|
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ИГРЫ.⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Профконсультирование учащихся – один из популярных методов профориентации. Однако в последнее время большее внимание стало отводиться активным методам, способствующим интенсивному развитию личности и мышления учащихся. Причем отмечается различная психолого-педагогическая эффективность активных методов и индивидуального консультирования. Для того чтобы получить необходимую информацию о каждом ученике, еще до начала занятий по активному профориентированию с помощью психодиагностических методик нужно выявить у школьников особенности развития самооценки, профессиональную направленность, узнать о личных профессиональных планах. Было замечено, что. Приходя на консультацию, учащийся ожидает от психолога готового ответа на вопрос о предпочтительном для него выборе профессии. И хотя в начале консультации зачитывалась специальная инструкция, предусматривающая равноправных диалог во время беседы, это практически не меняло общей ситуации. Ученик соглашался с тем, что он по-взрослому ответственны за свой выбор человек, что эту сложную проблему он должен решать самостоятельно. Тем не менее с первых моментов беседы превращался в пассивного слушателя и консультанту приходилось предпринимать специальные усилия для его активизации. Ученик включается в систему взаимоотношений типа «учитель-ученик», в которой он выступает преимущественно как объект педагогических воздействий взрослого, т.е. попадает в привычную пассивную позицию, где цели ставятся только взрослыми. В большинстве случаев школьники не подготовлены к решению проблемных жизненных ситуаций. Вопросы о жизненных целях, выборе профессии, необходимости найти свое призвание, заняться самосовершенствованием и т.п. вызывают у подростков серьезные затруднения. Кроме того, ситуация консультирования в какой-то степени травмирует многих ребят. В ходе консультации они чувствуют себя в центре внимания, волнуются, ждут от психолога оценки, хорошо или плохо они ответили на вопросы. В таких случаях можно применять методику, названную «Прием человечка».
«Прием человечка» На листе бумаги психолог рисует фигуру человечка и говорит: «Это ученик, его зовут Саша. Мы сейчас будем обсуждать вопросы, связанные с его выбором профессии. Тебе придется только немного рассказать о нем». Этот простой прием дает возможность преодолеть описанный выше организационный недостаток консультационной ситуации, создает условия, способствующие активизации рефлексивного отношения школьника к самому себе и к ситуации выбора профессии.
Специальные активизирующие программы: Существуют в профориентологии специальные программы активизирующих профориентационных занятий:
Профориентационная игра. Условно игры, используемые в профориентации, можно разделить на 3 типа:
Игра «Ассоциация».
Цель: выявить истинное отношение школьников к разным профессиям и по возможности подкорректировать это соотношение. Условия игры: Количество участвующих – весь класс (учащиеся с 7 по 11 классы). Время на первое проигрывание – 15 минут, последующие проигрывания по 5-7 минут. Для игры необходима классная доска. Процедура (этапы) игры: Игра начинается без явно выраженного подготовительного этапа (вхождение в игру осуществляется на первом-втором этапах).
(Можно в качестве примера поиграть в игру «Ассоциации», когда вместо профессии загадывается человек.) Опыт показывает, что не все учащиеся сразу поинимают эти вопросы, поэтому целесообразно потренироваться на одном примере. Можно взять для разбора профессию «врач-терапевт» и показать, что цвет этой профессии скорее всего белый; запах – что-то связано со спиртом (лекарство – слишком наводящий ответ); мебель – стеклянный шкаф или кушетка...
Обсуждение игры (проигрывание): Отдельно обсуждается правильность каждого ответа на ассоциативный вопрос. Если класс не согласен с ответом, можно попросить ученика, давшего такой ответ, дать объяснение. Нередко эти объяснения бывают разумными. Например, в одной игре была загадана профессия «милиционер» и на вопрос «какого цвета профессия?» был дан ответ: «черно-белая». Оказалось, что школьник имел в виду милицейский жезл. При выявлении неудачных ответов классу предлагается тут же придумать ответы, более соответствующие загаданной профессии. Участвовать в этом может и ведущий, корректируя таким образом представления учеников о профессии. У отгадывающих можно спросить также, какие ответы лучше всего помогли им, а какие, наоборот, ввели в заблуждение. После корректировки ответов можно уточнить, кто же выиграл (возможен и ничейный результат). Диагностические возможности игры: Игра позволяет выявить эмоциональное отношение к разным профессиям, и, поскольку характер этого отношения сильно влияет на выбор профессии, ведущий получает довольно важную информацию о классе в целом и об отдельных учащихся, так как за один урок в отдельной игре могут принять активное участие многие школьники. Типичные трудности: Бывают случаи, когда отгадывающие входят в класс с неподготовленными вопросами или не успевают придумать варианты ответов. Ведущий должен не помогать играющим, а, наоборот, обострять игру: «Если вы не готовы, то ваша команда проигрывает...». В этом случае школьники поймут, что играют с ними серьезно, и это повысит их интерес как к игре, так и к теме занятия. Перспективы использования игры: В перспективе можно разработать специальный перечень ассоциативных вопросов, помогающих отгадывающим лучше подготовиться, а ведущему лучше организовывать игру и обсуждение в ситуации меньшей определенности. Можно также использовать в игре не одну, а две (соревнующиеся) группы отгадывающих. Можно загадывать не только профессии, а конкретные места работы, учебные заведения, образ типичных представителей тех или иных профессий (типичных работников). Специфика игры «Ассоциация» - в ориентации на эмоциональные отношения учащихся, развернутая схема анализа профессии предлагается в игре «Угадай профессию».
