Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Фрейд относит к паранойе не только бред преследования, но также эротоманию, бред ревности и манию величия.





ПАРА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Нем.: Gegensatzpaar. — Франц.: couple d'opposes. — Англ.: pair of opposites. — Исп.: par antitetico. — Итал.: coppia d'opposti. — Португ.: par antitetico.

• Термин, которым Фрейд часто обозначал наиболее важные, опор­ные оппозиции как на уровне психологии и психопатологии (например, садизм —мазохизм, вуайеризм—эксгибиционизм), так и на уровне метапсихологии (например, влечения к жизни —влечения к смерти).

• Это понятие появляется в "Трех очерках по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905), где Фрейд стремится подчеркнуть фундаментальный характер некоторых извращений: "Мы утверждаем, что некоторые склонности к извращению пред­стают в виде пар противоположностей, что [...] имеет большое теоретическое значение" (1а). Так, изучение садизма, например, показывает, что преобладание садистских тенденций вызывает одновременно и мазохистское удовольствие; подобно этому, обра­зуют пару вуайеризм и эксгибиционизм как активная и пассивная формы одного и того же частичного влечения*. Эти пары противо­положностей, особенно заметные при извращениях, регулярно встречаются и в психоанализе неврозов (1b).

За всеми этими клиническими данными понятие пары противо­положностей вырисовывается как постоянный элемент фрейдовс­кой мысли, поскольку этот глубинный дуализм позволяет в конечном счете осмыслить сущность конфликта.

В какой бы форме ни проявлялся этот дуализм в различные периоды развития фрейдовского учения, мы постоянно сталкива­йся с такими понятиями, как “пара противоположностей”, “противоположность” (Gegensatzlichkeit), “полярность” (Polaritat) (2). Понятие пары противоположностей встречается не только на описательном уровне, но и на различных уровнях теоретического осмысления — в трех оппозициях, определяющих последователь­ность либидинальных установок субъекта (активный —пассивный, фаллический —кастрированный и мужской —женский), в понятии амбивалентности*, в паре понятий удовольствие — неудовольствие и на более глубоком уровне — в дуализме влечений (любовь и голод, влечения к жизни и влечения к смерти).

Заметим, что эти парные понятия относятся к одному уровню, но не сводимы друг к другу; они не порождают друг друга по диалектическому принципу, скорее эта пара противоположностей лежит в основе любого конфликта и выступает как движущая сила любой диалектики.

 

 

(1) Freud (S.). a) G.W., V, 59; S.E, VII, 160; франц., 46. — b) Cf. G.W., V 66—67; S.E, VII, 166—167; франц., 54—55.

(2) Cf. Freud (S.). Triebe und Triebschicksale, 1915. G.W., X, 226; S.E., XTV 133; франц., 55 sqq.

ПАРАНОИДНЫЙ (прил.)

Нем.: paranoid. — Франц.: paranoїde. — Англ.: paranoid. — Исп.: paranoide. — Итал.: paranoide. — Португ.: paranoide.

См.: Установка параноидная и комментарий к статье "Пара­нойя".

ПАРАНОЙЯ

Нем.: Paranoia. — Франц.: paranoїa. — Англ.: paranoia. — Исп.: paranoia. — Итал.: paranoia. — Португ.: paranoia.

• Хронический психоз, черты которого — более или менее систе­матический бред, увлечение интерпретаторством, сохранение умст­венных способностей; постепенного ухудшения психического состояния обычно не наблюдается.

ПАРАФРЕНИЯ

 

Нем.: Paraphrenie. — Франц.: paraphrenie. — Англ.: рагарhreniа. —Исп.:parafrenia. — Итал.: parafrenia. — Португ.: parafrenia.

• А) Термин Крепелина, обозначающий хронические бредовые психозы, которые, подобно паранойе, не сопровождаются снижением умственных способностей и не приводят к слабоумию, но, подобно шизофрении, изобилуют плохо систематизированными бредами, основанными на галлюцинациях и выдумках.

