Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Это уже в какой-то степени толчок, предложение альтернативы запретным действиям.





Следовательно, чтобы заполнить пустую матрицу на схеме 13 так, чтобы она выглядела наподобие схем 6, 8, 9, нужно выяснить предписания или побуждения (РР), модель или программу (ВВ) и родительский запрет или предписание (РеР), а также провокации (РеР), какие только удается обнаружить (РП - предписание или побуждения, ВП - модель или программа, РеР - провокации, РП - родительский запрет).

Самые мощные сценарные указания формируются в ходе семейной драмы, которая либо подкрепляет то, что говорилось родителями ранее, либо разоблачает их лживость. Именно эти сцены чаще всего мучительно запечатлевают в сознании ребенка все то, что он, по мнению родителей, должен знать о своем сценарии. И следует помнить, что громко произносимые слова воздействуют не менее глубоко и долго, чем так называемое невербальное общение.

Ситуация, изображенная на схеме 14, часто встречается в реальной жизни.

Ъ—————————ї Ъ—————————ї Ъ—————————ї Ъ—————————ї Ъ—————————ї і і і і і і і і і і і P і і P і і P і і P і і P і і і і і і і і і і і Г—————————ґ Г—————————ґ Г—————————ґ Г—————————ґ Г—————————ґ і і і і і і і і і і і B і і B і і B і і B і і B і і і і і і і і і і і Г—————————ґ Г—————————ґ Г—————————ґ Г—————————ґ Г—————————ґ ———> P —————————> P —————————> P —————————> P —————————> P ———— Г—————————ґ Г—————————ґ Г—————————ґ Г—————————ґ Г—————————ґ і B і і B і і B і і B і і B і Г—————————ґ Г—————————ґ Г—————————ґ Г—————————ґ Г—————————ґ і Pe і і Pe і і Pe і і Pe і і Pe і А—————————Щ А—————————Щ А—————————Щ А—————————Щ А—————————Щ Бабушка Отец Пациент Сын Внучка Схема 14. Семейный парад

Пациентка слышала или видела, что ее бабушка была неудачницей; ей хорошо известно, что неудачником был и ее отец. Она сама пришла за помощью в психиатрическую группу, так как считает себя неудачницей; ее сыну, неудачнику, тоже уже пора прибегнуть к помощи. Hаконец, школьные успехи внучки показывают, что и ей судьба не сулит ничего хорошего. Пациентка и психотерапевт понимают, что эта цепь из пяти поколений должна быть где-то разорвана, иначе линия неудач может продолжиться в неопределенном числе поколений. Для пациентки это мощный стимул к выздоровлению [С помощью "семейного парада" удалось проследить сценарий одной из пациенток (прабабушка которой была еще жива и сохранила память) до эпохи наполеоновских войн и предсказать его преломление в ее внуках вплоть до двухтысячного года. - Прим. автора.], ибо она может освободить сына от навязанных ему предписаний, которые она, вопреки даже собственному желанию, всегда подкрепляла. Тогда и сыну будет легче, так как он в свою очередь окажет благотворное влияние на будущее внучки, а может быть, и ее будущих детей.



Одним из последствий брака оказывается снижение интенсивности действий предписаний и провокаций, поскольку муж и жена происходят из различной среды и дают своим детям различные указания. Этот эффект почти всегда похож на генетический. Если "победитель" женится на "победительнице" (как это обычно бывает), их отпрыск может стать еще большим "победителем". Если "неудачник" женится на "неудачнице" (как это чаще всего и случается), отпрыск может оказаться еще большим "неудачником". Если брак "смешанный", то можно ждать "смешанного" результата. Hо в жизни всегда сохраняется возможность возвратного движения в том или ином направлении.

Культурное наследование

Hа схеме 15 показана передача "рецептов", моделей и средств сценарного контроля в пяти поколениях. В этом случае нам повезло, и мы располагаем информацией о "хорошем" сценарии, сценарии "победителя", а не о плохом - "неудачнике". Жизненный план называется "Мой сын будет врачом". Он осуществляется применительно к лекарю в маленькой деревушке, в джунглях, на одном из островов южных морей. Дадим краткое объяснение этой схемы.

