Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Понятие экономического анализа в банках и при операциях на фондовой бирже





Анализ деятельности банка (АДБ) - это прикладное научное направление, позволяющее повысить экономическую эффективность практической деятельности человека; в узком смысле - это совокупность аналитических процедур (конкретных приемов и методов исследования), результат которых – аналитическое обоснование управленческих решений Причем, приемы и методы, используемые в АДБ, не являются узко специфическими, в анализе деятельности банка применяется научный инструментарий различных наук.

Важно подчеркнуть, что анализ не имеет самостоятельного значения, он важен как часть системы менеджмента.

Анализ банковской и биржевой деятельности
с одной стороны,   с другой стороны,
Это отдельный функциональный элемент системы управления как совокупность непосредственно процесса самого анализа и инструментария оценки текущего состояния и динамики развития кредитной организации, уровня ее рисков, результативности (эффективности) работы.   это элемент управления, который является неотъемлемой составляющей всех функций управления: планирования, контроля, оперативного управления, сливаясь с ними в едином технологическом процессе банковской деятельности.  
           

 

 

Таким образом, анализ – это одна из функций управления; инструмент управления, используемый при реализации каждой функции управления, и метод оценки системы управления банком.

Анализ способствует получению конкурентного преимущества на рынке, помогает поддерживать стабильность банка в изменяющейся экономической среде. Анализ позволяет осуществить действенный контроль со стороны руководства банка и органов банковского надзора за функционированием, финансовым положением и изменениях в финансовом положении кредитной организации. Кроме того, он используется центральным банком при оценке состояния развития денежно-кредитного рынка страны, разработке денежно-кредитной и валютной политики.

Разнообразие элементов, свойств и отношений банка как объекта анализа определяет сложность данной работы. Применительно к общей научной классификации банк, как объект анализа, относится:

- по своей природе – к классу экономических объектов;

- по масштабности – к объектам с большим числом значащих переменных. Деятельность банка подвержена разнонаправленному влиянию множества факторов экономического и внеэкономического, объективного и субъективного, внешнего и внутреннего характера. Поэтому банк относят к глобальным и суперглобальным объектам анализа;

- по сложности - к сверхсложным объектам, так как для банка характерно большое число анализируемых параметров, неопределенность условий деятельности, трудоемкость формализации и невозможность проведения точных математических расчетов;[1]

- по степени детерминированности – коммерческий банк является смешанным (детерминированно-стохастическим)[2] объектом, так как внешние (рыночные) факторы оказывают определяющее влияние на деятельность кредитной организации.

 

В системе экономических наук АДБ тесно взаимосвязан с макро и микроэкономикой, что находит свое проявление в функциях анализа:

- формирование и выбор целесообразных путей развития;

- выявление, анализ, оценка объективно сложившихся закономерностей и тенденций развития, непредвзятая оценка их значимости и соответствия целям деятельности банка, учет последствий данных тенденций;

- адекватное реагирование на изменение внешней среды, в том числе посредством выявления альтернатив развития, позволяющих достигнуть наивысшего экономического эффекта при приемлемых рисках и наименьших затратах при различных вариантах развития банка в целом, отдельных подразделений, используемых технологий, капитальных вложений, организации деятельности; (Изучение внешней среды производится в целях сокращения степени неопределенности на финансовом рынке и выявления новых возможностей развития банка.)

- выявление потребности клиентов в определенных видах банковских продуктов.

Цель анализа - повысить оперативность, обоснованность и эффективность управленческих решений, снизить риски ошибок управления, следствием чего станет увеличение рыночной стоимости кредитной организации, улучшение кредитного рейтинга и рейтинга надежности банка, увеличение его доли на рынке.

Cовокупность оценок деятельности банка интересует широкий круг пользователей этой информации, которые обладают разной степенью свободы доступа к ней с позиции как полноты, так и периодичности поступления данных; преследуют разные цели при использовании аналитической информации (см. табл.).

