Формы аналитической деятельности
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формы аналитической деятельности





Предложенные формы аналитической деятельности рекомендуются для студентов III (IV) Vкурсов (типы и виды анализов урока), формы анализа воспитательной работы для всех курсов.

Формы и типы анализа уроков.

Психолого-педагогический анализ урока для III (IV) и V курсов.

1. Класс.

2. Фамилия, имя, отчество учителя.

3. Дата проведения урока.

4. Смена, номер урока по расписанию.

5. Какой урок по счету у преподавателя в данный день.

6. Цель урока.

7. Тип урока (комбинированный, обобщение, закрепление знаний, повторение), его вид.

8. Методы обучения, их соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.

9. Методы опроса (фронтальный, индивидуальный, групповой, самостоятельная работа, с применением ТСО, программированный...).

10. Мотивы учения (интеллектуальные, социально-значимые, непосредственно побуждающие)

11. Поведение учителя на уроке (контакт с классом, увлеченность, самообладание, находчивость, умение перестраиваться, зависимость от конспекта). Стиль работы учителя.

12. Взаимоотношения учителя с учениками (требовательность, уважение, учет индивидуально-психологических особенностей, методы одобрения, порицания; создание ситуации успеха).

13. Внешний вид учителя.

14. Общая оценка урока (достижение поставленной цели, результативность урока и Методика ее определения, педагогическая обоснованность применяемых форм обучения, целесообразность выбора методов обучения, преодоление противоречий процесса обучения).

15. Рекомендации по совершенствованию деятельности учителя и применению его опыта.

Основные типы и виды анализа урока (по М.И. Махмутову).

На основе принципа целеполагания выделяют четыре типа анализа уроков:

1) полный, 2) комплексный, 3)краткий, 4) аспектный. Каждый из них может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.



Дидактический анализ предполагает анализ урока по основным дидактическим категориям (постановка цели урока, соблюдение дидактических принципов, логики изложения учебного материала, логики процесса обучения, применения методов и средств обучения, вопросы активизации познавательной деятельности уча­щихся, организации их самостоятельных работ, реализации принципов образования и воспитания).

Психологический анализ предполагает изучение главным образом психологического климата на уроке, отношений между учителем пучащимися, отношений между учащимися, вопросов педагогического такта учителя, степени его личного влияния на учащихся, эмоционального настроя учащихся.

Воспитательный анализ проводится с целью изучения степени воспитательного воздействия урока на учащихся. Схему анализа воспитательных аспектов по Г.К. Селевко см. с. .

Методический анализ- урока предусматривает изучение деятельности учителя и учащихся, взаимодействие их деятельности в основных структурных компонентах урока.

Анализ организационного аспекта урока предусматривает изучение приемов организации занятий, степень оснащённости урока наглядными пособиями, эффективность использования ТСО на уроке, ведение учителями документации, рациональность использования времени на уроке, выполнение санитарно-гигиенического режима и т.д.

 

 

Поэтапный анализ урока.

В начале педагогической практики студентов при анализе первых пробных уроков, при первичном ознакомлении с молодым учителем применяется поэтапный анализ урока, т. е. попутное комментирование хода урока. Самоанализ и анализ урока осуществляются по одной схеме: начало урока, объяснение его целей, повторение, психологическая подготовка к усвоению нового материала, его изложение, закрепление, домашнее задание, оценка ответов учеников. В конце анализа дается общая оценка успехов и неудач, советы по улучшению приёмов и способов проведения отдельных элементов урока.

 

Психологический анализ урока (А.Э.Штейнмец).

Психологический анализ урока позволяет исследовать в первую очередь психологическую обоснованность и целесообразность действий педагога. Предметом психологического анализа выступают действия, поведенческие акты педагога на уроке и вызываемые ими формы активности школьников.

Можно выделить следующие аспекты анализа:

1. Психологическая оценка целей урока.

2. Психология организации познавательной активности учащихся.

3. Мотивация учебной деятельности школьников.

4. Стиль профессионального общения.

5. Профессиональная рефлексия.

Анализ урока проводится под руководством методиста по психологии.

См. А.Э.Штейнмец Психологический анализ урока: аспект педагогического общения (учебное пособие). - Калуга, 1994.; А.Э.Штейнмец Психологический анализ урока (учебное пособие).- Калуга, 1994.

Комплексный анализ урока.

Наиболее сложный и целесообразный с позиции обмена опытом — это комплексный анализ урока. При таком анализе предлагаются конкретные задания. Например, один из учителей в течение урока тщательно фиксирует время, которое расходуется на активную умственную деятельность, приемы и способы активизации мышления детёй. Затем дает характеристику умственной деятельности учащихся в течение урока. Другой следит за содержанием материала, фиксирует последовательность вложения идей, использование на уроке новых достижений науки и т. д., давая характеристику научности изучаемого материала. Подобным же образом фиксируются показания по другим сторонам педагогической деятельности. Один студент специально обращает внимание на стиль и характер деятельности учителя, другой наблюдает и анализирует такие важные стороны деятельности, как методика обучения, разнообразие приемов и способов преподавания нового материала, закрепления и углубления пройденного; организация деятельности учащихся на уроке; отношения учителя и учащихся, педагогическая этика на уроке. Специально дается педагогическая характеристика личности учителя: его культура, внешность, манера говорить, качество речи, точность, логичность и образность языка, стиль отношений с детьми и т. д.

Содержание комплексного анализа урока может быть различным. В.П.Симонов, М.Н.Скаткин указывают на некоторые его направления.

1-е направление — анализ выполняемых студентом-практикантом задач: как учитываются и отражаются принципы обучения в содержании, и методике работы учителя, насколько полно достигнута дидактическая и воспитательная задачи урока, в какой мере активизировалась познавательная деятельность школьников на разных, этапах урока, что стимулировало, ответственное отношение учащихся к учебному труду, насколько, объективно оценивались знания, умения, навыки, как осуществлялась связь теории с практикой, насколько удачно сочетались содержание и методы обучения, применялись традиционные ценовые виды обучения, технические средства, что делалось для учета возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей школьников.

2-е направление —.анализ воспитательного влияния урока: что на уроке служило идейно-нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию, трудовому воспитанию и профориентации, как знания помогали осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, республики, края, города, села, школы, класса, каковы воспитывающие отношения между учащимися, между учителем и учениками, насколько способствовала организация труда формированию личностных качеств и т.д.

3-е направлениеанализ педагогических возможностей и особенностей студента-практиканта: какие, его личностные .качества проявлялись на разных этапах урока (педагогическая этика и культура, внешний вид, эстетика одежды учителя, его речь, манера держаться,: авторитетность, умение видеть класс, активизировать и мотивировать труд детей, определять типичные ошибки в их работе н устранять их, оценивать результаты своего труда и итоги учения школьников, вносить коррективы).

4-е направление анализ деятельности учащихся на уроке: учет студентом-практикантом воспитуемости и обучаемости детей, результатов предшествующих занятий, работоспособность учащихся на уроке, умение мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь однокласснику, пытливость, устойчивость интересов, развитие речи, умение применять теорию на практике и др.

В целом диагностика учебного процесса дает представление о результатах обучения, качестве труда студента-практиканта и уровне воспитанности школьников. Поэтому в учебной работе могут быть получены некоторые данные, необходимые для деятельности классного руководителя, создаются возможности, для формирования единой оценки учеников учителям, работающими в классе (педагогический консилиум). Многоаспектность изучения учебного процесса и многоцелевое его назначение — важное условие органического включения анализа работы учителя в целостную педагогическую диагностику учебно-воспитательной работы школы.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.