|
Мини-лекция «Окончание сессии»Цель. Подготовка участников к освоению навыков, необходимых на завершающем этапе сессии. Содержание. Тренер знакомит участников с общими правилами завершения сессии, обращая внимание на то, с какими проблемами могут столкнуться начинающие консультанты на завершающем этапе сессии. Упражнение на отработку навыков проведения заключительной сессии с клиентом. Время. По десять минут на каждую сессию (восемь минут говорит клиент, две минуты — обратная связь супервизора). Тема для ролевой игры. Заключительная сессия. Клиент выбирает любую тему по своему усмотрению. Содержание. Работа проходит в тройках. Каждая тройка разыгрывает последнюю встречу. Клиент должен представить, что это его последняя сессия по какой-либо проблеме, которая была разрешена в ходе общения с консультантом. Клиент говорит о том, какие изменения произошли в его жизни, как он использует стратегии, выработанные в ходе совместных сессий с консультантом, и с какими трудностями он еще продолжает сталкиваться. Консультант слушает клиента, задает ему вопросы, с тем чтобы удостовериться в результативности выработанных стратегий, а за три минуты до окончания сессии предупреждает клиента, делает резюмирование, дает обратную связь и прощается с клиентом. Супервизор наблюдает за консультантом, а по окончании сессии дает ему обратную связь по типу «сэндвича». Обсуждение. В кругу участники делятся своими трудностями и находками, сделанными в процессе консультирования и наблюдения. Далее тренер может предложить участникам поразмыслить над тем, какой могла бы быть последняя сессия в случае, если клиент не удовлетворен совместной работой. Практикум по супервизии Цель. Развитие умения анализировать сессии начинающих консультантов. Повышение степени уверенности участников в своей профессиональной компетентности. Содержание. Группа разбивается на подгруппы по 3—5 человек. Тренер раздает подгруппам отпечатанный текст отрывка из сессии, рассматривалась в и просит ознакомиться с ним. После прочтения отрывка каждая подгруппа должна обсудить следующие моменты: · Какие стадии консультирующего процесса представлены в этом отрывке? · Насколько удачно была осуществлена работа на данных стадиях? · Что можно было бы сделать лучше на каждой стадии? · Что удалось консультанту? · Как можно было бы продолжить сессию дальше? Для обсуждения можно использовать бланк для проведения практикума по супервизии. Далее работа продолжается в кругу. Сначала тренер предлагает каждой подгруппе по очереди высказать свое мнение по поводу первого из предложенных вопросов, затем обсуждается второй вопрос, третий и т. д. В группах по три человека (клиент-наблюдатель-психолог) студентам предлагается провести 15-минутную сессию с трудным клиентом. В ходе работы наблюдать за вербальными и невербальными действиями психолога. Обсуждение полученных наблюдений. Содержание семинарских и лабораторных занятий для студентов заочной (сокращенной) формы обучения Семинарское занятие 1 (2ч). Тема: Предмет, задачи, проблемы консультативной психологии. Вопросы для обсуждения 1. Содержание психологической помощи. 2. Специфика психологического консультирования. 3. Основные задачи, формы и модели консультативной помощи. 4. Актуальность консультативной психологии на современном этапе развития психологической науки. Литература 1. Абрамова, Г.С., Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект 2001, с. 270 – 272. 2. Браун, Дж., Кристенсен, Д., Теория и практика семейной психотерапии. - СПб.: Питер 2001, С. 32. 3. Бьюдженталь, Дж., Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер 2001. 4. Гулина, М.А., Терапевтическая и консультативная психология. - СПб.: Речь 2001. 5. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер, 2006. Семинарское занятие 2 (4ч). Тема: Условия эффективности консультативной помощи. Вопросы для обсуждения 1. Личностное самоопредление практического психолога. 2. Требования к личности консультанта: система ценностей, личностные и профессиональные качества 3. Артистизм специалиста, оказывающего воздействие. 4. Креативность и эффективность деятельности психологического консультанта. 5. Специфика работы психолога-консультанта с клиентами разного типа. Литература 8. Бьюдженталь, Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001.- с. 75 – 96, с. 168 – 190, с. 234 – 249. 1. Глэддинг, С. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2002. – 736 с. 2. Горностай, П.П., Васьковская, С.В. Теория и практика психологического консультирования. – Киев, 1995. 3. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2003. – 336 с. 4. Лосева, В.К., Луньков, А.И. Рассмотрим проблему. – М., 1995. 5. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с. 6. Шнейдер, Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. – М.: Ось - 89, 2003. – 272 с. Семинарское занятие 3 (4ч) Тема: Структура и содержание процесса консультирования. Вопросы для обсуждения 1. Структура и содержание консультативного процесса. Основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса: аналитико-интерпретативная, рационально-констатирующая, процессуальная, эмпатическая, парадоксальная и реконструктивная. 2. Консультативный процесс в психодинамическом направлении. 3. Консультативный процесс в когнитивно-поведенческом направлении. 4. Консультативный процесс в экзистенциально-гуманистическом направлении. Литература 1. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2003. – 336 с. 2. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: ПитерКом, 1999, с.414 – 415, 351 – 353, 221 – 224. 3. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер, 2006. Семинарское занятие 4 (3ч). Тема: Технология ведения консультативной беседы (1). Вопросы для обсуждения 1. Пространственные и временные аспекты консультативной беседы. 2. Консультирование как воздействие и как взаимодействие. 3. Понятие «субъективное» и его значение в работе с клиентом. 4. Соотношение объективации и субъективного как параметр анализа консультативной работы. 5. Основные уровни ведения беседы и их роль в консультативной работе. 6. Присутствие специалиста, оказывающего воздействие, в беседе и характер альянса. Литература 1. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2003. – 336 с. 2. Кочюнас, Р.-А. Б., Основы психологического консультирования. – М.: Академический Проект 1999, с. 22 – 44, с. 72 – 79, 227 – 233. 3. Меновщиков, Ю.В. Введение в психологическое консультирование. М.: Смысл, 1998, с. 99 – 101. 4. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: ПитерКом, 1999, с.414 – 415, 351 – 353, 221 – 224. Семинарское занятие 5 (3ч). Тема: Технология ведения консультативной беседы (2). Вопросы для обсуждения 1. Использование вспомогательных средств в процессе консультирования. 2. Использование записей во время консультативной беседы. 3. Параллелирование темы, чувств, рамок в консультативной беседе. 4. Параллелирование локуса внимания собеседника в консультативной беседе. 5. Отношение к советам в психологическом консультировании. 6. Типичные ошибки психолога-консультанта. Литература 1. Бьюдженталь, Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001.- с. 21 – 36 с. 39 – 74. с. 99– 144. с. 147 – 167. 2. Глэддинг, С. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2002. – 736 с. 3. Горностай, П.П., Васьковская, С.В. Теория и практика психологического консультирования. – Киев, 1995. 4. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2003. – 336 с. 5. Мастеров, Б.М. Психологические условия самоизменения человека в практике консультирования, 1998. 6. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с. 7. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособие для студентов вузов и практических работников. М.: Сфера, 2000, с. 74 – 76. 8. Роджерс, К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография./ Пер. с англ. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с. Формы и методы обучения Лекционные занятия. Роль лектора заключается в обеспечении общения с аудиторией в диалогической форме, в обстановке доверия и открытости, на положительном эмоциональном уровне, в условиях повышения творческого потенциала аудитории. Проблемная лекция. Основная задача лектора заключается не только в передаче информации, но и в приобщении студентов к объективным противоречиям научного знания. Знания в проблемной лекции не даются в готовом виде, а вводятся как неизвестное в виде проблем (содержательного противоречия). У слушателя при разрешении проблемы возникает иллюзия «открытия» уже известного в науке, т.е. он не просто перерабатывает и усваивает информацию, а переживает ее освоение как субъективное открытие неизвестного для себя знания. Лекция-визуализация. Её применение связано, с одной стороны, с реализацией принципа проблемности, а с другой - с реализацией принципа наглядности. Основной акцент в этой лекции делается на более активном включении в процесс мыслительной работы зрительных образов. Лабораторные занятия проходят в форме тренинга. Основные задачи его состоят в том, чтобы предоставить возможность студентам: 1) получить, обобщить и транслировать друг другу личный опыт участия в практике индивидуального психологического консультирования; 2) освоить три основные позиции практики индивидуального консультирования (клиент, консультант, наблюдатель- супервизор); 3) апробировать основной метод индивидуального