Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Упражнение «И что вы чувствуете?»





Цель. Отработка техники постановки вопросов эмоционального характера.

Содержание. Упражнение включает в себя два этапа.

Этап 1. Тренер просит каждого участника вспомнить ситуации, которые вызывали раньше или вызывают у них сейчас различные эмоции. Затем необходимо составить и записать на листе бумаги по одному-два предложения на каждую ситуацию. Причем первое предложение должно начинаться с определенной фразы.

Список начальных фраз:

· «Раньше мне очень нравилось...»

· «В детстве я ненавидел...»

· «Раньше я выходил из себя, когда...»

· «Меня часто пугают...»

· «Мне нравится, когда...»

· «Я прихожу в ярость, если...»

· «Я начинаю плакать, когда...»

· «Я расстраиваюсь, если...»

· «Я прихожу в восторг при...»

Количество описанных ситуаций для каждого участника не ограничено, но для данного упражнения достаточно описать по две-три ситуации.

После того как ситуации кратко описаны, тренер просит участников составить список вопросов эмоционального характера, которые можно было бы задавать к данным и другим похожим ситуациям во время консультирования.

Список может быть примерно следующим:

Рассказывая о том, что было в детстве, что вы чувствуете сей час?

· Какие чувства у вас вызывают эти события?

· Какие чувства возникают у вас сейчас, когда вы вспоминаете об этом?

· Что вы чувствуете сейчас, когда говорите об этом?

· Как проявляется ваше чувство ярости (злости, страха и т. д.)?

· Какие эмоции возникли у вас в процессе вашего рассказа?

Этап 2. После того как участники кратко описали различные ситуации и составили список вопросов эмоционального характера, группа делится на три-четыре подгруппы. Каждая подгруппа образует свой маленький круг, организует рабочее пространство так, чтобы подгруппы не мешали друг другу (участники подгрупп могут либо сидеть на стульях, либо стоять, по их усмотрению).

Далее работа проходит в подгруппах. Первый участник каждой подгруппы читает одну из описанных им ситуаций, второй участник (сидящий слева от него) задает ему вопрос эмоционального характера, обращаясь к составленному списку, но не обязательно копируя вопрос слово в слово. Первый участник отвечает второму. Затем второй участник зачитывает одну из описанных им ситуаций, а третий участник (участник, сидящий слева от второго) задает ему вопрос эмоционального характера и т.д.

Упражнение может пройти два-три круга, после чего участники возвращаются в общий круг для обсуждения.

Обсуждение. Участники делятся своими трудностями и находками, задают тренеру или друг другу вопросы. В конце обсуждения группа делает обобщение о том, как и когда необходимо задавать вопросы эмоционального характера.

Упражнение «Умение следовать за клиентом»

Цель. Демонстрация участникам тренинга значимости умения следовать за клиентом, задавая вопросы содержательного характера.

Содержание. Группа делится на тройки. Тренер зачитывает участникам начало сессии, описанной в разделе «Умение следовать за клиентом», и просит их дать ответ, какой может быть реакция консультанта на слова клиента. После того как каждая тройка составит и зачитает свой вариант ответа, тренер приводит вариант ответа начинающего консультанта и просит каждую подгруппу прокомментировать, насколько удачен данный ответ и почему.

Далее тренер рассказывает участникам, почему клиент так долго описывал праздничный стол, после чего дает некоторые сведения о том, насколько важно умение следовать за клиентом в процессе сессии.

Практикум по консультированию

Цель. Отработка техники постановки вопросов эмоционального характера и умения следовать за клиентом.

Время. По десять минут на каждого участника в роли клиента и по 1,5—2 минуты на каждого участника в роли супервизора.

Тема: Случай, который вызвал у меня сильные эмоции (история может быть как реальной, так и выдуманной).

Содержание. Группа делится на тройки — консультант, клиент, супервизор.

