Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







XXVI. КОНЦЕПЦИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АЮРВЕДИЧЕСКОЙ НАУКЕ





 

 

В аюрведической медицине ум считается одной из четырех составляющих оживления тела (ум, Прана, Теджас и Оджас), одной из опор треножника жизни (ум, дух и душа), одним из двух мест локализации болезней (ум и тело) и единственным (не парным и не множественным) в своем роде компонентом тела.

Древние мудрецы, авторы аюрведических текстов, давая определение ума, использовали три базовых термина – Манас, Читта и Саттва.

Манас, или собственно ум. Манас состоит из трех слагаемых – Мананы, Джнаны и Авабодханы.

Манана – способность живого существа к пониманию, сосредоточению, концентрации, медитации.

Джнана – способность живого существа к пониманию, познанию, знанию, обучаемости.

Авабодхана – способность живого существа к пониманию, восприятию, оценке, распознаванию, обучению, передаче информации.

Читта, или способность к эмоциональной жизни, чувствам, и, как следствие, к манипуляции умом. Состоит из двух слагаемых – Чинтаны и Смрити.

Чинтана – способность размышлять, сострадать, жалеть, переживать, чувствовать, строить планы на будущее, фантазировать, жить эмоциональной жизнью.

Смрити – память. Это способность живого существа к накоплению знаний, опыта и возможность восстанавливать в уме события и впечатления прошлого.

Саттва, или связующая составляющая между Манасом и Читой. Отвечает за скрепление воедино всех составляющих ума, за рассудительность, адекватность оценки реальности, остроту ума, праведность, религиозность; связывая ум и органы чувств с телом, дает способность к существованию в соответствующем физическом теле[75]. Может считаться одним из аспектов совести. Слово Саттва неоднократно использовалось Бхелой для обозначения думающих существ, не только имеющих тело, но и бесплотных – духов, ангелов и демонов. В целом, аюрведические мудрецы используют термин Саттва как синоним

- ума и высшей нервной деятельности

- индивидуальной конституции живого существа

- изменения в сознании, возникающие под тем или иным влиянием

- человека, животного, растение или духа

- сущности

- силы

- Природы.

Не смотря на явное функциональное различие, Чарака пишет, что эти три – Манас, Читта и Саттва – суть одно, а вышеперечисленные термины приобретают в Чарака Самхите (Ч.С.1.8.4) синонимичное значение. Как самую главную функцию ума Чарака выделяет Чинтану – способность мыслить.

 

 

Местоположение ума в теле человека

 

 

Не смотря на то, что древние мудрецы оставили множество текстов, объяс­няющих природу ума и разума человека, многие современные аюрведические врачи и философы не могут точно установить, в какой части тела локализуются ум и сознание человека и какой именно орган отвечает за психо-эмоциональ­ную сферу человека, ведя бессмысленные диспуты и высказывая собственное, порой совершенно спекулятивное, мнение, основанное не на классической аюрведической доктрине, а на современных концепциях.

Как уже говорилось выше, Бхела и Чарака немного по-разному описывают не только ум, но и его положение в теле человека, не смотря на совершенно единодушное утверждение о месте пребывания души - сердце. Чарака в разных местах Чарака Самхиты указывает на два различных места локализации ума. В одном месте он пишет, что ум вместе с органами чувств пронизывает все тело, а в другом характеризует как место его локализации Хридая - область сердца. Вагбхата и Сушрута также придерживаются мнения, что местом локализации разума, ума и души является сердце.

