Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основы консультативной Психологии





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Основы консультативной Психологии

Направление подготовки: Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: Психология образования

Квалификация выпускника: бакалавр

 

 

Пермь

ПГГПУ

Рецензент:

д.псх.н., проф., зав.каф. психологии и педагогики Пермского
государственного института искусств и культуры

Дорфман Леонид Яковлевич

 

Автор-составитель: к.псх.н., доцент Самбикина Оксана Семёновна

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы консультативной психологии» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Дисциплина входит в профессиональный цикл, относится к вариативной части (Б3.В.ОД.3.2) учебного плана ООП.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов-бакалавров, обучающихся по профилю «Психология образования», преподавателей психологических дисциплин и аспирантов.

 

Согласовано:

Декан _______________ факультета психологии (Кирилова Н.А.)

 

Утверждено на заседании учебно-методической комиссии факультета ___________________: Протокол № _______ «___» ________________2013г. Председатель УМК _____________     Утверждено на заседании кафедры _________________: Протокол № _______ «___» ________________2013г. Зав. кафедрой _______________

Содержание

1. Цель изучения дисциплины……………………………………………. 2. Место дисциплины в структуре ООП............................................. 3. Требования к результатам освоения дисциплины………………… 3.1. Принятая структура компетенций................................................ 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций..................................................................... 4. Объем дисциплины............................................................................ 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы.................................... 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы для студентов очной формы обучения……………………………………………… 4.3. Распределение часов по темам и видам учебной работы для студентов заочной формы обучения…………………………………………… 5. Содержание дисциплины.............................................................. 10 5.1. Программа дисциплины.................................................................... 5.2. Содержание семинарских и лабораторных занятий.................. 17 6. Формы и методы обучения............................................................... 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов………………………………………………………… 7.1.Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов.................................................................................. 7.2.План-график самостоятельной работы студентов очной формы обучения.................................................................................................... 7.3. План-график самостоятельной работы студентов заочной формы обучения....................................................................................... 7.4. Тематика эссе и методические рекомендации по их выполнению   8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины................................................. 8.1. Основная литература....................................................................... 8.2. Дополнительная литература........................................................... 8.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы….. 8.4. Материально-техническое обеспечение………………………………….. 9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации................................................ 9.1. Содержание и форма проведения входного контроля................... 9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний......................... 9.2.1. Формы текущего контроля знаний............................................... 9.2.2. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов................................................................... 9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации.................... 5 7 8 9 10 11 16 79 80 81 81 91 92 95 95 95 98 98 98 108

1. Цель изучения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Основы консультативной психологии» является формирование представлений о современных подходах в консультировании и консультативной психологии, в методах, которые используются в различных направлениях психологического консультирования.

Указанные цели конкретизируется в следующих задачах:

- формировать у студентов представления о целях, задачах, специфике, основных направлениях, структурных компонентах психологического консультирования, его этапах и методах;

- знания об условиях установления и поддержания профессионального контакта, о психологическом понимании основных человеческих проблем, а также усовершенствовать профессиональные навыки

- способствовать формированию у студентов практических умений и навыков психо­логического консультирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Данная дисциплина относится к вариативной части В.ОД.3.2 профессионального цикла Б.3. Она необходимо связана с такими базовыми курсами, как «Психология личности», «Психология развития и возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология».

Освоение дисциплины «Основы консультативной психологии» является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Психолого-педагогическое сопровождение семьи».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Первый этап психологической консультации. «Начало беседы». Цели, задачи, мероприятия консультанта на первом этапе консультирования. Техники активного слушания: безмолвное слушание, повторение, перефразирование, резюмирование, уточнение, развитие мыслей собеседника. Понятие информационной обратной связи.

Второй этап психологической консультации. «Исследование». Цели и задачи консультанта на втором этапе консультирования. Значение базовых техник на втором этапе. Техники вопросов. Вопросительные средства: открытые и закрытые вопросы, невопросительные формы. Техника «накопления согласия», техника «мягкого интервью». Техники эмпатического слушания. Терапевтическое значение вербализации эмоционального опыта. Эмпатические высказывания, «эмоциональное резюме», техника «вентиляции чувств». Разговор о чувствах. Функциональная алекситимия (педагогическая, психологическая, лингвистическая) и ее преодоление в консультативном процессе. Понятие эмоциональных ключей. Вопросы о чувствах. Схема разговора о чувствах.

