Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТОЛКОВАНИЕ: АРХЕОЛОГИЯ СМЫСЛА СНОВИДЕНИЙ





 

Содержание сновидения: я написал монографию об одном растении. Книга лежит передо мною, я рассматриваю содержащиеся в ней таблицы в красках. К книге приложены засушенные экземпляры растений, как в гербарии[43].

В начале марта 1898 года Зигмунд Фрейд видит сновидение о ботанической монографии; он видит книгу уже законченной, книгу на витрине, на всеобщем обозрении[44].

Чтобы понять тайный смысл сновидения, чтобы истолковать его можно начать с установления связи между явным содержанием сновидения и тем, что произошло накануне, с остатком дневного впечатления [Tagesreste]. Именно с такого остатка и начинается анализ сновидения о ботанической монографии: «Утром в витрине одного книжного магазина я видел новую книгу с заглавием: «Цикламен». По всей вероятности это была монография об одном растении»[45]. Итак, начало положено, первое связующее звено — монография, книга — установлено. Толкование начинается.

Толкование [Deutung] сновидений предполагает уже самим своим названием возможность такового: сновидение может быть истолковано — именно с этой гипотезы начинается строительство «собственно» психоаналитической теории сновидений, именно с этой гипотезы начинается вторая глава «Толкования сновидений»[46]: «Предположением, что сновидение доступно толкованию, я вступаю сразу в противоречие с господствующим учением о сновидениях, да и вообще со всеми теориями, за исключением учения Шернера, ибо «истолковать» сновидение значит раскрыть его «смысл», заменить его чем-либо, что в качестве полноправного и полноценного звена могло бы быть включено в общую цепь наших душевных процессов»[47]. Текст сновидения может быть расшифрован, проанализирован подобно тексту книги, подобно анализу книги, ее разбору[48]. Сновидение имеет смысл[49], за проявленным содержанием сновидения лежат сновидные мысли. Это положение удаляет Фрейда от современной ему науки и приближает к художникам, первобытным народам и суеверным людям[50].

Мысль о том, что в сновидениях нет ничего случайного, что они подчинены логике причинно-следственных связей — а также ряда других положений важных для «Толкования сновидений» — содержится в книге Роберта «Сновидения как естественная необходимость». Для Роберта слабость предыдущих попыток понять сновидения заключается в том, что их понимали исходя из самого сновидения [im Traum selbst], а не исходя из логики бодрствующего сознания [seine logische Entstehung aus dem wachen Bewusstsein]. Фрейд подчеркнул это место в своем экземпляре книги двумя линиями (Cf.Timms Е. 1988, рр.70-1).

Смысл, для Фрейда, понятие функциональное, интенциональное. Смысл отождествляется с намерением, тенденцией: «Мы понимаем под смыслом какого-то психического процесса не что иное, как намерение, которому он служит, и его место в ряду других психических проявлений. В большинстве наших исследований слово «смысл» мы можем заменить словом «намерние» [Absichf], тенденция [Tendenz]». (Фрейд 3., 1916, сс.22-23).

Собственно содержание сновидения воспринимается и как текст для толкования, и как маска, которую нужно разоблачить. Причем, текст сновидения включает и словесные представления, и представления предметные, подобно тому, как ботаническая монография состоит из описания и иллюстраций.

Толкование [Deutung] предполагает текстовую стратификацию, предполагает взаимодействие истолковываемого (анализируемого, означаемого) текста и текста истолковывающего, предполагает стремление к обнаружению скрытого смысла «под» тем, что находится на поверхности, записано в памяти по пробуждении, а затем переведено в словесный рассказ. Эти два этажа в толковании Фрейд называет скрытым и явным содержанием [latenter Inhalt/manifester Inhalt] сновидения и говорит: «из скрытого содержания, а не из явного берем мы разрешение сновидения»[51]. Содержание сновидения оказывается как минимум двуслойным, а точнее многослойным, палимпсестом. В 1914 году Фрейд добавляет вначале четвертой главы «Толкования сновидений» примечание, в котором он цитирует фрагмент из сочинения Джеймса Салли «Сон как откровение» (1893): «подобно палимпсесту, сновидение обнаруживает под не имеющими особой ценности поверхностными чертами следы старых, драгоценных отношении”[52].

