Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мини-лекция «Окончание сессии»





Цель. Подготовка участников к освоению навыков, необходимых на завершающем этапе сессии.

Содержание. Тренер знакомит участников с общими правилами завершения сессии, обращая внимание на то, с какими проблемами могут столкнуться начинающие консультанты на завершающем этапе сессии.

Упражнение на отработку навыков проведения заключительной сессии с клиентом.

Время. По десять минут на каждую сессию (восемь минут говорит клиент, две минуты — обратная связь супервизора).

Тема для ролевой игры. Заключительная сессия. Клиент выбирает любую тему по своему усмотрению.

Содержание. Работа проходит в тройках. Каждая тройка разыгрывает последнюю встречу.

Клиент должен представить, что это его последняя сессия по какой-либо проблеме, которая была разрешена в ходе общения с консультантом. Клиент говорит о том, какие изменения произошли в его жизни, как он использует стратегии, выработанные в ходе совместных сессий с консультантом, и с какими трудностями он еще продолжает сталкиваться.

Консультант слушает клиента, задает ему вопросы, с тем чтобы удостовериться в результативности выработанных стратегий, а за три минуты до окончания сессии предупреждает клиента, делает резюмирование, дает обратную связь и прощается с клиентом.

Супервизор наблюдает за консультантом, а по окончании сессии дает ему обратную связь по типу «сэндвича».

Обсуждение. В кругу участники делятся своими трудностями и находками, сделанными в процессе консультирования и наблюдения. Далее тренер может предложить участникам поразмыслить над тем, какой могла бы быть последняя сессия в случае, если клиент не удовлетворен совместной работой.

Практикум по супервизии

Цель. Развитие умения анализировать сессии начинающих консультантов. Повышение степени уверенности участников в своей профессиональной компетентности.

Содержание. Группа разбивается на подгруппы по 3—5 человек. Тренер раздает подгруппам отпечатанный текст отрывка из сессии, рассматривалась в и просит ознакомиться с ним. После прочтения отрывка каждая подгруппа должна обсудить следующие моменты:

· Какие стадии консультирующего процесса представлены в этом отрывке?

· Насколько удачно была осуществлена работа на данных стадиях?

· Что можно было бы сделать лучше на каждой стадии?

· Что удалось консультанту?

· Как можно было бы продолжить сессию дальше?

Для обсуждения можно использовать бланк для проведения практикума по супервизии. Далее работа продолжается в кругу. Сначала тренер предлагает каждой подгруппе по очереди высказать свое мнение по поводу первого из предложенных вопросов, затем обсуждается второй вопрос, третий и т. д.

В группах по три человека (клиент-наблюдатель-психолог) студентам предлагается провести 15-минутную сессию с трудным клиентом. В ходе работы наблюдать за вербальными и невербальными действиями психолога. Обсуждение полученных наблюдений.

Содержание семинарских и лабораторных занятий

для студентов заочной (сокращенной) формы обучения

Семинарское занятие 1 (2ч).

Тема: Предмет, задачи, проблемы консультативной психологии.

Вопросы для обсуждения

1. Содержание психологической помощи.

2. Специфика психологического консультирования.

3. Основные задачи, формы и модели консультативной помощи.

4. Актуальность консультативной психологии на современном этапе развития психологической науки.

Литература

1. Абрамова, Г.С., Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект 2001, с. 270 – 272.

2. Браун, Дж., Кристенсен, Д., Теория и практика семейной психотерапии. - СПб.: Питер 2001, С. 32.

3. Бьюдженталь, Дж., Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер 2001.

4. Гулина, М.А., Терапевтическая и консультативная психология. - СПб.: Речь 2001.

5. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер, 2006.

Семинарское занятие 2 (4ч).

Тема: Условия эффективности консультативной помощи.

Вопросы для обсуждения

1. Личностное самоопредление практического психолога.

2. Требования к личности консультанта: система ценностей, личностные и профессиональные качества

3. Артистизм специалиста, оказывающего воздействие.

4. Креативность и эффективность деятельности психологического консультанта.

5. Специфика работы психолога-консультанта с клиентами разного типа.

Литература

8. Бьюдженталь, Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001.- с. 75 – 96, с. 168 – 190, с. 234 – 249.

1. Глэддинг, С. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2002. – 736 с.

2. Горностай, П.П., Васьковская, С.В. Теория и практика психологического консультирования. – Киев, 1995.

3. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2003. – 336 с.

4. Лосева, В.К., Луньков, А.И. Рассмотрим проблему. – М., 1995.

5. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.

6. Шнейдер, Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. – М.: Ось - 89, 2003. – 272 с.

Семинарское занятие 3 (4ч)

Тема: Структура и содержание процесса консультирования.

