - прокладки; 10 и

]Из бака

23 - пробки; 11 — корпус цилиндра; 12 - цилиндр;

13 - поршень; 14 — шток поршня; 15 - рукоятка;


17 -втулка цилиндра ручного насоса;

19 - впускной клапан; 20 - поршень; 21 - корпус

насоса; 24 - эксцентрик; 25 и 26 - каналы;

А -полость над поршнем: Б -полость под

поршнем


 

Втулка 1 штока 2 ввернута в корпус насоса. Эти детали, изготовленные с очень большой точ­ностью, составляют прецизионную па­ру, раскомплектование которой недопу­стимо.

Топливоподкачивающий насос имеет два привода: ручной и механический. Ручным приводом пользуются для за­полнения топливом фильтров, топливо­проводов и удаления из топливной си­стемы воздуха. Если возникают трудно­сти с пуском дизеля (например, в систему попал воздух), то необходимо также воспользоваться ручным приво­дом. При перемещении поршня 13 ру­кояткой 75 вверх в цилиндре 12 создает­ся разрежение, открывается впускной клапан 19, и топливо поступает внутрь цилиндра. При перемещении поршня 13 вниз он давит на топливо, впускной клапан закрывается, а выпускной кла­пан 7 открывается, и топливо подается к фильтру тонкой очистки. После про­качки системы ручным насосом по­ршень 13 опускают вниз и навертывают рукоятку 75 на резьбовой хвостовик ци­линдра; поршень плотно прижимается к прокладке 16.

При работе двигателя действует меха­нический привод топливоподкачивающего насоса. Вращающийся эксцентрик 24 набегает на ролик б толкателя 4, вследствие чего сжимается пружина 3 и перемещается шток 2 (рис. 92,6) с поршнем 20, сжимая пружину 22. Под действием давления топлива в полости А над поршнем впускной клапан 19 при­жимается к седлу, а выпускной клапан 7 открывается; топливо перетекает по перепускному каналу 26 в полость Б под поршень 20.

Когда эксцентрик сходит с ролика толкателя, пружина 3 возвращает тол­катель в исходное положение. Одновре­менно пружина 22, разжимаясь, переме­щает поршень 20 в обратную сторону. Над поршнем в полости А создается разрежение, а под поршнем в полости Б повышенное давление. Выпускной клапан 7 садится на седло, и топливо из полости Б по каналам насоса и трубо­проводу поступает к фильтру тонкой очистки (рис. 92, в). Вследствие наличия разрежения над поршнем открывается впускной клапан 79, и топливо запол­няет полость А. При следующем набе­гании эксцентрика на ролик толкателя рассмотренные процессы повторяются.

Топливоподкачивающий насос подает топлива больше, чем необходимо для работы двигателя. Если ход поршня на­соса будет все время постоянным, то давление в топливопроводе сильно воз­растет. При уменьшении расхода топ­лива двигателем давление в полости 75 повышается, и сжатая пружина не мо­жет преодолевать противодавление топлива. Вследствие этого ход поршня уменьшается и соответственно снижает­ся подача топлива насосом. Толкатель 4 при этом свободно перемещается в обе стороны. По мере увеличения рас­хода топлива двигателем давление в по­лости Б уменьшается, ход поршня уве­личивается, и подача топлива насосом возрастает.

В топливной системе дизеля КамАЗ-740 имеются два топливоподкачивающих насоса подобного типа, лишь незначительно отличающиеся конструк­тивно (см. рис. 89,6). Топливный насос высокого давления.Насос подает через форсунки в камеру "сгорания необходимые порции топлива в строго определенные моменты. По принципу действия топливные насосы, применяемые на дизелях, относятся к золотниковому типу с постоянным хо­дом плунжера и регулированием конца подачи топлива. Число секций топлив­ного насоса соответствует числу цилинд­ров двигателя. Каждая секция обслу­живает один цилиндр" Топливный на­сос дизеля ЯМЗ-236 имеет шесть сек­ций, а топливный насос дизеля КамАЗ-740 — восемь секций, объеди­ненных в общем корпусе.

Топливные насосы высокого давления дизелей ЯМЗ-236 и КамАЗ-740 располо­жены между рядами цилиндров и при­водятся в действие от зубчатых колес распределительного вала (см. рис. 20 и 22). На одном конце вала привода то­пливного насоса установлено зубчатое колесо, а другой конец вала соединен

с центробежной муфтой опережения впрыскивания топлива. За два оборота коленчатого вала кулачковый вал насо­са делает один оборот, и топливо пода­ется во все цилиндры.

