Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Упражнение «Советы тети Клавы и дяди Коли»





Цель. Предоставление участникам возможности осознать и понять, насколько неэффективными бывают советы, которые мы даем другим людям.

Содержание. Перед началом упражнения тренер рассказывает участникам примерно следующее: «Давайте представим, что у нас с вами есть знакомая тетя Клава. Это положительная со всех сторон женщина, душа всех компаний, умный и проницательный человек. Одним из ее недостатков (а может быть, и достоинств) является то, что она любит давать другим советы. Ее советы носят глубокомысленный характер, и люди прислушиваются к ним и стараются их выполнять. Дядя Коля — ее муж. Он тоже любит давать советы другим людям, но, в отличие от тети Клавы, он не является положительным человеком, и его советы, как правило, неконструктивны. Люди предпочитают либо не слушать его, либо игнорировать все, что он им посоветует».

После рассказа тренера группа делится на несколько подгрупп по 2-3 человека. Каждой подгруппе дается задание составить по три совета. Это будут советы от тети Клавы и от дяди Коли, то есть «умные и конструктивные» и «бесполезные» советы. Каждая подгруппа получает карточку, на которой написано, какие именно советы надо придумать: сколько советов от тети Клавы, а сколько от дяди Коли.

Когда советы придуманы, все участники, кроме участников первой подгруппы, закрывают глаза. Один из участников первой подгруппы читает первый совет. Остальные должны определить, чей это совет — тети Клавы или дяди Коли. Если это совет от тети Клавы, они должны поднять правую руку, если совет от дяди Коли — левую. Затем зачитываются остальные советы. Участник первой подгруппы записывает количество правильно отгаданных ответов по каждому вопросу, но не называет это число для остальных участников, а также не разглашает тайну о том, чьи советы были прочитаны. Упражнение проходит с закрытыми глазами, чтобы участники не ориентировались друг на друга.

Когда первая подгруппа прочитает все свои советы, а остальные участники молча отгадают, чьи они, можно открыть глаза. Слово передается второй подгруппе. Участники снова закрывают глаза. Один из представителей второй подгруппы по очереди читает советы, участники остальных подгрупп определяют, чей это совет (тети Клавы или дяди Коли), поднимая соответственно правую или левую руку, в это время другой представитель второй подгруппы записывает число правильно отгаданных ответов и т. д., пока все подгруппы не закончат свои представления.

После этого тренер просит участников в свободной форме высказать свое мнение о тех советах, которые были зачитаны:

· какие из них были наиболее жизненно важными;

· какие из них были бесполезными.

После окончания обсуждения тренер просит представителей каждой подгруппы объявить число правильно отгаданных ответов и зачитать задание на карточке (число советов от тети Клавы и от дяди Коли).

На всех карточках дано одно и то же задание: «Придумать три совета от тети Клавы».

Обсуждение. Как правило, обсуждение данного упражнения перерастает в дискуссию. Участники в свободной форме говорят о своих эмоциях, которые у них возникли в ходе упражнения, и о том, почему часть советов тети Клавы не была воспринята на должном уровне. Насколько трудно давать универсальные советы, которые были бы одинаково хороши для каждого отдельно взятого человека.

Комментарии для тренера. Если в ходе проведения упражнения участники не придут к единому мнению о целесообразности давать советы другим людям в процессе консультирования, можно оставить дискуссию открытой и вернуться к ее продолжению позже.

Мини-лекция «Фокус на мыслях клиента (новый взгляд на проблему)»

Цель. Подготовка участников к овладению практическими навыками, необходимыми на этапе оказания помощи клиенту в активизации его внутренних резервов.

Содержание. Тренер рассказывает участникам о следующей стадии психологического консультирования, выделенной К. Гельдард и Д. Гельдардом. На данной стадии участники помогают клиенту активизировать его внутренние резервы для решения проблемы или разрешения сложившейся ситуации. На этой стадии консультант продолжает использовать техники активного слушания и техники постановки вопросов.

Так как на данной стадии возникает особый соблазн дать клиенту совет, тренер знакомит участников с некоторыми стратегиями, позволяющими тактично отказать клиенту в том случае, если тот настоятельно просит дать совет.

Упражнение на отработку навыков, необходимых на стадии «Фокус на мыслях клиента».

Цель. Отработка навыков, необходимых на стадии «Фокус на мыслях клиента».

Время. Продолжительность каждой сессии — 15 минут, затем обратная связь супервизора 2—3 минуты. Тема. Одна из предложенных ниже. «Клиент хочет поменять профессию, но боится, что это отнимет

у него много сил».

· «Клиент хочет поменять квартиру, но никак не может начать

обмен».

· «Клиент не может решить, ехать ли ему в командировку на три месяца в другую страну».

Содержание. Группа делится на тройки: консультант, клиент и супервизор.

Клиент выбирает одну из предложенных тем. Он пришел за советом к консультанту.

