Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел II. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ





Раздел II. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

Тема: ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ФИЛОСОФИИ

 

План

Что есть бытие? Основные сферы и противоречия бытия

Особенности и формы существования объективной сферы бытия

Движение, пространство, время

 

Онтология (от греч. ontos-сущее и logos-слово, понятие, учение) - о бытии как таковом: раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия.

 

I. Что есть бытие? Основные сферы и противоречия бытия

 

"Бытие" - предельно общее понятие философии науки. Человек в познании своем, двигаясь от явления к сущности, от менее общего к более общему, формулирует понятия, включающие в свой объем все явления окружающей действительности - это понятия: "Космос", "Мир", "Мироздание", "Реальность", "Бытие".

Бытие - это все то, что существует, то, что объединяет все существующее.

Бытие есть нечто реально сущее.

Эти абстрактные определения конкретизируются в изучении отдельных сфер бытия и их соотношения (См. схему 16).

В философии с древних времен осознаны и выделены две противоположные сущности мира- материальная (объективная реальность) и духовная (дух, сознание, субъективная реальность). Человек - существо, объединяющее в себе эти две основные сферы бытия; поэтому очевидно, человек мыслит себя в центре мира.

"Я Человек, - я посредине мира.

За мною мириады инфузорий,

Передо мною мириады звезд.

Я между ними лег во весь свой рост -

Два берега связующее море,

Два космоса соединивший мост".

А.Тарковский

Схема 16

ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ БЫТИЯ

 
 

 

 

 
 

 


В сфере объективной реальности (материи) известны две основных формы бытия:

I. Природа ("Натура" или "Первая природа") включающая физический мир (неживая природа) и биологический мир (Живая природа).

II. Вторая природа или цивилизация - совокупность материальных ценностей, созданных и накопленных человечеством, а также способы создания этих ценностей (например, орудия труда).

Субъективная реальность или сфера духа также может существовать в разных ипостасях:

1. Мировой дух (Бог, "абсолютная идея", "мировой разум") - объективное духовное первоначало бытия (его существование признается в объективном идеализме).

2. Сознание (индивидуальное) - способность человека отражать мир в идеальных образах

3. Общественное сознание (духовная культура) - совокупность духовных ценностей и способы их создания, сохранения и передачи.

Эта схема (как и любая другая) огрубляет действительность, поэтому сделаем некоторые оговорки. Во-первых, нельзя рисовать окружность, ограничивая бытие, т.к. за пределами бытия ничего нет. Во-вторых, здесь только обозначены основные сферы бытия; их конкретное соотношение, сочетание по разному трактуется в различных философских системах.

Вопрос на самостоятельное обдумывание:

попытайтесь нарисовать соответствующие схемы с позиции материализма, объективного идеализма, субъективного идеализма, монизма, дуализма, плюрализма.

Основные противоречия бытия. Бытие как все всеобъемлющее первоначало заключает в себе все противоположности мира. Кратко охарактеризуем некоторые из них.

1. Противоречие материального и духовного. Бытие - это единство материальной и духовной сущности, объективной и субъективной реальности.

2. Противоречие сущности и существования. Бытие - это единство сущности мира и его существования. В некоторых философских школах под бытием понимается только сущность мира. Элеаты (античная философия), например, бытие определяют как вечно, неизменное, неделимое основание мира; подвижный же, текучий мир чувственно воспринимаемых явлений - это не бытие. Для обозначения общего основания бытия в философии есть специальная категория - "субстанция" (лат. substantia - сущность, нечто лежащее в основе) - предельное основание всех многообразных явлений мира. Исходя из принципа единства бытия, большинство философов полагают, что в основе мира - одна субстанция (материальная или духовная) - монизм; философская трактовка мира, исходящая из двух субстанций называется дуализм;... из множества субстанций - плюрализм.

3. Противоречие единого и многообразного. Бытие едино и в тоже время представляет собой бесконечное многообразие индивидуальных объектов. Это противоречие в философии и науке интерпретировалось в следующих проблемах:

а) общее, единое существует само по себе, либо в единичных вещах, либо только в человеческом мышлении как понятие (спор между реалистами и номиналистами);

б) проблема непрерывности и дискретности мира (в естествознании - концепции близкодействия и дальнодействия) - либо мир - это совокупность отдельных объектов, "зерен" бытия (атомизм, корпускулярная теория света, время как сумма промежутков, движение как сумма отрезков пути), либо мир - это непрерывное единство одной и той же субстанции, обусловленное единством и непрерывностью общих связей.