Третий этап психологической консультации. «Воздействие». Цели и задачи консультанта. Обзор техник воздействия (интерпретация, конфронтация, предоставление рекомендаций, предоставление информации). Необходимые условия для использования техник воздействия. Использование психотерапевтических методов и техник в консультировании.

Четвертый этап психологической консультации. «Завершение беседы». Цели, задачи, мероприятия консультанта на четвертом этапе консультирования. Функция завершения. Выбор времени завершения. Проблемы, связанные с завершением. Сопротивление завершению.

Содержание семинарских и лабораторных занятий

для студентов очной формы обучения

Семинарское занятие 1 (2ч).

Тема: Предмет, задачи, проблемы консультативной психологии.

Вопросы для обсуждения

1. Содержание психологической помощи.

2. Специфика психологического консультирования.

3. Основные задачи, формы и модели консультативной помощи.

4. Актуальность консультативной психологии на современном этапе развития психологической науки.

Литература

1. Абрамова, Г.С., Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект 2001, с. 270 – 272.

2. Браун, Дж., Кристенсен, Д., Теория и практика семейной психотерапии. - СПб.: Питер 2001, С. 32.

3. Бьюдженталь, Дж., Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер 2001.

4. Гулина, М.А., Терапевтическая и консультативная психология. - СПб.: Речь 2001.

5. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер, 2006.

Семинарское занятие 2 (4ч).

Тема: Условия эффективности консультативной помощи.

Вопросы для обсуждения

1. Личностное самоопредление практического психолога.

2. Требования к личности консультанта: система ценностей, личностные и профессиональные качества

3. Артистизм специалиста, оказывающего воздействие.

4. Креативность и эффективность деятельности психологического консультанта.

5. Специфика работы психолога-консультанта с клиентами разного типа.

Литература

1. Бьюдженталь, Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001.- с. 75 – 96, с. 168 – 190, с. 234 – 249.

2. Глэддинг, С. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2002. – 736 с.

3. Горностай, П.П., Васьковская, С.В. Теория и практика психологического консультирования. – Киев, 1995.

4. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2003. – 336 с.

5. Лосева, В.К., Луньков, А.И. Рассмотрим проблему. – М., 1995.

6. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.

7. Шнейдер, Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. – М.: Ось - 89, 2003. – 272 с.

Семинарское занятие 3 (4ч)

Тема: Структура и содержание процесса консультирования.

Вопросы для обсуждения

1. Структура и содержание консультативного процесса. Основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса: аналитико-интерпретативная, рационально-констатирующая, процессуальная, эмпатическая, парадоксальная и реконструктивная.

2. Консультативный процесс в психодинамическом направлении.

3. Консультативный процесс в когнитивно-поведенческом направлении.

4. Консультативный процесс в экзистенциально-гуманистическом направлении.

Литература

1. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2003. – 336 с.

2. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: ПитерКом, 1999, с.414 – 415, 351 – 353, 221 – 224.

3. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер, 2006.

Семинарское занятие 4 (2ч).

Тема: Технология ведения консультативной беседы.

Вопросы для обсуждения

1. Пространственные и временные аспекты консультативной беседы.

2. Консультирование как воздействие и как взаимодействие.

3. Понятие «субъективное» и его значение в работе с клиентом.

4. Соотношение объективации и субъективного как параметр анализа консультативной работы.

5. Основные уровни ведения беседы и их роль в консультативной работе.

6. Присутствие специалиста, оказывающего воздействие, в беседе и характер альянса.

Литература

1. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2003. – 336 с.

2. Кочюнас, Р.-А. Б., Основы психологического консультирования. – М.: Академический Проект 1999, с. 22 – 44, с. 72 – 79, 227 – 233.

3. Меновщиков, Ю.В. Введение в психологическое консуль­тирование. М.: Смысл, 1998, с. 99 – 101.

4. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: ПитерКом, 1999, с.414 – 415, 351 – 353, 221 – 224.

Семинарское занятие 5 (2ч).

Тема: Технология ведения консультативной беседы (2).

Вопросы для обсуждения

1. Использование вспомогательных средств в процессе консультирования.

2. Использование записей во время консультативной беседы.

3. Параллелирование темы, чувств, рамок в консультативной беседе.

4. Параллелирование локуса внимания собеседника в консультативной беседе.