Толкование предполагает движение от явного смысла, точнее от кажущейся явной бессмыслицы к смыслу скрытому, к тайным сновидным мыслям. К ним от каждого элемента сновидения ведут свободные ассоцации. Так «ботаническая» [монография] ведет к «цикламенам», «цветам», «пациентке Л., не получившей цветы на день рождения от мужа», «Марте», «профессору Гэртнеру», «его цветущей супруге», «пациентке Флоре», «экзаменам в университете», «любимым овощам — артишокам», «Италии»... Так [ботаническая] «монография» ведет к «кокаину», «Коллеру», «гербарию», «книжным червям», «библиофилии», «страсти к коллекционированию», «долгу книгопродавцу», «окулисту доктору Кёнигштайну», «операции отца по поводу глаукомы». Серии смещений [Verschiebung] произрастают из «ботанической» «монографии»: «Понятие «ботаническая» представляет, таким образом, наивысший узловой пункт, в котором сходятся многочисленные цепи мыслей... «Монография» в сновидении относится опять-таки к двум темам, к односторонности моих занятий и к дороговизне моих увлечений»[53]. Итак, от казалось бы ничего не значащих, «индифферентных впечатлений» сновидение ведет пытливого снотолкователя «при помощи различных ассоциативных соединений» к «психически важным переживаниям»[54].

Само толкование при этом предусматривает серию аналогий, связанных с лингвистическим, египтологическимi и эвристическим интересами Фрейда и включающими: а) определенный перевод «мыслей на другой язык, знаки и правила которого мы должны изучить путем сравнения оригинала и этого перевода», б) расшифровку иероглифов, «отдельные знаки которых должны быть переведены на язык мыслей», в) разгадывание сновидения, предстающего в виде «ребуса»[55].

Расшифровка, разгадывание, перевод игры влечений на язык разума очевидны в фигуре Павиана Тота, связывающего воедино инстинкт и интеллект, письмо и сексуальность, Тота, покровителя знаменитой библиотеки Гермополя, этого изобретателя иероглифической письменности[56], того, кто, стало быть, размещается между сознательным и бессознательным, там, где возможен перевод бессознательных представлений в сознательные, в предсознательном, где предметные представления соединяются с представлениями словесными. Речь идет о представительстве и замещении, подобном тому, как Ибисоголовый Лунный Тот это сердце бога Ра, он же серебряный Атон, он же язык бога Птаха, он же психопомп Гермес, он же Великий Белый Павиан.

Толкование возможно в связи с отсутствием случайности в сновидении, в связи с детерминированностью (Determinierung)[57], точнее даже множественной детерминированностью, сверхдетерминированностью (Überdeterminierung) явного содержания содержанием скрытым: в сновидении нет ничего произвольного: ««ботаническая» и «монография» потому восприняты содержанием сновидения, что они обнаруживают наибольшее число точек соприкосновения с большинством мыслей, скрывающихся за сновидением, т.е. образуют узловой пункт, в котором скрещивается большинство мыслей, или, опять-таки говоря иначе, потому, что они «многосмысленны» в отношении толкования сновидения... каждый из элементов содержания сновидения различным образом обуславливается, детерминируется, т.е. имеет целый ряд соответствующих пунктов в мыслях, скрывающихся за сновидением»[58].

Более того, не только элементы сновидения детерминируются различными скрывающимися за ними мыслями, но в свою очередь и сами сновидные мысли могут быть представлены различными элементами, так что «от одного элемента снови­дения ассоциативный путь ведет к нескольким мыслям; от одной мысли к нескольким элементам сновидения»[59].

