Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Функции и организационная структура государственного управления





Функции государственного управления – это конкретные виды управляющих воздействий государства на свой объект. По существу это основные направления практической, повседневной деятельности государственных органов, направленных на осуществление общественных функций государства. Функции государственных органов всегда производны и состоят в том, чтобы исполнять общие задачи государства, определяемые высшими правительственными или политическими органами. Перед государством стоят объективные цели, которые озвучиваются политическими силами и исполняются государственными органами как собственные функции.

Функции государственного управления – это самостоятельные и относительно обособленные виды государственных действий. Функции первичны по отношению к организационным элементам, они отражаются в учредительных документах государственных органов (Уставы, Положения и т.д.). Окончательная реализация функции или утрата ее актуальности ведет к ликвидации или перепрофилированию соответствующего институционального образования.

Виды функций выделяют по самым разным основаниям:

А. По направленности и месту воздействия:

1. Внутренние, где управление осуществляется внутри самой управляющей системы.

2. Внешние – непосредственное воздействие государственных органов на общественные процессы, т.е. управляемые системы.

Б. По содержанию, характеру и объему воздействия:

1. Общие (внутренние и внешние) – организация, планирование, прогнозирование, регулирование, кадровое обеспечение, контроль, мотивация. Они присутствуют в любом управленческом взаимодействии государственных органов между собой и с управляемыми объектами.

2. Внешние специфические функции, т.е. воздействия в разных сферах государственного управления на внешние объекты – финансирование, налогообложение, регулирование труда и заработной платы, кредитование, государственный заказ (в экономической сфере); охрана прав и свобод граждан, борьба с преступностью, забота о здоровье людей, обеспечение среднего образования, защита от внешнего нападения (в социальной сфере) и т.д.

3. Внутренние специфические функции государственных органов – обеспечение законности государственного управления, подготовка государственных служащих, компьютеризация, информационное обеспечение государственного управления и др.

В. По предмету (сфере общественной жизни):

1. Функции государственного управления в политической сфере.

2. Функции государственного управления в экономической сфере.

3. Функции государственного управления в социальной сфере.

4. Функции государственного управления в духовной сфере.

Можно выделить также содержательные и формальные (процессуальные) стороны функций, отвечающие соответственно на вопросы: что делают органы государственного управления и в какой форме они это делают?



Вначале рассмотрим функции с позиций их содержания:

Правоприменительная функция. Это реальное претворение в жизнь Конституции РБ, законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан. Эта функция осуществляется посредством фактического исполнения государственных должностей государственной службы и принятия актов управления об исполнении законов, интерпретации решений Государственного Собрания РБ, а также посредством принятия дискреционных (усмотренческих) решений.

Правотворческая функция. Это разработка и принятие нормативных правовых актов. Государственная служба проявляет себя также в процессе подготовки законов в Государственном Собрании. “Нормотворческая функция” государственной службы выражается в законопроектной деятельности, а также в экспертной, аналитической, справочной работе государственных служащих в процессе подготовки законопроектов.

Правозащитная функция. Это обеспечение прав и свобод гражданина. Если прежде центр тяжести при выполнении государственных задач приходился на непосредственное выявление общественных потребностей, планирование производства и распределение общественного продукта, то теперь он переместился в сферу распорядительной деятельности, налогообложения, государственного контроля и надзора и т.д. В силу этого факта гражданин стал в большей степени зависеть от государственных органов. Они призваны обслуживать потребности и интересы граждан, повышать действенность правовой защиты личности, применять меры государственного принуждения в установленных законом случаях.

Регулирующая функция. Это разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества. Государственные органы проявляют себя при подготовке разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении. В этом смысле они выполняют важную регулятивную функцию.

Организационная функция. Это обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе. Государственная служба призвана обеспечивать координацию и упорядочение деятельности государственных органов, объединяя их в единый государственный аппарат легитимной государственной власти.

