Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Динамика материального благосостояния и экономическая дифференциация населения





 

Экономические основы социальной работы предполагают, что при формировании системы минимальных государственных стандартов уровня жизни на первое место выдвигается задача утверждения на государственном уровне минимума материальной обеспеченности и материального благосостояния.

Благосостояние - это обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами, то есть предметами, услугами и условиями, удовлетворяющими определенные человеческие потребности.

Благосостояние населения зависит от уровня развития производительных сил и характера господствующих производственных отношений. Оно характеризуется уровнем и качеством жизни; обеспечением конституционных прав населения и степенью участия в управлении государством; средней продолжительностью жизни как обобщающим показателем.

Уровень жизни - это потребление населением материальных и духовных благ и степень удовлетворения потребностей в этих благах на данной ступени развития общественного производства. В свою очередь он зависит от таких количественных и качественных показателей, как:

- уровень и структура потребления товаров и услуг;

- уровень и динамика цен на основные предметы потребления, тарифов коммунальных и транспортных услуг;

- продолжительность рабочего дня и рабочей недели;

- условия труда;

- жилищные условия;

- объем выплат и льгот из общественных фондов потребления;

- развитие социальной инфраструктуры в обществе. Качество жизни характеризуется уровнем образования и медицинского обслуживания, характером труда, состоянием окружающей среды, социальным положением, чистотой морально-этических норм в обществе.

Обобщающий показатель уровня жизни - реальные доходы населения, т. е. количество материальных благ, которое может быть приобретено на эти Доходы и использовано в процессе получения платных и бесплатных услуг.

Реальные доходы исчисляются на основе конечных доходов населения, полученных в тот или иной период времени, за вычетом из них уплачиваемых налогов, различных денежных взносов и сборов и др.

Уровень реальных доходов населения за определенный период зависит от динамики конечных доходов и ее тенденции к увеличению (снижению), от изменения индексов цен на предметы потребления и услуги за этот период. Он может быть исчислен также на душу населения.

В условиях перехода к рынку наряду с традиционными видами доходов (заработная плата, премии, надбавки, доплаты, пенсии, стипендии и т.д.) появились новые, связанные с доходами от собственности и предпринимательской деятельности, доля которых в совокупном доходе работника возрастает.

Однако сложность настоящего момента в России состоит еще и в том, что сокращение объемов производства, распад конституционных связей привели к большой разнице в доходах населения по различным регионам страны (табл. 6).

Таблица 6

Показатели уровня жизни по регионам России

Годы В среднем по РФ Москва Ивановская обл. Калмыкия Дагестан
Средняя заработная плата и социальные выплаты
  281,6 364,6 175,5 145,4 106,5
  875,9 1174,9 523,8 410,2 288,6
Денежные доходы на душу населения, тыс. руб.
  378.5 876,4 171,5 176,0 179,5
  820,7 3188,7 377,5 286,7 244,0
Потребительские расходы на душу населения тыс. руб.
  237,8 495,1 93,7 54,2 39,8
  573,8 2370,5 229,4 160,6 103,4
Потребительские расходы, % к душевому доходу
  62,8 56,5 54,6 30,8 22,2
  69,9 74,3 60,8 55,7 42,4

Большинство населения России лишилось в ходе экономических реформ такого твердого источника доходов, обеспечивавших существование их самих и членов семей, как заработная плата и дотации государства на транспорт, связь, продукты питания, детские товары и многое другое.

Система социальной защиты населения, сложившаяся за годы Советской власти, была основана на преимущественном использовании общественных фондов потребления (табл. 7).

Таблица 7[4]

Выплаты и льготы из общественных фондов потребления

по годам

  1980 г. 1985 г. 1989 г.
Выплаты и льготы — всего, млрд. руб. 117,0 147,0 187,0
Из них:      
Просвещение (бесплатное образование, культурно-просветительская работа) 31,6 37,9 47,2
Здравоохранение и физическая культура (бесплатная мед. помощь, санаторно-курортное обслуживание, физ. воспитание и т.д.) 17,2 20,2 27,4
Социальное обеспечение и страхование 45,6 61,6 78,6
в том числе:      
пенсии 33,3 44,9 58,4
пособия 11,0 14,4 18,7
Расходы на содержание жилищного фонда (в частности, не покрываемые квартирной платой) 6,9 9,3 11,8

Суммы государственных дотаций населению вливались значительной прибавкой в семейный бюджет (табл.8).