На корпусе 8 (рис. 93) топливного на­соса высокого давления дизеля ЯМЗ-236 укреплен топливоподкачивающий насос 18. Автоматическая муфта 7 опережения впрыскивания топлива и регулятор ча­стоты вращения коленчатого вала объе­динены с насосом в один агрегат. Ку­лачковый вал 75 насоса вращается на конических роликоподшипниках 17, вы­ходные концы вала уплотнены самопод­жимными сальниками 16. Горизонталь­ная перегородка делит корпус на две части: верхнюю и нижнюю. В нижней части расположены кулачковый вал 75 и толкатели 43, а в верхней — плун­жерные пары. В горизонтальной перего­родке есть шесть отверстий и пазы для установки и направления движения тол­кателей. Кулачковый вал приводит в движение плунжеры 10 через ролики 44 толкателей 43 с регулировочными болтами 41. В нижнюю часть корпуса насоса наливают масло через отверстие, закрытое сапуном 75, уровень которого контролируют указателем 22.

Плунжер 10 и втулка 9 являются ос­новными деталями отдельной секции насоса. Соединенные вместе, они обра­зуют плунжерную пару. Плунжер имеет диаметр 9 мм и ход 10 мм. Для созда­ния высокого давления зазор между плунжером и втулкой не должен превы­шать 0,0015 — 0,0020 мм. Положение втулки в насосе фиксируется стопорным винтом 27. В верхней части втулки 2 (рис. 94) имеются впускное 7 и пере­пускное 13 отверстия. Плунжер может перемещаться внутри втулки в верти­кальном направлении и повертываться при помощи двух направляющих высту­пов, входящих в пазы поворотной втул­ки 38 (см. рис. 93). Последняя, в свою очередь, поворачивается закрепленным на ней зубчатым венцом 26, находя­щимся в зацеплении с рейкой 6. В про­дольный паз рейки входит стопорный винт 37, определяющий ее положение. На головке плунжера 3 профрезерованы две спиральные канавки 77 (см. рис. 94, а). При наличии спиральных ка­навок давление топлива с обеих сторон плунжера одинаковое (во время подачи топлива), и долговечность секций насо­са увеличивается.

На нижнем конце плунжера сделана
кольцевая проточка для опорной тарел­ки 40 (см. рис. 93) пружины 39. Другой
конец пружины упирается в верхнюю
тарелку 25, установленную в кольцевой
выточке корпуса. В верхней части ка­ждой секции насоса ввернут штуцер 30
с седлом 35 нагнетательного клапана
34, пружиной 33 и упором 31 клапана.
От штуцера 30 через ниппель 77 топли­во поступает в топливопровод, ведущий
к форсунке. Плунжер, втулка, нагнета­
тельный клапан и его седло изгото­влены с высокой точностью из высоко­
качественной стали, т. е. являются
прецизионными парами, и раскомплек-
товывать их нельзя. Для выпуска возду-­
ха из насоса служит отверстие, закры­ваемое пробкой 29.

Работа насоса высокого давления.Все секции топливного насоса высокого да­вления работают одинаково, поэтому рассмотрим работу только одной из них. При вращении кулачкового вала 75 (см. рис. 93) насоса кулачок 19 набегает на ролик 44 толкателя 43, который, под­нимаясь, сжимает пружину 39 и переме­щает плунжер 10 вверх во втулке 9. Во время дальнейшего поворота вала кула­чок выходит из-под ролика толкателя, и пружина опускает плунжер вниз. При движении плунжера вверх секция подает топливо; при движении плунжера вниз происходит наполнение надплунжерного пространства топливом. Перемещение рейки 6 вызывает поворачивание плун­жера на некоторый угол. Таким обра­зом, плунжер совершает сложное дви­жение — возвратно-поступательное и вращательное одновременно.

