Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности Просвещения в Украине





 

Развитие, распространение идей Просвещения в Украине было обусловлено высоким уровнем духовной культуры. Уже в XVI - XVII вв. в Украине действовало много школ, издательств, других культурных центров. Так Павло Алеппский (архидьякон), побывав в Украине в 1654 году, отмечал, что в селах все дети учатся в школах, даже сироты, а людей, умеющих читать и писать много не только среди мужчин, но также и среди женщин[70]. Братства и братские школы стали центрами духовной культуры и фундаментом, на котором было основано высшее образование в Украине. Так путем слияния в 1632 году в Киевское братской школы и высшей Лавровской школы (при Киево-Печерской Лавре), организованной Петром Могилой в 11631 году образовался Киево-Могилянский коллегиум; при гетманстве Мазепы переименованный в академию. Киево-Могилянская академия стала первым высшим учебным заведением в Украине и центром духовной культуры. “Києво-Могилянська колегія”, що з 1700 р. Стала зватися Академією, до самого кінця XVIII ст. була школою загальноосвітньою, а не спеціальною; до неї вступала молодь всіх станів нашого громадянства, від шляхти й козацької старшини до посполитих включно. Крім українців і біларусів, сюди шли по науку й “московити” (великоруси), румини, болгари, серби, а почасті навіть греки й араби. Отже, ця школа була осередком освіти для всього православного світу, а за її зразком заводили в себе школи й інші православні народи, головним чином росіяни.

Так в Москві 1682 року було засноване Слов’яно-греко-латинську академію, а в XVIII ст. більш 20 семінарій в різних містах Московщини... Києво-Могилянська колегія... дала шерег наших учених та письменників, підтримувала наше культурне життя не відстаючи від західних наукових течій”[71].

Филиалы академий позже стали центрами просвещения в Виннице, Чернигове, Харькове, Переяславле и других городах.

Наука и образование - два главных оружия Просвещения в борьбе за преобразование общества стали на Украине также средствами сохранения и развития национальной культуры.

В академии наряду с славянским, латинским, греческим, польским языками, богословием, риторикой, пиитикой, арифметикой, геометрией, астрономией, музыкой преподавалась и философия. Курс философии был 2-3-х годичным. Философия постепенно сбрасывала с себя схоластические, средневековые одежды; преподаватели в обосновании мировоззренческих проблем обращались не только к вере, но и к научным истинам, здравому смыслу.

Один из первых профессоров академии был Иосиф Кононович-Горбацкий (год рождения неизвестен - умер в 1653 г.) - философ, просветитель, автор “Учебника по логике”, “Оратора Могилянского”; придерживаясь теории двух истин, разграничивая предметы богословия (учения о боге) и философии (учение о реальном мире), сближал предмет философии с предметами естественных наук в частности, физики. Признавая существование бога как единственного творца, философ не отрицал субстанционности материи и формы, реальности пространства и времени; обосновывал номинализм - вторичность универсалий по отношению к конкретным вещам; большое значение придавал разуму, знаниям человека как основе свободы и гуманизма, подчеркивал, что нет на земле ничего более великого, чем человек, и ничего более великого в человеке, чем разум.

Прогрессивные, гуманистические идеи отстаивал Иннокентий Гизель (ок. 1600-1683) - церковный деятель, просветитель, историк, философ; в Киево-Могилянской академии читал философию и психологию, будучи архимандритом Киево-Печерской лавры собрал самую богатую на Украине библиотеку; автор философских работ “Світ з богом людини”, “Полный курс философии”. Гизель стоял на деистических позициях, признавая бога как творца мира и в то же время рассматривая материю как основу вечного круговорота природы; был одним из первых, кто познакомил студентов с учением Н. Коперника. В этике и социологии пропагандировал идеи гражданского гуманизма, утверждал, что счастье человек может достичь лишь в активной жизнедеятельности; считал, что если правила морали и обычаи противоречат разуму, то человек должен слушаться разума.

Многие идеи, ставшие позже центральными в Украинском просвещении, высказал Данило Саввович Туптало (1651-1709). В его работах: “Рассуждение об образе Божием и подобии в человеке”, “Летописец” центральное место занимает этическая проблематика. В основе его этики идея человека как микрокосмоса (позже она будет основана у таких мыслителей, как Г. Сковорода, Н. Бердяев и других). Различая в человеке две натуры - телесную и духовную, приоритет отдавал духовной - “внутреннему свету человека, его самопознанию”; негативно относился к телесному, материальному, усматривая в нем основу богатства, праздности, греха, перенасыщенности плоти (отсюда - некоторые элементы аскетизма его этики).

Проблемы этики и логики были центральными в лекционных курсах Иосифа Кроковского (год рождения неизвестен - умер 1718 году). Критикуя интеллектуализм Фомы Аквинского, Кроковский утверждает в человеке приоритет воли над разумом; считая волю более благородной потенцией человека, началом любых его действий.

