Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел 3. Основные направления в зарубежной консультативной психологии и психотерапии.





Тема 9. Консультативный процесс в психодинамическом направлении.

Позиция в отношении природы человека. Ортодоксальный психоанализ З.Фрейда, телесноориентированный психоанализ В.Райха, индивидуальная психология А.Адлера, аналитическая психология К.Юнга и др.

Понимание невроза с позиций психоанализа. Процедура психоанализа. Используемые методы.

Психоанализ З. Фрейда: Метод свободных ассоциаций. Интерпретация. Анализ сопротивлений. Анализ переноса.

Телесноориентированный психоанализ В.Райха: Воздействие на сегменты «мышечного панциря».

Индивидуальная психология А.Адлера: Ранние воспоминания. История жизни. Негативная практика. Анализ сновидений. Парадоксальная интенция. Техника «как если бы».

Аналитическая психология К.Юнга: Анализ сновидений. Активное воображение. Метод амплификации. Депотенциализация.

Тема 10. Консультативный процесс в когнитивно-поведенческом направлении.

Позиция в отношении природы человека. Поведенческая психотерапия Б.Скиннера, когнитивная терапия А.Бэка, рационально-эмотивная психотерапия А.Эллиса и др. Понимание невроза. Используемые методы. Поведенческая психотерапия Б.Скиннера: Последовательная десентивация. «Фединг» (затухание). Стрессовая процедура. Методика «негативного воздействия». Процедура «отвращения». Контроль стимула. Тренинг социальных умений. Тренинг настойчивости. Методики формирования поведения («шейпинг»).

Когнитивная терапия А.Бэка: «Заполнение пустоты». «Сократовский диалог». Декатастрофизация (техника «что если…»). Когнитивная реатрибуция. Переформулирование. Децентрализация. Проверка гипотезы. Планирование деятельности.

Рационально-эмотивная психотерапия А.Эллиса: Использование «ABC-схемы». Обсуждение и опровержение иррациональных установок. Рационально-эмотивное воображение. Ролевая игра. «Атака на страх»

Тема 11. Консультативный процесс в экзистенциально-гуманистическом направлении.

Позиция в отношении природы человека. Клиент-центрированная психотерапия К.Роджерса, логотерапия В.Франкла и др. Понимание невроза. Используемые методы.

Клиент-центрированная психотерапия К.Роджерса: Активное слушание. Эмпатические высказывания. Вербализация. Отражение эмоции. Энкаунтер-группы (группы встреч).

Логотерапия В.Франкла: Метод дерефлексии. Метод парадоксальной интенции. Персональное осмысление жизни.

Содержание семинарских и лабораторных занятий

для студентов очной формы обучения

Семинарское занятие 1 (2ч).

Тема: Предмет, задачи, проблемы консультативной психологии.

Вопросы для обсуждения

1. Содержание психологической помощи.

2. Специфика психологического консультирования.

3. Основные задачи, формы и модели консультативной помощи.

4. Актуальность консультативной психологии на современном этапе развития психологической науки.

Литература

1. Абрамова, Г.С., Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект 2001, с. 270 – 272.

2. Браун, Дж., Кристенсен, Д., Теория и практика семейной психотерапии. - СПб.: Питер 2001, С. 32.

3. Бьюдженталь, Дж., Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер 2001.

4. Гулина, М.А., Терапевтическая и консультативная психология. - СПб.: Речь 2001.

5. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер, 2006.

Семинарское занятие 2 (4ч).

Тема: Условия эффективности консультативной помощи.

Вопросы для обсуждения

1. Личностное самоопредление практического психолога.

2. Требования к личности консультанта: система ценностей, личностные и профессиональные качества

3. Артистизм специалиста, оказывающего воздействие.

4. Креативность и эффективность деятельности психологического консультанта.

5. Специфика работы психолога-консультанта с клиентами разного типа.

Литература

1. Бьюдженталь, Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001.- с. 75 – 96, с. 168 – 190, с. 234 – 249.

2. Глэддинг, С. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2002. – 736 с.

3. Горностай, П.П., Васьковская, С.В. Теория и практика психологического консультирования. – Киев, 1995.

4. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2003. – 336 с.

5. Лосева, В.К., Луньков, А.И. Рассмотрим проблему. – М., 1995.

6. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.

7. Шнейдер, Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. – М.: Ось - 89, 2003. – 272 с.

Семинарское занятие 3 (4ч)

Тема: Структура и содержание процесса консультирования.

Вопросы для обсуждения

1. Структура и содержание консультативного процесса. Основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса: аналитико-интерпретативная, рационально-констатирующая, процессуальная, эмпатическая, парадоксальная и реконструктивная.

2. Консультативный процесс в психодинамическом направлении.

3. Консультативный процесс в когнитивно-поведенческом направлении.

4. Консультативный процесс в экзистенциально-гуманистическом направлении.

Литература

1. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2003. – 336 с.

2. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: ПитерКом, 1999, с.414 – 415, 351 – 353, 221 – 224.

3. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер, 2006.

Семинарское занятие 4 (2ч).

Тема: Технология ведения консультативной беседы.

Вопросы для обсуждения

1. Пространственные и временные аспекты консультативной беседы.

2. Консультирование как воздействие и как взаимодействие.

3. Понятие «субъективное» и его значение в работе с клиентом.

4. Соотношение объективации и субъективного как параметр анализа консультативной работы.

5. Основные уровни ведения беседы и их роль в консультативной работе.

6. Присутствие специалиста, оказывающего воздействие, в беседе и характер альянса.

Литература

1. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2003. – 336 с.

2. Кочюнас, Р.-А. Б., Основы психологического консультирования. – М.: Академический Проект 1999, с. 22 – 44, с. 72 – 79, 227 – 233.

3. Меновщиков, Ю.В. Введение в психологическое консуль­тирование. М.: Смысл, 1998, с. 99 – 101.

4. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: ПитерКом, 1999, с.414 – 415, 351 – 353, 221 – 224.

Семинарское занятие 5 (2ч).

Тема: Технология ведения консультативной беседы (2).

Вопросы для обсуждения

1. Использование вспомогательных средств в процессе консультирования.

2. Использование записей во время консультативной беседы.

3. Параллелирование темы, чувств, рамок в консультативной беседе.

4. Параллелирование локуса внимания собеседника в консультативной беседе.

5. Отношение к советам в психологическом консультировании.

6. Типичные ошибки психолога-консультанта.

Литература

1. Бьюдженталь, Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001.- с. 21 – 36 с. 39 – 74. с. 99– 144. с. 147 – 167.

2. Глэддинг, С. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2002. – 736 с.

3. Горностай, П.П., Васьковская, С.В. Теория и практика психологического консультирования. – Киев, 1995.

4. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2003. – 336 с.

5. Мастеров, Б.М. Психологические условия самоизменения человека в практике консультирования, 1998.

6. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.

7. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога обра­зования: Учеб. пособие для студентов вузов и практических ра­ботников. М.: Сфера, 2000, с. 74 – 76.

8. Роджерс, К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография./ Пер. с англ. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.

Лабораторное занятие 1.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.