Топливо поступает из фильтра тонкой очистки в канал 36 насоса высокого да­вления и при нижнем положении плун­жера через впускное отверстие 7 (см. рис. 94, а, схема 7) подается внутрь втул­ки 2, заполняет надплунжерное про­странство 4 и проходит через осевое 14 и диаметральное 15 отверстия к спи­ральным канавкам 7/. При подъеме плунжера 3 (схема II) топливо вначале вытесняется из надплунжерного про­странства через впускное отверстие обратно в топливоподводящий канал. Затем, когда это отверстие перекроет плунжер, топливо сжимается в надплунжерном пространстве. При достижении давления 1 — 1,8 МПа нагнетательный клапан 6 поднимается вверх, сжимает пружину 9 и пропускает топливо из над­плунжерного пространства в штуцер 8, откуда оно поступает к форсунке. Даль­нейшее движение плунжера вверх сопро­вождается повышением давления до 16,5 МПа, при котором игла форсунки, приподнимаясь, открывает проход топ­ливу, впрыскиваемому в камеру сгора­ния.

Впрыскивание топлива из форсунки в камеру сгорания продолжается до тех пор, пока отсечная кромка спиральной канавки 11 движущегося вверх плунжера не начнет открывать перепускное отвер­стие 13 (схема Ш), соединяющее над­плунжерное пространство с топливо отводящим каналом. Давление в надплунжерном пространстве резко сни­жается, топливо перетекает в указанный канал, и нагнетательный клапан 6 под действием пружины садится в седло 7.


 



 


Рис. 94.

Плунжерные пары:

а — схемы работы секции насоса: б — схемы изменения количества подаваемого топлива; / — впуск топлива; // — начало подачи; /// - конец подачи; IV — максимальная подача; V — половинная подача; VI — отсутствие подачи; 1 - впускное отверстие; 2 — втулка плунжера; 3 — плунжер; 4 — надплунжерное пространство;

5— разгрузочный поясок нагнетательного клапана;

6— нагнетательный клапан; 7 — седло нагнетательного клапана; 8 - штуцер; 9 — пружина нагнетательного клапана; 10 — канал подвода топлива; // — спиральная канавка на плунжере; 12 — канал отвода топлива; 13 — перепускное отверстие; 14 — осевое отверстие в плунжере;

15 — диаметральное отверстие в плунжере


 

Для устранения подтекания топлива в камеру сгорания между распылителем и иглой форсунки необходима быстрая посадка иглы в седло, т. е. четкая отсеч­ка подачи топлива. Это обеспечивается нагнетательным клапаном, имеющим разгрузочный поясок 5, который при посадке клапана на седло способствует увеличению объема пространства за ним, что приводит к резкому снижению давления в трубке между штуцером и форсункой. Поясок клапана и седло (при опускании клапана)

 

работают как поршневая пара.

Режим работы дизеля зависит от ко­личества топлива, подаваемого в ци­линдры секциями насоса за один ход плунжера. При повороте плунжеров во втулках на некоторый угол изменяется количество подаваемого топлива. Если смотреть на плунжер сверху, то поворот его против часовой стрелки со­провождается увеличением количества

 


 

Рис. 93

Топливный насос высокого давления дизеля ЯМЗ – 236:

1- автоматическая муфта опережения впрыскивания топлива; 2- гайка; 3- шпонка; 4- втулка; 5- винт-ограничитель; 6- рейка; 7- перепускной клапан; 8- корпус насоса; 9- втулка плунжера; 10- плунжер; 11- ниппель; 12 и 29 – пробки; 13- сапун; 14- корпус регулятора; 15- кулачковый вал; 16- самоподжимной сальник; 17- конический роликоподшипник; 18- топливоподкачивающий насос; 19- кулачок; 20- регулировочная прокладка; 21- крышка подшипника; 22- указатель уровня масла; 23- крышка; 24- винт крепления крышки; 25- верхняя тарелка пружины; 26- зубчатый венец; 27, 37 и 45- винты; 28- канал отвода топлива; 30- штуцер; 31- упор клапана; 32- колпачковая гайка; 33- пружина нагнетального клапана; 34- нагнетальный клапан; 35- седло нагнетального клапана; 36- клапан подвода топлива; 38- поворотная втулка; 39- пружина; 40- нижняя опорная тарелка пружины; 41- регулировочный болт; 42- контргайка; 43- толкатель; 44- ролик толкателя; 46- промежуточная опора кулачкового вала.