Б) Термин Фрейда, обозначающий либо шизофрению (“парафрения в узком смысле слова”), либо шизофрению и паранойю, вместе взятые.

В наши дни общепринятым является крепелиновское значение термина.

Крепелин предложил термин "парафрения" раньше Фрейда (между 1900 и 1907 гг.). Его нозологическая концепция парафрении, ныне ставшая общепринятой, излагается во многих книгах по психиатрии.

Фрейд использовал это понятие совершенно иначе. Он пред­почитал терминам "раннее слабоумие" и "шизофрения"* термин "парафрения", строившийся на иных допущениях относительно основного механизма болезни, хотя сходство терминов "пара­френия" и "паранойя" подчеркивало сходство самих этих расст­ройств (1).

Во "Введении в нарциссизм" (Zur Einfuhrung des Narzissmus, 1914) Фрейд вновь обратился к термину "парафрения" в более широком его значении (паранойя и шизофрения, вместе взятые), продолжая, однако, называть шизофрению "парафренией в собст­венном смысле слова" (eigentliche Paraphrenie) (2).

Вскоре, видимо вследствие успеха блейлеровского термина "шизофрения", Фрейд отказался от этого терминологического нов­шества.

(1) Cf. Freud (S.). Psychoanalytische Bemerkungen uber einen autobiographisch beschriebenen Fall von Paranoia (Dementia paranoides), 1911. G.W., VIII, 312—313; S.E., XII, 75; франц., 319.

(2) Cf. Freud (S.). G.W., X, 138—170; S.E., XIV, 73—102.

ПЕРВОВЫТЕСНЕНИЕ

Нем.: Urverdrangung. — Франц.: refoulement originaire. — Англ.: primal repression. — Исп.: represion primitiva или originaria. — Итал.: rimozione originaria или primaria. — Португ.: recalque (или recalcamento) primitivo или originario.

• По Фрейду, первый этап вытеснения. В результате этого процесса возникает определенное количество бессознательных представлений, или "первовытесненное". Возникшие таким образом бессознательные ядра участвуют затем в процессе вытеснения в собственном смысле слова, притягивая к себе подлежащие вытеснению содержания, тогда как вышестоящие инстанции, напротив, отталкивают их.

• Мы предпочли переводить на русский язык немецкую приставку "Ur" корневым элементом "перво-": он же встречается и в других фрейдовских терминах, например, Urphantasie (первофантазия, первофантазм*), Urszene (первосцена*).

Хотя понятие первовытеснения далеко от ясности, оно выступает как одна из важнейших составных частей фрейдовской теориии вытеснения и постоянно встречается у Фрейда, начиная со случая Шребера. О наличии первовытеснения можно судить прежде всего по его последствиям. По Фрейду, представление не может быть вытеснено, если оно не подвергается одновременно двоякого рода воздействиям: отталкиванию со стороны вышестоящих инстанций и притяжению со стороны уже погрузившихся в бессознательное содержаний. Все это, однако, не позволяет объяснить наличие в бессознательном таких образований, которые не были объектом притягивающего воздействия других образований: отсюда та роль, которая приписывается "первовытеснению" в отличие от собственно вытеснения или вытеснения в последействии (Nachdrangen). В 1926 г. Фрейд заявил, что наши знания о первовытеснении очень ограниченны (1а). Из фрейдовских гипотез можно, однако, сделать несколько выводов (а).

1) Между первоначальным вытеснением и фиксацией* сущест­вуют тесные отношения. В исследовании случая Шребера первая стадия вытеснения описывается как фиксация (2). Если в этом тексте фиксация рассматривается как "задержка развития", то в других случаях этот термин имеет менее узкий генетический смысл и обозначает не только фиксацию на определенной либидинальной стадии, но также фиксацию влечения на представлении и "запись" (Niederschrift) этого представления в бессознательном: "У нас есть основания предполагать существование первовытеснения как первой стадии вытеснения, заключающейся в том, что психический репрезентатор (представление как репрезентатор влечения) не получает доступа в сознание. Это и порождает фиксацию: данный репрезентатор остается неизменным, а влечение сохраняет свою связь с ним" (3).

