|
VI. Готовность к выбору профессионального пути.1. Как вы оцениваете достигнутые вами успехи в учебной деятельности? 2. По каким учебным предметам, по вашему мнению, будут нужны знания в дальнейшей профессиональной деятельности? 3. Намерены ли вы улучшать (сейчас и в дальнейшем) свои знания по дисциплинам, которые будут нужны в будущей профессиональной деятельности? Какие это дисциплины? Занимаетесь ли вы уже сейчас такой подготовкой? 4. Считаете ли вы, что сможете осуществить свои профессиональные намерения? Что этому может помешать? 5. В случае неосуществления основных планов есть ли запасные у вас планы? VII. Советы и рекомендации учащемуся по подготовке к выбору профессионального пути. 1. Литература для чтения. 2. Кружок, факультатив, углубленное изучение отдельных предметов. 3. Тема доклада в классе об избираемой профессии. 4. Встреча со специалистом. 5. Советы по развитию, совершенствованию индивидуальных качеств. 6. Дата первичной профконсультации __________________ 7. Профконсультант _________________________________ Предварительная беседа (анкета) поможет психологу сориентироваться в подготовке к первичной профконсультации для учащихся, их педагогов и родителей. Ему очень важно также разобраться в мотивах выбора профессии. Вывод:_____________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2. Определение профессиональной направленности Методика 6. «Формула выбора профессии».
В процессе профессиональной деятельности человека, внимание его направлено не на отрасль (как бы ни была она хороша, престижна и т.п.), а на предмет (объект) труда. С данным предметом надо что-то сделать (цель труда). И в любом трудовом процессе находятся свои орудия и средства. Существенным фактором, при выборе профессии, являются и те условия, в которых протекает трудовой процесс. По перечисленным выше четырем признакам трудовой деятельности, и строится классификация профессий, удобная для человека, находящегося в процессе поиска профессионального самоопределения.
Схематично данная классификация выглядит в виде пяти ярусов: - типы профессий (П-Т-Ч-З-Х) – предмет туда; - классы профессий (Г-П-И) – цель труда; - отделы профессий (Р-М-А-Ф) – средства труда; - группы профессий (Б-О-Н-М) – условия труда; - своя формула, составленная по предыдущим ступеням.
Методика 7. Изучение профессиональных предпочтений с учетом «Предмета труда». «ДДО» - вариант 1. В основу методики «Дифференциально-диагностический опросник» положена схема классификации профессий, в соответствии с которой все профессии делятся на пять групп по предмету труда: «человек, природа, техника, художественный образ, знаковая система». Ход выполнения «После соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли больше?» Отвечая на этот вопрос, необходимо отдать предпочтение либо виду деятельности (а) по отношению к (б), либо деятельности (б) по отношению к (а) и поставить «+» в соответствующей номеру вопроса клетке листа ответов.
Текст опросника Что бы вы предпочли: 1а) ухаживать за животными ИЛИ 1б) обслуживать машины (следить, регулировать);
2а) помогать больным людям ИЛИ 2б) Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин;
3а) следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок ИЛИ 3б) следить за состоянием, развитием растений;
4а) обрабатывать материалы (дерево, ткань, металлы, пластмассу и т.д.) ИЛИ 4б) Доводить товары до потребителя, продавать, рекламировать;
5а) обсуждать научно-популярные книги, статьи ИЛИ 5б) обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты);
6а) выращивать молодняк (хвойных какой-либо породы) ИЛИ 6б) тренировать товарищей (или малышей) к выполнению каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных);
7а) копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) ИЛИ 7б) управлять каким-либо грузовым средством - трактором, тепловозом;
8а) сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и др.) ИЛИ 8б) оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов);
9а) ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище ИЛИ 9б) искать, исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках;
10а) лечить животных ИЛИ 10б) выполнять вычисления, расчеты;
11а) выводить новые сорта растений ИЛИ 11б) конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания);
12а) разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, наказывать, поощрять ИЛИ 12б) Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок);
13а) наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности ИЛИ 13б) наблюдать, изучать жизнь микробов;
14а) налаживать медицинскую аппаратуру (приборы и др.) ИЛИ 14б) оказывать людям медицинскую помощь при ушибах, травмах, ранениях и т.д.;
15а) составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. ИЛИ 15б) художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые);
16а) делать лабораторные анализы в больнице ИЛИ 16б) принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение;
17а) красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий ИЛИ 17б) осуществлять монтаж или сбор машин, приборов;
18а) организовывать культпоходы сверстников или младших школьников в театры, музеи, туристические походы ИЛИ 18б) играть на сцене, принимать участие в концертах;
19а) изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания ИЛИ 19б) заниматься черчением, копировать чертежи, карты;
20а) вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада ИЛИ 20б) работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и т.д.).
