Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Консультирование клиентов, подвергшихся насилию,





Переживающих притеснение и обиду

Стоит различать ситуации, связанные с насилием, притеснением и обидой и в зависимости от выявленной разницы выстраивать стратегию психосоциальной помощи человеку.

В случае реального насилия психолог-консультант помогает осуществить пошаговое продвижение через переживание чувств, связанных со сценой насилия, при этом используется рефрейминг и механизм обратного планирования, а также метод коррекции поведения жертвы в тех случаях, где она испытывает затруднения вследствие пережитой травмы.

В случае притеснения целесообразно использовать методы снятия посттравматического синдрома и укрепления чувства уверенности в себе.

В случае, когда клиент «отравлен обидой», сначала важно понять сам механизм накопления негативных чувств. Часто это состояние возникает потому, что человек не различает границ своего «Я» и «Я» другого человека. Другой воспринимается как продолжение собственного «Я», обязанное без слов понимать, чего от него хотят, и оправдывать ожидания. В гештальт-психологии такие ситуации определяются как слияние (конфлуэнция). Здесь уместно использование девятишаговой стратегии удовлетворения взаимных претензий (авторы: Л.В. Осипова и Е.С. Улитова). Используется методика «пустого стула» и метод «проигрывания ролей», позволяющие жертве высказать неудовлетворенные потребности и накопленные обиды от своего имени и от имени ее обидчиков, признать ценность каждого из участников ее ситуации, обнаружить их отличие от себя, восстановить границы собственной личности в окружающей социальной среде.

Судя по источникам научной информации, чаще всего играют роль жертвы женщины - это самая яркая традиционно исполняемая ими роль, включающаяся в содержание множества других традиционных ролей, но с разными вариациями на одну тему - принудительное самопожертвование. Самопожертвование усваивается российской женщиной с раннего детства, особенно когда девочка воспитывается в условиях неблагополучной семьи и вынуждена принимать участие в игровом сценарии родителей. Девочка может так прочно сжиться с этой ролью, что даже начинает получать удовольствие от совершаемого над нею насилия - это означает пристраститься к страданиям (К. Хорни, Н. Норвуд).

Психологи отмечают: если даже самый родной человек на этом свете - отец позволил себе ударить дочь, то такое обращение с нею со стороны других мужчин - закономерное продолжение ее отношений с мужчинами.

В целом социально-психологический смысл женского самопожертвования в свое время наиболее точно выразила психоаналитик К. Хорни: «То, что она играла роль жертвы, кроме всего прочего, должно было также быть бессознательной мольбой о помощи». И цель этой помощи заключается в том, чтобы, «освобождая личность от внутренних подавлений, сделать ее свободной для развития ее потенциальных возможностей».

 

Ресурсное состояние и способы его повышения

Когда человеку хотят помочь, ему стараются повысить ресурсное состояние, когда хотят помешать - стараются вывести из ресурсного состояния.

Цель помощи и самопомощи - создание ресурсного состояния.

Ресурсное состояние - наличие физических и душевных сил и энергии для решения актуальных жизненных задач и совладания с ТЖС.

Ресурсное состояниевключает:

- физическое РС (выспавшийся, отдохнувший, физически бодрый человек);

- психологическое РС - состояние уверенности, бодрого настроения, когда психолог ощущает жизненные силы и энергию, способность выполнить задачу.

Способы повышения ресурсного состояния:

1. Душевно согреть - душевными интонациями, теплыми словами, благодарностью.

2. Взбодрить - собственной бодростью, живыми интонациями, энергичными формулировками, верой в успех. При необходимости: «Что расселся?! Работать!». Взролым людям, помнящим, что такое долг, - напомнить о их высоком долге. Иногда - напугать, рассердить, использовать высокотонусные отрица-тельные эмоции.

3. Помочь выговориться, освободиться от страхов или других мешающих переживаний.

5. Повысить веру в себя: похвалы и комплименты. «Ты молодец», «Прекрасно выглядишь!», «У тебя все получится!»

6. Помочь освоить нужные умения: просто и понятно объяснить, поддержать в первых попытках, отметить успехи.

