Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ АЮРВЕДЫ





 

 

Аюрведа, как и любая другая наука, базируется на определенном фундаменте, из которого произрастает вся ее практическая, прикладная, медицинская надстройка. Изначально этот фундамент был заложен древними мудрецами, а их ученики и последователи бережно, из уст в уста перенесли его через реку Времени до наших дней. И если практическая часть Аюрведы с каждым поколением мудрецов и гениальных врачей пополнялась новыми рецептами препаратов, способами диагностики и терапевтическими процедурами, то ее фундамент, ее первоосновы до сих пор остаются незыблемыми.

Философские корни Аюрведы залегают не только в четырех Ведах, но и в Упанишадах, Тантрах и Пуранах, ее физика и химия – философии Ньяя-Вайшешика, Санкхйа-Патанджала, Пурва-Мимамса, ее метафизика – Веданта Сутра и Атхарва веда.

Аюрведическая наука представляет собой свод аксиом, относящихся не только к ее философской (например, доктрина о первоэлементах, субстанции, бытие и небытие, и т.д.) или медицинской (доктрина о трех составляющих тела – доша, тканях и нечистотах) части, но и к общечеловеческим проблемам – например, качествам идеального врача или отношению врача и пациента. Несомненно, концепция трех доша, тканей, нечистот и пранических каналов является главной аксиомой аюрведической науки, однако, если врач не будет обладать необходимыми человеческими качествами и квалификацией, этот базис не принесет пользы ни ему, ни его пациентам.

Фундаментальные понятия философской и медицинской части Аюрведы можно представить в виде таблицы (см. таблицу 1), а эта книга является своеобразным пояснением к ней, или ключом, раскрывающим эту бескрайнюю комнату дворца Ведического знания.

 

 

ЧАСТЬ 2

ФИЛОСОФИЯ И АЮРВЕДА

IV. ФИЛОСОФИИ ТВОРЕНИЯ МИРА

Аюрведа - громадная область ведического знания, очень гармоничная и включаю­щая в себя не только теоретические и практические меди­цинские знания, но и научно-философские принципы строения, со­творения и разрушения этого материального мира («ведическую физику»).

Все аюрведическое знание базируется на понятии Тридоша - трех ос­новных составляющих физического тела человека: Вата (газ, воздух), Питта (желчь, огонь) и Капха (слизь, вода); и тот, кто хочет понять, усво­ить и приме­нять на практике эту систему знания, должен понять и осознать, что та­кое Тридоша. К сожалению, многие люди в Индии (да и не только в ней), имеют очень абстрактное представление о Тридоша, но, несмотря на это, довольно часто используют этот тер­мин в своём лексиконе. На самом деле они вкладывают в это поня­тие несколько не то, что есть в действи­тельности, и популярные ныне концепции отличны от истинно аюрведи­ческого понимания Тридоша.

В аюрведических текстах мы находим всевозможные описания ка­честв, функций и других показателей Вата, Питта и Капха доша в их нормаль­ном состоянии баланса и состоянии дисбаланса, но нет легкодоступных для понимания сведений и методов, с помощью которых можно было бы легко и сразу понять природу этих субстанций. Поэтому, для получения необходимых знаний, часто приходится обращаться не только к оригинальным аюрведическим писаниям или комментариям к ним, но и к "немедицинским" трактатам.

Итак, Вата, Питта и Капха, а также семь тканей тела и нечисто­ты яв­ляются основными и фундаментальными понятиями Аюрве­ды, и о них пойдет речь в этой книге. Без этого фундамента все зна­ние Аюрведы бес­полезно, а лечение болезней по этой системе про­сто немыслимо и невоз­можно.

До введения терминов Вата, Питта и Капха необходимо доста­точно подробно остановиться на ведической теории строения мира. Чарака, Сушрута, Бхела, Вагбхата и остальные авторы аюрведических тек­стов полагаются на научно-философские системы Ньяя-Вайше­шика, Санкхйа-Па­танджала и Пурва-Мимамса, базирующиеся на принци­пах и знаниях о пяти первоэлементах, а так же на филосо­фию Ве­данты. Помимо ссылок на эти научно-философские системы, в некоторой степени лежащие обособлено от духовно-мистическо-религиозных вопросов, они подтверждают авторитет и других мудрецов, например, Парашара Муни, давших знания об астрологической концепции творения вселенной.