Таблица 8

Выплаты и льготы из общественных фондов потребления в расчете на душу населения по годам

  1979 г. 1985 г. 1989 г.
Выплаты и льготы в расчете на душу населения, руб. в год      
В % от среднедушевого совокупного дохода семьи в год:      
семей рабочих и служащих 30,3 32,7 34,1
семей колхозников 40,4 40,1 43,0
пенсионеров из числа рабочих и служащих 47,8 48,5 49,1
пенсионеров из числа колхозников 45,3 46,0 42,3

В условиях рынка самообеспечение индивидом себя и своей семьи становится определяющим. К этому создаются социальные, правовые и экономические предпосылки. В многообразии форм собственности все больше утверждается частная собственность. Создается реальный рынок труда. Развивается предпринимательская деятельность, на основе объединения труда и собственности растет численность самозанятого населения.

Появились новые формы доходов. Наряду с государственным и личным усиливается частный интерес его носителей - предпринимателей разнообразной ориентации в финансовой, производственной, посреднической и других сферах.

Появились доходы от собственности: дивиденды по акциям, прибыль от капитала и ценных бумаг - от негосударственного страхования. Все это расширило возможность экономической самостоятельности и возможности укрепления своего экономического положения и социального статуса.

В настоящее время значительно ослабла патерналистская функция государства. Но это не сопровождается реальной поддержкой малого и среднего предпринимательства, семейного бизнеса, созданием эффективной системы помощи бедным.

В ходе реформ уровень жизни официально снизился в два раза. До 60% населения имеют ныне реальные доходы на уровне 20-25% от того, что они имели до начала 90-х годов.

Это сопровождается усиливающейся дифференциацией населения. Произошло резкое расслоение общества на богатых и бедных (табл. 9).


Таблица 9[5]

Дифференциация населения РФ по уровню дохода на душу в месяц по данным ВЦИОМ

Слой населения Доля населения, % Уровень дохода на душу населения в месяц, долл.
Богатые 3-5 Свыше 3000
Состоятельные   3000-1000
Середина (типа среднего класса)   1000-100
Малообеспеченные   100-50
Бедные   Ниже 50

Изменение экономического статуса сопровождается экономическим расслоением и влечет за собой социальную стратификацию общества, определяемую различием социального статуса как соотносительного положения индивидов или групп в обществе по различным признакам, первый из которых - экономический. Иначе говоря, дифференциация экономического статуса есть основа социального расслоения общества.

Экономический статус — это уровень экономического положения индивида, социальной или демографической группы населения, определяемый по доходам.

Различается экономический статус отдельного человека, семьи или общности, страны в целом. Рассматривая изменения экономического статуса отдельных групп населения во времени, можно говорить о динамике экономического расслоения, или экономической стратификации общества.

Стратификация - это, с одной стороны, процесс, непрерывно идущий в обществе, с другой - это одновременно и результат процесса изменения экономического положения личностей, групп и слоев.

Процесс экономического расслоения общества не закончен, он продолжается. Анализ источник в получения доходов и их соотношения свидетельствует, что в общей сумме возросла доля доходов от собственности и предпринимательской деятельности. Их получает в основном наиболее богатая прослойка населения и жители крупных городов. Одновременно при возрастании доли доходов от собственности уменьшается доля оплаты труда, а эти выплаты получает основная часть населения.

Как видно из данных табл. 10, распределение доходов носит явно асимметричный характер. А если учесть низкий средний уровень доходов населения (см. табл. 11), то можно с уверенностью говорить о почти полном отсутствии в России так называемого среднего слоя, который является основой стабильности и экономического процветания. Это подтверждает и показатель коэффициента концентрации доходов, который вырос с 0,256 до 0,379 в первом полугодии 1996 г.

Основными факторами, определяющими экономическую дифференциацию, являются наличие собственности, источник и уровень доходов.

И это различие год от года увеличивается. Если в 1994 г. средняя заработная плата и социальные выплаты в Москве превышали аналогичные доходы населения Ивановской области в 2,1 раза, Калмыкии - в 2,6 раза, Дагестана - в 3,4 раза, то через два года - соответственно в 2,2-2,9-4,7 раза. Денежные доходы на душу населения в 1994 г. в Москве были в 2,3 раза выше, чем в среднем по России, в 5,1 раза - чем в Ивановской области, в 5,0 раз - в Калмыкии, в 4,8 раза - в Дагестане. В 1996 году разрыв соответственно составил 3,9-8,4-11,1-13,0 раз, т.е. возрос в 1,5-2,7 раза.