2) Хотя первовытеснение лежит в основе первых бессознательных образований, его механизм невозможно объяснить ни нагрузкой* бессознательного, ни разгрузкой* системы предсознание- сознание, но лишь противонагрузкой*. "Именно [противонагрузка] есть та постоянная растрата, которая происходит при первовытеснении, обеспечивая его постоянство. Противонагрузка - это единственный механизм первоначального вытеснения: при вытеснении в собственном смысле слова (или, иначе, вытеснении в последействии) к нему добавляется также разгрузка предсознания" (4).

3) Природа этой противонагрузки остается неясной. По Фрейду, маловероятно, чтобы она была связана со Сверх-Я, которое формируется позже первовытеснения. Быть может, ее истоки следует искать в очень сильных архаических переживаниях. "Весьма вероятно, что непосредственными побуждающими причинами первовытеснений были такие количественные факторы, как слишком большой напор возбуждений или прорыв защиты от возбуждений (Reizschutz)" (lb).

а) Попытка истолковать понятие первоначального вытеснения содержится в работе Ж. Лапланша и С. Леклера "Бессознательное" (Les temps Modernes, 1961, XVII, n.183).

1) Freud (S). Hemmung, Symptom und Angst, 1926.—a) Cf. G.W., XIV, 121; S:F., XX, 94; франц., 10.— b) G.W., XIV, 121; S.E., XX, 94; франц., 10.

(2) Cf. Freud (S.). Psychoanalytishe Bemerkungen uber einen autobigraphisch beschriebenen Fall von Paranoia (Dementia paranoides), 1911. G.W., VIII, 303—304; S.E., XII, 67; франц., 311.

(3) Freud (S.). Die Verdrangung, 1915. G.W., X, 250; S.E., XIV, 148; франц., 71.

(4) Freud (S.). Das Unbewusste, 1915. G.W., X, 280; S.E., XIV, 181; франц., 120.

ПЕРВОСЦЕНА

Нем.: Urszene. — Франц.: scene originaire. — Англ.: primal scene. — Исп.: escena primitiva или originaria или protoescena — Итал.: scena originaria или primaria. — Португ.: cena primitiva или originaria или protoscena.

• Сцена сексуальных отношений между родителями, наблюдаемая или воображаемая ребенком на основе каких-то признаков. Обычно ребенок истолковывает эту сцену как акт насилия со стороны отца.

• Термин Urszenen (первоначальные или первичные сцены) впер­вые появляется во фрейдовской рукописи, датированной 1897 г. (1) для обозначения травматического детского опыта, построенного в виде отдельных сценариев или сцен (см.: Фантазия, фантазм); в этот период Фрейд еще не придавал особого значения сценам с родительским коитусом.

В "Толковании сновидений" (Die Traumdeutung, 1900) речь не идет о первосцене как таковой, хотя Фрейд подчеркивал, что зрелище родительского коитуса порождает у ребенка чувство страха: “Я нашел объяснение этому страху: он связан с сексуальным возбуждением; ребенок не способен ни совладать с ним, ни понять его и, конечно, пытается самоустраниться из сцены, в которой участвуют его родители” (2).

Психоаналитический опыт заставил Фрейда придать большее значение сцене, где ребенок выступает как свидетель сексуальных отношений между родителями: эта сцена "редко отсутствует в запаснике бессознательных фантазмов, она всегда присутствует у невротиков и, быть может, у всех детей вообще" (3). Сцена эта входит в набор так называемых "первофантазий" (Urphantasien). Зрелище родительского коитуса описано Фрейдом и названо "первосценой" лишь в "Человеке с волками" (Aus der Geschichte einer infantilen Neurose, 1918). Изучая этот случай, Фрейд выявил различные аспекты первосцены: ребенок видит в коитусе агрессию со стороны отца при отношениях садомазохистского типа; он испытывает одновременно и сексуальное возбуждение, и страх кастрации и истолковывает эту сцену в духе детской сексуальной теории как анальный коитус.