Игра «Угадай профессию».
Цель: знакомство школьников с научной схемой анализа профессий. Условия игры: Игра рассчитана на работу с классом (учащиеся 7-11 классов). Время на первое проигрывание – 10-15 минут, а на последующие 7-10 минут. В игре активно используется классная доска, желательно иметь таблицу анализа профессий. Процедура (этапы) игры: Подготовительный этап: На предшествующем занятии или сразу перед игрой школьники должны быть ознакомлены с «формулой профессии». Желательно не только рассказать о «формуле», но и проанализировать с ее помощью несколько профессий вместе с классом. 1. Перед классом вывешивается таблица с «формулой профессии» или со схемой анализа профессии. 2. По желанию выбирается группа их трех человек. 3. Дается общая инструкция: «Сейчас 3 человека выйдут из класса, а класс загадает профессию». После этого торе входят в класс и наблюдают за ним, а каждый сидящий в классе в течение 3-5 минут должен проанализировать профессию по схеме анализа. Через 3-5 минут каждый из отгадывающих выбирает в классе по одному человеку, которые в течение 3 минут выписывают на доске (места для этого требуется немного) свои варианты анализа профессии по «формуле». Например, профессия «учитель математики» анализируется так: предмет труда – человек, знак; цели труда – гностические, преобразовательные, изыскательские; средства труда – функциональные; условия – бытовой микроклимат и т.п. После этого каждый отгадывающий имеет по одной возможности отгадать профессию и через 1 минуту обдумывания говорит о своем варианте ответа. Если из трех вариантов хотя бы один будет правильный – команда отгадывающих победила. 4. Отгадывающие выходят из класса, а класс быстро загадывает профессию. 5. Ведущий приглашает отгадывающих, которые наблюдают за тем, как класс расписывает на листочках загаданную профессию по схеме анализа. 6. Каждый отгадывающий выбирает по одному человек4у из класса, которые выписывают на доске свои варианты анализа загаданной профессии. 7. после этого отгадывающие оценивают все три варианта за 1 минуту и предлагают 3 своих варианта отгадки. 8. Класс оценивает, отгадали они профессию или нет, назвав при этом загаданную профессию. Обсуждение игры (проигрывание): По каждом пункту схемы анализа профессии ведущий вместе с классом определяет по всем трем вариантам, выписанным на доске, правильные и неправильные ответы. При окончательном подведении итогов игры можно определить и ввести следующий критерий (еще до обсуждения): если общее количество неправильных ответов на доске будет больше десяти, то команда загадывающих профессию проигрывает. После этого окончательно определяется победитель. Диагностические возможности игры: Игра позволяет выяснит знания учащихся о конкретной профессии, а также определить уровень овладения схемой анализа профессий. Типичные трудности: Опыт показывает, что учащиеся 7-8 классов легче отгадывают профессии в игре «Ассоциация», чем в данной игре. Кроме того, «Угадай профессию» - более сложная игра по самой организации. Поэтому если проводить много проигрываний. В которых отгадывающие не найдут ответа, то интерес к игре может снизиться. Если игра получается плохо, больше двух проигрываний лучше не делать. В случае, когда загадана сложная профессия и сам ведущий затрудняется ее охарактеризовать по некоторым пунктам схемы анализа, профессию следует либо заменить. Либо анализировать по другим пунктам. Перспективы совершенствования игры: Главная линия развития данной игры состоит в поиске более оптимальной (игровой) схемы анализа профессии. Возможны также некоторые процедурные усовершенствования: заполнение времени на обдумывание стимулирующей музыкой и т.д.)
