Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СНОВИДЕНИЕ: ОКНО В ПСИХИЧЕСКИЙ АППАРАТ





Коллега Р. — мой дядя.— Я питаю к. нему нежные чувства. Он очень изменился. Лицо его вытянулось; мне бросается в глаза большая рыжая борода.[105]

Это сновидение известное как сновидение «о рыжебородом дяде» не только ярко проявляет процессы искажения, сгущения и смещения, которые привели к тому, что «он очень изменился», но и существование двух инстанций.

Желание в сновидении замаскировано. Цензура искажает содержание сновидения, не позволяя обнаружить желание на его поверхности. Манифестное содержание сновидения — маска, скрывающая сновидные мысли. В психической реальности, в царстве снов действуют, точнее противодействуют, как минимум, «две силы (течения, системы), из которых одна образует желания, проявляющиеся в сновидений, другая же совершает функции цензуры и, благодаря этой цензуре, способствует искажению желания».[106] Толкование сновидения, таким образом, связано с признанием того факта, что «из первой системы [бессознательного] ничто не может достичь сознания, не пройдя предварительно через вторую инстанцию, а вторая инстанция не пропускает ничего, не оказывая своего цензурирующего влияния.»[107]

Искомое желание представляет в сновидении систему бессознательного [das Unbewusste]. [108] Именно через выявление неосознаваемых желаний мы движемся к познанию бессознательного: здесь появляется знаменитая формула: «Толкование сновидений есть via regia к познанию бессознательного в душевной жизни''. [109]

Итак, Зигмунд Фрейд высадился на новую землю, а точнее увидел ее на горизонте.[110] Обнаружение бессознательного, то есть признание качественной разнородности[111] психики, стало отправной точкой психоаналитической метапсихологической теории[112], ибо только оно позволило Фрейду объяснить сложность психических переживании человека, их причинность, их логику.

С этой вновь обнаруженной Фрейдом территории приходят сновидения, причем история этой территории относится к доисторическому периоду развития человека, к тому периоду, о котором субъекту пережившему его практически ничего не известно, поскольку память о нем подвергается забвению, инфантильной амнезии, которая связана не с утратой воспоминания, а с вытеснением, даже с первичным вытеснением, первовытеснением [Urverdrängung}. Именно в инфантильной амнезии Фрейд видел прообраз последующих вытеснений, Фрейд пишет Флиссу 10 марта 1898: «Биологически жизнь сновидении, как мне кажется, целиком происходит из остатков доисторического периода жизни (от года до трех), из того же периода, который является источником бессознательного, и который содержит этиологию всех психоневрозов, из того периода, который обычно характеризуется амнезией, аналогичной амнезии истерической. Вот какая формула явилась мне: увиденное в доисторический период порождает сновидения; услышанное — фантазии; сексуально пережитое — психоневрозы» (Freud S. 1986, S.329-30).

Причем, речь не идет просто о некой формации, называемой «бессознательное»[113], но о системе бессознательного, что подразумевает, помимо динамической, еще топографическую и структурную стратификацию. Бессознательное имеет значение и не имеет его, оно обретает его в процессе толкования, перевода, дешифровки; «само же по себе» оно так и остается всегда уже неведомой психической реальностью, неизвестным осознанного, тем, содержание чего познается в качестве всегда уже осознанного и, стало быть, отчужденного от себя самого. Сознание, таким образом, оказывается перед лицом двух непосредственно непостигаемых, но истолковываемых миров, двух реальностей — психической и актуальной. Причем, «бессознательное как истинно реально психическое, столь же неизвестно нам в своей внутренней сущности, как реальность внешнего мира, и раскрываемое данными сновидения в столь же незначительной степени, как и внешний мир показаниями наших органов чувств»[114]. Отчужденное от внешней и внутренней реальности, сознание все же остается единственным инструментом познания, работы анализа, работы толкования.