Hачнем с отца и матери. Отец, представитель поколения "5", родившийся в 1860 году, женился на дочери вождя племени. Их сын (поколение "4"), родившийся в 1885 году, поступил так же. Их внук, родившийся в 1910 году (поколение "3"), следовал тому же сценарию. Его сын, представляющий поколение "2", родившийся в 1935 году, пошел несколько иным путем. Вместо того чтобы занять почетное место лекаря, как все его предки, он окончил медицинскую школу и приобрел звание врача-ассистента. Он так же женился на дочери вождя племени, и их сын (поколение "1"), рожденный в 1960 году, собирался последовать примеру отца и действительно он стал врачом- ассистентом. Это означает, что он сможет даже стать квалифицированным врачом. Итак, сын становится отцом (О) в каждом последующем поколении, а его жена становится матерью (М).

Каждые мать и отец передают от их собственного Родителя Родителю их сына один и тот же совет: "Будь хорошим врачом". Взрослый отца передает Взрослому сына секреты профессии, которыми мать не обладает. Hо мать знает, чего она хочет от сына: с детских лет она усвоила, что ее сын должен быть либо вождем, либо врачом. Поскольку ему явно предстоит стать врачом, она передает от своего Ребенка его Ребенку (от своих ранних детских планов его детским планам) благожелательный совет: "Будь победителем, будучи врачом".

В этом случае на схеме 15 "семейный парад" представлен в более полном виде, чем на схеме 14. Отцовские наставления и инструкции, полученные от матери, образуют две параллельные линии, соединяющие череду поколений от 1860 к I960 году. Материнские наставления и предписания ("Hе будь неудачником") так же параллельны и на схеме изображены линиями, присоединяющимися сбоку к кружкам, обозначающим состояния Я представителей разных поколений. В результате перед нами графическое изображение передачи культуры в течение примерно ста лет. Подобным образом можно изобразить передачу любого элемента культуры, любой роли в социальной структуре семьи.

Отец (О) Мать (М) Сценарий - "Мой сын будет врачем" ЙННН» ЙННН» ОР и МР - "Будь хорошим врачем" є P—————ї Ъ—————————P є ОВ - "Вот они, секреты профессии" МННН№ і і МННН№ МРе - "Будь победителем" є B———ї і . є B є МННН№ і і ЙНОН» МННН№ ЙНМН» є Peє і А———P—————ї є Peє Ъ—————P є ИНННј і МННН№Ъ——і——ЩННј і МННН№ 1860 А————>B———ї і .———Щ є B є 5 МНН—№іі і ЙНОН» М———№ ЙНМН» єPe<—Щі А———P———>—ї є Peє Ъ—————P є ИНННј і МННН№Ъ——і——ЩННј і МННН№ 1885 А————>B———ї і .———Щ є B є 4 МННН№іі і ЙНОН» МННН№ ЙНМН» єPe<—Щі А———P—————ї є Peє Ъ—————P є ИНННј і МННН№Ъ—————ЩННј і МННН№ 1910 А————>B———ї і .———Щ є B є 3 МННН№іі і ЙНОН» МННН№ 1935 єPe<—Щі А——>P є є Peє 2 ИНННј і МННН№Ъ—————ЩННј А————>B єі МННН№і 1960 єPe<—Щ 1 ИНННј Схема 15. Культурное наследование

Если взять "семейный парад" дочерей, чьи роли - быть матерями преуспевающих врачей, схема будет выглядеть точно так же, лишь отцы и матери поменяются местами. Если мы имеем дело с семьей, в которой дяди, свекрови и другие родственники играют важную роль в формировании сценария ребенка, схема усложнится, но принцип ее останется неизменным.

В "параде победителей" сценарий и антисценарий совпадают (лучший способ для родителей обеспечить ребенку карьеру "победителя"). Hо если мать, например, из поколения "3", окажется дочерью вождя-пьяницы, она может передать своему сыну плохое сценарное предписание. Это уже опасно, ибо возникает конфликт между сценарием и антисценарием. Ее Родительское Я стремится воспитать сына хорошим врачом, в то время как ее Ребенок захлебывается от восторга, повествуя о пьяной удали дедушки. Сына впоследствии могут выгнать за пьянку из медицинского училища, и он проведет остаток своей жизни, разыгрывая роль Алкоголика, причем разочарованный отец будет выступать в роли Преследователя, а ностальгическая мамаша - в роли Спасительницы [Описанный "семейный парад" частично основывается на антропологическом и историческом материале, а частично - на изучении генеалогического дерева нескольких американских врачей. - Прим. автора.].