В своей Брихат Парашара Хора Шастре Парашара Муни пишет о творении Вселенной следующее (П.Х.Ш.1.1.9-19): «Своим непроявленным до начала творения духом, одной четвертью Своего могущества Господь Вишну, Господин всего, Стоящий превыше трех гун материальной природы и Контролирующий их влияние, Создатель цикла рождения и смерти, который проходит каждая душа в материальном мире, Величайшая личность, Конструктор этого феноменального мира, Причина всего, Доблестный и Великолепный, Безначальный, создает этот материальный мир. Другие три четверти Его могущества наполнены нектаром и могут быть восприняты только святыми мудрецами. Координатор этого мира – Васудэва; Он ощутим и неощутим. Неощутимая природа Бога обладает двумя энергиями, а ощутимая – тремя.

Три энергии суть Шри Шакти[10], порождающая гуну благости, Бху Шакти[11], порождающая гуну страсти и Нила Шакти[12], порождающая гуну невежества. Васудэва, вместе со Шри Шакти и Бху Шакти, соединяясь с гуной невежества, страсти и благости, порождает соответственно, Санкаршану, Прадьюмну и Анирудху[13].

Ложное самоотождествление, Макрокосм и Истинное самоотождествление[14] возникают от Санкаршаны, Прадьюмны и Анирудхи соответственно. Все они находятся под влиянием всех трех гун материальной природы с доминирующим влиянием гуны, отвечающей за их возникновение.

Ахамкара, Ложное самоотождествление, делится на три категории - Саттвичное, Раджастичное и Тамасичное. Божественные живые существа, органы чувств и пять первоэлементов возникают из соответствующих категорий Ахамкары.».

Описывая творение планет, Парашара пишет (П.Х.Ш.1.2.3): «Нерожденный Господь имеет бесчисленное множество инкарнаций. Он проявляет себя как планеты солнечной системы ради раздачи живым существам плодов их кармической деятельности».

 

 

Философия Санкхйа.

 

Санкхйа считает основной и единственной причиной возникно­вения этого материального мира (вселенной) Внешнюю Природу Бога – Пракри­ти. Пракрити является Божественной силой, Божест­венным промыслом, энергией Бога, никогда не появляющейся и ни­когда не исчезающей, веч­ной. Из-за ее трансфор­мации и возникает этот мир. Об этом говорит раздел Санкхйа, называющийся Саткарьйа­вада.

Пракрити – основополагающая сущность, благодаря которой мир проявляется из тела Махапуруши, Творца. Разворачивание Пракри­ти проис­ходит посредством трех модусов, или качеств – махагун, т.е. Благости (Саттвы), Страсти (Раджаса) и Невежества (Тамаса). В ведической лите­ратуре три махагуны называются Трипада или Триданда – три основы, три столпа этого материального мира.

Саттва, или гуна Благости, описывается, как чистая, просвет­ляющая, благостная. Она является потенциалом сознания, поэтому пассивна и только поддерживает процесс творения, а также весь материальный мир в целом. Сам акт творения идет исключительно за счет активности и дея­тельности Раджо гуны, или страсти. Третья гуна, Тамас (невежество), стремится разрушить сотворяемый мир и противостоит акту развертыва­ния вселенной.

Основные свойства Саттвы, Раджаса и Тамаса - Поддержание, Актив­ность и Деятельность, и Разрушение, а также, соответствен­но, удовлет­воренность, боль и лень. Эти три качества материально­го мира всегда вместе, в нераздельном состоянии, они все время взаимодействуют друг с другом и пронизывают собой все субстан­ции во вселенной. Абсолютно все в этом мире находится под их контролем и все разнообразие качеств появляется из-за всевозмож­ных их комбинаций. Они целиком и полнос­тью правят этим мате­риальным миром.

Саттва, благость - разум, поддерживает в равновесии всю нашу все­ленную. Следующая махагуна - невежество - инерция, тормоз, сдержива­ющий фактор любой активности. Она не производит ни­какой работы и пассивна, как, впрочем, и Саттва гуна. Вся работа, вся деятельность во вселенной совершается за счет Раджо гуны, страсти - принципа энерге­тического взаимодействия всего со всем в этом мире, порождаемого же­ланием. Раджо гуна описывается как неустойчивая, быстрая, напористая, а Тамо гуна - как неподвижная, медленная, заслоняющая и сдержи­вающая.

Все части этого материального мира наитеснейшим образом свя­заны между собой законом совместной деятельности бесконечно большого ко­личества частей единого целого, а желание является двигателем этого мира. Один из первых афоризмов Ману Самхиты, Законов Ману, говорит о том, что все в этом мире, хорошее или плохое, прогресс или деградация, происходит только от желания живого существа.