С Киево-Могилянской академией связана деятельность известного украинского и русского писателя, церковно-политического деятеля, философа Стефана Яворского (1658-1722). В академии читал курс философии, состоящий из трех частей: логики, физики и метафизики, в котором популяризовал идеи Античной философии, философии эпохи Возрождения и Нового времени. В основе миросозерцания Яворского - пантеизм - отождествление бога и природы. Давний философский спор о соотношении материи и формы Яворский решает в пользу материи. Активность материи связывает с присущим ей движением, выделяя четыре вида движения: возникновение и уничтожение, рост и уменьшение, изменение качества, пространственное перемещение. Яворским был разработан новаторский для того времени курс психологии; в теории познания он вслед за Локком подробно изучал особенности рефлексии как вида познания, выделял пять основных ее видов: внутреннее ощущения (фантазия), воображение, образ, оценка, память.

Постоянным оппонентом С. Яворского по многим проблемам был Феофан Прокопович (1677-1736) - церковный и политический деятель, украинский и русский писатель, ученый, философ, Ф. Прокопович был одним из самых образованных людей своего времени, его библиотека насчитывала около 30 тыс. томов, он учился в Киеве, Львове, Риме, побывал во многих странах Европы, где познакомился с идеями просвещения и реформаторства, верность которым сохранил до конца жизни. В 1705-1716 годах преподавал в Киево-Могилянской академии, затем по приглашению Петра I переехал в Москву, затем в Петербург и стал советником царя по вопросам образования и религии, много сделал для распространения образования, организации школ; выступал за реформирование науки, отделение ее от теологии, освобождение человеческого разума от предрассудков; считал необходимым сближение философии с точными науками, организовал чтение курсов математики и физики. В познании вслед за Декартом важнейшим считал принцип сомнения, учил не верить слепо никому. Применяя этот принцип к истории, предупредил против легковесного оперирования фактами, утверждал, что история должна быть отображена такой, какой бы она не была. Сущность человека Прокопович видел в социальном бытии, в активной жизнедеятельности; человек, по его мнению, должен быть подчинен государству; светская власть должна быть выше духовной (церковной). Одним из центральных положений учения Прокоповича о государстве была идея просвещенного монарха, “философа на троне”, который имеет достаточно власти, образования, чтобы планомерно претворить в жизнь идеалы просвещения.

Гуманистические идеи, пантеистическое мировоззрение пропагандировал украинский педагог, писатель, философ, профессор Киевской академии Михаил Козачинский (год рождения неизвестен - умер в 1755 году). Цель философии, утверждал Козачинский, в том, чтобы помочь человеку достичь счастья; счастье же состоит в овладении благости, которые делятся на природные (удовлетворение физических потребностей в еде, одежде, жилье, и т.п.) и культурные (приобретенные в общественной жизни, не вытекающие из природы человека). Без природных благ, утверждает философ, человек не может прожить, однако они не делают человека счастливым; нельзя быть счастливым от чувственных наслаждений, власти, почести, богатства, славы; к настоящему счастью человек двигается внутренними путями - через познание, любовь к людям и Богу.

С религиозно-идеалистических позиций написан курс философии известного украинского и белорусского богослова, философа, церковного политического деятеля Георгия Конисского (1717-1795), который был профессором и ректором Киево-Могилянской академии.

Таким образом, идеи Просвещения не только были восприняты в Украине, но и получили своеобразное развитие. В чем особенности Украинского Просвещения (по сравнению с Европейским)?

Во-первых, если в Западной Европе идеи Просвещения стимулировались восходящим буржуазным способом производства и развивались вместе с Реформацией и буржуазными революциями, то в Украине Просвещение распространялось в рамках феодального общества (с сильной церковной властью и монархической формой правления в государстве). Западноевропейские просветители боролись против религии и церкви, многие из них были материалистами и атеистами, хотя некоторые как мы знаем, считали религию необходимым условием бытия человека. В Украине же просветителями, пропагандистами гуманистических идей, организаторами системы образования были в основном церковные деятели; а философия, не до конца освободившаяся от средневековой схоластики имела идеалистический, деистический или пантеистический характер.

Во-вторых, в Просвещении, как широком и разнообразном идейном течении выделяются два направления:

научно-просветительское:

Этико-гуманистическое.

В западной Европе развивались оба эти направления; в Украине же - преимущественно этико-гуманистическое. Обращение к внутреннему миру человека (как его истинному бытию), к духовности, самосознанию личности, ориентации ее в мире духовных ценностей - вот главная задача воспитания, просвещение человека и философии как одного из средств просвещения. Особый, неиссякаемый интерес к нравственным проблемам, а также иррационализм - общие и главные черты отечественной философии (мы видели, как они проявлялись в философии Киевской Руси, в философии Просвещения, позже убедимся в их особенном проявлении в духовной культуре XIX и XX вв.)