5. Отношение к советам в психологическом консультировании.

6. Типичные ошибки психолога-консультанта.

Литература

1. Бьюдженталь, Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001.- с. 21 – 36 с. 39 – 74. с. 99– 144. с. 147 – 167.

2. Глэддинг, С. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2002. – 736 с.

3. Горностай, П.П., Васьковская, С.В. Теория и практика психологического консультирования. – Киев, 1995.

4. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2003. – 336 с.

5. Мастеров, Б.М. Психологические условия самоизменения человека в практике консультирования, 1998.

6. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.

7. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога обра­зования: Учеб. пособие для студентов вузов и практических ра­ботников. М.: Сфера, 2000, с. 74 – 76.

8. Роджерс, К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография./ Пер. с англ. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.

Лабораторное занятие 1.

Лабораторное занятие 2.

А) Нерефлексивное слушание.

1. Практикум по демонстрации участникам на примере важности внимательного слушания клиента, отработка навыков получения консультантом отрицательной обратной связи. Упражнение «Как не надо слушать клиента».

2. Подготовка участников к освоению практических навыков нерефлексивного слушания. Мини-лекция «Нерефлексивное слушание. Модель С. Каллей».

3.Отработка умения слышать наиболее важную информацию Упражнение «Активное слушание».

4. Освоение практических навыков, способствующих построению эффективных взаимоотношений между консультантом и клиентом. Упражнение «Как показать клиенту, что мы его понимаем».

5.Упражнение на развитие навыков нерефлексивного слушания и эмпатического понимания.

Лабораторное занятие 3.

Тема: Перефразирование, резюмирование. Открытые и закрытые вопросы (1ч).

1.Отработка навыков использования техники перефразирования содержания рассказа клиента. Упражнение «Гимнастика ума».

2.Демонстрация участникам на практике отрицательных моментов в использовании техники постановки вопросов. Упражнение «Интервью».

3. Упражнение на предоставление участникам возможности на примере почувствовать, как можно заменить неэффективные вопросы техниками активного слушания. Упражнение «Скандал в парикмахерской».

Лабораторное занятие 4.

Лабораторное занятие 5.

Тема: Структура и содержание процесса консультирования. Встреча. Начало сессии (1ч).

1.Подготовка участников тренинга к освоению практических навыков по проведению сессий. Мини-лекция «Структура сессии»

2. Осознание этических норм и своих профессиональных возможностей и ограничений в процессе общения с клиентом. Упражнение «Что нужно клиенту?»

3. Осознание участниками условий, необходимых для создания доверительной атмосферы в начале сессии. Упражнение «Создание доверительной атмосферы».

4.Подготовка к освоению практических навыков по организации начального этапа первой сессии. Овладение навыками составления контракта с клиентом. Упражнение «Начало сессии».

Лабораторное занятие 6.

Тема: Структура и содержание процесса консультирования. Фокус на эмоциях клиента (1ч).

1. Упражнение на развитие навыков слушания и умения анализировать свои эмоциональные состояния.

2.Подготовка участников к освоению практических навыков, необходимых в работе с эмоциями клиента. Мини-лекция «Фокус на эмоциях клиента (техники самораскрытия, нормализации)».

3. Отработка навыков использования техник «Самораскрытие» и «Нормализация» на практике. Упражнение «Нормализация и самораскрытие».

4. Упражнение «Развитие навыков работы с эмоциями клиента».

Лабораторное занятие 7.

Тема: Структура и содержание процесса консультирования. Фокус на мыслях клиента (уточнение проблемы) (1ч).

1. Развитие профессиональной интуиции и умения эффективно использовать невербальные средства общения в процессе консультирования (микромимику), умения наблюдать за клиентом. Упражнение «Микромимика».

2. Отработка навыков на фокусировании мысли клиента (уточнение проблемы). Умение наблюдать Упражнение «Повторяющееся слово».

3.Упражнения на развитие навыков, необходимых на этапе уточнения проблемы клиента.

Лабораторное занятие 8.

Лабораторное занятие 9.

Лабораторное занятие 10.

Лабораторное занятие 11.

Лабораторное занятие 1.

Лабораторное занятие 2.

А) Нерефлексивное слушание.

Упражнение «Как не надо слушать клиента» (работа в парах)

Цель. Демонстрация участникам на примере важности внимательного слушания клиента, отработка навыков получения консультантом отрицательной обратной связи.