консультирования - консультативную беседу; 4) на практике применить некоторые общие установки и техники работы психолога – консультанта (безоценочное позитивное принятие, эмпатическое понимание, конгруэнтное самопредъявление, пассивное и активное эмпатическое слушание, эмпатическое и конгруэнтное говорение и др.); 5) ощутить специфику психологического контакта психолога- консультанта с клиентом и различные уровни этого контакта (поведенческий, эмоциональный и семантический). Дополнительные задачи практикума заключаются в том, чтобы создать условия триалогического подхода к индивидуальному психологическому консультированию, обеспечив студентам возможность для более целостного видения данной практики, характеризующейся в настоящее время чрезвычайной пестротой теоретических ориентаций и конкретных техник работы, затрудняющей практическое освоение данной разновидности активной психологической работы с человеком. Понятие триалога как реального феномена практики индивидуального консультирования, задающегося системой общений между позициями «консультант», «консультируемый», «наблюдатель», выступает в ходе практических занятий в виде важнейшей и универсальной для данной области обучающей процедуры (с одной стороны, как супервизорство процесса консультирования, а с другой, как практика работы в триадах консультант - консультируемый – наблюдатель). Практикум проводится в форме групповых занятий (работа в триадах, специализированных группах, общей группе). На наш взгляд, такая работа предоставляет студентам полную свободу в выборе в качестве психологов-консультантов любой стратегии и практики консультирования, любой теоретической позиции (от психоанализа до гуманистически-ориентированного консультирования) и практической ориентации (интерпретативной, рациональной, диалогической, процессуальной, реконструктивной, парадоксальной) в сочетании с системой разнообразных рефлексий и обратных связей. Индивидуальные практикумы. Под ними понимается самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа слушателей по заданию преподавателя. Основное назначение этого метода - развитие способностей и выработка стиля учебной деятельности у обучаемых. В учебном процессе по изучению данной дисциплины мы рекомендуем применять индивидуальные практикумы в двух видах: упражнения (или тренировка) и задания. Индивидуальные задания двух видов: 1. Аудиторные индивидуальные задания: · творческие, позволяющие студентам использовать их знания и умения в новой ситуации, при поиске оригинального решения знакомой задачи; · поисковые, дающие обучаемым возможность на основе анализа из нескольких вариантов выбрать один и обосновать этот выбор. 2. Внеаудиторные индивидуальные задания: осуществляются в форме подготовки студентами рефератов, проведения индивидуального консультирования (материалы представляются в письменной форме). Данный метод наиболее эффективен, когда обучаемые психологически подготовлены к исследовательской работе; они ясно представляют цели, задачи и пути решения данной проблемы; проблема имеет социальную ценность и практическую значимость. 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов 7.1. Методические указания студентам по выполнению самостоятельной работы Самостоятельная работа студентов является важнейшим компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение, развитие его способностей к самообучению и повышению своего профессионального уровня и составляет для очной формы обучения 50%, а для заочной формы обучения – 75% от общего количества часов. Цели самостоятельной работы: формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению полученных результатов, их критическому анализу, поиску новых и неординарных решений, аргументированному отстаиванию своих предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссий. Организация самостоятельной работы: самостоятельная работа заключается в изучении отдельных тем курса по заданию преподавателя по рекомендуемой им учебной литературе, в подготовке к лабораторным и семинарским занятиям, тренингам, деловым и ролевым обучающим играм, к рубежным контролям и зачету. Для самостоятельной работы используются списки литературы, материалы и иные пособия, которые находятся в методкабинете в папке с учебно-методическим комплексом «Основы консультативной психологии». Среди этих материалов: 1. Рабочая программа курса «Основы консультативной психологии» (печатный или электронный варианты); 2. Темы семинарских занятий с уточненными подробными списками литературы. 7.2 Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
7.3 План-график самостоятельной работы студентов
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|