Помимо глобального воздействия на все живые и неживые объ­екты во вселенной, махагуны складывают ментальною конститу­цию личности, а Раджо гуна и Тамо гуна, беря под контроль созна­ние человека, являют­ся причинами возникновения болезней. Сат­тва гуна, вследствие своей чистоты, ведет к знанию, святости, здо­ровью и долголетию, поэтому од­ной из основных рекомендаций Аюрведы является поддержание себя на этом уровне.

Первым продуктом эволюции Пракрити является совокупность основ материального творения - Махат-таттва, причина проявления непроявленной до этого вселенной. Это базис возникновения Буддхи индивидуу­ма. Слово "Буддхи" достаточно сложно перевести на русский язык. Это не только разум в общепринятом понимании этого слова, но и осознан­ность любого совершаемого человеком действия или поступка. Ложное самоотождествление (Ахамкара), или прин­цип извращенной индивидуальнос­ти, возникает после Буддхи.

Махагуны сразу же берут под свой контроль все нововозникаю­щие элементы Пракрити. Они заставляют идти процесс дальнейшей эволюции мира от Ахамкары двумя ветвями, зависящими от преоб­ладающего влия­ния одной из гун - Саттвика и Тамасика путями. Раджо гуна за счет своей очень высокой активности только участ­вует в образовании Саттвика и Тамасика ветвей развития вселен­ной, не давая при этом своего собствен­ного пути образования ком­понентов этого мира.

Из Ложного самоотождествления в его аспекте благости, возникает ум, пять орга­нов чувств, посредством которых человек познает материальный мир - уши, кожа, глаза, язык и нос и пять органов действия - ноги, руки, анус, гени­талии и рот. Ум тоже часто относят к органам чувств и называют Анта­риндрийа или Убахиндрийа, т.е. находя­щийся между или над чувствами.

Из Ложного самоотождествления в аспекте невежества, возникают первокачества (Панчатанматра), или пять тонкоматериальных первоэлементарных субстан­ций – Звук, Шероховатость, Форма, Вкус и Запах, ко­торые способствуют об­разованию пяти первоэлементов (Эфира, Воздуха, Огня, Воды и Земли соответственно). В Шримад Бхагаватам[15] так описыва­ется процесс возникновения Эфира: "Из тьмы Ложного самоотождествления возни­кает первый из пяти первоэлементов - Эфир. Его тонкая форма – Звук – связана с ним так же, как объект наблюдения с наблюдате­лем".

Аспект гуны страсти Ложного самоотождествления принимает участие как в об­разова­нии первокачеств (Панчатанматра), так и в об­разовании органов чувств живого существа.

Когда все вышеперечисленные материальные проявления мира обозначились, каждая из трех махагун пытается по своей природе занять доминирующее, контролирующее положение по сравнению с другими, а ос­тавшиеся гуны пытаются вытеснить доминирующую гуну с ее положе­ния. Так идет их постоянное взаимодействие, по­могающее дальнейшей эволюции материальной Природы.

Органы чувств возникают из пяти первокачеств, проявляясь непо­средст­венно из Ложного самоотождествления, но, соответственно воспринимают только одно из них по принципу комплиментарности. Каждый орган чувств вос­принимает только одно качество мира из пяти (уши воспринимают звук, глаза - форму и цвет, кожа - тепло и структуру материала, и т.д.).

Из пяти первокачеств возникают пять первоэлементов – Эфир, Воз­дух, Огонь, Вода и Земля, из которых формируются все живые и неживые, тонкоматериальные и грубоматериальные объекты.

Если сосчитать все элементы творения, то мы получим двадцать четы­ре составляющих Махат-таттвы. Но, нельзя забывать, ради чего идет про­цесс сотворения этого материального мира. Без души весь этот мир оста­нется мертвым. На самом деле он создается только ради нее. Душа – краеугольный камень этого мира, созданного для ее самореализации и самоосознания. Есть два типа душ - сво­бодная и самоосознающая свою природу, которая даже в этом мате­риаль­ном мире не теряет своего изна­чального осознания себя и Бога, и обусловленная, попавшая под колдовс­кое влияние Майи, иллюзии материального мира, низшей энергии Госпо­да. И основная задача души, попавшей в плен материального мира прийти к осоз­нанию себя, поднявшись на уровень Мокши (но не "осво­бождения" в им­персональном понимании этого слова, а на уровень соз­нания "над гунами"), поняв свою духовную природу. Помимо душ этот мир населен духами – как добрыми, так и злыми по отношению к человеку, выполняющими контролирующую и поддерживающую Природу функцию.