По мнению Рут Мак Брунсвик, "...детское понимание родитель­ского коитуса и интерес ребенка к нему основаны на его собствен­ном доэдиповском опыте телесных отношений с матерью и связанных с ним желаний" (4).

Следует ли видеть в первосцене воспоминание о действительно пережитом событии или чистую фантазию ребенка? Этот вопрос стал предметом собственных размышлений Фрейда, его споров с Юнгом; он неоднократно возникал по поводу “Человека с волками”. Ответы Фрейда на этот вопрос, при всем их разнообразии, распо­лагаются где-то между двумя крайними полюсами. В первой редакции "Человека с волками"(1914) Фрейд стремился доказать реальность первосцены и подчеркивал, что ее понимание и истол­кование у ребенка обусловливается механизмом последействия* (nachtraglich). С другой стороны, он подчеркивал в первосцене все то, что обусловливалось ретроспективным фантазированием (Zuruckphantasieren), утверждая, однако, что реальность (звуки, шумы, коитус у животных и т.д.) дает здесь, по крайней мере, ключ к разгадке (5).

Помимо участия в спорах о реальных и воображаемых элементах первосцены, Фрейд — прежде всего в противоположность Юнгу — настаивал на том, что эта сцена, в онтогенетическом и филоге­нетическом смысле, принадлежит прошлому индивида — как событие, возможно мифическое, но всегда уже присутствовавшее в человеческой психике до того, как механизмы последействия наделили его значением.

(1) Cf. Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887—1902. Нем., 210. англ., 197; франц., 174.

(2) Freud (S.). G.W., II—III, 591; S.E., V, 585; франц., 478.

(3) Freud (S.). Mitteilung eines der psychoanalytischen Theorie widersprechenden Falles von Paranoia, 1915. G.W., X, 242; S.E., XIV, 269; франц., 8.

(4) Mack Brunswick (R.). The Preoedipal Phase of the Libido Development, The Psycho-Analytic Reader, 1950, 247.

(5) Cf. Freud (S.). G.W., XII, 137, n.; S.E., XVII, 103, n.; франц., 404, n.

ПОВТОРЕНИЕ

Нем.: Wiederholung. — Франц.: repetition. — Англ.: repetition. — Исп.: геpeticion. — Итал.: ripetizione. — Португ.: repeticao.

См.: Навязчивое повторение.

ПОГРАНИЧНЫЙ СЛУЧАЙ

Нем.: Grenzfall. — Франц.: cas-limite. — Англ.: borderline case. —Исп.: caso limitrofe. — Итал.: caso limite. — Португ.: caso limitrofe.

• Термин для обозначения психопатологических расстройств, занимаюших промежуточное положение между неврозом и психозом, прежде всего, скрытой шизофрении с симптомами невротического поведения.

Понятие пограничного случая не имеет четкого классификационного значения. Различия в его использовании свидетельствуют о том, что эта область лишена ясных очертаний. В зависимости от подхода в это понятие включали психопатию, извращения, преступное поведение, сложные случаи невроза характера. Однако чаще всего это понятие обозначает шизофрению с невротическими симптомами.

Распространение психоанализа сыграло свою роль в выявлении "пограничных случаев". Психоанализ помог обнаружить психотическую структуру даже в тех случаях, которые раньше рассматривались как чисто невротические расстройства. В теории обычно считается, что в этих случаях невротические симптомы выполняют роль защиты от психоза.

ПОДАВЛЕНИЕ

Нем.: Unterdruckung. — Франц.: repression. — Англ.: suppression. — Исп.:suprecion. — Итал.: repressione. — Португ.: supressao.