Описывая местоположение ума, Бхела пишет (Б.С.6.8.2-9.): «Ум (Манас) расположен между макушкой и небом, он больше, чем все органы чувств вместе взятые, и поэтому властвует над ними. Оставаясь в месте своей локализации, он воспринимает все объекты (чувств), такие, как вкус и т.д., ибо он связан со всеми органами чувств. Стабильность всех органов чувств – эффект спокойного ума. Он – причина всей интеллектуальной деятельности; в то время, как эмоции (чувства) и способность манипулировать умом (Читта) локализуется в сердце и являются причиной всей нервно-психической деятельности, отличной от деятельности ума. Тот, у кого эмоции оттачиваются и приобретают направленный характер (Сучитта), идет по дороге праведности, а если они начинают захлестывать и переливаются через край (Душчитта), человек идет по дороге греха. Ум изначален. Когда ум энергичен и поддерживается правильно направленными и контролируемыми эмоциями, возникает разум, или мышление (Буддхи), которое выбирает, что надлежит сделать, а что – нет. Разум стремиться к пониманию того, что хорошо, а что плохо, ибо от этого он наполняется (светом). То, что понято разумом, передается всему человеку, поэтому человек называется познающим (Буддха). Разум – Сверхдуша[76] (Параматма), находящаяся в теле человека. Это Он заставляет человека действовать в соответствии с содеянным (кармакараха). Итак, это места локализации и функции ума, эмоций и разума».

Так или иначе, сердце и мозг очень сильно связаны между собой. В Атхарваведе говорится (А.В.10.2.26.): «Творец накрепко связал сердце и голову человека и поставил Ваю как контролирующего над ними».

 

Доша ума

 

Описывая ум, Вагбхата пишет (А.Х.1.1.21), наибольшее воздействие на ум оказывают три гуны материальной природы и что Раджас и Тамас – доша ума, тогда как Саттва гуна – его равновесие.

С позиции философии Санкхья, ум соткан трех гун. Сушрута, подтверждая этот факт, пишет, что это объясняется тем, что гуны пронизывают все материальное творение. Чарака рассматривает три гуны как три базовых типа умственной деятельности, определяющих психическую индивидуальность человека[77] - Саттвика, Раджасика и Тамасика типы. Чакрапани пишет, что когда человек спокоен, его ум находится под влиянием гуны благости, когда возбужден – под влиянием гуны страсти, а когда в иллюзии – под влиянием гуны невежества.

В развитии силы ума преобладающее влиянии оказывает Саттва гуна, в развитии его бесконтрольности – Раджо гуна, а в его истощении – Тамо гуна. Переплетение гун порождает феномен «подвижности» ума – без специальных практик ум практически невозможно сконцентрировать на одном предмете или объекте восприятия. В Бхагавад Гите говорится (Б.Г.6.34.): «Ум беспокоен, неистов, упрям и очень силен, о Кришна, и подчинить его, я думаю, труднее, чем управлять ветром». Борьба гун определяет и психологическое поведение человека в тот или иной момент времени.

Мудрецы говорят, что пропорциональное соотношение гун, установившийся за жизнь человека, переходит в следующее воплощение.

 

Память

 

Согласно Чарака Самхите, память – способность ментального возвращения к непосредственно воспринятым в прошлом событиям, информации, переживаниям и т.д. В другом месте Чарака объясняет, что память – хранилище, содержащее весь жизненный опыт, и она является одним из признаков нахождения души в теле.

С точки зрения философии Вайшешика, память содержит все, ибо все является незабываемым, и строится из соединения самоотождествления, ума и впечатлений, в том числе и скрытых, неосознанных. Таким образом, память бывает истинной и ложной – память, рожденная снами, мечтами и иллюзиями – ложная. Если человек осознает и помнит истинную природу вещей, он избавится ото всех страданий.

У человека, подверженного влиянию Раджо и Тамо гун, память ухудшается. Соединение плохой памяти, низкого интеллекта и слабого духа порождает сильнейший дисбаланс, известный как Праджнапарадха[78] - одну из трех причин болезней, как умственных, так и физических.

Невозможность человека вспомнить свои прошлые воплощения проистекает от пагубного воздействия на тонкие тела человека агонии смерти, порожденной всплеском Агни. В момент смерти происходит вспышка телесного Агни, стирающая память человека со вторичных тонких тел – первичные тонкие тела, окружающие непосредственно душу живого существа, этому воздействию не подвергаются. Однако, в редких случаях душа успевает покинуть умирающее тело до этой вспышки – этим объясняется феномен памяти прошлых воплощений.

 

ЧАСТЬ 8







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.