Процессуальные функции. С точки зрения конкретных форм (видов) деятельности к функциям государственной службы можно отнести:

Ø информационное обеспечение деятельности государственных органов, т.е. сбор, получение, обработку, анализ информации;

Ø прогнозирование и моделирование развития системы государственной службы, государственных органов, стандартов государственного управления;

Ø планирование – определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления;

Ø организация – формирование системы государственной службы на основе установленных принципов и подходов к этому процессу;

Ø распорядительство, т.е. оперативное регулирование государственно-служебных отношений;

Ø руководство – установление правил, нормативов, направлений деятельности и отдельных действий государственных органов;

Ø координация – согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственной службы;

Ø контроль – установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственных органов и ее структуры требуемому стандарту и уровню;

Ø регулирование – использование методов и способов управления в процессе организации системы государственной службы и ее функционирования;

Ø учет – фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов государственной службы.

Необходимо помнить, что функции государственного управления могут быть общими и специфическими. Первые характерны для государственных органов в целом, для всех их видов, специфические функции отражают особенности деятельности как конкретных государственных органов так и особых видов (например, военизированные и гражданские органы).

Все функции государственного управления реализуются в публично-правовой форме.

Задачи государственного управления – это установки, которые обеспечивают достижение ее целей. Более того, задачи сами зачастую становятся элементами целей, выступая в роли желаемых результатов. Задачи принимаются на определенный период, отражают специфику текущего момента, не носят учредительного характера по отношению к государственным органам и часто подчеркивают актуальные (в данный момент!) аспекты функций государственного управления.

В настоящее время основными задачами государственного управления РБ являются:

Ø охрана конституционного строя Республики Башкортостан, создание условий для развития гражданского общества, производства, обеспечение свободной жизнедеятельности личности, защита прав, свобод и законных интересов граждан;

Ø формирование общественно-политических и государственно-правовых условий для практического осуществления функций государственных органов;

Ø обеспечение эффективной работы государственных органов в соответствии с их компетенцией;

Ø совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих;

Ø обеспечение действия принципа гласности в деятельности государственных служащих и государственных органов, соблюдение законности, искоренение бюрократизма, протекционизма, коррупции и других негативных явлений в системе государственной службы;

Ø создание и поддержание в государственных органах благоприятных межличностных отношений, которые обеспечивали бы развитие положительных личных качеств работников, их способностей и эффективность управленческого труда;

Ø создание и обеспечение надлежащего функционирования системы подготовки и повышения квалификации государственных служащих;

Ø комплектование персонала государственных органов высококвалифицированными служащими, пригодными к государственной службе и способными выполнять свои должностные обязанности;

Ø создание социальных, информационных, материально-финансовых, правовых и иных условий, необходимых для деятельности государственных органов;

Ø определение эффективного порядка подбора кадров, продвижения по службе, проведения квалификационного экзамена, аттестаций, присвоения квалификационных разрядов, мер стимулирования и ответственности.

В свою очередь, каждый орган государственного управления имеет свои функции и задачи. Они обусловлены, как правило, спецификой целей самих государственных органов (например, республиканский орган исполнительной власти или администрация города).

Западная административная школа все основные задачи органов государственного управления группирует по четырем направлениям, исходя из процесса принятия решений.

1. Сбор информации.

2. Анализ и обработка информации. Иногда для этого могут даже создаваться специальные органы: комитет по расследованию, комиссия по изучению и т.д.

3. Подготовка решений. Принимать решения могут либо сами государственные органы, либо органы политической власти. Но готовит решения всегда администрация.

4. Исполнение и применение решений – важнейшая задача государственных органов, где они уже непосредственно работают с объектом управления, с общественными процессами.

Таким образом, управленческие функции государственных органов образуют сложную и многоуровневую функциональную структуру государственного управления. Функциональная структура предполагает создание соответствующей организационной структуры государственного управления, где каждый орган в рамках своих полномочий призван выполнять соответствующие функции государственного управления. Например, в борьбе с преступностью участвует и министерство внутренних дел, и министерство юстиции, и администрация города, и даже Государственная Дума.

Изменение функций ведет к соответствующему изменению системы государственных органов. Наличие обратной зависимости будет говорить о бюрократизации государственного управления в соответствии с законами Паркинсона. Организационное обеспечение функций государственного управления предполагает также финансовое, материальное, правовое, кадровое, информационное и другие виды обеспечения – то есть наделение соответствующей организации всеми необходимыми ресурсами.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.