Тема 9. Россия и мировая социальная система
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 9. Россия и мировая социальная система





1. К возрастающей взаимозависимости человечества во всех областях ведет процесс:

1) политической интеграции;

2) экономической интеграции;

3) глобализации.

 

2. Глобализация ______ миграционные процессы в мире.

1) стимулирует;

2) сдерживает;

3) прекращает;

4) вызывает.

 

3. Согласно У. Беку модернизация порождает новые риски, которые …

1) можно предсказать;

2) невозможно контролировать;

3) проявляются локально;

4) не угрожают природе.

 

4. В число стран «ядра» мировой системы И. Валлерстайн включает …

1) Японию;

2) Китай;

3) Индию;

4) Россию.

 

5. Организация Объединенных Наций выступает …

1) организацией, представляющей мировое сообщество;

2) органом правового регулирования религиозных отношений;

3) организацией, представляющей интересы европейских народов;

4) Органом управления мировым сообществом.

 

6. Для глобализации индустрии СМИ характерна одна из перечисленных тенденций …

1) общественное владение СМИ затмевает частное;

2) в индустрии СМИ господствует значительное число национальных корпораций;

3) собственность СМИ все чаще сконцентрирована в крупных медиаконгломератах;

4) деятельность медиакомпаний ограничивается национальными границами.

 

7. К группе стран «золотого миллиарда» относятся государства ….

1) Норвегия;

2) Бразилия;

3) Аргентина;

4) Соединенные Штаты Америки.

 

8. На мировом рынке Россия является …

1) ведущей державой в сфере разработки нанотехнологий;

2) лидером в сфере предоставления информационных товаров и услуг;

3) основным экспортером высокоточных технологий первого уровня;

4) ведущей сырьевой державой.

 

 

9. Отношения России с Советом Безопасности ООН характеризуется тем, что Российская Федерация ...



1) входит в его состав на правах постоянного члена;

2) не входит в его состав вовсе;

3) входит в его состав периодически;

4) находится в оппозиции к нему.

 

10. По уровню экономического развития современная Россия относится к ...

1) странам с переходной экономикой;

2) новым индустриальным странам;

3) промышленно развитым странам;

4) беднейшим странам мира.

 

11. По уровню экономического развития в системе современных международных отношений Малайзия относится к ...

1) беднейшим странам мира;

2) старым промышленно развитым странам;

3) странам с переходной экономикой;

4) новым индустриальным странам.

 

12. Понятие «мировое сообщество» отражает ...

1) общность деятельности всех существующих государств;

2) общность целей всех существующих государств;

3) международно-правовые конфликты;

4) отношения стран, входящих в ОПЕК.

 

13. Характеристиками мировой системы являются .....

1) одинаковость элементов;

2) изменчивость;

3) равномерность процесса развития;

4) неоднородность структуры.

 

14. Экономической предпосылкой глобализации является...

1) появление транснациональных компаний;

2) распространение универсальных культурных образцов;

3) формирование глобальных идеологии;

4) создание новых информационных технологий.

 

15. Идейно-политическая и историко-культурная концепция, отводящая России, как особому этнографическому миру «срединное» место между Европой т Азией называется …

1) Евразийство;

2) европоцентризм;

3) национализм;

4) панславизм.

 

16. Идея, которая, является основой современной внешнеполитической доктрины России – это …

1) многополярного мира;

2) монополярного мира;

3) биполярного мира;

4) антагонистического.

17. Процесс сближения противоположных общественных систем путем появления у них сходного социального устройства и общих черт, называется…

1) конвергенция;

2) конгломерация;

3) дивергенция;

4) конфронтация.

 

18. Примером включения России в глобальные экономические процессы является ….

1) продажа акций «Газпрома» своим сотрудникам;

2) покупка российским бизнесменом Вексельбергом ювелирных изделий, принадлежащих семье последнего русского императора;

3) продажа акций «Сибнефти» на Нью-Йоркской фондовой бирже.

4) покупка российским бизнесменом Абрамовичем английского футбольного клуба «Челси»

19. Примером включения России в глобальные культурные процессы является ...

1) участие России в совместном проекте с компанией «Боинг» по созданию самолета-аэробуса;

2) присоединение России к «Болонскому соглашению» в сфере высшего образования;

3) участие России в деятельности МВФ.

 

20. «Мировую империю» как одну из форм мировой системы, согласно концепции И. Валлерстайна характеризуют два признака:

1) политическое объединение разнородных территорий;

2) неравномерное экономическое развитие и слабые экономические связи между регионами;

3) отсутствие политической централизации;

4) единый этнический состав.