Украинское просвещение, несмотря на отмеченные особенности, отличительные черты, по идейному содержанию ближе к западноевропейскому распространением идей гуманизма, утверждением идеала социально-активной, образованной личности, приоритетом духовных способов преобразования общества, преобразованием идей просвещенной монархии, стремлением к лучшему будущему, благу, счастью всех людей.

 

Для сравнения западноевропейского и отечественного просвещения проанализируйте фрагменты текстов:

 

Вариант 1.

(1). Григорий Сковорода

“Сіе-то есть быть щастливым - (узнать), найтить самаго себе. Лицемеры (говорится к нам), лицо небесное подлинно хорошо вы разбирать научились, а для чего не примечаете знаков, чтоб вам как по следу, добираться до имеющей ощасливить вас, истины? Все вы имеете, кроме что вас же самых найти не знаете и умеете, и не хащете. И пдолинно удивления достойно, что человек за 30 лет живет, а приметить не мог, что для него лучше всего и когда с ним наилучшее делается. Видно, что он редко бывает дома...”

Сковорода Г.С. Разговор пяти путников об истинном щастіи в жизни // Антология мировой философии. – К., 1991. – Т.1. – Ч.2. – С.234-236.

 

(2). Вольтер

“Неведом человек себе же самому

Кто я, куда иду, какой удел приму?

Рой жалких атомов над этой грудой праха,

У жребия в плену, на поводу у страха, -

Но зрячих атомов, чьи очи мысль зовет

Измерить пустоту безвестную высот;

Мы к бесконечному стремим свои желанья,

Не чая на земле вкусит самопознанья”.

Вольтер. Поэма о гибели Лиссабона // Вольтер. Поэмы. Философские повести. Памфлеты. – К.: Политиздат Украины, 1989. С.232.

 

Вариант 2.

(1) И. П. Пнин

“О человек! Что в мире зрю?

Снискавши мудрость сам собою

Через труды и опытность свою

Прошел препятствий ты пучину,

Улучшил ты свою судьбину,

Природной бедности помог,

Суровость превратил в доброту,

Вливал в сердца любовь, щедроту.

Ты на земле, что в небе бог!”

Пнин И. П. Человек // Русские просветители. Собр. Произв. В 2-х т. – М., 1966. – Т.1. – С.237.

 

(2) ГЕТЕ

“Мы побороть не в силах скуки серой,

Нам голод сердца большей частью чужд,

И мы считаем праздною химерой

Все, что превыше повседневных нужд.

Живейшие и лучшие мечты

В нас гибнут средь житейской суеты.

В лучах воображаемого блеска

Мы часто мыслью воспоряем вширь

И падаем от тяжести привеска,

От груза наших добровольных гирь.

Мы драпируем способами всеми

Свое безволье, трусость, слабость, лень.

Нам служит ширмой состраданья бремя,

И совесть, и любая дребедень.

 

Какой я бог! Я знаю облик свой.

Я червь слепой, я пасынок природы,

Который пыль глотает пред собой

И гибнет под стопою пешехода”.

Гете И. В. Фауст // Избр. произв. в 2-ч т. – М.: Правда, 1985. – Т.II. – С.148-149.

 

Вариант 3.

(1) А. Н. Радищев

“... О, человек, хотя ты есть существо сложное или однородное, мысленность твоя с телом разрушаться не определенна. Блаженство твое, совершенствование твое есть твоя цель. Одаренный разными качествами, употребляй их цели твоей соразмерно, но берегись, да не употребишь их во зло... Ты в себе заключаешь блаженство твое и злополучие. Шествуй во стезе, природно начертанной, и верь:... состояние твое будущее соразмерно будет твоему житию, ибо тот, кто сотворил тебя, тот существу твоему дал закон на исследование, коего устраниться или нарушить невозможно; зло тобою сделанное, будет зло для тебя. Ты будущее твое определяешь настоящим; и верь, скажу паки, верь, вечность не есть мечта”.

Радищев А. Н. О человеке, его смертности и бессмертии // Избр. философ. Соч. - М., 1949. - С.398.

 

(2) Вольтер

“Раскроем крылья в небесах пошире

И поглядим, что происходит в мире.

Увы, такой же ад и белый свет,

И здесь невинности покою нет.

Здесь добродетель топчут лицемеры;

Ум, вкус, искусство, славные дела

Умчались прочь, в заоблачные сферы;

Политика - труслива и подла -”

Над всем главенствует, все заменяет;

Исподтишка святоша направляет

Оружье дураков на мудреца;

И Выгода, чьей власти нет конца,

Чей слух не режет гром сраженья гулкий,

Разлегшись возле денежной шкатулки,

Сильнейшему слабейший подает.

О люди! Жалкий и виновный род!”

Вольтер. Орлеанская девственница // Вольтер. Поэмы. Философские повести. Памфлеты. - К.: Политиздат Украины, 1989. - С.76







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.