4. Противоречие устойчивости и изменчивости. Бытие всегда одно и то же и в то же время постоянно изменяется, развивается. Попытки изучать движение как абсолютную изменчивость, либо как механическую сумму устойчивых моментов приводили ученых и философов к парадоксам.

Античный мыслитель Зенон, например, утверждает, что Ахилл (известный в Элладе атлет) никогда не догонит черепаху, так как пока он идет отрезок пути до той точки, где она находилась, черепаха пройдет еще отрезок пути и так до бесконечности (См.: Апории Зенона: "Стрела", "Ахилл", "Дихотомия", "Стадий").

5. Противоречие закономерности и случайности, порядка и хаоса. Бытие, мир представляет собой строго установленный порядок, подчиненный общим закономерностям, либо мир - это совокупность относительно обособленных, самостоятельных, случайных, разновероятных событий и явлений. Мироздание - это строгая иерархия форм, в которой высшие основаны и развиваются на базе низших (идея линейной эволюции), либо мир имеет гетерогенную структуру и множество направлений в своем развитии. Здесь лишь поставлены, обозначены некоторые основные противоречия бытия. Они имеют различное концептуальное обоснование в истории философии и науки. Диалектическая трактовка основных противоречий бытия изложена в теме "Диалектика".

Задание 1

Все вещи мира преходящи, со временем они уничтожаются, разрушаются. Почему же мир как совокупность данных вещей продолжает вечно существовать?

 

 

Задание 2

Что такое бытие? Можно ли включить в понятие "бытие" - бога? Почему на протяжении многих столетий идет борьба мировоззрений по вопросу бытия или небытия бога?

 

Задание 3

Сравните понятия "ничто" и "нечто". Какой смысл вкладывается в понятие "небытие"?

 

Задание 4

Сравните понятие "субстанция" и "субстрат". В основе бытия одна, две или множество субстанций. Приведите аргументацию, доказывающую одну из точек зрения.

 

Задание 5

Проанализируйте мнение А.Швейцера, утверждающего, что нет никакого понятия бытия, а есть только бесконечное бытие в бесконечных проявлениях. Какое из основных противоречий бытия здесь отражено?

Задание 6

Какие онтологические философские принципы следуют из формулы Е=m·c2?

 

Задание 7

Если представить "колесо бытия" следующее цепочкой: Бытие ® Рождение ® Существование ® Смерть ® Бытие..., то можно ли сказать, что бытие - это жизнь после смерти, а жизнь до смерти - это существование?

 

Задание 8

По какому поводу Ф.Энгельс употребляет следующую фразу: "От того, что сапожную щетку мы зачислим в единую категорию с млекопитающими, - от этого у нее еще не вырастут молочные железы."? (Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Отдел Первый., гл. IV).

 

Задание 9

"Быть может, эти электроны -

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков!

Еще, быть может, каждый атом -

Вселенная, где сто планет;

Там все, что есть, в объеме сжатом,

Но также то, чего здесь нет

Их меры малы, но все та же

Их бесконечность как и здесь;

Там скорбь и страсть, как здесь, и даже

Там та же мировая спесь".

Валерий Брюсов

Какой из философских принципов здесь поэтически выражен?

 

Задание 10

Что имел ввиду Николай Кузанский, говоря, что в действительности - так как бы есть все, он - также и ничто?

 

Задание 11

Как вы понимаете высказывание Гераклита. “В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем?”

 

Задание 12

Можно ли заменить понятие "материя"? Аргументируйте свой ответ. Дайте соответствующие определения.

 

Задание 13

Проанализируйте следующее определение материи: "В начале рассуждения о материи надо поместить определение ей: "Материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части".

Ломоносов С.В. Избр. филос. произв. - М.: 1950. - С.92.

Задание 14

Выразите Ваше отношение к следующему утверждению русского физика Н.А. Умова. На 2-м Менделеевском съезде в 1911 году он сказал: "Последнее развитие физики есть процесс против материи, окончившийся ее изгнанием... Не пора ли изгнать и материю? Материя исчезла, ее разновидности заменены системами родственных друг другу электрических индивидов, и перед нами рисуется вместо привычного материального глубоко отличный от него мир электромагнитный".