Время. Пять минут на каждую сессию: три минуты говорит клиент, две минуты — обратная связь клиента консультанту.

Тема: одна из предложенных ниже или любая по выбору клиента.

Содержание. Группа делится на пары. Один участник пары — консультант, другой — клиент.

Тренер предлагает темы на выбор «клиента»:

1. «Моя первая учительница».

2. «Книга, которая меня увлекла».

3. «Мой любимый сериал».

4. «Мое любимое время года» ит. д.

Один из участников пары — консультант, он получает карточку с заданием: «В ходе консультации всячески демонстрируйте свое неуважение к клиенту, свое нежелание слушать: например, вы можете задать вопрос, перебить его, смотреть в потолок, зевать, рыться в карманах и т. д. При этом, пожалуйста, будьте серьезны и делайте умный вид». По окончании сессии клиент дает консультанту обратную связь о том, как консультант его слушал и какие эмоции и чувства возникли у клиента в процессе совместной работы. Консультант выслушивает, молча, не делая никаких комментариев и не оправдываясь.

После этого участники меняются ролями. Участник, который играл роль клиента, получает карточку с аналогичным заданием: «В ходе консультации продемонстрируйте, что вам совсем неинтересно: зевайте, задавайте вопросы на интересующие вас темы, смотрите на часы и т. д. Постарайтесь сохранять умное выражение лица».

Обратная связь между клиентом и консультантом проходит по той же схеме.

Обсуждение. Тренер зачитывает участникам оба варианта заданий, которые были даны на карточках, после этого он просит участников по очереди или в свободной форме поделиться своими впечатлениями от проведенного упражнения и ответить на вопросы: какой опыт они получили, находясь в роли клиента? Какие эмоции у них возникли в ходе упражнения? Почему необходимо научиться внимательно слушать клиента?

Затем преподаватель просит участников поделиться эмоциями, которые возникли у них при получении обратной связи от клиента: что хотелось сказать клиенту, когда он давал обратную связь? Нужна ли нам в профессиональной практике отрицательная обратная связь? Что мы получаем от отрицательной обратной связи? Как нам следует принимать отрицательную обратную связь: игнорировать ее или воспринимать предельно серьезно?

Упражнение «Слушай меня»

Цель. Ознакомление участников с одной из техник, помогающих осознать важность развития умения слушать клиента.

Содержание. Перед началом упражнения преподаватель.может обсудить с участниками, почему так необходимо научиться внимательно слушать клиента. Затем он говорит участникам, что сейчас они выполнят еще одно упражнение-самовнушение, которое называется «Слушай меня».. преподаватель сообщает участникам, что он будет читать текст от имени клиента, а их задачей является внимательное слушание. Участники занимают удобное положение, пытаются расслабиться и закрывают глаза. Когда все готовы, преподаватель тренер начинает читать следующий текст:

«Слушай меня. Слушай просто потому, что я твой клиент, может быть, даже не очень удобный, но я пришел, чтобы встретиться с тобой, и сейчас я здесь. Слушай меня, даже если ты еще не знаешь, что со мной делать дальше. Забудь об этом и просто слушай. Слушай, и я уверен, что ты узнаешь много нового и пополнишь свой профессиональный опыт или даже обретешь частичку мудрости. Ты сам поймешь и узнаешь, что именно ты обрел или обрела. Ну, это позже, а пока наберись терпения и просто слушай. Слушай меня. Слушай, о чем говорит мой голос, и мои интонации. Слушай мои паузы, ведь ты знаешь, каждая из них наполнена глубоким смыслом. Слушай мое молчание и наблюдай за мной. Слушай, и я скажу тебе между строк, какой помощи я жду от тебя. Слушай, и ты догадаешься, что я специально повторяю для тебя что-то важное и особенное, слушай, и ты узнаешь, какой глубокий смысл я вкладываю в каждое свое слово. Просто слушай, а все остальное потом... Слушай меня, и ты поймешь, как это важно для нас обоих. Слушай, и ты обязательно будешь услышан. Пожалуйста, слушай».

После прочтения текста преподаватель тренер предлагает участникам открыть глаза и после небольшой паузы начинает обсуждение упражнения.