Обработка результатов Подсчитать количество плюсов в каждом из пяти вертикальных столбцов и проставить соответствующие суммы в нижних клетках листа ответов. Максимальные суммы плюсов в тех или иных столбцах указывают на преобладание интересов, а возможно, склонностей к тем или иным областям профессиональной деятельности.
Таблица «Я предпочту»
Примечание. Поставьте условные обозначения соответствующих сфер деятельности (П-Т-Ч-З-Х) в верхних клетках только после того, как испытуемые выставили соответствующие суммы в нижних клетках столбцов.
После заполнения бланка ответов подсчитайте число обведенных кружком ответов в каждом вертикальном ряду (таких рядов пять в соответствии с типами профессий).
Все значения могут быть от ноля до восьми баллов. Максимальное количество баллов в определенной степени указывает на преобладающее проявление профессиональных склонностей к данной группе профессий.
При получении одинакового количества баллов (6-7) к двум и более группам профессий можно делать вывод о том, что интересы выражены во всех этих областях.
При получении четырех-пяти баллов к трем и более типам профессий можно говорить о том, что ваши интересы широки, не ярко выражены и профессиональные склонности осознаются вами недостаточно.
Интерпретация результатов: Человек - Природа. Вас, видимо, могут заинтересовать профессии, труд в которых направлен на объекты живой природы: животный мир, растения, микроорганизмы. При выборе профессий данного типа следует учесть, что обычно живая природа выступает для человека всегда с положительной стороны, поскольку она связана с отдыхом. Примеры профессий этого типа: агроном, биолог, биохимик, механизатор, садовод, животновод, тепличница, птицевод, зоотехник, ветеринар, семеновод, ботаник и др. Профессиограмма: Человек, выбравший профессию в данном направлении, должен обладать интуицией, способностью к вероятностному мышлению, умение строить прогноз относительно роста и развития живых объектов природы, способностью проявлять инициативу и самостоятельность, а также заботливость и высокую работоспособность, а также необходимы любовь к животным и растениям, хорошее воображение, наблюдательность, физическая выносливость, высокая работоспособность.
Человек - Техника. Вас, видимо, могут заинтересовать профессии, связанные с техникой, различными техническими системами, машинами, механизмами, аппаратами, объектами неживой природы. Основу данной профессиональной сферы составляют такие школьные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Примеры профессий этого типа: шофер, токарь, слесарь, инженер-конструктор, киномеханик, инженер-радиотехник, инженер-строитель и др. Здесь, профессии связанные с: добычей, обработкой грунтов и горных пород (шахтер, бульдозерист); профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов (плотник, столяр, меховщик, обувщик); профессии по обработке металла, механической сборке и монтажу машин и электроприборов; строительные профессии; профессии в транспорте. Профессиограмма: Человеку, выбирающему профессию типа «Техника», необходимы физическая и психологическая выносливость, хорошее зрительное и слуховое восприятие, развитое образное и пространственное мышление, а также хорошая координация движений, стремление к ручному труду, любовь к технике, предпочтение к точности и иметь направленность на осуществление измерительных действий.
Человек - Человек. Вас, видимо, могут заинтересовать профессии, труд в которых направлен на человека. Эти профессии типа «Человек» связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием людей, с руководством, и контролем за деятельностью людей. В данной профессиональной сфере позволяют ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература, обществознание, психология и др. Примеры таких профессий: работник медицины, юрист, работник культуры, педагог, тренер, журналист, работник сферы обслуживания, учитель, воспитатель, психолог, руководитель, менеджер по персоналу, любой работник в сфере услуг. Профессиограмма: Человеку, выбирающему профессию такого типа, необходимы высокие моральные качества, вежливость, выдержка, общая культура, доброжелательность, внимательность и общительность. Профессии этого типа требуют от человека умений устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях; подготовки к какой-либо области производства, науки, техники, искусства. Профессионал данного типа должен иметь двойную подготовку: хорошо ориентироваться в той производственной области, в которой осуществляется работа, а также быть подготовленным к эффективному деловому общению с людьми. Человек - Знаковая система. Вас, видимо, могут заинтересовать группы профессий, труд в которых направлен на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов, графиков; на создание систем условных знаков, на оформление документов и схематическое изображение объектов. Примеры профессий этого типа: программист, наборщик, кассир, экономист, геодезист, бухгалтер, телеграфист, библиограф, фармацевт, секретарь-машинистка, ученый-теоретик и др. Профессиограмма: Человеку, выбирающему профессию типа «Знаковая система», необходимы устойчивое внимание, хорошая память, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, способность к логическому мышлению. Он должен любить знаки, символы, любые знаковые системы, уметь погружаться в символический мир знаков, систем, схем, моделей, различных карт, таблиц, формул, подписей и надписей, разного рода условных сигналов и др. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|