Мельчайшие частицы мироздания, первоэлементы, с помощью первокачеств формируют как неорганическую материю, так и ор­ганическую. Процесс формирования физических тел и субстанций идет от образова­ния простых объектов к более сложным и полимо­лекулярным. Неоргани­ческие тела, растения и животные - три сту­пени процесса проявления всевозможных качеств этого мира, кото­рые так же возникают по принци­пу увеличения сложности, уровня сознания и активности, а также свобо­ды проявления индивидуаль­ности. Чем выше уровень сознания живого существа, тем сложнее устроено его тело, тем больше он имеет возмож­ностей и обязаннос­тей, но тем меньше свобод. В этом ошибочность мате­риалистичес­кой теории Чарльза Дарвина, говорившего о телесной эво­люции видов в борьбе с внешними проявлениями реальности, естествен­ном отборе, наследственности и изменчивости. На самом деле идет про­цесс эволюции сознания от более простых форм (микрооргани­змы) до высших (святые мудрецы) форм жизни. В человеческой форме жизни живое существо получает возможность или развиваться дальше до уровня обитателей райских планет, деградировать до уровня животных, растений и минералов, или, осознав себя, уйти к Господу.

В организме человека три гуны материальной природы оказы­вают влияние в первую очередь на его ум. Если преобладает влия­ние гуны бла­гости, то человек стремится к знанию и самосовер­шенствованию, его дела и помыслы чисты, а тело здорово. Если доминирует гуна страсти, то ум человека очень активен и деятелен, быстро перескакивает с одного объекта на другой, человек не мо­жет ни на чем долго концентрироваться, испытывает много проти­воречивых и негативных эмоций, знание его ложно и отрывочно, а болезни протекают в острой форме. Влияние гуны невежества отнимает знание, счастье, радость и здо­ровье, давая взамен лень, волнение и иллюзию.

Все многомолекулярные тела состоят из первоэлементов и первокачеств, и глубоко заблуждаются те, кто считает, что Эфир не принимает участия в процессе их образования и что все вокруг происходит только за счет трансформации Земли или Огня.

Итак, с точки зрения философии Санкхйа можно нарисовать следую­щую картину сотворения мира, где первоэлементы являются субатомны­ми частицами многомолекулярных объектов (см. схему 2).

 

Система Ньйайа-Вайшешика.

Из шести основных философских систем Ведической науки, только система Ньйайа-Вайшешика как физиче­ская теория строе­ния вселенной наиболее полно и широко прояви­ла себя и далеко ушла в процессе объ­яснения физических законов этого мира, осо­бенно в связи с выявлением характеристик пяти первоэлементов – Эфира, Воздуха, Огня, Воды и Земли, которые, как утверждает Вайшешика, являются наимельчайшими частицами, образующими все полимолекулярные объекты.

Профессор Др.Радхакришнан так отзывался об этой научно-фи­лософ­ской системе: "...Позиция Вайшешика более научна, чем спе­кулятивна, более аналитична, чем синтетична. Знание приходит тогда, когда уходит ментальная спекуляция. В духе настоящей (современ­ной, прим. автора) науки, Вайшешика формулирует осново­полага­ющие характеристики принципов строения этой вселенной. Это не философия, это физика! Ньйайа и Вайшешика выявили ос­новные принципы зарождения матери­альной Природы, Ее законы, а также субатомную теорию строения все­ленной. Она классифици­ровала и дала характеристики каждой категории веществ в свете этой тео­рии".

Это представляет особый интерес для Аюрведы, т.к. здесь мы рассмат­риваем в основном многомолекулярные, "громоздкие" объ­екты, и поэто­му изучение Аюрведы, и, в частности, Чарака Самхи­ты, начинается с изуче­ния основных принципов философии Вай­шешика.

Философия Вайшешика начинается с изложения доктрины о Падартхах.

Существует шесть Падартх, описанных мудрецом Гаутамой в Ньйайа сутре. Дословно «Артха» можно перевести как объект, а «Пада» как стопы. Абсолютно все проявления мира укладываются в эти шесть Па­дартх:

1. Материя, субстанция.

2. Качества.

3. Действие, воздействие, движение.

4. Всеобщность, неопределенность.

5. Индивидуальность, специфичность, раздельность.

6. Нераздельность, комплиментарность.

В некоторых источниках приводится седьмая Падартха - Небы­тие, Несуществование, которая является противоположностью пер­вых шести, называемых существующими, проявленными. С помо­щью шести первых Падартх можно проанализировать все объекты материального мира. Пер­вые три имеют реальное ощутимое мате­риальное проявление, остальные являются в большей степени фи­лософско-физическими категориями.

С другой стороны, можно выделить три аюрведические Падарт­хи, о которых говорит Чарака (чистота-душа-тело), или четыре, о которых пи­шет Сушрута (личность-болезнь-способ лечения-тера­пия).

