Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 9, Политические режимы





Политическая система императорского Рима прошла ряд трансформаций, прежде чем власть императора стала единоличной и неограниченной. Юлий Цезарь установил (45 г. до н. э. после победы над Помпеем), а Октавиан Август (31 г. до п. э. после победы над Антонием в битве при Акции) закрепил режим принципата, когда на основе демократической политической системы с сохранением всех республиканских институтов (консулата, сената, комиций, магистратов) было определено, что право определять повестку дня всех заседаний сената и право неограниченного числа выступлений имеет так называемый первый сенатор — принцепс. Особенно важным было первое, дающее направление всей дискуссии, и последнее выступление, завершающее обсуждение перед голосованием.

Диоклетиан (годы правления 285-313 н. э.) на основе римской императорской политической системы, которая отличала Рим от империй Востока тем, что хотя и номинально, но сохраняла республиканские политические институты, установил режим домината. Этот режим предусматривал окончательное лишение сената его прерогатив (что одновременно окончательно прерывало и республиканскую традицию выборности власти и коллегиальности решений), перемещение центра принятия важнейший решений в императорскую резиденцию. Диоклетиан перенес столицу в Никомедию, где сильно было влияние восточных традиций поклонения и почитания правителя. Принцепса стали именовать «доминус», что означало «господин».

Во время империи важную роль в политике стала играть личная охрана императора — преторианская гвардия. Начальники преторианцев не только участвовали в выборе императора, но и нередко с помощью оружия добивались власти своего ставленника. Такой порядок правления, установившийся на базе императорской политической системы, когда император избирался ограниченным кругом наиболее влиятельных приближенных, а люди, ответственные за сохранение политической системы, получали большое влияние в государственных делах, в дальнейшем получил название преторианский режим.

В древних государствах Востока изначально отсутствовала политическая система демократии. Здесь также не существовало понятия «политический режим», но представление о форме правления было совершенно иным, чем в античных полисах. Традиционной и неизменной формой правления было политическое устройство сатрапии (так называли этот режим эллины): строго централизованного, иерархизированного государства. Возглавлялась сатрапия обожествленным правителем, власть передавалась по наследству или завоевывалась в ре-

Определение политического режима 165

зультате переворота или интриг (но никак не путем всенародных выборов). Сатрап осуществлял контроль сверху донизу и никак не отчитывался за любые свои действия (сбор налогов, объявление войны, другие важные решения, назначение на государственные должности и т. д.) перед народом.

Определение политического режима

Термин «режим» происходит от французского слова regime, означающего «управление, государственный строй, образ правления, а также распорядок жизни, систему правил, мероприятий, необходимых для той или иной цели, условия деятельности»'. Он появился в политической науке в XIX в., но широкое применение получил в 1950-х гг.

В определении политического режима сегодня конкурируют три подхода. Первый, связывающий политический режим и политическую систему, получил название «узкого», или «правового». Сторонник такого подхода американский теоретик Рой Макридис считает, что режим проявляет себя в определенных путях и способах реализации нормативных установлений политической системы, в практике политических институтов.

Итак, с точки зрения «узкого» или правового подхода под режимом понимают закрепленные в конституции и законах способ функционирования политической системы, методы управления, степень политической свободы и открытости страны.

Если политическая система представляет собой довольно устойчивую конструкцию, то политический режим менее стабилен, изменения его могут колебаться в ту или иную сторону в пределах норм, допускаемых конституцией и законами. Порой изменение режима ведет к изменению положения тех или иных институтов и норм в политической системе общества, к преобразованию их функций, а иногда — и к изменению всей политической системы. Характер политического режима определяется историческим периодом, переживаемым страной, сложившейся политической системой, ходом политического процесса, расстановкой политических сил. На него оказывают влияние политические традиции и нормы, политическая культура, все компоненты политической системы.

Другой подход к определению понятия «режим» получил название социологического. В определении Мориса Дюверже иод режимом понимается социально-политический механизм, форма взаимодей-

1 См.: Словарь иностранных слов. М., 1980. С. 433.

Глава 9, Политические режимы

ствия управляющих и управляемых, определенное сочетание партийной системы, избирательной формулы, типов принятия решений и взаимодействия групп давления.

Более широкую трактовку в рамках социологического подхода дал Жан-Луи Кермон: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период»1. Итак, сторонники социологического подхода не связывают жестко политическую систему и режим, расширяют область существования последнего за счет «элементов социологического порядка», т. е. отношений управляющих и управляемых, взаимоотношений конкурирующих партий и групп.

Наконец, третий подход сводит понятие «режим» к понятию «политическая система». Так, английский политолог Эндрю Хейвуд утверждает: «режим — синоним понятия "система правления"; политическая система»2. Такой подход, как мы увидим ниже, позволяет рассматривать самые разные формы правления в целом, в их системно-функциональной динамике. Особое значение этот подход приобретает при анализе самых разнообразных недемократических режимов.

Элементы и признаки политического режима

Политический режим можно определить не только содержательно, но и структурно, через набор определенных элементов и признаков, отражающих его суть. Ж.-Л. Кермон выделяет четыре таких элемента:

1) принцип легитимности, который включает способы и приемы убеждения граждан в правомерности власти;

2) структуру институтов, под которой понимаются политические институты в социологической трактовке, т. е. как нормы и правила выборов, формирования правительства, принятия решений и т. д.;

3) партийную систему;

4) форму и роль государства.

Более развернутую систему элементов или признаков режима дали Е. В. Макаренков и В. И. Сушков:

♦ наличие политических партий, их внутреннее устройство и принцип взаимоотношений в партийной системе;

1 Quetmonne J.-L. Les regimes politigues occidentaux. Paris: Seuil., 1986. P. 12.

2 Хейвуд Э. Политология. М., 2005. С. 522.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.