Таблица – Цели анализа различных групп пользователей банковской и биржевой информации

Группы пользователей аналитической информации Цели анализа
    Руководство и персонал банка Оценка, контроль, планирование деятельности банка (в первую очередь абсолютных показателей развития, увеличения масштабов его деятельности). Функциональные подразделения посредством проведения оперативного и текущего анализа контролируют уровень банковских рисков в процессе работы, принимают решения по текущим вопросам (например, по кредитованию конкретного клиента банка). Финансово-аналитическая служба оценивает состояние банка, его внутренние резервы, дает оценку рыночной среде. Высшее управленческое звено на основе результатов анализа разрабатывает стратегию и тактику поведения банка на финансовых рынках.
  Внешние надзорные органы Представление о состоянии каждого банка и банковской системы в целом. Эта информация используется для реализации надзорными органами своих функций контроля и оценки деятельности банка, приема решений о выборе административных или экономических рычагов воздействия на всю денежно-кредитную систему или ее отдельные структурные элементы, и их содержании при реализации функций и задач центрального банка.
  Правительство Информация об уровне развития и состоянии банковской системы государства находит применение при разработке и реализации мероприятий, связанных с социально-экономическим развитием страны
Аудиторские, налоговые и другие органы В процессе проведения анализа банков решают возложенные на них задачи.
Прочие внешние пользователи (настоящие и потенциальные инвесторы, кредиторы, клиенты, корреспонденты, конкуренты широкая публика)     Кредиторы, широкая публика получают сведения о надежности банка, его способности обеспечить выполнение взятых на себя обязательств в установленные сроки в полном объеме для выбора банка- контрагента, объекта инвестиций. Инвесторов интересует, в первую очередь, норма прибыли на капитал.

 

Отметим, что лица, ответственные за принятие управленческих решений, имеют различные предпочтения, часть которых формируется непосредственно в процессе принятия решений.

Задачи, как известно, представляют собой конкретизацию целей анализа.

Основные задачи АДБ:

ориентация в рыночной среде[3], оценка банковских рисков, выявление внутренних резервов; задачи анализа имеют разную протяженность во времени (кратко-, средне-, долгосрочные), разную степень сложности (оперативные, тактические, стратегические). К наиболее сложным относятся: расчет и оптимизация финансовых показателей, характеризующих деятельность банка в целом; расчет управляющих воздействий, требующихся для достижения оптимальных финансовых показателей. Предметом АДБ являются коммерческая деятельность банка в целом, его отдельных структурных составляющих; состояние и динамика развития кредитной системы, экономических связей между банками; банковские продукты и рынки, на которых они представлены.

В том числе можно выделить следующие структурные элементы предмета анализа: миссия банка, стратегия и тактика его развития, цели, задачи, его место на финансовом рынке, результаты деятельности и степень ликвидности и устойчивости банка (общий уровень риска его операций), факторы, влияющие на перечисленные компоненты. Разнообразие элементов, свойств и отношений банка как объекта анализа определяет сложность данной работы.

 

Теория, методология и методики анализа являются функциональными элементами системы финансового менеджмента.

К аналитической работе в банке предъявляется ряд требований: объективность, достоверность, конкретность, своевременность, систематичность. В обязательном порядке в процессе анализа должны соблюдаться основные методические принципы, которые определяют общие свойства анализа деятельности банка: системности, специфичности, комплексности, непрерывности, полезности, минимизации затрат при заданной достоверности и точности, существенности, сравнимости, верифицируемости и другие.

Системности -объект должен рассматриваться комплексно и строго в соответствии с целями и задачами анализа. Системный подход предполагает наличие единой методологической базы и информационной сети.

Специфичности -т.е. учет особенностей изучаемого объекта (процесса, операции).

Комплексности -раскрытие всех возможных сторон и аспектов исследуемого объекта в рамках поставленной цели анализа.

Непрерывности -процесс управления носит непрерывный характер, соответственно и анализ деятельности банка с момента завершения разработки вступает в новый цикл исследования.

Полезности – экономические выгоды от использования результатов анализа должны превышать затраты.

Минимизации затрат при заданной достоверности и точности -отбор наиболее информативных переменных и параметров; выбор шкал измерения показателей; оптимизация их числа при заданной точности расчетов; обоснованность использования формализованных моделей и интуитивных методов решения проблем и др.

Верифицируемости – это принцип, требующий определенной обоснованности результатов анализа, точности и достоверности оценок состояния объекта. Наиболее распространенным видом проверки результатов анализа является верификация путем использования методов, отличных от первоначально применяемых. Косвенная верификация осуществляется посредством сопоставления результатов анализа и информации, полученной из других источников.