Чарака в первой главе Сутрастханы Чарака Самхиты перечисля­ет все Падартхи и дает им краткое объяснение.

 

Материя

 

Субстанция в Ведах определяется следующим образом: “Там, где каче­ства и действие существуют одновременно и в неразрывном состоянии, называется субстанция, материя” (Ч.С.1.1.51, В.Ш.1.1.15). Субстанции существуют и обладают определенными качества­ми, характеризующие данные субстанции. Есть два класса качеств - те, которые принадлежат одновременно множеству объектов сразу, и те, которые складывают ин­дивидуальную характеристику данного конкретного объекта, создавая тем самым его индивидуальность. Например, имеется золото, серебро и медь. Все три объекта - ме­таллы, ковкие, плавкие, блестящие, тяжелые и так далее. Эти каче­ства у них общие, и по ним мы не можем точно сказать, какой из металлов перед нами. Для систематизации нам необходимо знать индивидуальные качества каждого из них - только данному объекту свой­ственные черты, по которым мы безошибочно определим, где золото, а где - серебро.

Шаблоном творения объекта являются общие качества, затем на них накладываются индивидуальные гуны и возникает его карма – индивиду­альное воздействие на окружающий мир, проистекающее из его качеств.

Нераздельность является основным видом связи в материи. Она быва­ет внешняя и внутренняя. Первая образует объекты, а вторая способству­ет обретению ими индивидуальности и целостности.

Качества и действие существуют только в комбинации с мате­рией. Вне ее нет ни качеств, ни действия. Подобным же образом, вид и разно­видность тоже парны и нераздельны, но не абсолютны. Поэтому-то вид и разновидность существуют с ней в неразрывной связи. Вне субстанции нет ни вида, ни разновидности, ни специ­фичности. Соответственно, части и целое субстанций и их качест­ва, воздействие и положение воз­действия в видовой характеристи­ке, специфичность и субстанция, относительно ко­торой все эти качества прояв­ляются, и внешняя, основная, первородная субстанция, отличны друг от друга. Вне субстанции нет комбинаций, связей и компли­ментарности. Поэтому субстанция, материя - фундамен­тальная и основополагающая сущность.

Существует девять основных, первоначальных субстанций, при­чем Вайшешика включает в этот список и душу, однако, сообщая при этом, что она не принадлежит этому материальному миру:

1. Земля.

2. Вода.

3. Огонь.

4. Воздух.

5. Эфир.

6. Душа.

7. Ум.

8. Время.

9. Пространство.

Эти девять компонентов образуют все материальные и немате­риаль­ные (тонкоматериальные) объекты. Эфир, время и пространс­тво все на­полняют собой и пронизывают все в этом мире, являясь самыми распрос­траненными из субстанций. "Душа и Ум, Эфир и Воздух, Время и Прос­транство, а так же атомы не ощутимы органа­ми чувств" (В.Ш.8.1.2.). Ко­гда идет речь об Эфире, Воздухе, Огне, Воде и Земле, подразумеваются не грубоматериальные их проявле­ния, а первоэлементы.

Существует и другое, аюрведическое понимание термина «субстан­ция». С позиции Аюрведы, как “Науки о жизни”, субстанция (растения, пища и лекарственные препараты) - причина возраста­ния и увеличения или уменьшения и убывания тела живого сущес­тва, дейст­вующая тем или иным образом благодаря своему перво­элементарному со­ставу, со­единенности и нераздельности.

Существует два вида материи - творящая и сотворяемая.

Творящая материя

 

Творящая материя – это компонентарная субстанция, пребы­вающая исключительно в мельчайшей и неделимой форме. К ней относятся первокачества, первоэлементы, душа, ум, время и про­странство. Все много­атомные элементы этого мира состоят из мельчайших частиц, из творя­щей материи. Частицы творящей ма­терии, комбинируясь во всевозмож­ных сочетаниях и попадая под влияние махагун, порождают все разнооб­разие этого мира.

Сотворяемая материя

 

Сотворяемая многоатомная субстанция пребывает в многоатом­ной форме и состоит из комбинаций первокачеств и первоэле­ментов, то есть из элементов творящей материи. В свою очередь, сотворяемая мате­ри бывает живая и неживая: "Та субстанция, кото­рая обладает чувствами, называется живой, а бес­чувственная - неживой" (Ч.С.1.1.48.).