Обсуждение. Преподаватель просит участников в свободной форме поделиться своими впечатлениями от упражнения. После обсуждения преподаватель тренер выдает каждому участнику данный текст и просит их подумать дома или в перерыве над тем, как можно было бы улучшить его (что-то изменить, что-то вставить и т. д.)- Если кто-то из участников внесет изменения, он может сам прочитать свой текст в следующий раз.

Упражнение «Сессия втроем»

Цель. Развитие распределения внимания в слуховой модальности и навыков активного слушания.

Содержание. Участники делятся на тройки. Один представитель каждой тройки — консультант, а остальные — клиенты. Консультант садится напротив клиентов так, чтобы видеть и слышать каждого. Клиентам следует находиться поодаль друг от друга, насколько это возможно. По команде тренера каждый клиент начинает рассказывать консультанту какую-либо историю, которая произошла либо с ним, либо с любым другим человеком (как во время сессии). Продолжительность рассказа ограничивается тремя минутами. Все клиенты говорят одновременно, а консультант молча слушает обоих, стараясь извлечь как можно больше информации из рассказа каждого. Задача клиентов — говорить в течение трех минут в свободной манере и форме, при этом разрешается повторять одно и то же по замкнутому кругу, делать паузы, использовать невербальные средства общения и т. д.

Вводится только два ограничения:

1) нельзя задавать вопросы консультанту;

2) нельзя взаимодействовать с другими клиентами (каждый сам по себе).

По истечении трех минут консультант по очереди пересказывает каждому из клиентов то, что он уловил из его истории. Клиент слушает и по необходимости поправляет консультанта или добавляет ту важную информацию, которую консультант упустил из виду. После этого происходит смена консультантов в каждой тройке. Каждый участник должен побывать в роли консультанта.

Обсуждение. Участники возвращаются в круг и делятся приобретенным опытом.

В процессе обсуждения тренер может задать следующие вопросы:

· Легко ли было слушать сразу несколько клиентов одновременно?

· Какие техники и приемы использовали консультанты, чтобы услышать каждого?

· Много ли было пропущено важной информации?

Комментарии для тренера. Данное упражнение требует высокой концентрации внимания, поэтому, если тренер заметит, что участники устали, можно сделать небольшую паузу в виде подвижной игры, релаксационного упражнения и т. д., а затем продолжить работу.

Лабораторное занятие 3.

Тема: Перефразирование, резюмирование. Открытые и закрытые вопросы (1ч).

Упражнение «Гимнастика ума»

Цель. Отработка навыков использования техники перефразирования содержания рассказа клиента.

Содержание. Упражнение состоит из двух этапов. Первый этап проходит в кругу. Каждый участник группы получает карточку, которая содержит краткое вступление, которое можно использовать перед тем, как делать перефразирование. Например: «Как вы сказали...» и др. Участники знакомятся с содержанием карточки, а затем добавляют свои вводные слова, которые можно сказать перед тем, как перефразировать высказывание клиента.

На втором этапе группа делится на подгруппы по четыре-пять человек. Каждый участник имеет при себе список высказываний для перефразирования и карточку с одной пословицей. Первый участник подгруппы читает пословицу, второй участник (сидящий слева от него) выбирает любое начало для перефразирования из списка и прибавляет к нему измененный текст пословицы. Третий участник (сидящий слева от второго) выбирает другое начало из списка для своего перефразирования пословицы и т.д. Затем второй участник читает свою пословицу, и упражнение продолжается по той же схеме.

Выполняя данное упражнение, нельзя интерпретировать пословицу, например, нельзя сказать так: «Если будешь делать два дела, не закончишь ни одного», потому что в рамках психологического консультирования это будет уже другая техника. Таким образом, пересказывая пословицу, мы можем заменять отдельные или все слова, но мы не можем сделать ее содержание более доступным, упрощенным, понятным, обобщенным и т. д.

Обсуждение. Участники возвращаются в круг и делятся своими трудностями и находками.

Комментарии для тренера. В ходе данного упражнения тренер следит, чтобы участники не нарушали основное правило: смысл упражнения состоит именно в том, чтобы научиться перефразировать содержание, но при этом, не интерпретируя и не обобщая его.

Упражнение «Интервью» (модификация упражнения К. Фопеля [1999])

Цель. Демонстрация участникам на практике отрицательных моментов в использовании техники постановки вопросов.