В отдельных случаях разумно параллельное использование нескольких алгоритмов расчета разных показателей, характеризующих один параметр развития банка (например, сравнительный анализ динамики оценок кредитного риска банка по методике расчета достаточности нормативного капитала, на основе модели VaR, посредством традиционного коэффициентного анализа портфелей активов), близость результатов (проявление в динамике новых тенденций развития), полученных при анализе с использованием разного инструментария подтвердит надежность результирующих показателей, возрастание расхождений между ними – основание для поиска (выявления) неучтенных факторов влияния на деятельность банка.

Аналогичности - поиск объекта-аналога и сопоставление его свойств с характеристиками исследуемого банка. Данный принцип широко используется в банковском деле при сравнении анализируемого банка с банком-аналогом либо банком- эталоном в разрезе масштабов деятельности и качества активов. Применение этого принципа повышает аналитичность результатов анализа: сравнивается опыт работы банков, анализируются причины различия одноименных показателей по разным банкам, разрабатываются мероприятия по достижению параметров банков-аналогов. Важнейшими вопросами сравнительного анализа являются определение условий рационального использования ресурсов банка и выявление факторов, вызывающих отклонение от параметров эталонного банка либо банка-аналога.

 

Тема 2. Методы, виды, информационное обеспечение анализа деятельности банков

 

Банковскому анализу присуща комплексность, что проявляется в последовательном и/или параллельном изучении ряда направлений экономических взаимосвязей предмета исследования. Например:

- анализ внешней среды (политические, культурные, технологические процессы и тенденции). Банки в этих целях могут пользоваться услугами независимых аналитических агентств;

- анализ финансового рынка (емкость, структура, география, текущая конъюнктура, цены) и совокупной деятельности банков региона, страны, мира (общее, особенности, тенденции);

- оценка конкурентной среды. Главный оценочный показатель – доля банка на рынке. Основной прием анализа – сравнение каждого фактора с фактором, услуги с услугой по каждому конкуренту отдельно;

- изучение эволюции банковских рисков (в первую очередь рисков ликвидности, достаточности капитала, кредитных, операционных, рыночных);

- анализ внутренней структуры банка (элементы, отношения, организация, устойчивость, надежность др.) и оценка функционирования, регулирования устойчивости и надежности; эволюция банка;

- исследование внутренней среды (выявление сильных и слабых сторон деятельности банка) для оценки реального уровня его конкурентоспособности и выработки мер по адаптации банка к изменениям внешней среды; в том числе анализ движения денежных средств, расчет ожидаемых результатов работы банка, анализ средней взвешенной доходности (себестоимости) поинструментальных портфелей. и др.

- оценка взаимосвязей, взаимозависимостей, взаимообусловленностей, причинно-следственной соподчиненности. Отметим, что анализ связей является как составной частью любого направления анализа, так и самостоятельным полноправным направлением анализа, так как совокупность всех связей банка – это сложная экономическая система, которой присуща эмерджентность[4].

- анализ состояния и динамики развития банковских продуктов;

- изучение клиентов банка.

Приоритетные направления анализа определяются целевыми предпочтениями пользователей аналитической информацией.

Потребность пользователей в различных видах результатов анализа в определенной степени предопределяет число и последовательность избираемых направлений анализа, например (табл.).

 

Таблица – Направления анализа деятельности банка

Направления анализа банка   Результаты анализа
    Что было Выявление сложившихся тенденций развития исследуемого процесса, операции, направления деятельности, банка в целом и в разрезах: фактические уровни рисков, доходность, затратность, рентабельность и других параметров деятельности.
  Что есть Оценка текущего финансового состояния, рисков, надежности, платежеспособности, ликвидности кредитной организации.
  Что будет Прогнозные оценки деятельности банка, развития банковских продуктов, развития денежно-кредитного рынка. (Здесь анализ – только информационная основа процесса прогнозирования).
    Чем дело кончится Оценка значимости отклонений фактических параметров развития от желаемых. (Сравнительный анализ (в динамике) фактических (ожидаемых, прогнозных) показателей деятельности с плановыми и индикативными).
Чем сердце успокоится Выявление сильных и слабых сторон деятельности, на которые банковские менеджеры способны оказать влияние. Подготовка на их основе аналитического обоснования перечня мероприятий по оптимизации (максимизации, минимизации) различных составляющих деятельности банка.
С чем останемся Оценка ожидаемых изменений позиции банка на финансовом рынке в разрезе количественных и качественных параметров деятельности.