Умов Н.А. Соч. - Пг.: 1917. - Т.3. - С. 403-404.

 

Задание 15

Дайте анализ ленинского определения материи. Почему В.И.Ленин говорит о своем определении:"...говорить о том, что такое понятие может "устареть", есть младенческий лепет..." Как Ленин доказывает, что нельзя дать иного определения материи?

См.: Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. - Гл. II, §4; Гл. III, §I.

 

Задание 16

Правильно ли с философской точки зрения выражение "аннигиляция материи"? Какой смысл вкладывает в него физика? Какая ступень философского развития нашла отражение в этом выражении?

 

Задание 17

Проанализируйте следующее определение материи: "...Материя есть возбужденное состояние динамической геометрии... Геометрия предопределяет законы движения материи..."

Уилер Дж.А. Предвидение Эйнштейна. – М.: 1970. – С.15,18.

Задание 18

Из положения о том, что покой есть частный случай движения, а движение абсолютно, некоторые делают вывод об абсолютности покоя. Покажите несостоятельность данного умозаключения.

 

Задание 19

Проанализируйте следующую точку зрения: "Нет оснований предполагать, что живая материя управляется другими законами, чем неживая материя, и имеются серьезные основания думать, что все в поведении живой материи может теоретически быть объяснено в терминах физики и химии".

Б.Рассел. Человеческое сознание. – М.,1957. – С.71.

 

Задание 20

Проанализируйте следующий аргумент Платона: Всякое тело, движимое извне, неодушевленно. Всякое тело, движущееся само по себе, должно иметь внутренний принцип движения (=душа), который не зависит от внешних сил. Чтобы привести в движение материальное тело, требуется приложение силы, человек же, движется сам по себе, по велению разума.

 

Задание 21

Оцените точку зрения немецкого естествоиспытателя Э.Геккеля, который писал: "Согласно материалистическому мировоззрению, материя, или вещество, существует раньше, чем движение, или живая сила; вещество создало силу !"

Цит. по: К.Маркс, Ф.Энгельс. - Соч.Т.20. - С.523.

 

Задание 22

Проанализируйте следующий отрывок художественного текста:"По сравнению со скоростью мышления скорость света - ничто; мысль, то уходя в прошлое, может двигаться в обратном направлении во времени и в пространстве, быстрее всего..."

Ч.Айтматов. Плаха // Новый мир. - 1986. - №6. - С. 44.

 

Задание 23

Существует точка зрения, что при исчезновении всех материальных объектов исчезают пространство и время... Как можно опровергнуть или доказать эту точку зрения?

 

Задание 24

Согласны ли Вы со следующим рассуждением Гегеля: "Время не есть как бы ящик, в котором все помещено, как в потоке, увлекающем с собой в своем течении и поглощающем все, попадающего в него. Время есть лишь абстракция поглощения. Так как вещи конечны, то они находятся во времени, но вещи исчезают не потому, что они находятся во времени, а сами вещи представляют собою временное; их объективным определением является то, что они таковы. Процесс самих действительных вещей составляет, следовательно, время, и если время называет самым могущественным, то оно также и самое бессильное"...

Гегель. Соч. Т.2. – М.-Л.:, 1934. – С.50.

 

Задание 25

"Девочка, протанцевавшая на Новогоднем балу до утра, не сможет ответить, каково было ее ощущение времени на балу - долгим или, наоборот, коротким. И шлиссельбуржец, отбывший 25 лет заключения, скажет: "Мне кажется, что я провел в крепости вечность, но одновременно мне кажется, что я провел в крепости короткие недели...", в сумрачном однообразии смены месяцев и годов время сжалось, сморщилось... Так возникло одновременно ощущение краткости и бесконечности"

Гроссман В. Жизнь и судьба // Октябрь. – 1988. - №I. – С.20.

Какие философские идеи отражены в этом фрагменте художественного текста?

 

Задание 26

В связи с чем В.И.Ленин употребляет следующую фразу: "Поэтому напрасно многие теологи, испытывающие затруднения насчет того, куда им поместить ад, а также спириты пожелали извлечь для себя пользу из четвертого измерения".

См.: Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. - Гл.III, §5 // Полн. собр. соч. - Т.18.