По сигналу тренера клиент начинает рассказ. Консультант использует техники нерефлексивного и рефлексивного слушания и эмпатическое понимание клиента, техники постановки вопросов содержательного и эмоционального характера, в конце сессии делает резюмирование.

Супервизор наблюдает за консультантом. По окончании сессии дает консультанту обратную связь по типу «сэндвича».

Обсуждение. Участники делятся приобретенным в ходе практикума опытом сначала от имени клиентов, затем от имени консультантов, а затем от имени супервизоров. Тренер просит участников поделиться опытом использования техники постановки вопросов содержательного и эмоционального характера.

Упражнение «Техники постановки вопросов»

Цель. Отработка техники постановки различных типов вопросов в кругу.

Содержание. Данное упражнение проходит в кругу. Тренер зачитывает различные отрывки из высказываний клиентов. Участники задают подходящие вопросы, при этом определяя тип поставленных вопросов.

Практикум по супервизии.

Цель. Развитие умений анализировать сессии своих коллег и распознавать различные техники, используемые консультантом.

Содержание. Тренер раздает участникам бланки для проведения практикума по консультированию и просит внимательно ознакомиться с ними. После этого он читает отрывок из сессии начинающего консультанта, прошедшего аналогичный тренинг.. В процессе слушания каждый участник заполняет свой бланк. Затем участники в подгруппах (2-4 человека) обсуждают, какую информацию следует записать.

Далее работа продолжается в кругу. Тренер просит участников прочитать по пунктам содержание их бланков.

Обсуждение. Тренер предлагает участникам ответить на вопросы о том, насколько легко или трудно было анализировать сессию коллеги; способствует ли такой опыт (анализ сессий других консультантов) дальнейшему профессиональному росту; чему они научились от консультанта; какие выводы по поводу проведения консультирования сделали для себя.

Лабораторное занятие 5.

Тема: Структура и содержание процесса консультирования. Встреча. Начало сессии (1ч).

Цель. Отработка техники постановки эффективных вопросов и умения следовать за клиентом.

Время. По 12 минут на каждого участника в роли клиента и по 1,5-2 минуты на каждого участника в роли супервизора.

Тема: Мои планы на будущее(ролевая игра). Клиент говорит от имени человека, который через месяц оканчивает университет. У клиента есть определенные планы на будущее, но он не уверен, что сможет их осуществить. Ему нужна поддержка и одобрение консультанта.

Содержание. Группа делится на тройки: консультант, клиент, супервизор.

Клиент начинает рассказ от имени человека, который через месяц оканчивает университет и который хочет поделиться своими планами на будущее. Консультант использует техники нерефлексивного и рефлексивного слушания и эмпатического понимания клиента, техники постановки эффективных вопросов, в конце сессии делает резюмирование.

Супервизор наблюдает за консультантом. По окончании сессии дает консультанту обратную связь по типу «сэндвича».

Обсуждение. Участники делятся приобретенным в ходе практикума опытом сначала от имени клиентов, затем от имени консультантов, а затем от имени супервизоров. Тренер просит участников поделиться опытом использования техники постановки эффективных вопросов. Он моделирует или берет из реальной жизни по 2—3 ситуации, которые могут произойти с клиентом, и формулируют запрос клиента в каждой из подготовленных ситуаций. При этом в одном случае (в одной из ситуаций) участники группы могут помочь клиенту в работе по его запросу, а в остальных запрос является невыполнимым. Повествование клиента ведется от первого лица, как во время сессии.

Когда подгруппы готовы, все возвращаются в круг. Представитель первой подгруппы пересказывает остальным одну из смоделированных ситуаций и запрос клиента, а участники остальных подгрупп должны решить, смогут они работать по запросу клиента или нет (ситуации могут обсуждаться как в круге, так и в подгруппах). После того как решение принято, участники (все вместе) придумывают варианты обратной связи клиенту на его запрос. В одних случаях следует тактично объяснить клиенту возможности психологического консультирования, в других можно переформулировать запрос и предложить клиенту работать по новому запросу. Затем группа переходит к разбору следующей ситуации.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.