Сновидец пересказывает сновидение в свободной манере, сообщает, что для него может значить тот или иной элемент, какие мысли возникают у него в связи с тем или иным элементом: сновидец блуждает по означающим цепочкам, он предается свободным ассоциациям. Свободные ассоциации не только становятся основным методом психоаналитической терапии, основным правилом психоанализа, требуемым от пациента, но, как замечает Фрейд, являются основой поэтического творчества, при котором: «разум снимает свою стражу, идеи льются в беспорядке и лишь затем он окидывает их взглядом, — оглядывает целое скопление их»[60]. Такой подход к. творческому процессу Фрейд демонстрирует после цитаты из письма Шиллера Кер­неру: «Причина твоих жалоб объясняется, как мне кажется, тем принуждением, которое твой разум оказывает на твое воображение. Я выскажу здесь одну мысль и иллюстрирую ее сравнением. Мне представляется вредным, если разум черезчур критикует появляющиеся мысли, как бы сторожа их и самый порыв»[61].

Относительная свобода аналитика в восприятии рассказов пациента при толковании выражается в определенном стремлении к равнораспределенному вниманию[62]. Это правило дает психоаналитику лишь относительную свободу, так как требует от него отключения собственно анализирующего, рационального аппарата на время вслушивания в рассказы пациента. Необходимость равнораспределенного внимания объясняется тем, что значимость отдельных элементов повествования пациента априори не поддается оценке. То, что рационально кажется значимым, в дальнейшим может оказаться результатом искажения, маскировки, стремления отвести внимание от того, что кажется малозначительным, но впоследствии оказывается весьма значимым для психической жизни.17

Сверхдетерминированность содержания сновидения, бесконечная разветвленность означающих цепей ведут, в свою очередь, к определенной неисчерпаемости толкования. Ко всякому толкованию можно добавить еще одно, то есть речь идет не просто о толковании, но о сверхтолковании или перетолковании (Überdeutung). Более того, движение по одним ассоциативным путям означает заброшенность других, виртуальных путей, так что «в сущности, нельзя быть никогда уверенным, что мы вполне истолковали сновидение: даже в том случае, когда толкование вполне удовлетворяет нас и, по-видимому, не имеет никаких пробелов, остается все же возможность, что то же самое сновидение имеет еще и другой смысл»[63]. Другой смысл обнаруживается в результате смещения [Verschiebung] акцентов в толковании ассоциаций. Неполнота и неисчерпаемость толкования, предопределяющие существование других возможных толкований не ограничивается материалом сновидения. Неполнота и неисчерпаемость присущи и толкованию поэзии: «всякое истинно поэтическое творение проистекает в душе поэта не из одного мотива и допускает не одно толкование».[64] Неполнота и неисчерпаемость — атрибуты собственно толкования.

Сновидение может рассматриваться как фрагмент всегда уже отсутствующего целого, как эпизод, свободно организованный, выстроенный элементами, связанными не по законам формальной логики. Иначе говоря, каждое сновидение предоставляет состоящее из ряда элементов цельное содержание, цельное в силу того, что «работа сновидения повинуется необходимости соединить в одно целое все источники сновидения»[65]. Толкование предполагает анализ[66], то есть разложение целого на частиii и выявление значения этих частей — сновидных мыслей: «мне приходится разложить сновидение на отдельные части, и тогда он [пациент] к каждой такой части приводит целый ряд мыслей, которые можно назвать «задними мыслями» этих элементов сновидения»[67]. В этом отличие от толкования сновидения о коровах библейским Иосифом, с которым себя в детстве отождествлял Фрейд[68], в этом вообще отличие от большинства сонников и символических традиций толкования сновидений. Символическое толкование «рассматривает содержание сновидения как нечто целое и старается заменить его другим понятным и в некоторых отношениях аналогичным содержанием»[69].

Аналитическое толкование предполагает действие метода свободных ассоциаций, выведенного Фрейдом из работы с пациентами, а также из метода толкования сновидений Артемидора, с «расшифровыванием»: «мне приходится разложить сновидение на отдельные части, и тогда он к каждой такой части приводит целый ряд мыслей, которые можно назвать «задними мыслями» этих элементов сновидения. В этом первом важном условии мой метод толкования сновидений <...> приближается ко второму методу «расшифровывания» [Артемидора J»[70]. Анализ, а точнее самоанализ — «Теперь я сам переживаю то, что в роли третьего наблюдал у своих пациентов» — предполагает перераспределение ролей на сцене представления переживания. Эта роль третьего предполагает наличие некоего сценического треугольника, состоящего из: при истерии: разыгрывающего роль — разыгрываемой роли — зрителя (аналитика, психиатра и т.д.), при сновидении: сновидца — сновидения — толкователя (аналитика, предсказателя и т.д.).