Две реальности связываются в сновидении. Энергия бессознательных желаний психической реальности возбуждает остатки дневных впечатлений актуальной реальности, организуя содержание сновидения. Инициатива исходит от независимой формации бессознательного — от вытесненного.[115]

Активно проявляющиеся в сновидении бессознательные процессы позволяют объяснять строение психики: «благодаря толкованию сновидений, как благодаря открытому окну, можно бросить взгляд в затаенные глубины нашей психики»[116] позволяют увидеть строение психического аппарата, и даже «может возникнуть мысль, что толкование сновидения способно дать нам разъяснение относительно структуры нашего душевного аппарата, которого мы тщетно ждали от философии»[117]. Психический аппарат позволяет локализовать в ощущениях желание: исходящее из неприятного ощущения и направленное к приятному течение в аппарате мы называем желанием»[118]. Именно желание запускает работу психического аппарата: «ничто, кроме желания, не может привести в движение аппарат»[119] Желание призвано снять напряжение, устранить неприятные ощущения в угоду господствующего в бессознательном принципа удовольствия.[120]

Кроме того, желание генетически связано с запуском процесса воспоминания: «Первым желанием является, по-видимому, галлюцинаторное воспроизведение воспоминания об удовлетворении»[121]. Сновидение — одна из форм воспоминания, пробуждения следов памяти. Поскольку следы эти зарегестрированы в различных системах, то их активность и связывает эти самые системы между собой.[122]

Сновидение о дяде является программным, поскольку оно пробуждает в ходе толкования ранние воспоминания, возвращает Фрейда в так называемое доисторическое время, во Фрайбург, во времена рождения семейной тайны — позорной истории фальшивомонетчика дяди. Погружение в глубины психического аппарата — регрессия к детским воспоминаниям, к давно прошедшим событиям: «Однажды — теперь тому уже больше тридцати лет — он [дядя], поддавшись искушению нажить крупную сумму, совершил поступок, тяжело караемый законом. Отец мой, поседевший в то время в несколько дней от горя, говорил потом очень часто, что дядя Иосиф не дурной человек, а просто «дурак».,[123] В конце концов, в толковании Фрейда дядя Иосиф становится на службу его желанию и расправляется с коллегой Р., перемещая с себя на него характеристику «дурак», и с коллегой Н., отныне — «преступником». Желание Фрейда расчистить путь к профессуре устраняет соперников.

Именно желание вызывает и появление второй системы психического аппарата, задача которой — сохранение, захоронение, криптографирование тех сцен и связанных с ними переживаний, которые оказались неугодными для первой системы. Таким образом, «обе системы представляют собой то, что во вполне законченном аппарате мы назвали бсз. и прс.»[124] Причем, в каждой из систем действуют свои процессы, каждая из систем удовлетворяет различным запросам.[125] Если в одной системе, без., действуют первичные процессы, то в другой — вторичные, и отличаются они, в частности, тем, что «первичный процесс (Primärvorgang) способствует прохождению раздражения, чтобы с его помощью накопленной таким образом величины последнего образовать идентичность восприятия», а «вторичный процесс (Sekundärvorgang) оставляет это намерение и вместо него задается другим,— образовать идентичность мышления».[126]

Первичный процесс характеризуется свободным перемещением энергии, в то время как вторичный — энергией связанной.i Свободная энергия бессознательных процессов первична в отношении связанной энергии. Свободная энергия без сознательного контроля перемещается с представления на представление, стремительно выстраивая сновиденческие конфигурации. Используемые в толковании сновидения свободные ассоциации должны позволить энергии вновь свободно смещаться с элементов содержания сновидений на серии родственных представлений. Свобода ассоциаций при этом, парадоксальным образом, сверхдетерминирована игрой бессознательных желаний. Свобода связана. Свобода направленна.

В сновидении спящий отворачивается от мира материальных объектов, регрессирует к состоянию, при котором энергия его вновь начинает свободно перетекать в поисках удовлетворения желания с одного представления на другое, с другого на третье и т.д. Так начинается скольжение, смещение, замещение — рыжебородый дядя Иосиф — Иосиф Пур, одноглазый доктор,ii навещавший Фрейда в известном сне[127] — Иосиф Брейер, друг и наставник — Иосиф Прекрасный, снотолкователь: «Читателю может броситься в глаза, что имя Иосиф играет столь видную роль в моих сновидениях (см. сновидение о дяде). Позади лиц, носящих это имя, я особенно легко могу скрывать свое «я», так как библейский Иосиф был, как известно, толкователем сновидений»[128]. Энергия влечения способна свободно переходить по ассоциативным цепочкам не только от одного представления на другое, но также с целого представления на его часть, погружаться в мир малых деталей, затем удаляться от некой частности, открывая картину целого объекта, целых миров.