• А) В широком смысле слова — психическая операция, направ­ленная на устранение из сознания неприятного или неуместного содержания идеи, аффекта и т.д. В этом смысле вытеснение высту­пает как особый вид подавления.

Б) В более узком смысле слова — некоторые операции в смысле А, отличные от вытеснения:

а) либо осознанностью действия, в силу чего подавленное содержание становится лишь предсознательным, а не бессознатель­ным;

ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ

Нем..: Nachtraglichkeit (subst.), nachtraglich (adj. и adv.). — Франц.: apres-coup (subst.m., adj. и adv.). — Англ.: differed action, differed (adj.). — Исп.: posterioridad, posterior, posteriormente. — Итал.: posteriore (прил.), posteriormente (нареч.). — Португ.: posterioridade, posterior, posteriormente.

• Термин Фрейда, связанный с его представлениями о психическом времени и причинности: формы опыта, впечатления, мнеснческие следы*, — все это со временем перестраивается в зависимости от нового опыта на новой ступени развития. Тогда эти формы могут приобретать новый смысл и новую психическую действенность.

• Фрейд употребляет термин nachtraglich постоянно и последова­тельно, нередко выделяя его курсивом. Уже очень рано у Фрейда встречается и субстантивная форма Nachtraglichkeit. Все это свиде­тельствует о том, что, хотя Фрейд не дает ни определения, ни общей теории последействия, понятие последействия было частью его концептуального аппарата. Значение этого понятия подчеркнул Жак Лакан, и в этом его заслуга. К сожалению, из-за отсутствия единого эквивалента этого термина проследить его использование в английских и французских переводах Фрейда невозможно.

Не пытаясь построить теорию последействия, постараемся здесь вкратце очертить смысл и место этого понятия в контексте фрей­довской трактовки психического времени и причинности.

1) Прежде всего это понятие исключает такие упрощенные истолкования, которые сводят психоаналитическое понимание истории субъекта к линейному детерминизму воздействий прошлого на настоящее. Психоанализ нередко упрекали в том, что он сводит всю совокупность человеческих желаний и поступков к прошлому, к детству, причем полагали, что эта тенденция усилилась с развитием психоанализа: устремляясь все глубже в прошлое, психоаналитики приходят в итоге к утверждению, что вся человеческая судьба определяется уже в самые первые месяцы жизни и чуть ли не во чреве матери...

Фрейд с самого начала указывал, что субъект перерабатывает прошлые события в последействии и что именно эта переделка сообщает им смысл, действенность или даже патогенную силу. 06.12.1896 Фрейд писал В.Флиссу: "... сейчас я разрабатываю гипотезу, согласно которой наш психический механизм складывался послойно: материал, образующий мнесические следы, время от времени, в зависимости от обстоятельств, подвергался перестройке и перезаписи " (1a).

2) Эта мысль может привести к точке зрения, согласно которой все постигаемые психоанализом явления во многом обусловлены ретроспективной иллюзией. Именно это имел в виду Юнг, говоря о ретроспективном фантазировании (Zuruckphantasieren): по Юнгу, взрослый человек истолковывает прошлое в фантазиях, представ­ляющих собою не что иное, как символическое выражение его нынешних проблем. При таком подходе переистолкование высту­пает для субъекта как способ укрыться от насущных "запросов реальности" в воображаемом прошлом.

Существуют подходы, связывающие последействие с кон­цепцией временности, которая вышла на передний план в философии и была подхвачена различными направлениями экзистенциального психоанализа: сознание строит свое прошлое, постоянно перекраивая его смысл в соответствии со своим "проек­том".

*

Фрейдовская концепция последействия представляется гораздо более строгой. Для нее характерны следующие моменты:

1) механизму последействия подчиняется обычно не пережива­емый опыт как таковой, но скорее то в этом опыте, что в момент переживания не могло быть полностью включено в значимый контекст. Прообразом такого переживания выступает травмирующее событие;

2) механизм последействия может начать функционировать под влиянием новых событий или ситуаций, а также в связи с наступлением биологической зрелости, позволяющей субъекту, переработав свой прежний опыт, добраться до новых смыслов;

3) последействию весьма способствует неравномерность развития человеческой сексуальности.

