Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В) Коррекция установок клиента и поведения клиента.





1.Отработка навыков коррекции установок клиента.

2.Обучение студентов навыкам сотрудничества с клиентом в разработке конкретного плана позитивного реагирования.

3.Задания на развитие версионного мышления, снятие ригидности мышления.

Лабораторное занятие 11.

Тема: Окончание сессии (1ч).

1.Подготовка участников к освоению навыков, необходимых на завершающем этапе сессии. Мини-лекция: «Окончание сессии».

2. Упражнение на отработку навыков проведения заключительной сессии с клиентом.

3.Развитие умения анализировать сессии начинающих консультантов. Практикум по супервизии.

Дидактические материалы к лабораторным занятиям.

Лабораторное занятие 1.

Тема: Работа с профессиональными стереотипами (1ч).

Упражнение «Консультирование — это..., консультирование — это не...»

Цель. Предоставление участникам возможности с помощью метода мозгового штурма выявить основные моменты, присущие психологическому консультированию и противоречащие принципам психологического консультирования.

Содержание. Группа делится на подгруппы по 3—6 человек в зависимости от общего числа участников. Желательно, чтобы в результате деления образовалось не более четырех подгрупп. Участникам подгрупп методом мозгового штурма предлагается придумать как можно больше синонимов к термину «Психологическое консультирование» и записать их на одном из листов бумаге. На другом листе записать те моменты, которые, по их мнению, противоречат принципам психологического консультирования.

После того как подгруппы подготовят свои плакаты, все возвращаются в круг. Представитель одной из подгрупп вывешивает свои плакаты перед аудиторией и объясняет, содержание каждого из них. Тренер комментирует записи участников. Затем выступает представитель второй подгруппы и т. д.

Обсуждение. После того как участники получили первое представление о понятии «психологическое консультирование», тренер просит их высказаться в свободной форме о том, насколько изменилось их представление о психологическом консультировании теперь и что нового они узнали.

Упражнение на развитие навыков слушания, подготовка участников к овладению навыками нерефлексивного слушания.

Тема: «Люди, которые мне помогают».

Содержание. Группа делится на пары, организуя пространство так, чтобы участники не мешали друг другу.

Один из участников пары — клиент, он рассказывает консультанту в свободной форме:

· о том, к кому он обращается за помощью в трудные минуты;

· кто эти люди, с которыми он может поделиться своими проблемами;

· какими качествами они обладают;

· насколько действенной бывает их помощь;

· какие проблемы хотел бы научиться решать клиент после прохождения тренинга.

Консультант молча, слушает, не задавая вопросов и не делая никаких комментариев. По истечении отведенного времени консультант говорит клиенту спасибо, и по сигналу тренера участники меняются местами (консультант садится лицом к часам) и ролями.

Обсуждение. После проведения практикума в парах участники возвращаются в круг и делятся трудностями, которые возникли у них в процессе совместной работы. А также в свободной форме отвечают на ряд вопросов. Что хотелось сказать клиенту? Какие вопросы хотелось ему задать? Насколько было легко или трудно просто слушать?

Упражнение «Невербальные средства общения» [Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., 2005]

Цель. Знакомство участников с эффективными невербальными средствами общения в процессе консультирования.

Содержание. Каждый участник группы получает карточку со списком различных невербальных проявлений:

Тренер просит участников решить, какие из этих средств эффективны для консультанта в процессе работы с клиентом, а -какие — нет. Каждый участник самостоятельно делает пометки в своей карточке. Можно использовать единые условные обозначения, которые даны в нижней части карточки. Если участник считает, что какой-либо важный паттерн невербального языка пропущен, он может дописать его на специально оставленной пустой строчке.

Затем группа делится на несколько подгрупп по 4—5 человек в каждой, и в них происходит обмен мнениями. После этого следует провести общую групповую дискуссию о целесообразности использования перечисленных в карточке паттернов при общении консультанта с клиентом.

Если участники не пришли к единому мнению по поводу эффективности тех или иных невербальных паттернов, тренер может предложить участникам использовать данные паттерны на практике и отследить реакцию клиента, после чего поделиться своим опытом с группой.

Комментарии для тренера. Данное упражнение часто вызывает много споров, которые иногда не прекращаются даже в кулуарах. Поэтому тренер может сделать акцент на том, что нельзя читать жесты других людей однозначно. Мы рассматриваем эту важную тему не для того, чтобы определять состояния других людей по их жестам, а для того, чтобы следить за своими невербальными проявлениями, чтобы достичь желаемой атмосферы в ходе беседы..

Лабораторное занятие 2.

Тема: Взаимоотношения между консультантом и клиентом (2ч).

А) Нерефлексивное слушание.

Упражнение «Как не надо слушать клиента» (работа в парах)

Цель. Демонстрация участникам на примере важности внимательного слушания клиента, отработка навыков получения консультантом отрицательной обратной связи.

Время. Пять минут на каждую сессию: три минуты говорит клиент, две минуты — обратная связь клиента консультанту.

Тема: одна из предложенных ниже или любая по выбору клиента.

Содержание. Группа делится на пары. Один участник пары — консультант, другой — клиент.

Тренер предлагает темы на выбор «клиента»:

1. «Моя первая учительница».

2. «Книга, которая меня увлекла».

3. «Мой любимый сериал».

4. «Мое любимое время года» ит. д.

Один из участников пары — консультант, он получает карточку с заданием: «В ходе консультации всячески демонстрируйте свое неуважение к клиенту, свое нежелание слушать: например, вы можете задать вопрос, перебить его, смотреть в потолок, зевать, рыться в карманах и т. д. При этом, пожалуйста, будьте серьезны и делайте умный вид». По окончании сессии клиент дает консультанту обратную связь о том, как консультант его слушал и какие эмоции и чувства возникли у клиента в процессе совместной работы. Консультант выслушивает, молча, не делая никаких комментариев и не оправдываясь.

После этого участники меняются ролями. Участник, который играл роль клиента, получает карточку с аналогичным заданием: «В ходе консультации продемонстрируйте, что вам совсем неинтересно: зевайте, задавайте вопросы на интересующие вас темы, смотрите на часы и т. д. Постарайтесь сохранять умное выражение лица».

Обратная связь между клиентом и консультантом проходит по той же схеме.

Обсуждение. Тренер зачитывает участникам оба варианта заданий, которые были даны на карточках, после этого он просит участников по очереди или в свободной форме поделиться своими впечатлениями от проведенного упражнения и ответить на вопросы: какой опыт они получили, находясь в роли клиента? Какие эмоции у них возникли в ходе упражнения? Почему необходимо научиться внимательно слушать клиента?

Затем преподаватель просит участников поделиться эмоциями, которые возникли у них при получении обратной связи от клиента: что хотелось сказать клиенту, когда он давал обратную связь? Нужна ли нам в профессиональной практике отрицательная обратная связь? Что мы получаем от отрицательной обратной связи? Как нам следует принимать отрицательную обратную связь: игнорировать ее или воспринимать предельно серьезно?







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.