Толкование на первом этапе производит работу обратную работе сновидения. Если последнее осуществляет соединение различных элементов в единое целое, то в ходе толкования целое должно быть разложено на составные части, а затем необходимо переструктурировать отношение между ними, восстановить утраченные связи между отдельными элементами согласно логике желания: поскольку «сновидение не располагает средствами для изображения... логических связей между мыслями...», то «толкование должно затем снова восстановить эту связь, уничтоженную деятельностью сновидения»[71].

Толкование сновидений это всегда выбор, выбор пути, по которому пойдешь, это всегда выбор точки зрения, той точки, из которой ведется наблюдение за пересказом сновидения, той точки, которая обеспечивает своего рода одноглазие, циклопичность, определенный открывающийся кругозор.

Итак, королевская дорога к познанию бессознательного началась с анализа собственных сновидений, с самоанализа; З.Фрейд был уверен, что единственный способ по-настоящему понять его теорию — самому подвергнуться ей, анализу своей психической активности, и другого пути — нет.iii

В середине июля 1895 года Фрейд с Мартой и пятью детьми по «Небесной» улице [Himmelstrasse] попадает в пансион «Прекрасный вид» [BelleVue], где в ночь с 23 на 24 июля видит сновидение, которое получит название «Об инъекции Ирме», и которое станет самым знаменитым сновидением — первым, подвергнутым детальному психоаналитическому толкованию.» О значении, которое этому событию придает Фрейд, он напишет Флиссу 12 июня 1900 г.: «Представляешь, однажды на мраморной табличке на этом здании можно будет прочитать:

ЗДЕСЬ 24 ИЮЛЯ 1895 ГОДА ТАЙНА СНОВИДЕНИЙ ОТКРЫЛАСЬ Д-РУ ЗИГМУНДУ ФРЕЙДУ

Тайна открылась. Желание осуществилось[72].

 
 


i Египет, для Фрейда, в связи с фигурой Моисея постепенно обретает амбивалентное значение: во-первых, это — «квинэссенция не-еврейства», во-вторых, — «символ всего того, что отличает иудаизм от остальных религиозных групп» (Krüll М.,19о6,р.198).

ii Само слово анализ разложимо на части, указывающие на два, казалось бы, противоположных направления: археологическое — «ана» и эсхатологическое — «люсис» (Cf.Derrida J., 1996).

iii Как писал Т.Рейк, «основой психоанализа является то, что ему нельзя научиться, его можно только пережить» (cit. Aler М., 1992, р.9). Переживание, проживание как форма проявления пассивности связано с психоанализом как новой формой терапии, с переходом от активной роли гипнотизера к пассивной роли аналитика, к терапии в общем психическом пространстве, реорганизующемся в отношениях аналитика и пациента.

iv Это сновидение, основополагающее в истории психоанализа, отсылает к другому, не менее важному для рождения психоанализа событию, а именно к отношениям Анны О. (Берты Паппенгейм) с Иозефом Брейером, к осмыслению этих отношений Фрейдом в качестве переноса: «Сновидение об инъекции Ирме — не только момент, когда Фрейд обнаруживает королевскую дорогу к [пониманию] бессознательного. Оно — повторение основополагающей сцены психоанализа. Лечение Брейером Анны О., конфронтация аналитика с истеричкой, а также стремление избежать повторения бегства Брейера перед лицом страха ответственности, врачебной, семейной и прочей. <...> Избегая этой ответственности, Фрейд сумел обнаружить сексуальный перенос: он сумел переименовать момент, когда пациентка (или его жена) сказала: «Рождается ребенок д-ра Фрейда!» в нечто не имеющее к нему никакого отношения. Ответственность лежит на ком-то другом. На ком же?» (Forrester J., 1990, р.29) — На том, за кого принимает бессознательное пациентки аналитика, на том, кто занимает в ее психическом пространстве место аналитика.


 

III







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.