Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Федеральная служба лесного хозяйства России





Всероссийский институт повышения квалификации руководящих
работников и специалистов лесного хозяйства

Е.А.Щетинский


ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ


Учебное пособие
Часть 1
(Книга 1)


Лесные пожары и охрана лесов

 

 

Пушкино 1998 г.

Профессор Е. А.Щетинский. - Лесные пожары и охрана лесов (учебное пособие для летчиков-наблюдателей, часть 1) Одобрено и рекомендовано к изданию Центральной базой авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" и ВИПКЛХ.
Рецензенты: начальник летно-производственной службы Центральной базы авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" А.П.Щербаков начальник курсов летчиков-наблюдателей ВИПКЛХ. доцент В.Д.Бацановский

Учебное пособие предназначено для подготовки летчиков-наблюдателей по программе "Охрана лесов от пожаров".

Учебное пособие содержит сведения о природе лесных пожаров, мерах по их предупреждению, ограничению распространения, обнаружению, способах и тактических приемах тушения, технических и других средствах применяемых в борьбе с лесными пожарами наземными и авиационными службами, технике безопасности, а также нормативно-правовые акты, регламентирующие работа по охране лесов от пожаров.
Пособие может быть использовано при повышении в классе летчиков-наблюдателей, подготовке и повышении квалификации специалистов органов управления лесным хозяйством и авиабаз, других специалистов, в функциональные обязанности которых входит организация работ по охране лесов от пожаров.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Охрана лесов от пожаров является основным курсом в учебном плане подготовки летчиков-наблюдателей авиационной охраны лесов от пожаров и состоит из двух частей: первая - лесные пожары и охрана лесов и вторая - авиационная охрана лесов.
Изучив курс охраны лесов от пожаров, летчик-наблюдатель, в соответствии с квалификационным требованием, должен
знать основы лесной пирологии. Правила пожарной безопасности в лесах; способы и средства предупреждения возникновения, ограничения распространения и обнаружения лесных пожаров и борьбы с ними; правила охраны труда и техники безопасности при охране лесов; организацию и выполнение авиалесоохранных работ; правила подготовки и пользования картографическим материалом; ведение документации; нормативно-правовые и руководящие документы по вопросам охраны лесов от пожаров наземными и авиационными силами и средствами;
уметь при авиапатрулировании определять места возникновения лесных пожаров и их характеристики, организовывать тушение лесных пожаров наземными и авиационными силами и средствами; обеспечить контроль за соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах, составлять протоколы о лесных пожарах и нарушениях лесного законодательства и принимать меры по привлечению виновных к ответственности; составлять и передавать информацию о лесных пожарах, вести радиосвязь, определять класс пожарной опасности по условиям погоды и организовывать в соответствии с этим работу авиационных сил и средств; обеспечивать взаимодействие авиационной и наземной охраны лесов; иметь представление о состоянии охраны лесов от пожаров в зарубежных странах и влиянии лесных пожаров на экологию окружающей среды и устойчивое развитие лесного хозяйства.



Введение

Проведение работ по обеспечению охраны лесов от пожаров является одной из основных задач Государственной лесной охраны Российской Федерации в состав которой входят наряду с работниками государственных органов управления лесным хозяйством и летчики-наблюдатели, а также другие специалисты баз авиационной охраны лесов, для которых охрана лесов от пожаров является профилирующим направлением их деятельности.Лесной фонд России (земли предназначенные для ведения лесного хозяйства) составляет около 69% всех земель России (вместе с внутренними водами), при этом 78,5% сомкнутых лесов расположено в Азиатской части и 21.5% в Европейско-Уральской части России (ЕУЧР). Средняя лесистость России составляет 44,7%.