Как соотносятся n-мерные пространства с реальным трехмерным?

 

Задание 27

Какая концепция пространства - времени здесь отражена? "Время и пространство - вот пределы человеческой жизни, какова она ныне. Но, прежде всего, кто может мне запретить вырваться из удручающих объятий времени? Откуда почерпнул я саму идею времени? Из памяти о прошедших событиях. Но что же такое эта самая память? Не что иное, как действие воли... Все времена мы создаем себе сами, в этом нет сомнения! Бог времени не создал. Он дозволил создать его человеку".

Чаадаев П.Я. Философские письма. – М.: Правда, 1989. – С.561.

 

Задание 28

"Если, в конце концов, пространство, не заполненное телами (как это представляют себе), не совсем пусто, то я спрашиваю тогда: чем оно заполнено? Может быть, существуют протяженные духи или нематериальные субстанции,... которые там бродят и проникают друг в друга, не мешая друг другу, словно тени двух тел на поверхности стены?".

Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х томах. – М.: Мысль, 1982. – Т.1. – С.481.

Как бы Вы ответили на вопросы, поставленные Лейбницем?

 

Задание 29

Как определяют пространство и время А.Пуанкаре, К.Пирсон? Сравните их с определениями, данными современной науки

См.: Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Гл.III. – С.205.

 

Задание 30

Дайте философскую интерпретацию следующего отрывка художественного текста: "Но пространство, измеренное металлическими стержнями и линейками; время, отмеренное совершеннейшими часами, вдруг стали искривляться, растягиваться и сплющиваться. Их незыблемость оказалось не фундаментом науки, а решетками и стенами ее тюрьмы. Пришла пора страшного суда, тысячелетние истины были объявлены заблуждениями. В старинных предрассудках, ошибках, неточностях, словно в коконах, столетиями спала истина".

Гроссман В. Жизнь и судьба // Октябрь. – 1988. – №1. – С.37.

О каком периоде и о какой ситуации в науке идет речь?


И МЕТОД ПОЗНАНИЯ

 

План

Система диалектики.

 

Задание 1

"...Отсюда начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии..." О каких событиях, и о каком этапе развития науки говорит Ф.Энгельс?

Задание 2

"Первая брешь в этом окаменелом воззрении на природу была пробита не естествоиспытателем, а философом". О ком пишет Энгельс и почему?

Задание 3

"...Но что особенно характеризует рассматриваемый период, так это - выработка своеобразного общего мировоззрения, центром которого является представление об абсолютной неизменяемости природы". О какой концепции развития идет речь?

Задание 4

О каком историческом периоде и историческом факте пишет Ф.Энгельс: "Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости и как бы повторило лютеровское сожжение папской буллы, было..."?

Задание 5

Как Ф.Энгельс объясняет следующий вывод: "Насколько высоко - естествознание первой половины XVIII века поднялось над греческой древностью по объему своих познаний и даже по систематизации материала настолько же оно уступало ей в смысле идейного овладения этим материалом, в смысле общего воззрения на природу".

Задание 6

"...У нас есть уверенность в том,... что... с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на Земле своей высший цвет - мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время."

На чем основана эта уверенность?

Система диалектики

 

Основные элементы теории диалектики (принципы, законы, категории) организуются в целостную систему по разным принципам и критериям. В системе Гегеля организующим принципом является триада (тезис антитезис синтез); у Маркса ведущим выступает принцип восхождения от абстрактного к теоретически-конкретному. Мы попытаемся объединить основные элементы диалектики вокруг центрального звена: принципа противоречия или закона единства и борьбы противоположностей. Этот закон можно с полным правом поместить в центре системы, так как всякое развитие есть возникновение противоречий, их разрешение и в то же время возникновение новых противоречий; к тому же содержание этого закона отвечает на важнейший мировоззренческий вопрос об источнике развития. "Вкратце диалектику можно определить, - писал В.И.Ленин, - как учение о единстве противоположностей. Этим будет схвачено ядро диалектики"[9].

Все основные законы и категории диалектики можно представить как универсальные противоречия (См.: Схему 18).

Схема 18

СИСТЕМА ДИАЛЕКТИКИ

 
 

Здесь я Вам советую систему диалектики представить иным образом. В виде следующей таблицы в своей тетради, которую Вы сможете заполнить, изучая характеристику каждого из элементов системы диалектики. Придется для этого еще раз обратиться к предыдущему параграфу: «Принципы диалектического метода».