Содержание. Упражнение проходит в парах. Каждый участник представляет, что он готовится к интервью по телевизору. Для этого он должен составить на отдельном листе бумаги список из четырех открытых вопросов, которые он бы хотел услышать от журналиста. Вопросы не должны носить сугубо персональный характер и не должны затрагивать глубоко личные проблемы. Вопросы могут быть, например, такими: «Какой ваш любимый напиток?», «Как вы обычно проводите субботний вечер?», «Как часто вы ходите в кино?» и т. д. После того как список готов, участники отдают его своему партнеру, который дописывает к этому списку еще четыре, но уже закрытых вопроса, например: «Любите ли вы смотреть телевизор?», «Есть ли у вас собака?», «Нравится ли вам классическая музыка?» и т. д.

После того как участники пар готовы, один из них исполняет роль журналиста, другой — роль дающего интервью. Журналист задает все вопросы, интервьюируемый отвечает на них. Затем участники пар меняются ролями.

Обсуждение. После того как участники зададут друг другу вопросы, группа возвращается в круг. Тренер задает вопрос: «Что вы чувствовали, выполняя данное упражнение?» Когда все участники ответят на этот вопрос, тренер предлагает в свободной форме поделиться приобретенным в ходе упражнения опытом и составить рекомендации о том, как нельзя задавать вопросы в процессе психологического консультирования.

Лабораторное занятие 4.

Практикум по супервизии.

Цель. Развитие умений анализировать сессии своих коллег и распознавать различные техники, используемые консультантом.

Содержание. Тренер раздает участникам бланки для проведения практикума по консультированию и просит внимательно ознакомиться с ними. После этого он читает отрывок из сессии начинающего консультанта, прошедшего аналогичный тренинг.. В процессе слушания каждый участник заполняет свой бланк. Затем участники в подгруппах (2-4 человека) обсуждают, какую информацию следует записать.

Далее работа продолжается в кругу. Тренер просит участников прочитать по пунктам содержание их бланков.

Обсуждение. Тренер предлагает участникам ответить на вопросы о том, насколько легко или трудно было анализировать сессию коллеги; способствует ли такой опыт (анализ сессий других консультантов) дальнейшему профессиональному росту; чему они научились от консультанта; какие выводы по поводу проведения консультирования сделали для себя.

Лабораторное занятие 5.

Тема: Структура и содержание процесса консультирования. Встреча. Начало сессии (1ч).

Цель. Отработка техники постановки эффективных вопросов и умения следовать за клиентом.

Время. По 12 минут на каждого участника в роли клиента и по 1,5-2 минуты на каждого участника в роли супервизора.

Тема: Мои планы на будущее(ролевая игра). Клиент говорит от имени человека, который через месяц оканчивает университет. У клиента есть определенные планы на будущее, но он не уверен, что сможет их осуществить. Ему нужна поддержка и одобрение консультанта.

Содержание. Группа делится на тройки: консультант, клиент, супервизор.

Клиент начинает рассказ от имени человека, который через месяц оканчивает университет и который хочет поделиться своими планами на будущее. Консультант использует техники нерефлексивного и рефлексивного слушания и эмпатического понимания клиента, техники постановки эффективных вопросов, в конце сессии делает резюмирование.

Супервизор наблюдает за консультантом. По окончании сессии дает консультанту обратную связь по типу «сэндвича».

Обсуждение. Участники делятся приобретенным в ходе практикума опытом сначала от имени клиентов, затем от имени консультантов, а затем от имени супервизоров. Тренер просит участников поделиться опытом использования техники постановки эффективных вопросов. Он моделирует или берет из реальной жизни по 2—3 ситуации, которые могут произойти с клиентом, и формулируют запрос клиента в каждой из подготовленных ситуаций. При этом в одном случае (в одной из ситуаций) участники группы могут помочь клиенту в работе по его запросу, а в остальных запрос является невыполнимым. Повествование клиента ведется от первого лица, как во время сессии.

Когда подгруппы готовы, все возвращаются в круг. Представитель первой подгруппы пересказывает остальным одну из смоделированных ситуаций и запрос клиента, а участники остальных подгрупп должны решить, смогут они работать по запросу клиента или нет (ситуации могут обсуждаться как в круге, так и в подгруппах). После того как решение принято, участники (все вместе) придумывают варианты обратной связи клиенту на его запрос. В одних случаях следует тактично объяснить клиенту возможности психологического консультирования, в других можно переформулировать запрос и предложить клиенту работать по новому запросу. Затем группа переходит к разбору следующей ситуации.