Консультант составляет контракт с клиентом, не тратя на это мно-го времени. При проведении сессии он демонстрирует навыки актив-ного слушания и эмпатического понимания, умение следовать за клиентом, выявляет основную проблему, активизирует внутренние резервы клиента, помогая ему увидеть в себе позитивные паттерны поведения, которые помогут клиенту в решении проблемы, за три минуты до окончания сессии сообщает об этом, в конце сессии делает резюмирование.

Супервизор наблюдает за консультантом, отмечая используемые им стратегии в ходе консультирования и их эффективность в данном контексте.

По окончании сессии и выступления супервизора, как обычно, участники меняются ролями.

Лабораторное занятие 9.

Тема: Механизмы и приемы коррекционного воздействия (1ч).

Фокус на поведении клиента.

Мини-лекция «Фокус на поведении клиента»

Цель. Подготовка участников к овладению практическими навыками, необходимыми на этапе оказания помощи клиенту в принятии решения.

Содержание. В ходе мини-лекции тренер знакомит участников со следующей стадией сессии: «Фокус на поведении клиента», с ее основной целью и с теми стратегиями, которые можно применять на данной стадии, чтобы помочь клиенту принять решение. Тренер также объясняет, какие вопросы эффективны на данной стадии и что следует делать консультанту в случае, если клиент затрудняется принять какое-либо решениё. В конце мини-лекции тренер рассказывает о технике информирования клиента в процессе консультирования.

Практикум по супервизии

Цель. Развитие умения анализировать сессии своих коллег и распознавать приемы, используемые консультантом.

Содержание. Тренер раздает бланки по супервизии каждому участнику группы и просит участников ознакомиться с ними. 3атем тренер предупреждает участников о том, что он будет читать отрывок из сессии начинающего консультанта, а участникам предстоит индивидуально заполнить бланк, а затем обсудить свои записи в группе. Заполненные бланки никто, кроме автора, читать не будет, поэтому можно использовать любые сокращения, знаки, иностранные слова, символы и т. д. Бланки могут заполняться как во время прочтения отрывка, так и после прочтения (на это будет отведено немного времени). Тренер также предупреждает участников о том, что необходимо отметить только самые важные моменты в ходе сессии, не вдаваясь в подробности.

После прочтения отрывка и заполнения бланков каждым участником группа делится на две подгруппы, где проходит дальнейшее обсуждение. Затем представители подгрупп (по одному от каждой) делают краткое заключение, отмечая положительные и отрицательные моменты в работе консультанта.

После этого тренер раздает каждой подгруппе по нескольку распечатанных отрывков из той же сессии начинающего консультанта и просит одну подгруппу проанализировать стадию «Фокус на эмоциях клиента», а вторую подгруппу проанализировать стадию «Фокус на мыслях клиента». В анализ входит обсуждение удачных и неудачных моментов в работе начинающего консультанта, выявление знакомых техник и приемов и т. д.

Если позволяет время, можно попросить каждую подгруппу ответить на следующие вопросы:

· Какие техники были представлены в каждом отрывке и насколько удачно?

· Какие типы вопросов использовал консультант и насколько удачно?

· Какие вопросы можно было бы заменить техниками рефлексивного слушания или обратной связью клиенту?

· Каких результатов достиг консультант в конце каждого этапа сессии и что можно было бы сделать еще?

· Какие положительные моменты из сессии можно взять на вооружение начинающим консультантам?

Обсуждение. Проходит в круге в свободной форме. Тренер также предлагает участникам ответить на вопрос о том, насколько легко или трудно было анализировать сессию коллеги, какой опыт приобрели участники в ходе такой работы.

Упражнение на отработку навыков, необходимых на стадии «Фокус на поведении клиента».

Время. Продолжительность каждой сессии 15 минут без обратной связи, обратная связь супервизора 2—3 минуты. Таким образом, на каждую сессию вместе с обратной связью уйдет 17—18 минут.

Тема. Разыгрывается одна из предложенных ниже ситуаций.

· На предыдущей стадии клиент осознал, что его раздражительность связана с тем, что он очень устал и ему нужен серьезный отдых. Клиент пытается принять решение, что ему делать дальше.

· На предыдущей стадии клиент осознал, что его конфликты с ребенком связаны с тем, что клиент перестал уделять ему должное внимание. Клиент думает над тем, где взять время на общение с ребенком и как эффективно его использовать.

· На предыдущей стадии клиент пришел к решению, что ему нужно поменять свой имидж для того, чтобы быть более успешным в бизнесе. Он думает о том, как это сделать.

Содержание. Группа делится на тройки.

Клиент выбирает одну из предложенных ситуаций и начинает свой рассказ. В ходе размышлений он может прийти к каким-либо решениям, а может и остаться при своем.

Консультант слушает клиента, задает ему соответствующие вопросы, с тем чтобы помочь исследовать различные варианты решения проблемы. В конце сессии делает резюмирование.

Супервизор, наблюдая за консультантом, отмечает используемые им стратегии и степень их эффективности.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.