5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»

 

1. Объект и предмет социологии. Структура социологического знания.

2. Методы социологии. Социологические исследования.

3. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.

4. Социологический проект О. Конта.

5. Классические социологические теории.

6. Современные социологические теории.

7. Развитие отечественной социологии.

8. Понятие общества. Общество как социокультурная и социетальная система.

9. Проблема типизации общества.

10. Структура общества. Социальное действие: понятие, виды, формы.

11. Социальные группы и общности. Виды общностей. Массовые общности.

12. Групповые общности: понятие, основные виды. Малые группы и коллективы.

13. Национально-этническая структура общества. Этнос: понятие, виды, особенности.

14. Проблема социального неравенства в социологии.

15. Социальная стратификация.

16. Социальная мобильность.

17. Маргинальность как социальное явление: понятие, роль в обществе и жизни личности.

18. Социальный институт: понятие, основные виды и функции.

19. Брак и семья как социальные институты: понятие, виды, проблемы развития.

20. Социально-демографические показатели и группы в современном обществе.

21. Личность как социальный тип. Социализация личности.

22. Статусно-ролевая теория личности.

23. Социальный контроль и девиация.

24. Социальные изменения.

25. Социальные процессы. Социальное развитие. Социальные революции и реформы.

26. Социальные конфликты: понятие, виды, стратегии разрешения.

27. Социальные кризисы: понятие, виды, роль в развитии общества.

28. Социальные движения.

29. Мировая социальная система.

30. Место России в мировом сообществе.

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

в г. Сызрани

 

Кафедра

гуманитарных наук

 

Самостоятельная работа по дисциплине:

«СОЦИОЛОГИЯ»

Вариант № 4

 

 

Выполнила:

студентка гр. НТЗ-301

Калинкина В.А

 

Проверил:

канд.филос.наук, доцент

Л.М. Куракина

СЫЗРАНЬ, 2017

 

 

Приложение № 2

Образец выполнения самостоятельного задания

Тема 3

Задание 6. Какой из этапов эволюции каждой культуры связан по О. Шпенглеру, с органическим началом?

а) этап культуры;

б) этап дифференциации;

в) этап цивилизации;

г) этап иерархизации.

Ответ: а) этап культуры.

Освальд Шпенглер (1880 – 1936 гг.), немецкий социальный философ, автор культурологического подхода к типологии общества. По мнению О. Шпенглера культура подчинена жесткому ритму, определяющему основные фазы ее внутреннего развития:

1) рождение и детство;

2) молодость и зрелость;

3) старость и «закат».

О. Шпенглер выделяет два главных этапа культуры:

1. Восхождение– соответствует культуре, характеризуется «органическим» типом эволюции во всех сферах человеческой жизни – социальной и политической, религиозной и этической, художественной и научной.

2. Нисхождение– соответствует цивилизации, «механический» тип эволюции, представляющий собой «окостенение» органической жизни культуры и ее распад.

В своей работе «Закат Европы» О. Шпенглер так говорит об этом:

«Культура зарождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечно детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного, ограниченное и преходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой она и остается привязанной, наподобие растения. Культура умирает после того как эта душа осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств и наук и, таким образом, вновь возвратится в первичную душевную стихию… Когда цель достигнута и идея, т.е. все изобилие внутренних возможностей, завершена и осуществлена во внешнем, тогда культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламываются – она становится цивилизацией. И она, огромное засохшее дерево в первобытном лесу, еще многие столетия может топорщить свои гнилые сучья. Мы наблюдаем это на примерах Египта, Китая, Индии и мусульманского мира…»

«Всякая культура переживает возрасты отдельного человека. У каждой имеется свое детство, юность, возмужалость и старость. Юная, робеющая, чреватая предчувствиями душа проявляется на рассвете романской эпохи и готики… Чем больше приближается культура к полудню своего существования, тем более мужественным, резким, властным, насыщенным становится ее окончательно утвердившийся язык форм, тем увереннее становится она в ощущении своей силы, тем яснее становятся ее черты. В раннем периоде все это еще темно, смутно, в искании, полно тоскливым стремлением и одновременно боязнью … наконец, при наступлении старости, начинающейся цивилизации, огонь души угасает. Угасающие силы еще раз делают попытку, с половинным успехом … проявить себя в творчестве большого размаха; душа еще раз с грустью вспоминает … о своем детстве. Наконец, усталая, вялая и остывшая, она теряет радость бытия и стремится … из тысячелетнего света обратно в потемки перводушевной мистики, назад в материнское лоно, в могилу…» [5, с. 28]









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.