Более того, первичный процесс работает на принцип удовольствия, в то время как вторичный — на принцип реальности. Принцип удовольствия формулируется Фрейдом во времена «Толкования сновидения» через негативность, то есть человек не то чтобы стремился к обретению удовольствия, но в первую очередь — к избеганию неудовольствия.

Психический аппарат запускается бессознательным желанием, и «ничто, кроме желания, не может привести в движение аппарат».[129] Бессознательное желание господствует и в сновидении, в то время как «сознательное желание лишь в том случае становится возбудителем сновидения, когда ему удается пробудить равнозначащее бессознательное и найти себе в нем поддержку и подкрепление»[130]. Сознанию отводится роль «органа чувств для восприятия психических качеств».[131] И далеко не все допускается в сознание, более того, далеко не все допускается в систему предсознательное-сознание. Не допускается благодаря цензуре.[132]

Бессознательное желание не только приводит в движение психический аппарат, но и конституирует психическую реальность,[133] которая, как неоднократно подчеркивает Фрейд, является особой формой существования, которую не следует путать с материальной реальностью. В психической реальности правят бессознательные желания.

Поворот от реальной травмы к фантазии, от материального события к психическому переживанию знаменуют рождение собственно психоаналитического метода. В психическом мире правят свои силы, свои принципы, свои законы, здесь в борьбу вступают симбиотически неразлучные лошадь и всадник. Эта кентаврическая фигура обнаруживается в коллекции,[134] в анекдотах,[135] в теоретических метафорах,[136] в клинической практике,[137] в сновидениях, наконец: «Я еду верхом на серой лошади, в начале робко и не решительно, как будто сижу неудобно. Я встречаю коллегу; он сидит на лошади молодцом и почему-то надо мною смеется (вероятно потому, что я сижу очень неловко). Я стараюсь устроиться на моей умной лошади поудобнее, усаживаюсь получше и вдруг замечаю, что чувствую себя, как дома. Вместо седла у меня нечто вроде матраца; он заполняет собою весь промежуток между шеей лошади и крупом. Проехав улицу, я поворачиваю и хочу слезть с лошади у маленькой открытой часовни. Но проезжаю мимо и слезаю только у соседней. На той же улице имеется и постоялый двор. Я мог бы пустить туда лошадь и одну, но я предпочитаю отвести ее туда. У меня чувство, будто мне было стыдно приехать туда верхом. Перед постоялым двором стоит мальчик, показывает мне записку, которую я обронил, и смеется надо мною; на записке написано и дважды подчеркнуто: «Не есть». И вторая фраза: «Не работать». У меня чувство, будто я в чужом городе, и мне делать нечего.

 

i Эти понятияпришли к Фрейду от Гельмгольца, который говорит о двух типах энергии в рамках второго закона термодинамики. Впрочем, у Фрейда они обретают совсем иное значение.

ii Роль этого одноглазого доктора в отдельных исследованиях сновидений Фрейда оказывается просто ключевой. Дело не только в том,что у Фрейда остался на всю жизнь упомянутый им шрам, над которым тот колдовал, но и в том, что он вместе с няней находился у кроватки умершего младшего брата Юлиуса, и, тем самым, он оказывается вписанным в первичную сцену, в протосценарий семейного романа, в историю о «Жутком», в кастрационную тревогу эдипова периода: «одноглазый доктор несомненно виделся вторженцем, способным проникнуть в любое отверстие; будучи мощным органом, он способен создать новую жизнь и разрушить по ходу жизнь предыдущую» (Harris J., 1984, p.48). Здесь, по мнению автора книги «Одноглазый доктор», происходит еще одно важное замещение, отца на доктора, в результате которого пугающие отношения снимаются с отца и переносятся на доктора, и с отцом возможно установление нормальных отношений.

 


 

V







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.