Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мини-лекция «Нерефлексивное слушание» (модель С. Каллей)





Цель. Подготовка участников к освоению практических навыков нерефлексивного слушания.

Содержание. Преподаватель знакомит участников с понятием «нерефлексивное слушание», то есть слушание, во время которого мы не отражаем содержание рассказа клиента, а просто внимательно его слушаем. Для того чтобы показать клиенту, что мы его слушаем, следует использовать невербальные средства общения и минимальную звуковую поддержку: «Да», «Угу», «Так», «Продолжайте, пожалуйста» и т. д.

Нерефлексивное слушание особенно эффективно в начале сессии, когда нам необходимо собрать как можно больше материала о том, что волнует и беспокоит клиента.

Для того чтобы процесс слушания был активным, а не пассивным, можно использовать модель С. Каллей, которая помогает структурировать информацию, полученную от клиента.

Упражнение «Активное слушание»

Цель. Отработка умения слышать наиболее важную информацию.

Тема: Конфликт, который произошел со мной недавно.

Содержание. Группа делится на две равные подгруппы. Тренер выдает всем участникам бейджи: синего цвета (или любого другого) — участникам одной подгруппы, желтого цвета (или любого другого, но обязательно отличного от цвета первой подгруппы) — участникам другой подгруппы. Участники с синими бейджами — консультанты, участники с желтыми бейджами — клиенты. Каждый консультант садится на стул и ставит перед собой или сбоку еще один стул для клиента. Каждый клиент выбирает себе консультанта и занимает стул рядом с ним так, чтобы образовались пары,

Клиент в течение 3-3,5 минут рассказывает консультанту о конфликте, который произошел с ним недавно (история может быть как реальной, так и выдуманной, но обязательно должна быть рассказана от первого лица). Клиент ведет повествование в удобной для него форме, не придерживаясь никакого плана. Консультант внимательно слушает, не перебивая, не задавая вопросов и не комментируя высказывания клиента. Также не разрешается делать записей и пометок. Консультант демонстрирует свое внимательное отношение к клиенту невербально и/или используя нерефлексивное слушание: «Да», «Угу», «Так».

После того как клиент закончил, консультант пересказывает услышанное, структурируя информацию в соответствии с моделью С. Каллей, и сообщает клиенту, какие пункты этой модели он не осветил в своем рассказе. Клиент внимательно слушает и при необходимости поправляет консультанта, если тот допустил неточности.

.По истечении пяти минут консультанты (участники с синими бейджами) остаются на своих местах, а клиенты (участники с желтыми бейджами) находят себе новую пару и упражнение повторяется еще раз по предыдущей схеме.

По истечении следующих пяти минут участники с желтыми бейджами садятся на стулья, играя роль консультантов, и организуют пространство для своих клиентов. Участники с синими бейджами (клиенты) находят себе пару (консультанта) и от первого лица рассказывают о недавнем конфликте (история может быть как реальной, так и выдуманной). После окончания пятиминутной сессии клиенты меняются местами, выбирая себе нового консультанта.

Таким образом, за время упражнения проходит четыре сессии.

Обсуждение. Участники возвращаются в круг и делятся своими впечатлениями от упражнения, сначала в свободной форме, а затем тренер просит их осветить следующие моменты:

· насколько легко или трудно было слушать клиента в течение трех минут, не пребывая и не задавая никаких вопросов;

· какие пункты модели С. Каллей освещались клиентом чаще, а какие реже;

· какие вопросы мог бы задать консультант клиенту, чтобы дополнить недостающие пункты модели.

Во время проведения данного практикума преподаватель, наблюдает за участниками и пресекает всякие попытки консультантов прерывать рассказ клиента. Во время обсуждения или в перерывах между сессиями преподаватель, может напомнить, что консультантам необходимо воздерживаться от соблазна ответить клиенту или задать ему вопрос, потому что умение слушать без активного вмешательства является одним из основных в его работе. Если они не научатся просто слушать, то в дальнейшем им будет трудно освоить многие техники психологического консультирования.

Упражнение «Как показать клиенту, что мы его понимаем»

Цель. Освоение практических навыков, способствующих построению эффективных взаимоотношений между консультантом и клиентом.

Содержание. Перед началом упражнения преподаватель задает участникам вопрос: «Как показать клиенту, что мы его понимаем?».

После такой короткой беседы группа переходит к составлению списка выражений, которые продемонстрировали бы клиенту эмпатическое понимание, конгруэнтность и его безусловное принятие.