 

 


 

 

подаваемого топлива. При движении рейки внутрь насоса плунжеры всех сек­ций одновременно повертываются в по­ложение, соответствующее максималь­ной подаче (схема IV). В этом случае расстояние А от отсечной кромки плун­жера 3 до перепускного отверстия 13 бу­дет наибольшим. При повороте плунже­ра по часовой стрелке подача топлива снижается (схема V), так как перепуск­ное отверстие открывается раньше. Подача топлива плунжерной парой пре­кращается при совмещении диаметраль­ного отверстия 15 плунжера с пере­пускным 13 (схема VI), так как при движении плунжера вверх надплунжерное пространство 4 сообщается сначала с отверстием 13, а затем с отверстием 1. Таким образом, при повороте плунжера изменяется момент окончания подачи и количество подаваемого топлива, а момент начала подачи топлива насо­сом остается неизменным. Момент на­чала подачи топлива регулируют бол­том 41 (см. рис. 93), ввернутым в толкатель 43. Если болт вывертывать, то при повороте кулачкового вала тол­катель раньше будет поднимать плун­жер и топливо будет раньше поступать к форсунке, т. е. угол начала подачи топлива секцией насоса увеличится. При ввертывании болта в толкатель этот угол уменьшается. Такую регулировку насоса выполняют на специальном стен­де, где можно также отрегулировать и равномерность подачи топлива от­дельными секциями, для чего необходи­мо ослабить крепление зубчатого венца 26 (см. рис. 93) на втулке 38, чтобы можно было поворачивать плунжер 10 (вместе с втулкой при неподвижной рейке б) в ту или иную сторону.

Поворачивая кулачковый вал, можно изменять угол опережения подачи топ­лива для всего насоса. При повороте ку­лачкового вала в направлении его вра­щения при работе двигателя угол опере­жения подачи топлива увеличивается, а при повороте этого вала в обратном направлении указанный угол умень­шается. В процессе работы двигателя кулачковый вал повертывается автома­тически — центробежной муфтой опере­жения впрыскивания топлива. Насос на­чинает подавать топливо в цилиндр еще тогда, когда кривошип коленчатого ва­ла не доходит на некоторый угол до ВМТ. Этот угол называют углом нача­ла подачи топлива или углом опереже­ния подачи топлива насосом. Форсунка позднее насоса начинает подавать то­пливо в цилиндр двигателя вследствие некоторого расширения топливопрово­дов, незначительной сжимаемости то­плива и небольших его утечек в насосе и форсунке.

„Необходимо помнить, что нельзя на­рушать угол опережения подачи топ­лива насосом как в сторону уменьше­ния, так и в сторону увеличения. В обоих случаях снижается мощность двигателя и возрастает износ его де­талей. При изменении угла с 20° (нормальный для дизелей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238) до 28° (ранняя подача топли­ва) жесткость работы двигателя возра­стает в 1,5 — 2,5 раза, а износ цилин­дров — почти в 2,5 раза. Поэтому нужно своевременно проверять и, если необхо­димо, регулировать угол опережения подачи топлива насосом.

Топливный насос высокого давления дизеля КамАЗ-740.Этот насос также от-

носится к насосам золотникового типа, но он У-образный и имеет несколько иную конструкцию. При использовании на многоцилиндровых двигателях рядных насосов выявляется их недоста­ток — увеличение длины насосов. При­менение на двигателях У-образных на­сосов позволяет уменьшить длину ку­лачкового вала, повысить его жесткость и увеличить давление впрыскивания топлива до 70 МПа.

Угол развала секций насоса (рис. 95) составляет 75е. В корпусе 1 насоса на роликоподшипниках 28 установлен ку­лачковый вал 29, уплотняемый само­поджимным сальником 26. На переднем конце (со стороны привода) кулачкового вала на шпонке 25 укреплена муфта 23 регулировки опережения впрыскива­ния топлива, удерживаемая от смеще­ния гайкой 24, а на заднем конце — ве­дущее зубчатое колесо 2. На шпонке 5 установлены фланец 4 зубчатого коле­са и эксцентрик 6 привода топливоподкачивающего насоса; гайка 7 удержи­вает эти детали от смещения. Движение от фланца к зубчатому колесу 2 пере­дается через сухари 3, далее к промежу­точному зубчатому колесу 8, укреплен­ному на пальце 9, и к зубчатому колесу // привода всережимного регулятора. Задний торец насоса закрыт крышкой 10 регулятора, на которой расположен топливоподкачивающий насос. На переднем торце корпуса насоса установлен перепускной клапан 20. Сверху насос за­крыт

 

 

 

 


 

 


Рис. 95.

