Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА





 

План

Немецкая классическая философия

Критическая философия И. Канта

Философия “Я” И. Г. Фихте

Эстетический пантеизм Ф. Шеллинга

Развитие диалектического метода в философии Гегеля

Антропологический материализм Л. Фейербаха

Философия марксизма

Основные особенности марксистской философии

Разработка идей марксизма в трудах Г.В. Плеханова и В.И. Ленина.

Марксизм в XX веке

 

Немецкая классическая философия

 

В европейской философии XIX века нельзя выделить единого, главного идейного течения; для нее характерны плюрализм мировоззренческих направлений, философских школ, интенсивность теоретических споров. Наряду с традиционным европейским рационализмом, во второй половине XIX века появляются иррационалистические учения в лице А. Шопенгауэра, Серена Кьеркегора, Фридриха Ницше (краткую характеристику их учения смотри в теме “Философия XX века”). В данном разделе мы охарактеризуем две школы, два идейных течения, которые во многом близки друг другу и в то же время противоположны, представляя собой две грани одного и того же процесса. В XIX веке в Европе буржуазный способ производства развивается уже на собственной основе, приобретая классические черты. Классические (завершенные) формы бытия порождают классическую философию – немецкая классика. Но в то же время, момент завершенности – это начало кризиса, когда явно проявляются основные противоречия. Одной из форм отражения кризиса европейской буржуазной культуры и явился марксизм.

Немецкую классическую философию можно назвать революцией в сфере духа, так как она дала толчок, подготовила методологическую базу для формирования новой релятивистской научной картины мира. Каждый из известных представителей этой школы создал свою неповторимую философскую систему, претендующую на определенную завершенность и энциклопедизм.

 

Критическая философия И. Канта

 

Иммануил Кант (1724-1804) - основоположник немецкой классической философии родился, большую часть жизни прожил и умер в г. Кенигсберге. Он был сыном скромного седельного мастера, окончил гимназию, местный университет, затем 9 лет работал домашним учителем в разных городах Восточной Пруссии. В 1755 году И. Кант в качестве приват-доцента начал читать лекции по метафизике и естественным наукам в Кенигсбергском университете. Не имея постоянного дохода, в 1765 году философ вынужден был согласиться на скромную должность помощника библиотекаря при кенигсбергском королевском замке. И только в возрасте 46 лет Кант становится профессором университета, позже он был деканом факультета и дважды ректором университета. И. Кант был образцом педантичности и пунктуальности. Строгий, до мелочей продуманный распорядок жизни его был направлен на то, чтобы укрепить слабое от рождения здоровье и направить все силы на научную деятельность.

В творчестве Канта выделяются два периода: “докритический ” (до 1770 года) и “ критический”. Для первого периода развития философии Канта характерно заимствование и эклектическое соединение идей Лейбница и Вольфа. Кант проявляет значительный интерес к вопросам космологии и космогонии, высказывая в этой области новаторские и диалектические идеи и гипотезы: идею о замедлении вращения земли вследствие морских приливов; космогоническую гипотезу образования Солнечной системы из диффузной газопылевой материи. В работе “Всеобщая естественная история и теория неба” Кант утверждает, что Солнечная система (как и другие космические системы) не существовала вечно и не была создана всевышним, а образовалась “естественным путем”. Рассеянные материальные частицы (холодное пылевое скопление) вследствие тяготения образовали огромное облако, внутри которого притяжение и отталкивание породили вихри и шарообразные сгустки, нагревающиеся от трения. Это были будущие Солнце и планеты.

В “критический период формируется своеобразная философская система Канта, основные идеи которой изложены в трех критиках: “Критика чистого разума” (1782), “Критика практического разума” (1788) и “критика способности суждения” (1790). Почему философию Канта называют критической? Кого и что критикует Кант? Главной задачей своей философии Кант считает критический анализ познавательных способностей субъекта. В начале своего философствования он ставит три вопроса:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеяться?

 

Эти три вопроса знания, нравственности и веры концентрируются в одном главном: Что такое человек и чем он может сам стать?

 

Кант поставил и глубоко разработал проблему активности субъекта в познании. Сознание человека не пассивно созерцает объект, а творит, конструирует его, сообщая познавательному предмету ту форму, в которой он может познаваться - форму всеобщего и необходимого знания. Отсюда следует вывод: образ вещи и сама вещь вне нашего сознания не одно и то же и могут существенно отличаться, поэтому, вещи как таковые остаются непознанными “вещами в себе”. На основании утверждения о субъективном характере образа Кант делает вывод о невозможности познания мира (агностицизм). Но как в таком случае возможно научное знание, обладающее признаками всеобщности и необходимости? Эту проблему Кант решает, обращаясь к априоризму (apriori - знание, предшествующее опыту и независимое от него). В сознании человека, по Канту есть априорные логические формы, с помощью которых возможно всеобщее (чистое) теоретическое знание. Такие формы Кант называет трансцендентальными[79].

Интеллектуальные способности субъекта развиваются на трех уровнях: чувственность, рассудок, разум. Всякое человеческое познание, - пишет Кант - начинается с созерцаний, переходит от них к понятиям и заканчивается идеями”[80]. Каждому уровню соответствуют свои априорные формы организации знания, свой раздел гносеологии и отрасль науки, преимущественно использующей эти формы (см. Схему 10).