 

Основной трудностью, с которой сталкиваются специалисты при анализе деятельности банка по каждому направлению исследования это определение условий, обеспечивающих желаемые темпы и стабильность развития кредитной организации. Большие сложности в методическом плане вызывает проблема создания моделей, позволяющих найти оптимальное соотношение между уровнями различных рисков банковских операций.

В качестве инструмента управления АДБ применяется в банковском аудите, планировании, регулировании и управлении. Приемы и методы анализа в целом используются одинаковые, но различия в выполняемых функциях перечисленных элементов системы управления предопределяют ряд особенностей использования инструментария анализа.

Так, анализ финансовой отчетности входит в группу аудиторских услуг и наряду с консультационными и другими услугами сопутствует аудиту. Одновременно финансовый анализ является методом аудиторского доказательства, применяемым каждым аудитором. Стандарт по анализу финансовой отчетности выделен отдельным разделом в международных стандартах проведения аудита (IAG/RS). Посредством аналитических процедур аудитор дает оценку достоверности отдельных показателей деятельности банка и объекта учета в целом, изучает соотношения различных элементов финансовой отчетности и оценивает степень их влияния на итоговый результат.

Причем, методики анализа, проводимого внутренним аудитом банка, в первую очередь сориентирована на интересы акционеров (участников); методика анализа внешнего аудита построена с учетом приоритета интересов кредиторов, инвесторов, вкладчиков банка, налоговых органов и др.

Финансовый анализ включает в себя:

- выявление источников финансирования и оценку уровня выгоды банка от их использования, постоянный контроль временной структуры привлеченных и размещенных средств по всем параметрам их взаимного соответствия (характеристики ликвидности и доходности).

- анализ формирования, распределения и использования прибыли, оценку ликвидности, рентабельности, платежеспособности и финансовой надежности банка с точки зрения оптимизации структуры баланса в целях извлечения максимальных выгод (при заданном уровне рисков), текущей рыночной конъюнктуры и общего финансово-экономического состояния в зоне деятельности банка.

К основным задачам операционного анализа относят: оценку качества банковских продуктов и изучение затрат на их производство.

Посредством инвестиционного анализа аналитики выявляют направления инвестирования, производят текущую оценку эффективности и рисков произведенных вложений, в том числе портфеля ценных бумаг, решают ряд других задач.

Анализ организации управления (в том числе, оценка управленческих ресурсов и их потенциала; выявление факторов, воздействующих на оперативность и надежность системы управления банком; оценка функциональной и организационной структуры банка; адаптивность к изменениям среды; оценка влияния коммуникаций; принципов стимулирования и т.п.). Результаты маркетингового анализа необходимы при выборе банком деловых партнеров, приоритетных сегментов финансового рынка, оценке конкурентной позиции банка (его преимуществ и недостатков), для выработки и реализации маркетинговой политики (ассортимент услуг, ценообразование, каналы сбыта).

Пример одного из методов маркетингового анализа приведен в табл.­­­

 

Таблица - Пример SWOT – анализа банка.

Внутренняя среда    
Сильные стороны банка Слабые стороны банка
- развитая корреспондентская сеть - высокая капитализация банка - применение эффективных информационных технологий - высокий уровень квалификации персонала - хорошее качество кредитного портфеля - развитая филиальная сеть и т.п. и т.д. - не высокая доля в числе клиентов предприятий и организаций государственной формы собственности - низкая доля i-тых банковских услуг - высокая концентрация кредитного портфеля по признаку z - недостаточное качество обслуживания клиентов - низкая диверсификация ресурсной базы - невысокая рентабельность нормативного капитала и др.
Внешняя среда  
Благоприятные обстоятельства, использование которых создаст банку преимущества Факторы, которые потенциально способны ухудшить положение банка на рынке
- высокий уровень поддержки со стороны основного акционера банка - возможность использования иностранных кредитных линий для наращивания объемов кредитования - участие в крупных межгосударственных проектах и т.п. - усиление конкуренции в банковским секторе - ухудшение макроэкономической среды и т.п.