Топливный насос высокого давления дизеля КамАЗ-740:

/ — корпус; 2 — ведущее зубчатое колесо; 3 - сухарь; 4 — фланец ведущего зубчатого колеса 5 и 25 — шпонки; 6 — эксцентрик привода топливоподкачивающего насоса; 7 и 24 — гайки; 5 — промежуточное зубчатое колесо; 9 и 17 — пальцы; 10 — крышка регулятора; //—зубчатое колесо регулятора; 12 — державка грузов; 13 — ось грузов; 14 — груз; 15 — упорный шарикоподшипник; 16 — муфта; 18 — верхняя крышка; 19 — рычаг пружины; 20 — перепускной

клапан; 21 — втулка рейки; 22 — рейка; 23 — муфта регулировки опережения впрыскивания

топлива; 26 — самоподжимной сальник 27 — крышка подшипника;


28 — роликоподшипник; 29 — кулачковый вал; 30 — ролик толкателя; 31 — упорная втулка; 32 — пята толкателя; 33 — пружина; 34 — плунжер; 35 — впускное отверстие; 36 — корпус секции; 37 — нагнетательный клапан; 38 — штуцер; 39 — втулка плунжера; 40 — рычаг реек





крышкой 18, на которой находит­ся рычаг управления регулятором. В на­сосе имеются две рейки — левая и пра­вая, соединенные общим рычагом 40. По числу цилиндров двигателя в корпу­се насоса расположено восемь секций, установленных в отдельных корпусах 36

В секцию насоса (рис. 96) входят сле­дующие детали и узлы: роликовый тол­катель 4, пята 5, тарелка 6, пружина 7, опорная втулка 9, поворотная втулка 23, плунжер 10, втулка 13, нагнета­тельный клапан 14 с седлом и шайбой 18, штуцер 15, ввернутый в корпус 17 секции, установленной в корпусе 2 насо­са. Уплотнение между корпусом секции насоса и корпусом насоса высокого да­вления осуществлено кольцами 16 и 21, сделанными из бензомаслостойкой ре­зины. Втулка 13 плунжера, фиксирован­ная в корпусе секции насоса штифтом 11, имеет два отверстия: впускное 12 и перепускное 20. Плунжер в верхней части имеет осевое и диаметральное от­верстия и две спиральные канавки 19.

Рис. 96.

Секция насоса:

/ — кулачок распределительного вала; 2 — корпус

насоса; 3 — ролик толкателя; 4 — толкатель;

5 - пята толкателя; 6 - тарелка пружины;7 — пружина; 8 — опорная шайба; 9 — опорная

втулка; 10 - плунжер; 11 - штифт; 12 - впускное

отверстие; 13 — втулка плунжера; 14 — нагнетательный клапан; 15 — штуцер;16 и 21 — уплотнительные кольца секции;

16— корпус секции насоса; 18 — шайба;

19 — спиральная канавка плунжера;

20 — перепускное отверстие; 22 - рейка; 23 - поворотная втулка плунжера

Секция насоса работает так же, как и секция топливного насоса высокого давления дизеля ЯМЗ-236, с той лишь разницей, что давление впрыскивания топлива увеличено до 18 МПа.

Форсунка.Насос подает топливо в камеру сгорания через форсунки, ко­торые обеспечивают поступление топли­ва в камеру сгорания при определен­ном давлении и в мелкораспыленное виде. На дизелях применяют форсунки нескольких типов: открытые или закры­тые, с распылителем, имеющим одно или несколько отверстий. Закрытые форсунки могут быть штифтовые или бесштифтовые. На дизелях ЯМЗ-236 и КамАЗ-740 применяют закрытые бесштифтовые форсунки (рис. 97). Фор­сунку называют закрытой, так как от­верстия (сопла) в распылителе 4 закры­ты иглой 1 и только в момент впрыски­вания топлива сообщаются с камерой сгорания. Для выхода топлива распыли­тель имеет четыре отверстия диаметром 0,34 мм.