Все это можно проиллюстрировать многими примерами использования слова nachtraglich у Фрейда. Особенно наглядными представляются нам два текста.

В "Наброске научной психологии" (Entwurf einer Psychologie, 1895) Фрейд, изучая вытеснение при истерии, ставит вопрос: почему вытеснение затрагивает прежде всего именно сексуальность? На конкретном примере он показывает, что вытеснение предполагает два события, четко отделенные друг от друга во времени. Первое - это сексуальная сцена (взрослый — соблазнитель), которая в тот момент не имела для ребенка сексуального значения. Второе событие кое в чем сходно с первым, хотя это сходство, быть может, и поверхностно. На этот раз, уже достигнув половой зрелости, субъект способен испытать сексуальные эмоции, которые он отныне будет сознательно связывать со вторым событием, тогда как на самом деле они вызваны воспоминанием о первом событии. В подобных случаях Я не способно применить обычные средства защиты (например, отстранение через отвлечение внимания) or неприятного сексуального аффекта: "Внимание направляется на восприятия, поскольку обычно именно они служат поводом для выражения неудовольствия. Однако в данном случае не восприятие, а мнесический след позволяет неудовольствию проявиться, а Я обнаруживает это слишком поздно" (1b). И потому. Я прибегает к вытеснению, или, иначе, к "патологическому способу защиты", действуя по логике первичного процесса.

Мы видим, что вытеснение связывается здесь с "запаздыванием зрелости", которое, по Фрейду, характерно для человеческой сек­суальности: "В психике каждого подростка есть мнесические следы, которые он может осмыслить лишь с появлением собственных сексуальных ощущений" (1с). "Позднее наступление зрелости делает возможной "посмертную" реализацию первичных процессов" (Id).

С этой точки зрения, лишь вторая сцена придает первой патогенный смысл: "Вытесненное воспоминание становится травмой лишь в последействии" (Id). Таким образом, понятие последействия тесно связано с ранними фрейдовскими формулировками понятия защиты*, а именно, с теорией соблазнения*.

На это можно возразить, что открытие детской сексуальности, сделанное Фрейдом в более поздний период, лишает эту концепцию смысла. Наилучший ответ на эту критику дается в изложении случая “Человека с волками”, где речь многократно идет о последействии, хотя отныне этот период смещен на первые годы жизни ребенка.Последействие лежит в основе фрейдовского анализа патогенного сновидения и его отношения к первосцене*: “Человек с волками” понял смысл коитуса "...лишь тогда, когда увидел этот сон, т. в4 года, а вовсе не тогда, когда он наблюдал эту сцену. Впечатления полуторагодовалого ребенка могли быть им осознанны лишь в последействии, когда он увидел сон, благодаря [новому этапу развития] сексуальному возбуждению и своим сексуальнымпоискам" (2а). В истории этого детского невроза, как показывает Фрейд, сон привел к фобии: "... благодаря сну зрелище коитуса приобрело последейственность" (2b).

В 1917 г. Фрейд добавил к описаниям “Человека с волками” два пространных размышления, показывающих, что юнговская теория ретроспективного фантазирования не оставила его равнодушным. Он признал, что, поскольку первосцена есть итог психоаналитической реконструкции, она вполне может быть придумана субъектом, настаивая при этом, что впечатления должны давать ребенку хоть какие-то указания на нее (ср. спаривание собак). Однако еще важнее вот что: в тот самый момент, когда Фрейд, казалось бы, уже совсем готов был отказаться от поиска опоры в реальности, на поверку столь шаткой, он выдвинул новое понятие — “первофантазии” как структурная основа фантазий, выходящих за пределы индивидуаль­ного переживания и воображения” (см.: Первофантазии, первофантазмы).

