|
ЛАТЕНТНЫЙ СЕКСУАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ДЕТСТВА И ЕГО НАРУШЕНИЯНевероятно часто встречающиеся, будто бы противоречащие нормальному, и переживаемые в виде исключения сексуальные душевные движения в детстве, как и открытие бессознательных до того детских воспоминаний невротика, позволяют набросать приблизительно следующую картину сексуального поведения в детском возрасте.1 Кажется несомненным, что новорожденный приносит с собой на свет зародыши сексуальных пережи ваний, которые в течение некоторого времени разви ваются дальше, а затем подлежат увеличивающемуся подавлению, которое в свою очередь нарушается за кономерными прорывами сексуального развития и ко нимать во внимание только один из этих двух совместнс Действующих процессов. Для сравнения может служит! способ, пользуясь которым туристов поднимают на вершин; большой пирамиды в Гизе: с одной стороны, их подталкивают а с другой — тащат. 1 Этот материал может быть использован здесь в вернол расчете на то, что детские годы взрослых невротиков hi отличаются в данном отношении от детских лет здоровы: людей ничем существенным, кроме интенсивности и ясности. торое может быть задержано благодаря индивидуальным особенностям. О закономерности и периодичности этого чреватого колебаниями хода развития ничего точно не известно, но кажется, что сексуальная жизнь детей в возрасте приблизительно трех или четырех лет проявляется в форме, доступной наблюдению. 1 Возможная анатомическая аналогия того проявления инфантильных сексуальных функций, о котором я говорил, дается открытием Байера («Deutsche Archiv für klinische Medicin», Bd. 73), что внутренние половые органы новорожденных обыкновенно больше, чем детей старшего возраста. Однако взгляд на эту констатированную Хальбаном и для других частей генитального аппарата инволюцию после рождения не окончательно установлен. По Хальбану («Zeitschrift für Geburtshilfe und Gynäkologie», LIII, 1904), этот регрессивный процесс приходит к концу в течение нескольких недель внеутробной жизни. Авторы, видящие в интерстициальной части зародышевой железы орган, определяющий пол, с помощью анатомических исследований пришли, в свою очередь, к утверждению существования инфантильной сексуальности латентного сексуального периода. Цитирую из упомянутой выше книги Липшютца о железе полового созревания: «...Скорее соответствуют фактам утверждения, что со--зревание половых признаков, как оно происходит в период возмужалости, протекает только вследствие сильно ускоренного течения процессов, начавшихся гораздо раньше, по нашему мнению, уже в эмбриональной жизни». (См. с. 169). «То, что до сих пор называлось просто периодом половой зрелости, представляет собой, вероятно, только вторую, большую фазу возмужалости, начинающуюся в середине второго десятилетия». Детский возраст до начала второй большой фазы можно было бы назвать «срединной фазой полового созревания» (с. 170). Это подчеркнутое Ференци («Internationale Zeitschrift für Psychoanalyse», VI, 1920) сходство анатомического положения с психологическим наблюдением нарушается только одним указанием, что «первый кульминационный пункт» развития сексуального органа приходится на ранний эмбриональный период, между тем как ранний расцвет детской сексуальной жизни нужно перенести в возраст третьего--четвертого года. Полного совпадения во времени анатомиче- СЕКСУАЛЬНЫЕ ЗАДЕРЖКИ В этот период полной или только частичной ла-тентности формируются те душевные силы, которые впоследствии как задержки на пути сексуального влечения и как плотины сузят его направленность (отвращение, чувство стыда, эстетические и моральные требования идеала). Наблюдая культурного ребенка, получаешь впечатление, что построение этих плотин является делом воспитания и, несомненно, воспитание во многом этому содействует. В действительности это развитие обусловлено органически, зафиксировано путем передачи по наследству и иной раз может наступить без всякой помощи воспитания. Воспитание не выходит, безусловно, за пределы предуказанной ему области влияния, ограничиваясь только тем, что дополняет органически предопределенное и придает ему более четкое и глубокое выражение. РЕАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СУБЛИМАЦИЯ Какими средствами создаются эти конструкции, имеющие такое большое значение для позднейшей культуры и нормальности? Вероятно, за счет самих инфантильных сексуальных переживаний, приток которых, следовательно, не прекратился и в этот латентный период, но энергия которых — полностью или отчасти — отводится от сексуального применения и передается на другие цели. Историки культуры будто бы согласны с предположением, что благодаря такому отклонению сексуальных влечений от сексуальных це- ского формирования и психического развития, разумеется, не требуется. Соответствующие исследования сделаны над зародышевой железой человека. Так как у животных латентного периода в психологическом смысле не бывает, то важно было бы знать, можно ли обнаружить и у других высших животных те же анатомические данные, на основании которых авторы предполагают два кульминационных пункта сексуального развития. лей и направлению их на новые цели — процессу, заслуживающему название сублимации, — освобождаются могучие компоненты для всех видов культурной деятельности; мы прибавили бы, что такой же процесс протекает в развитии отдельного индивида, и начало его — в сексуальном латентном периоде детства.1 Относительно механизма такой сублимации можно рискнуть на некоторые предположения. Сексуальные переживания этих детских лет, с одной стороны, не могут найти себе применения, так как функции продолжения рода появляются позже, — что составляет главный признак латентного периода; с другой — они сами по себе были бы связаны с перверсией, так как исходят из эрогенных зон и руководятся влечениями, которые при данном направлении развития индивида могут вызвать только неприятные ощущения. Они вызывают поэтому только противоположные душевные силы (реактивные движения), которые создают упомянутые психические плотины для подавления таких неприятных чувств, как отвращение, стыд и мораль.2 ПРОРЫВЫ ЛАТЕНТНОГО ПЕРИОДА Не обманув себя относительно гипотетической природы и недостаточной ясности наших взглядов на процессы детского латентного периода, вернемся к действительности и укажем, что такое применение инфантильной сексуальности представляет собой, идеал воспитания, от которого развитие отдельного лица отступает по большей части в каком-нибудь одном пункте и нередко в значительной мере. Время от 1 Название «сексуальный латентный период» я также заимствую у В. Флисса. 2 В случае, о котором здесь идет речь, сублимирование сексуальных сил влечения идет по пути реактивных образований. В общем, однако, необходимо говорить о сублимации и реактивном образовании как о двух совершенно различных процессах. Сублимации возможны и посредством других, более простых механизмов. времени прорывается известная часть сексуальных проявлений, не поддавшихся сублимированию, или сохраняется какая-нибудь сексуальная деятельность в течение всего латентного периода до момента усиленного проявления сексуального влечения при наступлении половой зрелости. Воспитатели ведут себя, поскольку они вообще обращают внимание на детскую сексуальность, точно так, как будто бы они разделяли наши взгляды на образование моральных сил противодействия за счет сексуальности и как будто бы они знали, что благодаря сексуальным проявлениям ребенок не поддается воспитанию, потому что они преследуют все сексуальные проявления ребенка как «пороки», не будучи в состоянии ничего предпринять против них. У нас же имеются большие основания направить наш интерес на эти, внушающие воспитателям страх, феномены, потому что мы ждем от них объяснения первоначальной формы полового влечения. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|