 

Ряд экономистов выделяют управленческий и финансовый анализ банка. Основные отличия управленческого анализа от финансового – ориентация на внутренних пользователей.

 

Информационной базой управленческого анализа служат данные бухгалтерского и внесистемного учета, на основе которых раздельно изучают банковские услуги собственные, клиентские и хозяйственные операции. Анализ, как правило, проводится в разрезе структуры управления денежными потоками (центров ответственности). Периодичность управленческого анализа: ежедневная, подекадная, ежемесячная в разрезе центров ответственности.   Финансовый анализ применяется для оценки эффективности, ликвидности и надежности, выявления и оценки влияния различных факторов на деятельность. Основной источник информации- бухгалтерская отчетность. Его периодичность – месяц, квартал, год.

 

Можно выделить следующие задачи управленческого анализа:

- анализ выполнения планов и соблюдения нормативов по показателям, связанным с оказанием услуг клиентам банка, привлечением средств, операционными доходами и хозяйственными расходами;

- расчет рисков и эффективности различных вариантов вложений собственных и привлеченных ресурсов (ценные бумаги, кредитование, развитие той или иной услуги и т.д.)

- поиск внутренних резервов в сфере финансовой деятельности: уменьшение нерентабельных и малорентабельных активов и уровня рисков размещаемых средств (оптимизация использования трудовых ресурсов, движение основных фондов и материальных средств и др).

Классифицируют виды анализа деятельности банка по широкому кругу признаков В первую очередь различают анализ по элементам управления банком: целей, задач, принципов, функций, структуры, методов, обеспечения (кадрового, финансового, материально-технического, информационного). Анализ может осуществляться в разрезах операций, технологий, филиалов, подразделений, исполнителей, центров финансового учета, продуктов, в разрезе клиентов (контрагентов), групп клиентов (контрагентов), проблем, методов и приемов и по другим признакам. В зависимости от состава анализируемых объектов выделяют полный, тематический и селективный анализ.

С точки зрения временных характеристик экономический анализ подразделяется на перспективный, оперативный и текущий. Содержание оперативного анализа глубже и конкретнее, чем текущего анализа. У них различается круг используемых экономических показателей, информационное обеспечение, содержание методик анализа. Деятельность банка по разным временным отрезкам анализируется в различных плоскостях. Так, при оперативном анализе доминирует цель – управление банковскими рисками, соответствующим образом осуществляется компановка исходных данных, их группировка и используемый инструментарий анализа. Состояние активов, ликвидность обычно изучаются еженедельно. При ежемесячном анализе углубленно исследуется структура активов и пассивов банка, его прибыльность и рентабельность.

Различают экспресс-анализ и комплексный анализ. Последний охватывает не только уровень деятельности всего банка как целого, но и внутрибанковский анализ, изучение деятельности структурных единиц банка. Анализ может быть автоматизированным и неавтоматизированным; дискретным и непрерывным.

Информационное обеспечение аналитических служб банка состоит из информационных ресурсов и способов их организации. К основным элементам информационного обеспечения относятся: данные аналитического и синтетического учета; массивы нормативно-справочной информации; должностные и технологические инструкции; система документации; система классификации и кодирования; картотеки и др.

Главными направлениями организации информационного обеспечения являются работа с хранилищем данных, структурирование информации, мониторинг показателей, т.е. систематический автоматический расчет и проверка значений ряда данных на предмет нарушения ими заданных ограничений и др.

Количественная информация концентрируется в основном в функциональных подразделениях банка, качественная информация – в специальных аналитических центрах (подразделениях, группах). Общая схема экономического анализа включает в себя следующие блоки показателей:

- характеризующие темпы (скорость) развития исследуемого объекта (процесса, операции);

- отражающие пропорции и сбалансированность развития исследуемого объекта;

- оценивающие эффективность и факторы сдерживания (интенсификации) развития изучаемых процессов;

- характеризующие эффективность методов управления, организации и стимулирования;

- отражающие развитие филиальной и территориальной сети;

- показатели уровня цен на банковские продукты и услуги;

- показатели банковских рисков;

- показатели ликвидности и др.

В экономической (методической) литературе и на практике в ряде случаев используются различные методы расчета одних и тех же показателей.