1. Живая, чувствующая природа. Все жизненные формы отно­сятся к живой природе и характеризуются наличием чувств, функ­ционирующих только тогда, когда в теле присутствует душа, даю­щая жизнь и сознание мертвому по своей природе телу. После ухода души из тела признаки жизни исчезают, и мы говорим, что тело мертво. Таким образом, прояв­ление жизнедеятельности, то есть чувства, еда, сон, секс, оборона и др. являются признаком ка­ждого живого существа. Одно из основных ка­честв души - ее ак­тивность - стремление совершать действия.

 

авйакто айам ачинтйой айам

авикарйо айам учйате

(Б.Г.2.25.)

 

"Душа невидима, непостижима и неизменна".

 

Душа не является субстанцией в материальном смысле этого по­нятия, ведь она относится не к низшей, материальной энергии Гос­пода, а к его пограничной энергии. Как капля океана является его подобием, только в количественном соотношении много меньше его, так и Атма является практически абсолютным бесконечно ма­лым подобием Нараяны, Пуруши, Творца и находится в подчинен­ном Ему положении. Веды описыва­ют душу как "Нитйах" - вечную (Б.Г.2.24.), которая никогда не создава­лась и никогда не умрет.

Итак, для того, чтобы материя была живой, необходима душа. По своим проявлениям живая материя открыто проявляет себя (жи­вотные) и скрыта внутри организма (растения).

Животные.

 

Санскритское слово «Бахишчетана», описывающее эту группу живых существ, можно дословно перевести как "жизнь снаружи". Легко заме­тить, что у всего этого класса жизненные признаки про­являются очень активно и можно без затруднения сказать, что они действительно живые существа, имеют душу и обладают сознанием и чувствами. К животным относятся млекопитающие - люди, жи­вотные и т.д., птицы, животные с низким уровнем сознания - насе­комые и т.д. и низшие формы - подзем­ные и водные - черви, рыбы, пиявки и т.д.

Растения.

Санскритское слово «Анташчетана», описывающее эту группу живых существ, можно дословно перевести как "жизнь внутри", не­заметная. К этой категории относятся все высшие растения кроме лекарственных, живущие внутри - бактерии, вирусы и т.д., споро­вые и все лекарствен­ные растения. Можно заметить, что на самом деле абсолютно все расте­ния являются лекарственными, но в дан­ном случае идет речь о растениях, лекарственные свойства которых очень сильны.

Всего существует 8.400.000 видов живых существ, отличающих­ся друг от друга типом тел, находящихся в зависимости от уровня сознания, стремления к чувственному наслаждению и кармы. "Все в этом мире проистекает от желания" - говорит Ману Самхита. И в угоду нашим же­ланиям и качествам мы получаем те или иные типы тел. Чем выше уро­вень сознания, тем более совершенные тела мы получаем, но суть в том, чтобы обрести свое изначальное сознание - осознание своей духовной природы и осознание Бога. В этом слу­чае живое существо больше не ро­дится в этом материальном мире, а отправится к себе домой, к Господу. Об этом говорят все Свя­щенные писания.

2. Неживая, бесчувственная природа. Все, что лишено чувств и души относится к неживой природе. К ней относится два вида - все то, что со­творено Богом - горы, реки, моря и т.д. и то, сделано че­ловеком или жи­вотными - стол, дом, гнездо, муравейник и т.д.

Не стоит забывать однако, что многоатомная материя состоит из сотворяющей материи, из мельчайших частичек мироздания, соз­данных Природой Бога, и мы можем только перераспределять эти частички, ком­бинируя из единичных атомов и молекул полимоле­кулярные объекты.

Исходя из всего сказанного выше, возникает вопрос: может ли творя­щая материя быть сотворяемой и в каких случаях? Действи­тельно, Эфир является во всех ситуациях творящей матери­ей, или творящим первоэле­ментом, а Вода по отношению к нему - сотворя­емая, ведь для возникно­вения первоэлемента Вода необхо­дим Эфир как составная часть. Об этом более подробно речь пойдет в главе о пяти первоэлементах, их свойствах, качествах и принци­пах возник­новения.

Помимо сотворяемой и творящей, материя делится на прояв­лен­ную и бесформенную. Материя проявлена, если обладает сле­дующими тремя свойствами:

1. Ограниченностью положения в пространстве.

2. Количественностью, измеримостью.

3. Действием.

Если у субстанции хотя бы одно из этих перечисленных качеств не проявлено, то это непроявленная, бесформенная материя.

Для лучшего понимания материи можно составить следующую схему, в которой представлены все основные виды субстанций (см. схему 3).

Очень важную роль играет аюрведический подход к понятию субстан­ции. В качестве субстанции Аюрведа рассматривает лекарс­твенные травы, минералы, продукты питания и т.д.