Принципы диалектики      
Основные законы диалектики      
Категории диалектики            
             

 

I. Закон единства и борьбы противоположностей или закон противоречия,согласно которому любое развитие осуществляется в силу внутренних противоречий объекта. Противоположности в структуре противоречия в одно и тоже время и взаимоотталкивают, взаимоисключают друг друга, и дополняют, взаимопроникают друг в друга, не могут существовать одна без другой (например, северный и южный полюс в магните, мужской и женский организм в животном мире). Такая специфическая связь сторон, тенденций в объекте обусловливает его "пульсацию", не дает ему стоять на месте, заставляет изменяться, двигаться.

Из истории философии нам известно, что древнегреческий философ Гераклит первым сформулировал в общем виде закон противоречия, утверждая, что всеобщая изменчивость вещей, непрерывная смена явлений обусловлены борьбой противоположных сил. В самих вещах, по мнению Гераклита, коренятся дружба и вражда. В эпоху Возрождения Николай Кузанский выдвинул идею совпадения противоположностей в процессе бесконечного развития. "Противоречие движет миром", - утверждал великий диалектик Гегель. Закон противоречия у него - это закон развития разума, а в абсолютной идее все противоречия растворяются (т.к. идея приходит к состоянию тождества с самой собой) и таким образом заканчивается развитие. В современном материализме закон противоречия рассматривается как закон объективного мира.

Закон противоречия имеет всеобщий характер т.к. его действие можно заметить во всех сферах бытия:

Неживая природа

ü - положительный - отрицательный заряд

ü - черное - белое

ü - север - юг

ü - притяжение - отталкивание

Живая природа

ü - ассимиляция - диссимиляция

ü - наследственность - изменчивость

ü - хищники - травоядные

Человек

ü - душа - тело

ü - рациональное (разум) - иррациональное (эмоции)

ü - природное - социальное

ü - смерть – бессмертие

Общество

ü – материальная культура – духовная культура

ü - индивидуализм - коллективизм

ü - производство - потребление

ü - добро - зло

ü - прекрасное - безобразное

Познание

ü - истина - заблуждение

ü - анализ - синтез

ü - объективное - субъективное

ü - чувственное - рациональное

ü - абстрактное - конкретное.

 

Более строгим доказательством всеобщности закона противоречия является философское доказательство, приводящее в качестве аргумента универсальные противоречивые связи, существующие в любом объекте. Действительно, трудно себе представить какое-либо явление или процесс, в котором отсутствовали бы такие противоположности, как общее и единичное, сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность.

 

II. Противоречие качества и количества. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений - это закон, согласно которому существенные качественные изменения объекта происходят тогда, когда количественные изменения перерастают рамки меры; в развитии происходит качественный скачок - появление новогокачества. Определим основные категории в формулировке этого закона.

Качество - тождественная с бытием определенность вещи, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество. Не следует путать понятия "качество" и "свойство" (например, качество стола - это стол - предмет мебели, предназначенный для определенной деятельности, а свойства: высокий, низкий, деревянный, пластмассовый, белый, коричневый и т.п.).

Количество - внешняя определенность объекта относительно безразличная к его конкретному содержанию и качественной природе (например, когда мы говорим два, то в эту характеристику можем вложить любое содержание: два камня, два мира, два человека и т.п.).

Мера - границы, рамки, в которых могут изменяться количественные характеристики объекта без изменения качества. Границы меры в большинстве случаев подвижны и индивидуальны (например, определенная доза лекарства - для одного - целебна, для другого – яд); поэтому традиционно знание меры считается высокой мудростью. На вопрос:"Какое качество я предпочитаю в людях и стараюсь взрастить в себе?" - я бы ответила:"Знание меры".

Скачок - нарушение меры, появление нового качества. Скачок необязательно происходит моментально, быстро, например процесс антропосоциогенеза (появление человека) шел от 3 до 5 млн. лет (по разным данным).

 

Для примера взаимосвязи количества и качества приведем следующее замечание Наполеона: "Сравнивая французскую армию с мамлюками, он отмечал, что мамлюки лучшие воины и превосходят французов в боевом искусстве и верховой езде, но уступают в дисциплине и поэтому: два мамлюка безусловно превосходят трех французов; сто мамлюков были равны по силе 100 французам; 300 французов одерживали верх над 300 мамлюками, а 1000 французов побивали 1500 мамлюков".