Когда список составлен, преподаватель читает участникам отрывок из сессии (высказывание клиента) и просит их дать клиенту ответ, используя готовые и новые выражения. Тренер предоставляет каждому желающему возможность высказаться и продемонстрировать свое эмпатическое понимание того, о чем сказал клиент. После этого можно перейти к чтению следующего отрывка.

Упражнение «Развитие навыков нерефлексивного слушания и эмпатического понимания».

Время. По пять минут на каждого участника в роли клиента и по 1,5—2 минуты на обратную связь клиента консультанту.

Тема: Случай, который я не могу забыть.

Содержание. Группа делится на пары: консультант, клиент.

По сигналу преподавателя клиент начинает рассказывать случай из своей жизни, консультант внимательно слушает, эффективно используя невербальные средства общения и нерефлексивное слушание («Да», «Угу», «Так» и т. д.) и обратную связь, которая показывает клиенту, что его слышат и стараются понять. В конце сессии консультант кратко пересказывает содержание услышанного.

По окончании сессии клиент дает обратную связь консультанту о том, что ему понравилось и что можно было бы сделать лучше.

Обсуждение. Участники собираются в кругу и обсуждают, как прошли сессии, что удалось сделать, что вызвало трудности и чему они научились; удалось ли использовать обратную связь, чтобы показать клиенту, что мы его понимаем и что мы искренни, беседуя с ним; какие выражения были использованы консультантами и как они были восприняты клиентами.

Б) Рефлексивное слушание. Эхо-техника.

Упражнение «Слушай меня»

Цель. Ознакомление участников с одной из техник, помогающих осознать важность развития умения слушать клиента.

Содержание. Перед началом упражнения преподаватель.может обсудить с участниками, почему так необходимо научиться внимательно слушать клиента. Затем он говорит участникам, что сейчас они выполнят еще одно упражнение-самовнушение, которое называется «Слушай меня».. преподаватель сообщает участникам, что он будет читать текст от имени клиента, а их задачей является внимательное слушание. Участники занимают удобное положение, пытаются расслабиться и закрывают глаза. Когда все готовы, преподаватель тренер начинает читать следующий текст:

«Слушай меня. Слушай просто потому, что я твой клиент, может быть, даже не очень удобный, но я пришел, чтобы встретиться с тобой, и сейчас я здесь. Слушай меня, даже если ты еще не знаешь, что со мной делать дальше. Забудь об этом и просто слушай. Слушай, и я уверен, что ты узнаешь много нового и пополнишь свой профессиональный опыт или даже обретешь частичку мудрости. Ты сам поймешь и узнаешь, что именно ты обрел или обрела. Ну, это позже, а пока наберись терпения и просто слушай. Слушай меня. Слушай, о чем говорит мой голос, и мои интонации. Слушай мои паузы, ведь ты знаешь, каждая из них наполнена глубоким смыслом. Слушай мое молчание и наблюдай за мной. Слушай, и я скажу тебе между строк, какой помощи я жду от тебя. Слушай, и ты догадаешься, что я специально повторяю для тебя что-то важное и особенное, слушай, и ты узнаешь, какой глубокий смысл я вкладываю в каждое свое слово. Просто слушай, а все остальное потом... Слушай меня, и ты поймешь, как это важно для нас обоих. Слушай, и ты обязательно будешь услышан. Пожалуйста, слушай».

После прочтения текста преподаватель тренер предлагает участникам открыть глаза и после небольшой паузы начинает обсуждение упражнения.

Обсуждение. Преподаватель просит участников в свободной форме поделиться своими впечатлениями от упражнения. После обсуждения преподаватель тренер выдает каждому участнику данный текст и просит их подумать дома или в перерыве над тем, как можно было бы улучшить его (что-то изменить, что-то вставить и т. д.)- Если кто-то из участников внесет изменения, он может сам прочитать свой текст в следующий раз.

Упражнение «Сессия втроем»

Цель. Развитие распределения внимания в слуховой модальности и навыков активного слушания.

Содержание. Участники делятся на тройки. Один представитель каждой тройки — консультант, а остальные — клиенты. Консультант садится напротив клиентов так, чтобы видеть и слышать каждого. Клиентам следует находиться поодаль друг от друга, насколько это возможно. По команде тренера каждый клиент начинает рассказывать консультанту какую-либо историю, которая произошла либо с ним, либо с любым другим человеком (как во время сессии). Продолжительность рассказа ограничивается тремя минутами. Все клиенты говорят одновременно, а консультант молча слушает обоих, стараясь извлечь как можно больше информации из рассказа каждого. Задача клиентов — говорить в течение трех минут в свободной манере и форме, при этом разрешается повторять одно и то же по замкнутому кругу, делать паузы, использовать невербальные средства общения и т. д.