Форсунку на дизеле ЯМЗ-236 уста­навливают в латунный стакан 24 (рис. 97, а) головки 25 блока. Под тор­цом накидной гайки 5 крепления распы­лителя имеется медная шайба 2, предот­вращающая прорыв газов. Каждая фор­сунка укреплена скобой, имеющей лап­ки, которые опираются на буртик кол­пака 15. В месте соединения штуцера 20 форсунки с головкой блока и колпаком головки установлен резиновый уплотни­тель 19. Накидная гайка 5 прижимает тщательно притертые поверхности тор­цов распылителя и корпуса 8 форсунки, обеспечивая необходимую герметич­ность соединения. Внутри корпуса фор­сунки проходит штанга 9, на верхнем конце которой закреплена тарелка 10. Пружина 11, упираясь одним концом в винт 12, а другим в тарелку 10, через штангу 9 прижимает иглу / к распыли­телю. В штангу с нижней стороны за­прессован шарик 7 для плотной посадки иглы на седло. Винт 12 ввернут в ста­кан 13 пружины, закреплен от само­отвертывания контргайкой 14 и закрыт колпаком 75. В корпус 8 форсунки за­прессовано два штифта 6 для правиль­ной установки распылителя.

Топливо подводится к форсунке через штуцер 20 с сетчатым фильтром 18 и поступает по наклонному каналу 21 в кольцевую проточку 22 на распылите­ле. Затем топливо по трем каналам 23 проходит в кольцевую полость 3, рас­положенную под утолщенной частью иглы. Топливо, поступающее в по­лость 3, находится под давлением, со­здаваемым насосом, и, в свою очередь, воздействует на нижний конус иглы. От­верстия распылителя открываются тог­да, когда давление топлива в полости3 и на нижнем конце иглы превысит со­противление пружины //. В этот мо­мент топливо впрыскивается в камеру сгорания. После впрыскивания топлива давление в полости 3 снижается, и под действием пружины игла плотно садит­ся на седло в распылителе.

Затяжку пружины // можно изменять регулировочным винтом 12 при осла­бленной контргайке 14. Более сильная затяжка пружины приводит к повыше­нию давления и запаздыванию впрыски­вания, а менее сильная — к уменьшению давления и опережению впрыскивания. Топливо, которое просочилось между иглой и распылителем, отводится в по­

 

 



 


 

Рис. 97.

Форсунки дизелей:

а - ЯМЗ-236; б - КамАЗ-740; 1 - игла распылителя; 2 — медная шайба; 3 — кольцевая полость; 4 - распылитель; 5 - накидная гайка; 6 — штифт; 7 - шарик; 8 - корпус; 9 - штанга;

10— тарелка пружины; //-пружина; 12 — регулировочный винт; 13 — стакан пружины; 14 — контргайка; 15 — колпак; 16 — прокладка;

11— втулка; 18 — сетчатый фильтр;

19 — уплотнитель штуцера; 20 — штуцер; 21 и

23-каналы; 22 — кольцевая проточка;

24— латунный стакан; 25 — головка блока цилиндров; 26 — проставка; 27 — уплотнительное кольцо; 28 — регулировочные шайбы;

29 — опорная шайба

 


лость пружины, затем через отверстие в стакане 13 поступает в сливную труб­ку, соединенную с отверстиями колпа­ка 15 форсунки. Форсунка дизеля КамАЗ-740 устроена и работает анало­гично рассмотренной.

Система подачи и очистки воздуха ди­зеля КамАЗ-740.На этом дизеле приме­нен воздухоочиститель (рис. 98, а и 6) без масла, двухступенчатый, с автома­гическим отсосом пыли и сменным фильтрующим элементом. Колпак / для забора воздуха установлен сзади ка­бины 10, а воздухоочиститель 6 прикре­плен к левому лонжерону рамы. Возду­хоочиститель состоит из корпуса //,


фильтрующего элемента 12, крышки 18, соединенной с корпусом защелками 75. В качестве фильтрующего элемента ис­пользуется гофрированный картон.

При работе двигателя воздух через сетку в колпаке 1 проходит по трубам в воздухоочиститель 6. По входному па­трубку 13 воздух попадает в первую ступень очистки с инерционной решет­кой и резко изменяет направление. Крупные механические частицы отде­ляются от воздуха и под влиянием раз­режения, которое передается через па­трубок 7, отсасываются отработавшими газами в атмосферу. Для этой цели в выпускном трубопроводе двигателя установлен эжектор, соединенный тру­бопроводом с патрубком 7. Далее воз­дух проходит через микропоры картона (вторая ступень) и уже очищенный по трубе 8 поступает во впускной трубо­провод 4

двигателя. Ориентировочный срок службы фильтрующего элемента составляет около 1000 ч. Для оценки со­стояния фильтрующего элемента на ле­вом впускном трубопроводе установлен индикатор 3. При засорении фильтрую­щего картона во впускном трубопрово­де возрастает разрежение (более 70 кПа), индикатор срабатывает, и его красный флажок фиксируется напротив окна, указывая на необходимость замены или промывки фильтрующего элемента.