 

III. Противоречие преемственности (традиций) и новаторства в развитии.Закон отрицания отрицания - это закон прогрессивного развития, согласно которому в процессе отрицания старого качества новым сохраняется (в потенциальном виде) все положительное и проявляется во втором отрицании.Отрицание - это не просто появление нового качества, но переход объекта в свою противоположность. В диалектике отрицания (как элемент развития) трактуется не как уничтожение объекта, а как появление нового с сохранением (в снятом виде) существующих традиций. Благодаря преемственности на уровне второго отрицания происходит возврат якобы к старому, но уже на новом этапе.

Примеры:

(1)

1-е отрицание пшеничное зерно  
  стебель
2-е отрицание колос (новые зерна)

 

(2)

 

1-е отрицание Детство (безответственность, нетрудоспособный возраст)  
  Зрелость
2-е отрицание Старость (нетрудоспособный возраст)

 

(3)

1-е отрицание   (первичное общество) первичная формация – общинная собственность  
  Вторичная формация – частная собственность
2-е отрицание Третичная формация – общественная (в будущем) собственность

 

Задание 1

Покажите взаимосвязь основных принципов диалектики. Что, значит, быть диалектиком?

Задание 2

Приведите философские и естественно-научные доказательства всеобщности закона единства и борьбы противоположностей.

 

Задание 3

- Движенья нет – сказал мудрец брадатый.

- Другой смолчал – и стал пред ним ходить,

- Сильнее бы не мог он возразить.

- Хвалили все ответ замысловатый.

- Но, господа, забавный случай сей

- Другой пример на память мне приводит:

- Ведь каждый день над нами Солнце ходит,

- Однако ж прав упрямый Галилей

А. С. Пушкин

Какие диалектические противоречия отражены в данном фрагменте художественного текста?

 

Задание 4

О каких противоречиях идет речь в следующем стихотворении

Чем погибает безвозвратней

Мой дух, прикованный к страстям,

Тем мысль смелей и необъятней

Стремится к вечным небесам

Тем пальма, корни отрастая,

Чем глубже ранит землю в грудь,

Тем выше ветви простирая,

Яснее видит звездный путь.

Фридрих Ницше Из дневника

 

Задание 5

Какой философской категорией можно выразить высказывание немецкого врача средних веков Парацельса: "Все есть яд, и все есть лекарство, тем или другим делает лишь доза".

 

Задание 6

Определите, к какому философскому направлению принадлежат авторы следующих высказываний:

а). "Если мы хорошо обдумаем, то увидим, что уничтожение есть не что иное, как возникновение; любовь есть ненависть, ненависть есть любовь."

б). "Противоречие представляет собой такую категорию, которая может относиться только к комбинациям мыслей, но никак ни к действительности. В вещах нет никаких противоречий, или, иными словами, противоречие, полагаемое реальным, само является верхом бессмыслицы".

в). "Жизнь идет вперед противоречиями, и живые противоречия во много раз богаче, разностороннее, содержательнее, чем ум у человека спервоначалу кажется".

 

Задание 7

Произойдет ли качественное изменение, если дробить вещество?

В каких случаях мы можем сказать, что произошел качественный скачок?

 

Задание 8

На какую особенность взаимного перехода количественных и качественных изменений обращал внимание Гегель, приводя кажущиеся забавными примеры из споров древнегреческих философов: становится ли хвост лошади голым, если вырвать из него один волос? создает ли прибавление одного пшеничного зерна кучу?

 

Задание 9

Что, применяя теорию диалектики, можно сказать о константах физики?

 

Задание 10

Элементы, какого закона диалектики проявляются в следующем высказывании Марка Твена: "Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец ничего; а когда мне стало 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что"?

 

Задание 11

Как, применяя теорию диалектики, можно прокомментировать "конфликт отцов и детей"?

 

Задание 12

Определите, о каком отрицании (диалектическом или метафизическом) идет речь в следующих стихах:

"Мы во власти мятежного страстного хмеля;

Пусть кричат нам:"Вы палачи красоты!"

Во имя нашего завтра - сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы".