Информационное поле должно обеспечивать сравнимость данных и отвечать требованиям его качественных характеристик: понятность, значимость (с учетом своевременности), достоверность, консерватизм, полнота, эффективность. Понятие достоверности включает в себя требование нейтральности информации, осмотрительности, завершенности, преобладания сущности над формой. Консерватизм означает, что в случаях многозначной оценки актива следует избрать наименьшую оценку из возможных. Полнота указывает, что информация содержит максимум того, что необходимо и достаточно для проведения анализа. Кроме этого, следует определить необходимый и достаточный объем выходных данных, которые следует знать различным группам пользователей в целях соблюдения банковской тайны для определенной части информации. Эффективность означает, что соотношение затрат при получении информации и выгод от ее использования должно складываться в пользу последних. Кроме этого система показателей должна отвечать следующим общим условиям: быть свободным от влияния факторов, не зависящих от деятельности банка; характеризовать конечные результаты деятельности; отражать реальную роль структуры подразделений в достижении оптимальных конечных результатов деятельности банка.

Отвечающая этим критериям информация сопоставима во времени и пространстве, позволяет выявить тенденции и отклонения, общее и отличия, оценить кредитные риски банка и извлечь другую полезную информацию.

«Значимость», роль и место каждого показателя, последовательность их расчета весьма относительны, они зависят от конкретных целей и условий деятельности.

Различают систему внешней и внутренней информации. Содержание внешних сведений дает возможность оценить рыночную ситуацию. Источником внешней информации (импорта данных) являются в первую очередь деловые партнеры и клиенты банка. В информационном обеспечении важное место занимает блок внешних стандартов и нормативов. Их большая часть носит рекомендательный характер (международные стандарты). Нормативы, устанавливаемые центральным банком для кредитной организации обязательны.

Система внутренних показателей деятельности формируется банками самостоятельно. Основной источник информации – это данные, содержащиеся в первичных документах, циркулирующих в автоматизированной банковской системе (АБС): бухгалтерская и статистическая отчетность, результаты выборочных целевых исследований, акты ревизий и проверок, деловые записки и справки. По каждому направлению анализа (прибыльность, риски, ликвидность) формируются локальные системы показателей, отражающие их специфические особенности. Наибольшую ценность представляет информация, которая позволяет оценить изменения в финансовом положении банка. Пользователи нуждаются в этих данных при оценке текущей, финансовой и инвестиционной деятельности банка в отчетном периоде.

Информационная база складывается из данных различного вида: плановых и нормативных, внеплановых данных, бухгалтерских и статистических, оперативных, отчетных, учетных, внеучетных. Банк накапливает информацию об продаваемых клиентам услугах, предоставленных им или получаемым от них денежных ресурсах, о расчетах между банком и его контрагентами за эти ресурсы и услуги. В анализе используется информация, относящаяся к различным уровням иерархии управления и разным временным интервалам.

Большую группу отчетов составляют банки в целях контроля коммерческих рисков своей деятельности.

Внутренние показатели и экономические нормативы банковской деятельности подразделяют на следующие группы:

- директивные (утверждаемые) руководством банка либо руководством вышестоящего подразделения (управления, департамента);

- отчетные;

- оценочные (аналитические) показатели и нормативы (в зависимости от уровня выполнения которых оцениваются конечные результаты деятельности).

По сфере доступности различают информацию открытую и закрытую. Банковским кодексом, нормативными актами Национального банка, внутрибанковскими положениями определяется информационное поле, доступ к которому отдельных пользователей ограничен коммерческой (банковской) тайной.

Информационные потоки постоянно оцениваются по критериям полезности, важности, эффективности, точности, отсутствие дублирования. Процесс фильтрации состоит из:

- анализа данных на достоверность и отсечения недостоверных сведений, а также не отвечающих шкале важности и пороговым значениям;

- агрегации данных (переход к макроэлементам);

- типологических выборок.

При первоначальной обработке данных объем исходного множества значений уменьшается до относительно небольшого числа статистик при соблюдении условия отсутствия потерь необходимой для принятия решений информации.

Полученный в результате первичной обработки, очищенный от дублирующей, неточной и неактуальной информации массив и представляет собой «вход» в систему анализа.