По данным очередного Государственного учета лесного фонда (ГУЛФ) на 01.01.93 его площадь составляет 1180,9 млн.га. в т.ч. покрытых лесом земель 763.5 млн.га. непокрытых лесом - 68.4 млн.га. естественных редин - 47,1 млн.га. с общим запасом насаждений лесного фонда - 80,7 млрд. м3. По данным ГУЛФ на 01.01.83 его площадь составляла 1172,4 млн.га, т.е. увеличилась за межучетный период на 8.5 млн.га. В ведении государственных органов управления лесным хозяйством находится 1110,5 млн.га (94%) площади лесного фонда, из них покрытые лесом земли занимают 705,8 млн.га, непокрытые лесом - 68.4 млн.га, 67%лесных земель занято хвойными насаждениями и 17% - хвойными редкостойными лесами. Общий запас насаждений равен 73.0 млрд. м3. В настоящее время у нас в стране и в мире наблюдается переоценка значения леса в жизни людей. Если раньше в общественном сознании лес был лишь источником дров, лесоматериалов и древесной массы, то теперьлес воспринимается прежде всего как социально-культурная ценность, гарантия устойчивого развития человечества в связи с выполнением им глобальных экологических функций. По объему и разнообразию своих экологических функций леса выделяются среди всех природных комплексов, как главный механизм регулирования и очистки водного стока, эффективное природное средство предотвращения эрозии, сохранения и повышения плодородия почв, наиболее емкий резервуар генетического разнообразия, самое мощное средство обогащения атмосферы кислородом и очистки воздушного бассейна от загрязнений, глобальный фактов формирования климата. Поэтому проСлема охраны лесовот пожаров выходит за рамки одной страны и приобретает международное значение.

Горимость лесов. По данным отчетов Лесного департамента России за период 1910-1914 гг. возникло в среднем 23 пожара в расчете на 1 млн.га при средней площади пожара 1300 га. В настоящее время за период
1991-1995 гг. на лесной и только охраняемой площади лесов, составляющей около 875 млн.га, в среднем за год возникло 28 лесных пожаров в расчете на 1 млн.га при средней площади пройденной огнем в расчете на один пожар около 36 га. В отдельные годы горимость лесов варьирует от10 до 35 тыс. пожаров. Так в 1964 г. зарегистрировано 26,4 тыс. пожаров, а пройденная ими лесная площадь составила 674 тыс.га, в 1972 г. - 33,7 тыс. пожаров на площади 1453 тыс. га. в 1982 г. - 14.8 тыс. пожаров на площади 347 тыс. га. в 1992 г. - 25.8 тыс. пожаров на площади 60.2 тыс.га, в 1996 г. - 28.2 тыс. пожаров на площади 1801 тыс.га.

Организация охраны лесов от пожаров в России возлагается на государственные органы управления лесным хозяйством и владельцев лесного фонда, находящихся в системе других органов управления, а также во владении сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков и др. комерческих и некомерческих организаций, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Охрана лесов от пожаров осуществляется, в зависимости от их территориального расположения и региональных особенностей, наземной или авиационной службой. По состоянию на 01.01.93 охрана лесов от пожаров обеспечивается наземной охраной на площади 16.4%, наземной охраной с авиационным патрулированием на площади 10.5%. авиационной охраной на площади 47.2% и 25.9% площади лесного фонда России не охраняется. Осуществление мер по охране лесов от пожаров обеспечивают работники службы государственной лесной охраны государственных органов управления лесным хозяйством, авиабаз, а в лесах, где лесное хозяйство ведут другие организации и лесопользователи - ведомственной лесной охраной и службой охраны национальных природных парков. Авиационная охрана относится к службе государственной лесной охраны, а работы по охране лесов осуществляются на хоздоговорной основе со всеми юридическими и неюридическими лицами, имеющими в своем ведении леса.

Государственная лесная охрана (ГЛО) Российской Федерации состоит из должностных лиц Федерального органа управления лесным Хозяйством и его территориальных органов (авиабаз). Перечень должностных, входящих в государственную лесную охрану, утверждает Федеральный орган управления лесным хозяйством (статья 77 Лесного кодекса).

Задачами государственной лесной охраны являются: обеспечение охраны и защиты лесов; осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда. Деятельность государственной лесной охраны определяется Положением утверждаемым Правительством. Должностные лица ГЛО подлежат государственной защите, им разрешено хранение, ношение и применение служебного оружия. В соответствии с возложенными задачами. ГЛО обязана: предотвращать и пресекать нарушения; обеспечивать правопорядок в лесном фонде;

производить делопроизводство по административным правонарушениям; давать указания о приостановлении и прекращении хозяйственной деятельности, нарушающей существующие правила и порядок: выполнять иные обязанности предусмотренные законодательством. Для выполнения возложенных обязанностей ГЛО предоставлено прав: проверять у граждан и должностных лиц документы на право лесопользования; составлять протоколы о лесонарушениях и задерживать виновных; доставлять в правоохранительные органы лиц, совершивших преступления и правонарушения; изымать незаконно добытые лесные ресурсы, орудия их добычи и транспортные средства; производить досмотр транспортных средств, а при необходимости и личный досмотр задержанных лиц; применять физическую силу, спецсредства и оружие в установленных законодательством случаях.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.