 

Задание 13

Согласны ли Вы со следующим утверждением тургеневского героя Е.Базарова: "Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой... небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди - это деревья в лесу; ни один ботаник не станет каждою отдельною березою"?

Аргументируйте свой ответ, используя знание основных принципов и законов диалектики.

 

Задание 14

Определите, к каким философским течениям можно отнести следующие утверждения и дайте их оценку:

а) Общее существует самостоятельно, независимо от единичного;

б) Общее реально не существует, в действительности существуют только единичные вещи;

в) Общее реально существует, но оно существует через единичное, проявляется в нем как повторяющееся во многих единичных вещах;

г) Общее существует только как имя, которое присваивается вещи познающим субъектом, как термин, с помощью которого он обозначает вещи.

 

Задание 15

Согласны ли вы со следующим взглядом:

"Природы внутреннюю суть

Познать бессилен ум людской.

Он счастлив, если видит путь

К знакомству с внешней скорлупой" И Гете

Задание16

Что такое формализм? В чем состоит ошибочность и вред формализма (в искусстве, в организаторской деятельности, в образовании и т.д.)?

 

Задание 17

Определите диалектический или метафизический метод мышления проявляется в следующих высказываниях:

а). "Ничто в природе не может произойти случайно, все следует определенным законам... Атом материи не по случайности встречает другой атом, эта встреча должна произойти благодаря неизменным законам, по которым каждое существо вынуждено действовать так, как оно действует, и не может действовать иначе в данных условиях. Говорить о случайном совпадении атомов либо предписывать некоторые следствия случайности, значит говорить о неведении законов..." (П.Гольбах).

б). "Необходимости, которую некоторые ввели как властительницу, не существует. Но одно случайно, другое зависит от нашего произвола. Признать же надо случай, а не Бога; как думает толпа" (Эпикур).

 

Задание 18

Какие возможности иронически описывает Гегель?:

"Возможно, что сегодня вечером Луна упадет на Землю, ибо Луна есть тело, отдаленное от Земли и может, поэтому также упасть вниз, как камень, брошенный в воздух; возможно, что турецкий султан сделается Папой, ибо он – человек".

Гегель. - Соч.Т.1. - М.-Л., 1930. - С.241.

 

Задание 19

Проанализируйте следующие определение понятия "формы":

1. Форма - это наружный вид предмета, его очертание;

2. Форма - это система организации, внутренняя структура, неразрывно связанная с содержанием;

3. Форма - это сочетание элементов пространства (точек, линий, поверхностей).

 

Задание 20

Согласны ли Вы со следующими взглядами на случайность:

а). "Люди измыслили идол случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность".

"Материалисты Древней Греции" - М., 1955. - С.69.

б). "Случайность - безотчетное и беспричинное начало, в которое верует отвергающие провидение".

В.Даль. Толковый словарь. - Т.4. - М., 1953. - С.226.

 

Задание 21

Как с точки зрения диалектики оценить следующую точку зрения:

"Возможное и случайное - лишь недостатки нашего разума. Кто захочет это оспаривать, тому не трудно будет доказать его ошибку. Именно, если он обратит внимание на природу и ее зависимость от Бога, то он не найдет ничего случайного в вещах...."

Спиноза Б. Приложение, содержащие метафизические мысли // Антология мировой философии. – К., 1991. – Т.1. – Ч.2

 

Задание 22

Какие элементы диалектики отражены в древнеиндийском афоризме:

"Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком мягким, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку"?

 

Задание 23

"Квантовая механика окончательно установила, что закон причинности не действителен". На каком основании некоторые физики отрицают причинность в микромире? Дайте определение индетерминизма.

 

Задание 24

Объясните с точки зрения законов диалектики, почему "Болтун хочет заставить себя любить и вызывает ненависть, стремится оказать услугу и становится навязчивым, желает вызвать удивление и делается смешным"?

Плутарх

 

Задание 25

Как с точки зрения диалектики Вы понимаете смысл древнего восточного символа?


План

Специфика научного познания

 

Наука от других видов познания (обыденного, религиозного, художественного, идеологического) отличается следующими характеристиками:

а) По предмету. Предметом науки являются не все бесконечно разнообразные связи и явления мира, а лишь существенные, необходимые, общие, повторяющиеся связи - законы. Ученый среди случайностей ищет необхо







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.