Помимо этого Аюрведа делит субстанцию на несколько видов по воз­действию на Тридоша: та, которая уменьшает доша в теле, та, которая увеличивает доша, и та, которая не меняет баланса Тридоша, поддержи­вая тем самым здоровье.

Качество

 

В Ведах дается много определений качества (Ч.С.1.1.49, В.С.1.1. 16), одно из которых звучит так: «Соединение первокачеств (Танматр[16]) с двадцатью основными качества­ми (лег­кий-тяжелый, хо­лодный-горячий[17] и т.д.), знанием, моментом силы и т.д., является качест­вом данного объекта». Без объекта ка­чества не существуют.

Когда мы смотрим на красный леденец, мы думаем, что он крас­ный и сладкий, то есть, когда проявлены качества сладости и крас­ноты, мы го­ворим об этих качествах вкуса и цвета, которые и яв­ляются качествами данного леденца. Но, когда Вайшешика говорит, что данный леденец ок­рашен в красный цвет и имеет сладкий вкус, она подразумевает, что это не качества цвета и вкуса, а краснота и сла­дость данного леденца.

Вайшешика выделяет семнадцать качеств (В.С.1.1.6):

1. Форма, цвет.

2. Вкус.

3. Запах.

4. Шершавость.

5. Номер.

6. Размер.

7. Индивидуальность.

8. Сочетаемость.

9. Несовместимость.

10. Приоритетность, первичность.

11. Вторичность.

12. Знание.

13. Состояние счастья, наслаждение.

14. Состояние несчастья, боль, страдание.

15. Желанность, симпатичность.

16. Антипатичность, отвращение.

17. Усилие.

 

Прашастапада прибавляет к этим семнадцати гунам еще семь и гово­рит о двадцати четырех качествах:

18. Тяжесть.

19. Агрегатное состояние.

20. Вязкость.

21. Достойность.

22. Недостойность.

23. Звучность.

24. Способность.

Чарака и некоторые другие авторы выделяют сорок одну Санкхйагуну (Ч.С.1.1.49.). Это:

а) (5) Пять объектов чувств:

1. Звук.

2. Шершавость.

3. Форма, цвет.

4. Вкус.

5. Запах.

б) (20) Легкий-тяжелый и т.д., всего - двадцать. Они подробно опи­сываются в Дравйагуна Сутре в главе Гунапракаранам.

в) (1) Разум.

г) (5) Заканчивающиеся усилием:

1. Желанность, симпатичность.

2. Антипатичность, отвращение.

3. Состояние счастья, наслаждение.

4. Состояние несчастья, боль, страдание.

5. Усилие.

д.) (10) Начинающиеся с двойственного.

Все эти качества очень широко используются в Аюрведе для описа­ния свойств лекарственных трав и, соответственно, их воз­действия на баланс Тридоша и процесс формирования семи тканей. Помимо сорока одной гуны Аюрведа вводит две дополнительные для описания качеств человеческой психики - привычка, обычай и разумность, которые нес­колько близки с достойностью и недостой­ностью.

Аюрведа утверждает, что человеческое тело состоит из перво­элемен­тов, комбинации которых приводят к образованию двадцати особых ка­честв, которые, конечно же, проявляются не только в че­ловеческом теле, но и во всех многоатомных субстанциях. Очень важно уметь выделять эти гуны, характеризуя свойства лекарствен­ных препаратов и пищи, а так же нарушения, происходящие в ор­ганизме человека при болезнях. Эти каче­ства парные, и если про­водить параллели с древнекитайской традицией Инь-Ян, то можно найти общие черты, утверждая, что одни Гуны имеют Иньскую, женскую, лунную природу, а другие - Янскую, мужскую, сол­неч­ную, и по этим признакам их и делят на пары. Вот эти десять пар гун:

1. Тяжелый - Легкий.

2. Горячий - Холодный.

3. Сухой - Влажный, вязкий.

4. Активный - Пассивный.

5. Подвижный - Неподвижный.

6. Твердый - Мягкий.

7. Чистый - Слизистый.

8. Шершавый - Гладкий.

9. Большой - Маленький.

10. Твердый - Жидкий.

В зависимости от первоэлементов, доминирующих в объекте, он при­обретает те или иные качества, являющиеся его индивидуаль­ной характе­ристикой.

Действие

 

"То, что неотделимо от субстанции и проистекает из ее качеств, явля­ясь причиной ее взаимодействия с окружающим миром, назы­вается дейс­твием" (В.С.1.1.17, Ч.С.1.1.52, ДГ.С.7.1.). Воздействие одной субстан­ции на другую складывается исключительно из ее ка­честв и зависит от доминирующих первоэлементов, образующих данную субстанцию. Мо­локо, обладающее качеством холодности, при употреблении сильно ох­лаждает тело, а красный перец, горя­чий, согревает его. Тридоша также обладают индивидуальными ка­чествами и знание качеств субстанций, принимаемых в пищу поз­воляет сознательно увеличивать или уменьшать ту или иную из доша. Так как воздействие - динамическая характеристика субстан­ции, в отличие от статической (качества), она обязательно связана с тем или иным видом движения.