Вопросы для обсуждения

1. Структура и содержание консультативного процесса. Основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса: аналитико-интерпретативная, рационально-констатирующая, процессуальная, эмпатическая, парадоксальная и реконструктивная.

2. Консультативный процесс в психодинамическом направлении.

3. Консультативный процесс в когнитивно-поведенческом направлении.

4. Консультативный процесс в экзистенциально-гуманистическом направлении.

Литература

1. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2003. – 336 с.

2. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: ПитерКом, 1999, с.414 – 415, 351 – 353, 221 – 224.

3. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер, 2006.

Семинарское занятие 4 (3ч).

Тема: Технология ведения консультативной беседы (1).

Вопросы для обсуждения

1. Пространственные и временные аспекты консультативной беседы.

2. Консультирование как воздействие и как взаимодействие.

3. Понятие «субъективное» и его значение в работе с клиентом.

4. Соотношение объективации и субъективного как параметр анализа консультативной работы.

5. Основные уровни ведения беседы и их роль в консультативной работе.

6. Присутствие специалиста, оказывающего воздействие, в беседе и характер альянса.

Литература

1. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2003. – 336 с.

2. Кочюнас, Р.-А. Б., Основы психологического консультирования. – М.: Академический Проект 1999, с. 22 – 44, с. 72 – 79, 227 – 233.

3. Меновщиков, Ю.В. Введение в психологическое консуль­тирование. М.: Смысл, 1998, с. 99 – 101.

4. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: ПитерКом, 1999, с.414 – 415, 351 – 353, 221 – 224.

Семинарское занятие 5 (3ч).

Тема: Технология ведения консультативной беседы (2).

Вопросы для обсуждения

1. Использование вспомогательных средств в процессе консультирования.

2. Использование записей во время консультативной беседы.

3. Параллелирование темы, чувств, рамок в консультативной беседе.

4. Параллелирование локуса внимания собеседника в консультативной беседе.

5. Отношение к советам в психологическом консультировании.

6. Типичные ошибки психолога-консультанта.

Литература

1. Бьюдженталь, Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001.- с. 21 – 36 с. 39 – 74. с. 99– 144. с. 147 – 167.

2. Глэддинг, С. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2002. – 736 с.

3. Горностай, П.П., Васьковская, С.В. Теория и практика психологического консультирования. – Киев, 1995.

4. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2003. – 336 с.

5. Мастеров, Б.М. Психологические условия самоизменения человека в практике консультирования, 1998.

6. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.

7. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога обра­зования: Учеб. пособие для студентов вузов и практических ра­ботников. М.: Сфера, 2000, с. 74 – 76.

8. Роджерс, К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография./ Пер. с англ. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.

Формы и методы обучения

Лекционные занятия. Роль лектора заключается в обеспечении общения с аудиторией в диалогической форме, в обстановке доверия и открытости, на положительном эмоциональном уровне, в условиях повышения творческого потенциала аудитории.

Проблемная лекция. Основная задача лектора заключается не только в передаче информации, но и в приобщении студентов к объективным противоречиям научного знания. Знания в проблемной лекции не даются в готовом виде, а вводятся как неизвестное в виде проблем (содержа­тельного противоречия). У слушателя при разрешении проблемы во­зникает иллюзия «открытия» уже известного в науке, т.е. он не просто перерабатывает и усваивает информацию, а переживает ее освоение как субъективное открытие неизвестного для себя знания.

Лекция-визуализация. Её применение связано, с одной стороны, с реализацией прин­ципа проблемности, а с другой - с реализацией принципа наглядности. Основной акцент в этой лекции делается на более активном включе­нии в процесс мыслительной работы зрительных образов.

Лабораторные занятия проходят в форме тренинга. Основные задачи его состоят в том, чтобы предоставить возможность студентам:

1) получить, обобщить и транслировать друг другу личный опыт участия в практике индивидуального психологического консультирования;

2) освоить три основные позиции практики индивидуального консультирования (клиент, консультант, наблюдатель- супервизор);

3) апробировать основной метод индивидуального консультирования - консультативную беседу;

4) на практике применить некоторые общие установки и техники работы психолога – консультанта (безоценочное позитивное принятие, эмпатическое понимание, конгруэнтное самопредъявление, пассивное и активное эмпатическое слушание, эмпатическое и конгруэнтное говорение и др.);

5) ощутить специфику психологического контакта психолога- консультанта с клиентом и различные уровни этого контакта (поведенческий, эмоциональный и семантический).