В банках циркулируют следующие потоки информации:

- снизу вверх – для обеспечения руководства среднего и высшего звеньев управления необходимыми и первичными, и агрегированными, и аналитическими сведениями о текущем состоянии банка, принятых рисках и их уровне, качестве соблюдения границ безопасного и эффективного ведения бизнеса;

- сверху вниз – для доведения до каждого работника банка (в рамках его компетенции) целей, стратегии, установленных регламентов и процедур деятельности;

- по горизонтали – в целях полноценного информационного обмена взаимодействующих подразделений банка в процессе выполнения ими своих функций.

Банковская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты финансовой и хозяйственной деятельности за отчетный период [5].

Банковская отчетность разнообразна и обычно представляет собой пакет различных форм, например:

- ежемесячная и годовая финансовая отчетность;

- ежемесячная отчетность по данным управленческого учета;

- квартальная и ежемесячная отчетность для руководства, разовая отчетность по запросам Финансового, Кредитного и других комитетов банка;

- отчеты по рискам;

- отчеты о выполнении бюджета операционных расходов в разрезе центров затрат (филиалов);

- отчеты о выполнении плана капитальных вложений;

- финансовая отчетность в разрезе филиалов;

- отчеты о работе Казначейства;

- ежемесячный бюллетень финансовой деятельности банка по местным стандартам;

- прочие формы.

По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые формируют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов. По периодичности составления отчетность бывает промежуточная и годовая. Промежуточная отчетность обеспечивает полезной информацией об активах, обязательствах, капитале, доходах, расходах и движении денежных средств банка за соответствующий промежуточный период. Составляется данная отчетность ежедневно, по пятидневкам, по декадам, месяцам, кварталам, полугодиям. Представление и публикация промежуточной финансовой отчетности производится в случаях и порядке, предусмотренных нормативными актами Национального банка Республики Беларусь, и в других случаях, установленных учредителями (участниками), иными заинтересованными пользователями.

Годовая отчетность составляется за отчетный год (с 1 января по 31 декабря), этот период является для всех организаций неизменным.

В экономической литературе банковскую отчетность обычно классифицируют по периодичности составления, степени обобщения отчетных данных. По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую (финансовую), статистическую и пруденциальную, а также внутрибанковскую (управленческую).

Многогранность экономического анализа, необходимость поиска резервов, контроля рисков, поддержания ликвидности на всех стадиях деятельности и на всех уровнях управления банком требуют строгого распределения обязанностей и ответственности между структурными подразделениями, специалистами в проведении аналитической работы.

 

Тема 3 Анализ баланса банка

 

Бухгалтерский баланс – это основной отчетный финансовый документ, в котором на определенную дату отражено финансовое состояние банка, включая стоимостные оценки состояния активов, долгов, обязательств и оставшуюся часть требований акционеров (собственный капитал).

Прогнозирование банкротства, оценки финансовых активов при проведении фундаментального и технического анализов и ряд других направлений анализа банковской деятельности основываются на бухгалтерских данных.

Данные баланса не только характеризуют результаты деятельности банка, но и отражают тесноту связи и направленность его взаимодействия с контрагентами, дают информацию об уровнях отдельных операционных рисков и др. В совокупности эти сведения позволяют провести сравнение эффективности деятельности одного банка в разные периоды времени либо сопоставить во времени и пространстве результаты деятельности группы банков.

Анализу подвергаются сведения об оборотах, составе, структуре, стоимости активов и пассивов банка, доходах и расходах, в том числе в национальной и иностранной валютах. Балансовая информация сопоставима во времени и пространстве (при соблюдении определенных процедур очистки балансовых данных от влияния инфляции), позволяет выявить тенденции и отклонения, общее и отличия, оценить кредитные и портфельные риски банка и извлечь другую полезную информацию.

Анализ начинается с проверки бухгалтерской отчетности по формальным признакам и по существу. Далее проводится его изучение параллельно по двум направлениям: первое - анализируется текущее положение банка (состояние ресурсов, надежность, ликвидность и др.) и изменения, происшедшие в текущем положении за анализируемый период; второе - оценивается результативность деятельности (доходы, расходы, рентабельность, рыночная активность, динамичность развития).

Как правило, анализ протекает в направлении от общего к частному. Последовательно оценивают<







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.