Цель: познакомить учащихся с процедурой правильного построения личных профессиональных планов (ЛПП), а также научить школьников оказывать некоторую профориентационную помощь своим товарищам. Условия проведения игры: Игра рассчитана на группу из 3-4 человек – учащихся 7-10 классов. Для игры необходима отдельная комната. Время на первое проигрывание – 30-50 минут, на последующие – 15-40 минут. Общее время игры не должно превышать 1,5 – 2 часа. Процедура (этапы) игры: Подготовительный этап. Ведущий кратко знакомит учащихся с основными элементами ЛПП (в более простых случаях – с «тремя китами» выбора профессии: «Хочу», «Могу», «Надо»). На подготовительном этапе важно рассадить участников игры за общим столом. Сам отбор в игровую группу осуществляется только на добровольных началах. 1. Ведущий знакомит участников с условиями игры (инструкцией): «Сейчас в нашей стране развивается служба профессиональной консультации. К специалистам-профконсультантам приходят дети с родителями, чтобы посоветоваться о выборе профессии. Цель вашей игры – научиться правильно оказывать помощь товарищам в выборе профессии, тем самым научиться лучше решать свои собственные проблемы. Давайте распределим роли: «профконсультант» (лучше выбрать двоих игроков сразу); «учащийся»; «родители». «Профконсультант» и «родители» должны держаться серьезно, как взрослые, а «учащийся» пусть будет самим собой. Старайтесь, чтобы в игре каждый сказал свое слово. Если нет вопросов, можете начинать игру. Я постараюсь не вмешиваться» (при этом ведущий немного отсаживается от играющих). 2. Школьники самостоятельно ведут игру, а ведущий сидит рядом и наблюдает за их действиями. При организации своего вмешательства в игру ведущий должен иметь в виду следующие моменты: a. На первых порах учащиеся, как правило, осваивают непривычные для них роли и серьезные вопросы почти не обсуждают. Ведущий не должен им мешать; b. При попытках с ходу решит возникшие проблем, школьники могут обнаружить свою неготовность к решению. Ведущий также не должен сразу подсказывать, а предложить учащимся подумать. При этом после бурного начала игры может возникнуть молчаливая пауза. Нередко школьники после такого обдумывания сами дают готовые решения, высказывают интересные предложения; c. Ведущий должен вмешиваться в следующих случаях: i. Игровой конфликт перерастает в межличностные; ii. Кто-либо из участников (особенно «профконсультант») уверенно говорит совершенно неправильные вещи, а другие игроки с ним соглашаются; iii. Игроки сами просят ведущего дать им информационную справку (какой конкурс в то или иное учебное заведение, требуется ли обсуждаемая профессия народному хозяйству и т.д.) iv. Игроки увлеклись обсуждением какого-либо частного вопроса; v. Одни игроки ведут себя слишком активно, а другим не удается вставить даже слово; vi. Игроки начинают явно дурачиться. Все вмешательства ведущего должны быть минимальными. Кроме непосредственного вмешательства ведущий может подбадривать некоторых участников с помощью взглядов, жестов. Не следует ожидать от «профконсультанта» идеального консультирования и обязательного решения всех проблем, так как в игре важно осознать проблему и наметить самые общие пути ее решения. Обсуждение игры (проигрывание): При обсуждении ведущий может спросить у «учащегося»и его «родителей»: «Заслуживает ли «профконсультант» ваше благодарности?». После этого ведущий сам может назвать некоторые ошибки «профконсультанта», а также ошибочные высказывания «родителей» и «учащихся» и кратко рассказать или показать, как можно было бы действовать более правильно. При этом важно опираться на общую схему ЛПП. После обсуждения школьники меняются ролями и организуется следующее проигрывание, которое проходит более динамично и с меньшим числом ошибок. Диагностические возможности игры: Игра позволяет определить готовность учащихся работать с различными элементами ЛПП, а также со всей схемой ЛПП. Поскольку работа ведется с небольшой группой, психолог получает ценную информацию о каждом учащемся. Типичные трудности: Так как школьники совершают в игре немало ошибок, психологу постоянно хочется подсказывать, вмешиваться в игру, тем самым снижая ее активизирующий эффект. Данная игра имеет высокую содержательную насыщенность, и нередко бывает трудно сохранить логику игры не дать ей возможность развиваться стихийно. Особенно часто это проявляется при первом проигрывании. В игре могут возникать вопросы, с которыми не знаком и сам ведущий, поэтому желательно иметь под рукой различную справочную литературу. Перспективы развития игры: Игра может стать совершеннее при введении в нее дополнительных активизирующих приемов, при использовании компактных справочников, при более продуманном подборе игровых групп. Перспективным представляется использование специальных игровых протоколов для фиксации хода игры. 4. Возможные игровые варианты в Профконсультации».
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|