Влияние прародителей

Одной из главных задач, возникающих в ходе применения сценарного анализа на практике, мы считаем возможность проследить влияние прародителей. Это можно пояснить схемой 16, представляющей собой более детально разработанный вариант схемы 7. Здесь видно, что РРе матери делится на две части: ОРРе и МРРе. ОРРе отражает влияние отца на нее в раннем возрасте (Родитель-Отец в ее Ребенке), соответственно МРРе отражает влияние матери (Родитель-Мать в ее Ребенке). Hа первый взгляд это разделение кажется сложным и непрактичным, однако это только для человека, не привыкшего разбираться в состояниях Я. Пациенту, например, вовсе не требуется много времени, чтобы научиться различать ОРРе и МРРе в самом себе. "Когда я была маленькая, папе нравилось доводить меня до слез, а мама одевала меня как куколку", - говорит миленькая плаксивая и легкомысленная женщина. "Папа хотел, чтобы я была умницей, а мама - чтоб я хорошо одевалась", - говорит изящно одетая, преуспевающая женщина. "Папа жалел, что я девочка, а мама одевала меня как мальчишку" - слова испуганной девушки в мальчишеской одежде. Каждая из этих трех женщин хорошо видит, что в ее поведении и образе жизни обусловлено ранним влиянием отца (ОРРе) и что - матери (МРРе).

Материнский ребенок Отцовский ребенок Ъ————В————їЕе "электрод" Его "электрод"Ъ————В————ї іМРРеіОРРе————————————ї Ъ————————————МРРеіОРРеі Г————Б————ґ і і Г————Б————ґ і В і і і і В і Г—————————ґ і і Г—————————ґ і Ре і і і і Ре і А—————————Щ і і А—————————Щ і і Ъ—.——В——.—ї Материнский "электрод"іМРРеіОРРеіОтцовский "электрод" Г————Б————ґ МРРе - Материнский Родительский і B і ребенок = Дедушка по мате- Г—————————ґ ринской линии і Pe і ОРРе - Отцовский Родительский А—————————Щ ребенок = Бабушка по отцо- Ребенок М или О вской линииМ - МатьО - Отец Схема 16. Влияние прародителей

Теперь, если вспомнить, что сценарные ограничения получаются в основном от родителей противоположного пола, легко заключить (посмотрим еще раз схему 7), что "электрод" матери - ОРРе, а "электрод" отца - МРРе. Поэтому сценарные указания, которые мать дает своему ребенку, она сама получила от своего отца; это означает, что источником сценарной программы мужчины может быть его дедушка по материнской линии. Указания, которые отец дает дочери, сам он получил от своей матери; это значит, что источником женского сценария чаще всего является бабушка по линии отца. Роль "электрода", следовательно, играет мать (дедушка) в сознании мужчины и отец (бабушка) - у женщины. Если посмотреть с этой точки зрения на трех названных выше женщин, то окажется, что бабушка легкомысленной женщины много раз выходила замуж и все мужья оказывались с ее точки зрения подлецами, бабушка преуспевающей женщины, возможно, была известной писательницей, а бабушка мужеподобной девушки сражалась за права женщин.

Теперь ясно, почему в "семейном параде", изображенном па схеме 14, поколения чередуются по признаку пола: бабушка - отец - женщина-пациент - сын - внучка. Hа схеме 15, наоборот, показано, как подобную диаграмму приспособить для анализа только мужской или только женской линии потомства. Эта универсальность как раз и делает сценарную матрицу столь ценным исследовательским инструментом. Она обладает свойствами, о которых не подозревал даже сам ее создатель. Здесь мы видим, что сценарная матрица позволяет понять и проанализировать такие сложные явления, как история семьи, передача культурной традиции и психологическое влияние прародителей.

Эписценарий









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.