Вопрос 6. Консультирование учеников и их родителей

В системе образования

В настоящее время сложилось четыре основных направления, задающих специализацию в работе практического психолога в системе образования, хотя в той или иной степени ему приходится заниматься ими всеми: 1) психодиагностика; 2) психопрофилактика; 3) психологическая коррекция; 4) психологическое консультирование.

Психологическое консультирование состоит в выработке психолого-педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов психодиагностического обследования. Эти рекомендации должны предлагаться детям и взрослым в форме, понятной и доступной для практической реализации. Рекомендации и советы могут также вытекать из результатов беседы психолога с теми, кто нуждается в консультативной помощи.

К психологическому консультированию относится также работа с учителями и родителями, выполняемая в рамках психологического всеобуча и системы повышения квалификации.

Закон РФ гласит: ребёнком в России считается субъект, не достигший 18 лет. Как правило, в консультацию обращаются родители, т.е. взрослые люди. Бессмысленно консультировать детей 14-15 лет без участия родителей.

Основной принцип организационной работы с детьми: а) участие родителей в консультировании обязательно; б) отказ от консультирования родителей без предварительного обследования психологом их ребёнка.

Чтобы грамотно выстроить процесс консультирования детей с родителями, важно знать то, что составляет сущностную характеристику любого детского возраста.

Аспекты, составляющие сущностную характеристику любого детского возраста:

1) социальная ситуация развития ребёнка;

2) типичные для этого возраста виды деятельности и задачи возрастного развития (Чем занимается ребёнок?);

3) индивидуальные личностные особенности ребёнка.

Типы родительских запросов:

1. Плохо учится.

2. Плохие свойства и качества (боится опоздать в школу, агрессивный, медлительный и др.).

3. Что-то не то в общении с людьми (нет друзей, стесняется…).

4. Без жалоб на ребёнка, но с просьбой определить посильный уровень нагрузки на ребёнка.

Методы работы психолога с детьми и родителями:

1. Выслушать жалобу-запрос.

2. Выяснить, какие определённые поведенческие ситуации явились для них поводом прихода к психологу (можно попросить родителей сделать это письменно).

3. Использование принципа стереоскопичности, чтобы раскрыть суть ситуации перед всеми её участниками:

- Как ЭТО оценивает мама?

- Как ЭТО видит ребёнок?

- Как ЭТО видит психолог?

- Что они думают по поводу того, что видит каждый друг в друге?

4. Выдвижение и проверка гипотез. Задача консультанта - не констатация

факта, а совместное с родителями выдвижение гипотезы об истории развития свойства у ребёнка, а также совместный поиск способов его коррекции.

Пример: если мальчик стал часто врать, следует выяснить, насколько жёстким является стиль воспитания в семье. Ложь - способ защиты ребёнка от родителей.

5. Отстаивание интересов ребёнка. Именно этот принцип определяет способы работы ребёнка с родителями.

Способы работы с родительско-детскими отношениями:

Способ 1.

а) повышение социально-психологической компетентности родителей;

б) обучение родителей навыкам общения;

в) разрешение конфликтных ситуаций;

г) совершенствование стиля родительского поведения.

Способ 2. Работа с семьёй в целом (психотерапия).

Способ 3. Работа преимущественно с ребёнком.

Способ 4. Тренинг родительской эффективности.

Работа с детьми и родителями на этапе коррекции поведения ребёнка:

1) обсуждение результатов диагностики;

2) совместная разработка системы мер;

3) выделение и обсуждение задач родителей;

4) планирование встреч (если нужно).

Стоит напомнить родителям слова польского педагога Януша Корчака: «Все родители хотят, чтобы их дети были талантливы… Лучше бы пожелали им счастья».

Необходимо довести до сознания родителей ту истину, что ребёнок, обладающий, по их мнению, теми или иными недостатками, не перестаёт быть ребёнком и имеет те же потребности, что и его сверстники.

Родителям ребёнка младшего школьного возраста следует вручить психологическое заключение, написанное ясным, понятным языком.

Родители и сами могут записать какие-то выводы и рекомендации.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.