Упражнение «Начало сессии»

Цель. Подготовка участников тренинга к освоению практических навыков по организации начального этапа первой сессии. Овладение навыками составления контракта с клиентом.

Время. Продолжительность каждой сессии десять минут, обратная связь супервизора 2—2,5 минуты.

Тема. Любая по усмотрению клиента.

Содержание. Группа делится на тройки: консультант, клиент и супервизор. Разыгрывается первая встреча консультанта с клиентом.

Клиент никогда раньше не был на консультировании и не знает о том, какие услуги он может получить. Он выслушивает консультанта, задает ему вопросы по поводу психологического консультирования в целом и по поводу организации сессий, затем начинает говорить на любую тему, например о том, что произошло с ним недавно.

Консультант составляет контракт с клиентом, отвечает на его вопросы, проводя сессию, демонстрирует навыки активного слушания и эмпатического понимания, умение следовать за клиентом, а в конце сессии делает резюмирование.

Супервизор наблюдает за консультантом и обращает особое внимание на то, как был составлен контракт с клиентом:

· насколько внимателен был консультант к клиенту;

· насколько доходчиво он осветил отдельные пункты контракта;

· все ли основные пункты контракта были освещены;

· какие техники были использованы консультантом и насколько удачно.

По окончании сессии и выступления супервизора участники меняются ролями. Каждый участник тройки должен побывать в роли консультанта, клиента и супервизора.

Обсуждение. Проходит в кругу. Участники делятся своим опытом составления контракта с клиентом и трудностями, с которыми кто-то из них мог столкнуться.

Упражнение «Слушая и прерывая паузы...»

Цель. Отработка техники прерывания затянувшихся пауз.

Содержание. Перед началом упражнения группа составляет список фраз, выражений и вопросов, с помощью которых можно было бы прервать затянувшуюся паузу во время консультирования. Затем группа делится на две подгруппы, которые садятся на стулья в две линии друг напротив друга: одна линия — консультанты, другая — клиенты. Клиент говорит консультанту любую фразу и замолкает; после небольшой паузы консультант просит клиента продолжить рассказ, используя фразы из составленного списка. Затем каждый участник, икающий роль клиента, смещается на один стул вправо (а первый участник становится последним) и упражнение продолжается снова, после чего опять происходит смена партнеров до тех пор, пока все участники не вернутся на свои места. Фразы клиентов могут быть любыми, вплоть до абсурдных.

Обсуждение. Обсуждение проходит в кругу. Тренер просит участников выступить сначала от имени клиентов и ответить на вопрос о том, какие фразы и выражения, прерывающие их молчание, показались им наиболее удобными и хорошо работающими, то есть побуждающими к продолжению разговора. Затем тренер предлагает участникам высказать свою точку зрения от имени профессионалов о том, какие фразы и выражения показались им наиболее удачными. Если кто-то из участников в ходе выполнения упражнения нашел другие способы прерывания пауз, он может поделиться с группой своими выражениями.

Лабораторное занятие 6.

Тема: Структура и содержание процесса консультирования (1ч).

Фокус на эмоциях клиента.

Упражнение «Самораскрытие»

Цель. Отработка навыков использования техники самораскрытия, закрепление знаний, полученных в ходе мини-лекции.

Содержание. Упражнение состоит из двух этапов.

Этап 1. Тренер зачитывает участникам вариант из сессии начинающего консультанта, который попытался использовать самораскрытие, и просит участников сначала прокомментировать действия консультанта, а затем дать обратную связь по типу «сэндвича».

Этап 2. Тренер просит группу разделиться на три-четыре подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка с отрывком из сессии и четыре варианта самораскрытия. Участникам необходимо внимательно прочитать свой отрывок и выбрать приемлемые и неприемлемые варианты самораскрытия консультанта, прокомментировав каждый вариант.

Затем подгруппы возвращаются в круг (третий этап) и по очереди зачитывают свои отрывки из сессии и комментарии к ним, которые были сделаны в ходе групповой работы. В это время остальные участники слушают и делятся своими мнениями.

Обсуждение. В процессе обсуждения тренер просит участников поделиться тем опытом, который они приобрели в ходе данного упражнения. Сделали ли они какие-либо выводы для себя о том, насколько данная техника сочетается с их персональным стилем ведения консульт







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.