Денежные доходы зависят и от того, в какой хозяйственной сфере, отрасли трудится человек. По данным официальной статистики, в 1995 г. средняя заработная плата в промышленности составляла 558,1 тыс. руб. Работавшие в сельском хозяйстве получали от них 40,4%, в строительстве -121,8%, на транспорте - 136,3%, в сфере бытового обслуживания - 74,9%, в сфере культуры, образования, медицины, науки соответственно 50,6-65,3%, в сфере кредитов, финансов и страхования - 141,9, в аппарате органов управления -95,5. В большой степени уровень доходов зависит от служебного положения индивида.

Главной «горячей» точкой общественного развития становится факт неравенства в распределении богатства, собственности, прав и контроля над капиталом. Как следствие этого неравенства - расслоение населения по уровню материальной обеспеченности с поляризацией доходов (табл. 10).

Таблица 10

Распределение общего объема денежных доходов населения, %

  1992 г.* 993 г. 1994 г. 1995 г.
Денежные доходы — всего        
В том числе по 20% -ным группам населения:        
первая (с наименьшими доходами) 6,0 5,8 5,3 5,5
вторая 11,0 11,1 10,2 10,2
третья 17,6 16,7 15,2 15,0
четвертая 28,5 24,8 23,0 22,4
пятая (с наивысшими доходами) 38,3 41,6 46,3 46,9
Коэффициент концентрации доходов (индекс «Джини») 0,289 0,398 0,409 0,381
* Совокупный доход    

Поляризация доходов сопровождается колебаниями экономического статуса общества. Социологи выделяют два типа флуктуации (отклонение, колебание).

Первый тип - это флуктуация экономического статуса в целом:

— возрастание экономического благосостояния;

— уменьшение экономического благосостояния; Второй тип - флуктуация высоты и профиля экономической стратификации внутри общества:

— возникновение экономической пирамиды;

— уплотнение экономической пирамиды;

Рассмотрим первый тип флуктуации. Анализ благосостояния различных обществ и групп внутри них показывает, что благосостояние и доход различных обществ существенно меняются от одной страны, одной группы к другой. Это относится не только к территориям, но и к семьям, группам, социальным слоям;

- средний уровень благосостояния и дохода в одном и том же обществе не постоянны, а динамично меняются во времени.

Едва ли существует семья, доход и уровень материального благосостояния которой оставался бы неизменным в течение многих лет и при жизни нескольких поколений. Материальные «подъемы» и «падения» бывают иногда резкими, значительными, иногда - небольшими и постепенными. И это нормальное явление в экономической истории каждой семьи (организации, нации, государства).

В истории семьи, нации или другой группы не существует устойчивой тенденции ни к обогащению, ни к обнищанию. Всем хорошо известны тенденции фиксирования только для ограниченного периода времени, а затем они могут действовать в обратном направлении.

Говоря о флуктуации экономического статуса второго типа, следует обратить внимание на следующие вопросы:

1. Постоянны или переменны величины высоты и профиля экономической стратификации от группы к группе и в одной группе во времени?

2. Если они изменяются, то насколько регулярно и периодично?

3. Существует ли постоянное направление этих изменений и каково оно, если есть?

Ученых давно занимали эти вопросы, и были предложены различные гипотезы по этому поводу. Так, суть гипотезы В. Парето (1848-1923) заключалась в утверждении, что профиль экономической стратификации или частность распределения дохода в обществе есть нечто постоянное. Гипотеза К. Маркса (1818-1883) утверждала, что в европейских странах происходит процесс углубляющейся экономической дифференциации.

Жизнь показала, что хотя и нет строгой тенденции ни к уменьшению, ни к увеличению экономического неравенства, гипотеза колебания высоты и профиля экономической стратификации правомерна, стратификация нарастает до какой-то степени насыщения, точки чрезмерного напряжения.

Для разных обществ эта точка различна и зависит от их размеров, окружения, характера распределительных отношений, человеческого материала, высоты планки потребностей, коммунально-исторического развития, культуры и т.д.

Как только общество приближается к точке перенапряжения, создается социальная напряженность, которая заканчивается революцией или своевременной реформой. Определить момент перенапряжения в обществе чрезвычайно сложно. Одним из показателей нестабильности обстановки в обществе, отражающим распределение реальных доходов между отдельными слоями населения, является «Джини»-коэффициент. Это коэффициент экономического неравенства, характеризующий степень неравномерности распределения всей суммы доходов между отдельными группами населения. Его величина может варьироваться от 0 до 1. При этом чем выше значение показателя, тем выше напряжение в связи с более неравномерным распределением доходов в обществе.