Разгерметизация системы впуска воз­духа и подсос неочищенного воздуха со­кращают срок службы двигателя в де­сятки раз. Поэтому в процессе эксплуа­тации автомобиля КамАЗ-5320 нужно периодически снимать фильтрующий элемент воздухоочистителя для осмо­тра. Налет пыли на внутренней сто­роне элемента — браковочный признак.


 

Рис. 98.

Система подачи и очистки воздуха дизеля КамАЗ-740:

а — система подачи воздуха; о — воздухоочиститель; 1 — колпак; 2 — труба воздухозаборника; 3 — индикатор; 4 — левый впускной трубопровод; 5 — входная труба; б — воздухоочиститель; 7 — патрубок отсоса пыли; 8 — выходная труба; 9 — борт кузова; 10 — кабина; // — корпус воздухоочистителя; 12 — фильтрующий элемент; 13 — входной патрубок; 14 — уплогнительное кольцо; 15 — защелка крепления крышки; 16 — держатель фильтрующего элемента; 17 — гайка крепления фильтрующего элемента; 18 — крышка; 19 — выходной патрубок

 


 

 


 


 


 


Рис. 99.

Система выпуска отработавших газов двигателя

автомобиля КамАЗ-5320:

1 — двигатель; 2 — выпускной трубопровод; 3 и

4— левая и правая приемные трубы;

5— пневматические цилиндры тормозной системы;

6— вспомогательные тормозные механизмы; 7—тройник; (V — гибкий металлический рукав;

9 — глушитель; 10 — рама; 11 — перфорированная труба; 12 — фланец приемного патрубка; 13 и

16— передняя и задняя стенки корпуса глушителя; 14 — корпус глушителя; 15 — выпускной патрубок;

17— расширительная или резонаторная камера

В этом случае фильтрующий элемент необходимо заменить.

Система выпуска отработавших газов двигателя автомобиля КамАЗ-5320.От­работавшие газы по выпускным 2 (рис. 99) трубопроводам поступают в при­емные трубы 3 и 4, которые соединены в тройнике 7. К глушителю 9 газы под­ходят по гибкому металлическому рука­ву 8. В корпусе 14 глушителя есть три камеры 17, где газы расширяются, их давление и скорость уменьшаются, и по патрубку 15 газы выходят в атмосферу.

Автоматическая муфта опережения впрыскивания топлива.Автоматическая муфта (рис. 100) изменяет угол опереже­ния впрыскивания топлива в зависимо­сти от частоты вращения коленчатого вала. При использовании автоматиче­ской муфты повышается экономичность дизеля при различных режимах работы и улучшаются условия его пуска. Муфта установлена на. переднем конце кулач­кового вала топливного насоса высоко-


го давления (дизели ЯМЗ-236 и КамАЗ-740).

Муфта опережения впрыскивания топ­лива дизеля ЯМЗ-236 состоит из сле­дующих деталей: ведущей полумуфты 5 с пальцами 14 и шипами 11; ведомой полумуфты 1 с осями 2 грузов 15; кор­пуса 13; двух пружин 4 с шайбами. Ве­дущая пол у муфта надета на ступицу 10 ведомой полумуфты и может на ней по­ворачиваться. В ведущую полумуфту за­прессованы втулка 7 и самоподжимной сальник 8. При сборке муфты корпус 13 навертывают на ведомую полумуфту. Для уплотнения соединения ведущей по­лумуфты с корпусом в него запрессован самоподжимной сальник 12. Два груза, шарнирно установленные на осях 2, имеют криволинейную поверхность А, на которую через простаки 19 опи­раются пальцы 14 ведущей полумуфты. Движение от ведущей полумуфты на ве­домую передается через два груза. Ве­домая полумуфта, укрепленная на ку­лачковом валу топливного насоса при помощи шпонки 17, удерживается от смещения гайкой 9, навернутой на ко­нец вала 18.

Во время работы двигателя ведущая полумуфта пальцами 14 через проставки 19 нажимает на криволинейную поверх­ность А грузов 15. Вследствие этого си­ла через оси 2 передается ведомой по­лумуфте 1, а от нее кулачковому валу насоса. При увеличении частоты враще-


 


 


 


Рис. 100.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.