Дополнительные задачи практикума заключаются в том, чтобы создать условия триалогического подхода к индивидуальному психологическому консультированию, обеспечив студентам возможность для более целостного видения данной практики, характеризующейся в настоящее время чрезвычайной пестротой теоретических ориентаций и конкретных техник работы, затрудняющей практическое освоение данной разновидности активной психологической работы с человеком. Понятие триалога как реального феномена практики индивидуального консультирования, задающегося системой общений между позициями «консультант», «консультируемый», «наблюдатель», выступает в ходе практических занятий в виде важнейшей и универсальной для данной области обучающей процедуры (с одной стороны, как супервизорство процесса консультирования, а с другой, как практика работы в триадах консультант - консультируемый – наблюдатель).

Практикум проводится в форме групповых занятий (работа в триадах, специализированных группах, общей группе). На наш взгляд, такая работа предоставляет студентам полную свободу в выборе в качестве психологов-консультантов любой стратегии и практики консультирования, любой теоретической позиции (от психоанализа до гуманистически-ориентированного консультирования) и практической ориентации (интерпретативной, рациональной, диалогической, процессуальной, реконструктивной, парадоксальной) в сочетании с системой разнообразных рефлексий и обратных связей.

Индивидуальные практикумы. Под ними понимается самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа слушателей по заданию преподавателя. Основное назначение этого метода - развитие способностей и выработка стиля учебной деятельности у обучаемых. В учебном процессе по изучению данной дисциплины мы рекомендуем применять индивидуальные практикумы в двух видах: упражнения (или тренировка) и задания.

Индивидуальные задания двух видов:

1. Аудиторные индивидуальные задания:

· творческие, позволяющие студентам использовать их знания и умения в новой ситуации, при поиске оригинального решения знакомой задачи;

· поисковые, дающие обучаемым возможность на основе анализа из нескольких вариантов выбрать один и обосновать этот выбор.

2. Внеаудиторные индивидуальные задания: осуществляются в форме подготовки студентами рефератов, проведения индивидуального консультирования (материалы представляются в письменной форме). Данный метод наиболее эффективен, когда обучаемые психологически подготовлены к исследовательской работе; они ясно представляют цели, задачи и пути решения данной проблемы; проблема имеет социальную ценность и практическую значимость.

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

7.1. Методические указания студентам по выполнению самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов является важнейшим компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение, развитие его способностей к самообучению и повышению своего профессионального уровня и составляет для очной формы обучения 50%, а для заочной формы обучения – 75% от общего количества часов.

Цели самостоятельной работы: формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению полученных результатов, их критическому анализу, поиску новых и неординарных решений, аргументированному отстаиванию своих предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссий.

Организация самостоятельной работы: самостоятельная работа заключается в изучении отдельных тем курса по заданию преподавателя по рекомендуемой им учебной литературе, в подготовке к лабораторным и семинарским занятиям, тренингам, деловым и ролевым обучающим играм, к рубежным контролям и зачету.

Для самостоятельной работы используются списки литературы, материалы и иные пособия, которые находятся в методкабинете в папке с учебно-методическим комплексом «Основы консультативной психологии». Среди этих материалов:

1. Рабочая программа курса «Основы консультативной психологии» (печатный или электронный варианты);

2. Темы семинарских занятий с уточненными подробными списками литературы.

7.2 Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

№ раздела дисциплины Наименование раздела дисциплины Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.)  
Подготовка к лекциям Подготовка к практическим занятиям Конспект в рабочей тетради Конспектирование и аннотирование статей и глав монографий Подготовка рефератов и тематических докладов Участие в тестировании  
1. Раздел 1. Общие вопросы психологического консультирования. 5/0,14 7/0,19 5/0,14 2/0,06 4/0,11 2/0,05 25/0,69  
2. Раздел 2. Консультативная беседа. 4/0,11 7/0,19 4/0,11 3/0,08 3/0,08 1/0,03 22/0,61  
3. Раздел 3. Основные направления в зарубежной консультативной психологии и психотерапии. 3/0,08 2/0,06 3/0,08 3/0,08 1/0,03 1/0,03 13/0,36  
  Итого: 12/0,34 16/0,44 12/0,34 8/0,22 8/0,22 4/0,11 60/1,66

7.3 План-график самостоятельной работы студентов

№ п/п Формы самостоятельной работы Раздел дисциплины курса Вид сам. работы Сроки (неделя семестра) Форма контроля
Обязат. Допол.
1. Подготовка к лекциям №№ 1 – 3 +   1-10 Проверка
2. Подготовка к практическим занятиям №№ 1 – 3 +   4-18 Ответы на практических занятиях
3. Конспект в рабочей тетради №№ 1 –3 + + 1-18 Проверка
4. Конспектирование и аннотирование статей и №№ 1 – 2 +   1-18 Проверка
5. Подготовка рефератов и тематических докладов №№ 1 и 3   + По выбору, с 1-18 Ответы на практических занятиях, доклады
6. Участие в тестировании №№ 1 –3 +     Проверка теста






Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.