 

 

Схема 10

Априорные формы познания по Канту

Познавательные способности субъекта Чувственность способность воспринимать чувствами, созерцать объект Рассудок способность ума к категориальному познанию Разум стремление мыслящего сознания к полноте научного синтеза, к идеалу познания; способность к образованию идей
Раздел гносеологии, изучающий вид познания Трансцендентальная эстетика (от эстезис - способность воспринимать чувствами) Трансцендентальная аналитика Трансцендентальная диалектика
Априорные формы, характерные для данного уровня познания Пространство и время - чистые формы созерцания, обуславливающие всеобщность и необходимость математического знания Категории В основе рассудка 12 основных категорий, организующий знание на этом уровне (см. Схему 11) Идеи В основе разума три главные идеи: Психологическая - идея души. Космологическая - идея мира. Теологическая - идея бога (см. Схему 12)
Отрасль знания, использующая данные априорные формы Математика В основе геометрии - пространственные представления; алгебры - временные ряды чисел и величин Теоретическое естествознание Философия

 

Схема 11

Система априорных категорий рассудка по Канту[81]

_Математические (однородные) Категории количества Единство Множество Всеобщая цельность Категории качества Реальность Отрицание Ограничение
__Динамические (разнородные) Категории отношения Субстанциональность и присущность (акцидентальность) Причинность Взаимодействие Категории модальности Возможность Существование Необходимость и случайность

 

На уровне разума возможен высший синтез знания и совпадения противоположностей. Противоречия познания Кант называет антиномиями [82]. В космологии (учение о мире) Кант выделяет четыре основных антиномии (см. схему 12).

 

Схема 12

Антиномии космологической идеи по Канту[83]

Математические антиномии Тезис Антитезис
1. Мир имеет начало (границу) во времени и пространстве Мир во времени и пространстве бесконечен
2. Все в мире состоит из простого Нет ничего простого, все сложно
Динамические антиномии 3. В мире существуют свободные причины Нет никакой свободы, все есть природа
4. В ряду причин мира есть некая необходимая сущность В этом ряду нет ничего необходимого; все в нем случайно

 

Используя антиномии разума, Кант высказывает гениальные диалектические идеи и догадки о противоречии как источнике развития не только познания, но и мира в целом.

В центре Кантовской философии стоит человек, его достоинство и его судьба. В “Критике практического разума” Кант излагает оригинальную этическую теорию. Исходным принципом этики Канта является принцип гуманизма, утверждающий, что всякая личность - самоцель и не в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. Основной закон этики - категорический императив (формальное внутреннее повеление, обязательное для каждого индивида): “... поступай согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом” [84]. Поступок человека, по Канту, является моральным, если он совершен единственно из уважения к нравственному закону. В случае конфликта между человеческими страстями и нравственным законом Кант требует безусловного подчинения нравственному долгу.

 

Философия И. Г. ФИХТЕ

 

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) - второй, после Канта, представитель классического немецкого идеализма, буржуазный демократ, страстный патриот и гуманист, субъективный идеалист волюнтаристско-этического толка, смелый новатор, сознательно взявшейся за построение теории диалектики в современном нам понимании этого термина.

Фихте родился в бедной крестьянской семье, и лишь незаурядные его способности и случайные обстоятельства (поддержка титулованного мецената) дали ему возможность получить образование в университетах Иены и Лейпцига. Далее Фихте занимался преподаванием (был профессором Йенского и Берлинского университетов, ректором Берлинского университета), философским творчеством, всю жизнь был в гуще общественно-политических событий. Это был философ-пророк, проповедник и воспитатель. Современники отмечали его бескомпромиссность, честность, прямолинейность, большую силу воли и трудолюбие.

Своим философским учителем Фихте считал Канта. В духе Кантовской философии написано его первое сочинение “Опыт критики всякого откровения”, опубликованное в 1791 году анонимно и сделавшее Фихте известным философом. Другие работы: “Наукоучение”, “О назначении человека”, “Замкнутое торговое государство”, “Ясное как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. Политика принудить читателей к пониманию”.

Философию Фихте считал фундаментом всего научного знания “Наукоучением”, наукой наук и источником человеческого могущества, т.к. она изучает общие методы и формы познания, занимается обоснованием всякого знания вообще.

Центральная проблема философии Фихте - свобода. Он утверждал, что принцип нашей жизни есть “абсолютная свобода воли”. Развивая Кантовские идеи об активности субъекта в познании, желая освободить субъекта от любой внешней определенности, Фихте начинает свою философию с самосознания личности, с “Я”. В акте самосознания человек рождает свой дух, свою свободу, творит не только себя, но и мир вокруг себя. Вместе с самосознанием (“Я есмь ”, “Я сам делаю себя”) полагается и его противоположность - “не- Я” (“Отчуждение Я”), а также их синтез в абсолютном субъекте. “Пульсация”, совпадение и распадение этих противоположностей – основа бытия по Фихте, а также метод его познания. Таким образом, Фихте раскрыл внутреннюю структуру одного из главных законов диалектики – закона единства и борьбы противоположностей, предприняв попытку объединить внутри активного, свободного, творческого субъекта бытие и сознание, практическое и теоретическое, природу и человека, общество и личность. Развитие общества, например, Фихте, представляет как процесс отчуждения Я в сферу культуры и в то же время стремление вновь слиться, прийти к тождеству с собой. Однако полное достижение этого идеала невозможно, т.к. это было бы прекращением всякой деятельности; поэтому человеческая история – бесконечное приближение к идеалу. Фихте рассматривает нации как коллективные личности, каждая из которых имеет свое особое предназначение. Эта идея была одной из основных в европейском романтизме и получила развитие у Ф. Шеллинга.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.