*

Таким образом, фрейдовская концепция последействия не может быть сведена к понятию "отсроченного действия", если понимать под этим временной промежуток между возбуждением и ответом, обусловленный постепенным накоплением опыта. Однако именно к такому истолкованию подталкивает нас принятый в Standard Edition перевод последействия как deferred action. Издатели Standard Edition приводят (2d) отрывок из "Исследования истерии" (1895), где Фрейд говорит — в связи с так называемой неотреагированной истерией — об "устранении приобретенных травм в последействии" (За). В данном случае последействие можно понять как отсроченную разрядку, однако нельзя не заметить, что Фрейд говорит здесь скорее о подлинной обработке, о "работе памяти", которая не сводится к простой разрядке накопленного напряжения, но представляет собой сложный комплекс психологических операций: "Она [больная] каждый день ежедневно перебирала в уме каждое впечатление, плакала над ними, утешалась — и все для собственного развлечения" (Зb). Как нам кажется, предпочтительнее было бы скорее пояснить понятие отреагирования понятием последействия, нежели наоборот — сводить последействие к узко " экономической" теории отреагирования.

(1) Freud (S.).Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887—1902. — а) Нем., 185; англ. 173; франц., 129; — b) Нем., 438; англ., 416; франц., 369. — с) Нем.: 435; англ., 413; франц., 367. — d) Нем., 438; англ., 416; франц., 369. — е) Нем., 435; англ., 413; франц., 366.

(2) Freud (S.). Aus der Geschichte einer Neurose, 1918 (1914). — a) G.W., XII, 64, n. 4; S.E., XVII, 37—38, n.6; франц., 350, n. 3. — b) Cf. G.W., XII, 144; S.E.,XVII, 109; франц., 409. — с)G.W., XII, 72 n.; S.E., XVII, 45 n.; франц. 356 n.

(3) Freud (S.). a) G.W., I, 229; S.E., II, 162; франц., 129. — b) G.W., I, 229; S.E., II, 162; франц., 129.

ПОТРЕБНОСТЬ В НАКАЗАНИИ

Нем.: Strafbedurfnis. — Франц.: besoin de punition. — Англ.: need for punishment. — Исп.: necesidad de castigo. — Итал.: bisogno di punizione. — Португ.: necessidade de castigo или do punicao.

• Обнаруженная Фрейдом внутренняя потребность, лежащая в осно­ве поведения некоторых субъектов; в ходе психоанализа оказалось, что они стремятся к наказанию и унижению, находя в этих ситуациях удовольствие (моральный мазохизм). Все своеобразие этого пове­дения, в конечном счете, объясняется влечением к смерти.

• Явления, связанные с самонаказанием, рано вызвали интерес у Фрейда: среди таких явлений — сны о наказании, которые напоминали долг, выплачиваемый цензуре за выполнение желания (1), и в особенности симптомы невроза навязчивых состояний. Уже в самых первых своих подходах к этому душевному расстройству Фрейд обратил внимание на феномен самоупреков; затем в "Заме­чаниях об одном случае невроза навязчивости" (Bemerkungen uber einen Fall von Zwangsneurose, 1909) — на поведение, связанное с самонаказанием. Симптомы и связанные с ними страдания пре­вращают больного неврозом навязчивых состояний в своего собст­венного палача.

Клиника меланхолии показывает, что навязчивые побуждения к самонаказанию могут приводить и к самоубийству. Вкладом Фрейда и психоанализа в целом в рассмотрение этой проблемы стала мысль о том, что именно потребность в самонаказании позволяет объяснить такие поступки, в которых наказание, видимо, выступает как нежелательное последствие агрессивных и преступных действий (2). В этом смысле можно говорить о "преступлениях самонаказания", хотя, конечно, это не единственная причина данного весьма сложного явления.

Наконец, психоаналитическая практика заставила Фрейда внимательнее присмотреться к тому, что он называл отрицательной терапевтической реакцией*: психоаналитику кажется, будто он сталкивается с "...силой, противодействующей исцелению и стремящейся во что бы то ни стало держаться за болезнь и страдание" (3а).