Вводится только два ограничения:

1) нельзя задавать вопросы консультанту;

2) нельзя взаимодействовать с другими клиентами (каждый сам по себе).

По истечении трех минут консультант по очереди пересказывает каждому из клиентов то, что он уловил из его истории. Клиент слушает и по необходимости поправляет консультанта или добавляет ту важную информацию, которую консультант упустил из виду. После этого происходит смена консультантов в каждой тройке. Каждый участник должен побывать в роли консультанта.

Обсуждение. Участники возвращаются в круг и делятся приобретенным опытом.

В процессе обсуждения тренер может задать следующие вопросы:

· Легко ли было слушать сразу несколько клиентов одновременно?

· Какие техники и приемы использовали консультанты, чтобы услышать каждого?

· Много ли было пропущено важной информации?

Комментарии для тренера. Данное упражнение требует высокой концентрации внимания, поэтому, если тренер заметит, что участники устали, можно сделать небольшую паузу в виде подвижной игры, релаксационного упражнения и т. д., а затем продолжить работу.

Лабораторное занятие 3.

Тема: Перефразирование, резюмирование. Открытые и закрытые вопросы (1ч).

Упражнение «Гимнастика ума»

Цель. Отработка навыков использования техники перефразирования содержания рассказа клиента.

Содержание. Упражнение состоит из двух этапов. Первый этап проходит в кругу. Каждый участник группы получает карточку, которая содержит краткое вступление, которое можно использовать перед тем, как делать перефразирование. Например: «Как вы сказали...» и др. Участники знакомятся с содержанием карточки, а затем добавляют свои вводные слова, которые можно сказать перед тем, как перефразировать высказывание клиента.

На втором этапе группа делится на подгруппы по четыре-пять человек. Каждый участник имеет при себе список высказываний для перефразирования и карточку с одной пословицей. Первый участник подгруппы читает пословицу, второй участник (сидящий слева от него) выбирает любое начало для перефразирования из списка и прибавляет к нему измененный текст пословицы. Третий участник (сидящий слева от второго) выбирает другое начало из списка для своего перефразирования пословицы и т.д. Затем второй участник читает свою пословицу, и упражнение продолжается по той же схеме.

Выполняя данное упражнение, нельзя интерпретировать пословицу, например, нельзя сказать так: «Если будешь делать два дела, не закончишь ни одного», потому что в рамках психологического консультирования это будет уже другая техника. Таким образом, пересказывая пословицу, мы можем заменять отдельные или все слова, но мы не можем сделать ее содержание более доступным, упрощенным, понятным, обобщенным и т. д.

Обсуждение. Участники возвращаются в круг и делятся своими трудностями и находками.

Комментарии для тренера. В ходе данного упражнения тренер следит, чтобы участники не нарушали основное правило: смысл упражнения состоит именно в том, чтобы научиться перефразировать содержание, но при этом, не интерпретируя и не обобщая его.

Упражнение «Интервью» (модификация упражнения К. Фопеля [1999])

Цель. Демонстрация участникам на практике отрицательных моментов в использовании техники постановки вопросов.

Содержание. Упражнение проходит в парах. Каждый участник представляет, что он готовится к интервью по телевизору. Для этого он должен составить на отдельном листе бумаги список из четырех открытых вопросов, которые он бы хотел услышать от журналиста. Вопросы не должны носить сугубо персональный характер и не должны затрагивать глубоко личные проблемы. Вопросы могут быть, например, такими: «Какой ваш любимый напиток?», «Как вы обычно проводите субботний вечер?», «Как часто вы ходите в кино?» и т. д. После того как список готов, участники отдают его своему партнеру, который дописывает к этому списку еще четыре, но уже закрытых вопроса, например: «Любите ли вы смотреть телевизор?», «Есть ли у вас собака?», «Нравится ли вам классическая музыка?» и т. д.

После того как участники пар готовы, один из них исполняет роль журналиста, другой — роль дающего интервью. Журналист задает все вопросы, интервьюируемый отвечает на них. Затем участники пар меняются ролями.

Обсуждение. После того как участники зададут друг другу вопросы, группа возвращается в круг. Тренер задает вопрос: «Что вы чувствовали, выполняя данное упражнение?» Когда все участники ответят на этот вопрос, тренер предлагает в свободной форме поделиться приобретенным в ходе упражнения опытом и составить рекомендации о том, как нельзя задавать вопросы в процессе психологического консультирования.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.