|
Концепция политической культуры Г. Алмонда и С. Вербы 313Таблица 16.2. Сравнительные характеристики политических культур
Источник: Политология: Хрестоматия / Под ред. М. В. Василика. М., 2000. С. 563. ную роль в политическом поведении индивида. Например, более традиционные ориентации ограничивают обязательства индивида по отношению к политике и делают эти обязательства более легитимными; подданнические ориентации «смягчают» и делают более лояльными и терпимыми крайности политической культуры участия. Гражданская культура означает прежде всего лояльное отношение к политической системе и активное участие в политике. Граждане такой культуры позитивно ориентированы как на всю систему в целом и свое участие в ней, так и на «промежуточные» политические институты, т. е. структуры «входа» и «выхода». Гражданская политическая культура — это смешанная культура, сочетающая в себе наиболее функциональные черты патриархальной, подданнической культур и культуры участия. В более поздних работах Алмонд и Верба решали проблему соответствия гражданской политической культуры и демократии. Говоря другими словами, они поставили вопрос: «есть ли тип политической культуры, благоприятствующий стабильности и развитию демократической политической системы?»1 Согласно нормам демократической идеологии, такой политической системе должен соответствовать рационально-активистский тип культуры. Однако исследования, проводившиеся в Великобритании и США — странах со стабильной и преуспевающей демократией, — продемонстрировали, что далеко не все граждане этих стран ориентируются на рациональную и активистскую культуру. Более того, большая их часть плохо информирована, слабо включена в политику, а при принятии электоральных решений далеко не всегда исходит из теории рационального выбора. Каковы причины несоответствия между рационально-активистским, идеальным типом политической культуры и реальной политической культурой развитых демократий? 1 См.: Алмонд Г., Верба С. Гразанская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. №4. С. 122. Глава 16, Политическая культура Развитие теории политической культуры в 1980-1990 гг. 315 вторых, не все были согласны с утверждением Алмонда и Вербы, что политическая пассивность и подчинение власти есть явление функциональное, ведь самой сущностью политического управления является как раз политическая активность граждан. В-третьих, теория политической культуры Алмонда и Вербы основывается на гипотезе, что политическое поведение граждан формируется доминирующими в обществе ценностями, а не наоборот. Может ли демократическая культура поддержать общество в его демократическом развитии?1 Этот вопрос встал особенно остро в конце 1980- 1990-х гг., когда начались структурные изменения во многих обществах Восточной Европы и СНГ. Развитие теории политической культуры в 1980-1990 гг. В развитии теории политической культуры было два наиболее плодотворных периода. Первый, продолжавшийся в 1950-1960-е гг., был вызван к жизни необходимостью в развитии теории политических систем и переходом от устаревшего институционального подхода к бихевиорализму. Кроме того, в то время многие бывшие колонии, получившие независимость, сталкивались с необходимостью изучения своих культурных особенностей, прежде чем применять на практике ту или иную теорию модернизации. В этот первый период развитие теории политической культуры было связано в первую очередь с именами американских теоретиков Алмонда, Вербы, Розенбаума, Файнера. Теория была принята мировым политологическим сообществом, хотя отдельные ее положения вызвали критические замечания. Затем в этом направлении политологических исследований наблюдался некоторый спад. Новый подъем, или второй этап в развитии теории политической культуры, начался, как мы отмечали в конце 1980-1990-е гг., в связи с образованием ряда новых независимых государств в Европе и других частях света, их модернизацией и демократическим транзитом. На этом этапе свой вклад в развитие теории политической культуры внесли американцы Люсьен Пай, Джордж Пауэлл, Каэр Стром, Рональд Инглхарт, англичане Ричард Роуз, Денис Каванах, французы Морис Дюверже, Роже-Жерар Шварценберг, немецкий теоретик Клаус фон Бойме. 1 См.: Хейвуд Э. Политология: Учебник для студентов вузов. М., 2005. С. 253. Глава 16. Политическая культура Развитие теории политической культуры в 1980-1990 гг. 317 Таблица 16.3. Три ракурса политической культуры
Источник: Сравнительная политология сегодня: мировой обзор / Алмонд и др. М., 2002. С. 94. Ориентации уровня политического процесса адекватно описываются такими ценностями, как принципы построения правительства (или форма правления), роль граждан в этом процессе и понимание ими своих политических прав. Если совместить две последние ценностные ориентации — ориентации на включенность в политический процесс и классификацию политических культур Алмонда и Вербы (приходская, подданническая, культура участия), выполненные по этому же признаку, — то можно наглядно выделить политические культуры, соответствующие не только современной демократической индустриальной политической системе (эта задача была решена Алмондом и Вербой, см. выше), но и политические культуры, соответствующие доиндустриальной и переходным к демократии политическим системам (рис. 16.1). Вернемся к рис. 16.1. Ориентации уровня политического курса адекватно описываются такими ценностями, как роль правительства, приоритеты его политического курса и уровень политической системы. Здесь важными показателями выступают: роль государства в обеспечении определенного уровня благосостояния и безопасности граждан, степень вмешательства правительства в экономику и общественную жизнь, установление власти законов и процессуальной справедливости. Развивая тезис Алмонда и Вербы о балансе согласия и несогласия в обществе, подразделяют политические культуры на консенсусные и конфликтные. Глава 16. Политическая культура Рис. 16.1. Модели политической культуры: ориентация на включенность в политический процесс Источник: Сравнительная политология сегодня / Алмонд и др. М, 2002. С. 98. В консенсусных политических культурах имеет место согласие граждан но поводу важнейших проблем, стоящих перед обществом, путей их решения и механизмов принятия этих решений. В конфликтных политических культурах консенсус отсутствует и представления граждан полярно расходятся. При этом расхождения касаются не только указанных выше пунктов, но и легитимности самой политической системы. Если конфликтная политическая культура существует в стране достаточно длительный срок, в ней могут образоваться особые субкультуры, объединяющие граждан, придерживающихся резко отличающихся друг от друга точек зрения. Представители разных субкультур входят в разные политические партии, читают разные газеты, посещают разные дискуссионные клубы, состоят в разных общественных и даже спортивных объединениях. Если конфликтные политические субкультуры накладываются на этнические и религиозные разногласия, социально-политический конфликт может принять угрожающий единству общества характер. 16.3. Формирование политической культуры в процессе... 319 Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|