Для понимания степени экономической дифференциации населения на уровне, близком к индивидуальному, особое значение имеет децильный коэффициент, то есть соотношение средних доходов 10% самого богатого к 10% наиболее бедного населения. В советский период в СССР (и в России) велась политика выравнивания доходов. Так, децильный коэффициент составлял по годам: 1946 - 7,24; 1956 - 4,44; 1966 - 3,26; в начале 80-х годов - 3,0. С середины 80-х годов в обществе начала нарастать дифференциация и стал стремительно расти деци-коэффициент: 1985 г. - 5,35; 1988 г. - 8,2; 1994 г. - 11,2.

В середине 1995 г. он уже был равен 15 (по доходам - 11 и по зарплате - 30). Независимые эксперты оценивают деци-коэффициент как 1:50 и выше. Объективно представить экономическую стратификацию современного российского общества не представляется возможным в отсутствие закона об обязательном декларировании доходов всем населением, ибо в официальную статистику не попадают реальные доходы наиболее богатой верхушки общества и криминальных структур теневой экономики, а также реальные доходы мелких предпринимателей, базарных розничных торговцев, бомжей, безработных, нищих и т.п.

В начале 90-х годов в России произошла радикальная идеологическая, социально-политическая переориентация в понимании справедливости и целесообразности в движении к социальному равенству, от социальной однородности на поощрение социальной дифференциации с ориентацией на ценности предпринимательства. Ослабли реальные гарантии социальной защиты населения в связи с тем, что из системы выпало основное, низшее звено социальной защиты - предприятия. Социальная защита населения сосредоточилась у государства в условиях отсутствия достаточных экономических ресурсов.

При этом надо иметь в виду, что слои населения, которым сейчас требуется социальная поддержка, в перспективе потребуют специальных программ социальной реабилитации, восстановления их жизненных сил, ибо более 5 лет жизни на прожиточном (физиологическом) минимуме не пройдут для страны без негативных последствий (табл.11).


Таблица 11

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума по годам

Годы Млн. чел. В % от общей численности населения
  50,2 33,5
  48,9 31,5
  33,3 22,4
  36,6 24,7

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Причины глубины экономической стратификации в переходный период кроются, во-первых, в разрушении сложившихся ранее отношений в оплате труда. Расслоению общества способствовала приватизация жилья, когда 20% семей, стоявших в очереди за муниципальным жильем, потеряли всякую надежду на его получение. Наконец, неравенство в имуществе. В 1992 г., когда были обесценены государством накопления основной части населения, «дельцы» вышли из-под государственного контроля и стали получать непомерную прибыль. Богатство сформировалось (и продолжает формироваться) на фоне тотального обнищания основной массы населения.

Таким образом, причиной экономической стратификации является неравенство доходов. Основной показатель бедности - среднедушевой доход, если он ниже бюджета прожиточного минимума и ниже среднего дохода по региону.

Значение этого показателя для социальной работы чрезвычайно важно, ибо он является критерием для определения нормативов в системе адресной социально-экономической поддержки бедных слоев населения. Эта система предполагает:

- ведение систематического анализа семей и их распределения по среднедушевому доходу с учетом социально-экономического потенциала семьи;

- определение нуждающихся в адресной помощи не по категориям, а по основному критерию - среднедушевому доходу и его соразмерности с бюджетом прожиточного минимума в регионе;

— создание в регионах условий для предупреждения бедности и обнищания населения.

Программы адресной социальной помощи разработаны и введены в 1993 г. Тогда же определен статус получателя ежеквартальной социальной помощи на региональном и местном уровнях в виде пособия по малообеспеченности и помощи в натурально-вещественной форме.

Система адресной денежной и натуральной помощи имеет заявительную форму и увязывается с уровнем нуждаемости, размером регионального прожиточного минимума, экономическими возможностями и демографической ситуацией в регионе.

Итак, специфика социально-экономической компоненты в обществе экономических преобразований, структура и динамика материального благосостояния населения, и особенно семей с детьми, должны в полной мере учитываться в социальной политике государства и социальной работе.

Необходима социально-экономическая стратегия, направленная на максимальное использование всех экономических инструментов рыночного механизма, что будет способствовать повышению эффективности социальной защиты населения по всему ее комплексу: от стимулирования самообеспечения и самозащиты населения до предоставления прямой материальной помощи бедным для выживания.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.