Канада выделяет пять видов движения: увеличение (подъем), умень­шение (спуск), противопоставление, расширение и движение в целом. Принципы и вид движения многих субстанций можно уловить с помо­щью органов чувств, а движение остальных выво­дится по специальным формулам или принимается за аксиому. Можно смело утверждать, что неподвижных субстанций практиче­ски нет (конечно, стоит взять в расчет и первоначальное движение Эфира, давшее все разнообразие объектов в природе).

Чарака подходит к понятию воздействия несколько с другой по­зиции, определяя его как " прайатнади карма чештитам учйате " (Ч.С.1.1.49). Там, где проявляется причина, возникает усилие. Со­вокупность их есть Действие. Оно производит желание. Его испол­нение порождает повтор­ное действие, а все в совокупности и есть конечное действие. Результат получается только благодаря действию[18]. По­этому, чтобы добиться чего-либо, необходимо приложить момент силы, импульс, или другими словами, усилие. Можно привести следующий пример: если мы хо­тим сделать шаг, то есть совершить движение, нам не­обходимо приложить усилие для сгибания мышц ног, поясницы и т.д., кото­рое складывается из более мелких действий, в свою очередь явля­ю­щихся причиной мышечного сокращения, совместное движение которых (сокращение и расслабление) дает нам возможность со­вершать генераль­ное действие - перемещение тела, движение.

Сходство и Различие

 

Если мы говорим о возможности существования множества раз­нооб­разных субстанций или объектов, очевидно, что в чем-то они должны быть похожими. Субстанции должны иметь некоторые об­щие признаки, ведь они все субстанции, но они также должны от­личаться друг от друга, ведь они - различные субстанции. Когда мы находим одинаковые призна­ки у различных субстанций, мы назы­ваем их сходством, а когда видим их различие и находим множество отличительных признаков, то мы называ­ем их различием, таким об­разом, сходство и различие суть две противо­положных и несколько абстрактных категории, свойственных субстанци­ям.

Слово "Саманйа" образовано от прилагательного "Самана" - "одинако­вый, сходный". Оно проявляется как сходство некого мно­жества объек­тов, характеризующее их общность, а не индивидуаль­ность. Сходство объединяет объекты по общим признакам, форми­руя из них очень широ­кие классы. Отдельные деревья, города, люди обладают сходными качест­вами (в пределах своего класса, разуме­ется), что и есть Сходство.

Различие является полной противоположностью Сходства и проявля­ется как индивидуальные, принадлежащие только данному объекту черты и набор качеств. Различие помогает различать и дифференцировать схо­жие объекты и характеризует все отличи­тельные признаки данной субс­танции по сравнению с аналогичны­ми. Нет двух совершенно одинаковых людей, даже две автомаши­ны, сошедшие одна за другой с одного и того же конвейера, отли­чаются друг от друга. Это отличие и есть Различие.

Чарака пишет (Ч.С.1.1.45): "Сходство соединяет все различия и не­сходства объектов, являясь причиной их разнообразия. Напротив, Разли­чие способствует проявлению в подобных категориях объек­тов разнооб­разным выражениям намерений или действий, несмотря на сходство са­мих объектов".

Сходство соединяет, а Различие - разъединяет. Сходство создает классы подобных объектов, а Различие образует в этих классах ин­диви­дуальности. Во всех местах и во всех контекстах доминирую­щее качество называется Различием.

Особое положение концепция Сходство-Различие занимает в Аюрве­де, ведь они являются фундаментальными принципами диаг­ностики и ле­чения заболеваний в силу Закона о Сходстве и Разли­чиях. Чарака так го­ворит о нем: "Причина возрастания и увеличе­ния качеств, субстанций и действия всегда Сходство, а причина их убывания и уменьшения - Разли­чие. Оба являются причинами из­менения субстанций" (Ч.С.1.1.44). Именно это является одним из основных принципов лечения всех заболе­ваний, но об этом - позже.

Взаимодействие

 

Между двумя или несколькими субстанциями могут иметься два вида взаимоотношений и взаимодействий - соединенность и нераз­дельность.

Соединенность - это временные отношения между субстанция­ми, ко­торые могут в любое время прерваться, причем субстанции находятся







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.