Более глубокое исследование — уже в рамках второй теории психического аппарата — метапсихологических проблем, связанных с этими явлениями, дальнейшее изучение садомазохизма, наконец, введение понятия "влечение к смерти" — все это потребовало от Фрейда более тонкого разграничения видов поведения, вязанных с самонаказанием.

1) Сам Фрейд сдержанно относился к тому, что касалось бессознательного чувства вины*. В этом смысле понятие "потребности в наказании" представлялось ему более уместным (4а).

2) В плане топики Фрейд объяснял поведение, связанное с самонаказанием, напряженностью отношений между Я и чрезмерно строгим Сверх-Я.

3) Понятие "потребность в наказании" подчеркивало существо­вание неустранимой силы, побуждающей некоторых субъектов к страданию, и одновременно парадокс, связанный с тем, что именно в страдании они находят удовлетворение. Фрейд различал в этой связи два случая: некоторые индивиды производят впечатление людей, на которых "чрезмерно давит нравственное сознание, хотя сами они этой сверхморали и не осознают, причем более глубокое исследование показывает различие между таким бессознательным продолжением морали и моральным мазохизмом. В первом случае усиливается садизм Сверх-Я, а Я ему подчиняется; во втором случае, напротив, усиливается мазохизм Я, требующий наказания от Сверх- Я или от внешних инстанций родительской власти" (4b). Как видим, садизм Сверх-Я и мазохизм Я нельзя считать лишь симметричными выражениями одной и той же напряженности отношений.

4) Следуя этой линии рассуждений, Фрейд в "Конечном и бесконечном анализе" (Die endliche und die unendliche Analyse, 1937) выдвинул гипотезу, согласно которой конфликт между Сверх-Я и Я не позволяет полностью осмыслить потребность в наказании как выражение влечения к смерти. Хотя одна частица влечения к смерти оказывается "психически связанной Сверх-Я ", другие его частицы “в свободной или связанной форме могут осуществлять свою работу где-то еще” (Зb).

 

(1) Cf. Freud (S.). Die Traumdeutung, 1900. G.W., II-III, 476-480; 563-566; S.E., V, 473-476; 557-560; франц., 352—355, 458—459 и сноска.

(2) Cf. Freud (S.). Das Ich und das Es, 1923. G.W., XIII, 282; S.E., XIX, 52; франц., 210.

(3) Freud (S.).Die endliche und die unendliche Analyse, 1937, — a) G.W., XVI, 88; S.E., XXIII, 241; франц., 28. b) G.W, XVI, 88; S.E, XXIII, 242—243; франц., 28.

(4) Freud (S.). Das okonomische Problem des Masochismus, 1924. — a) Cf. G.W., XIII, 378-379; S.E., XIX, 166; франц., 218—219. — b) G.W., XIII, 381; S.E., XIX, 168-169; франц., 221.

ПРАВИЛО ОСНОВНОЕ

Нем.: Grundregel — Франц.: regle fondamentale. — Англ.: fundamental rule. Исп.: regla fundamental. — Итал.: regola fondamentale. — Португ.: regra fundamental.

• Правило, организующее аналитическую ситуацию: пациента просят говорить все, что он думает и чувствует, ничего не выбирая и ничего не опуская из того, что приходит ему в голову, даже если ему кажется, что сообщать это неприятно, смешно, неуместно.

• Основное правило кладет в основу психоаналитического лечения принцип свободных ассоциаций*. Фрейд часто возвращался мыслью к тому пути, который привел его от гипноза к внушению и далее — к установлению этого правила. Он старался "побуждать больных, даже негипнабельных, рассказывать о своих ассоциациях, чтобы через этот материал найти доступ к тому, о чем пациент забыл или же от чего он пытался защититься. Позже он заметил, что понуждения даже не требовалось, поскольку у пациента почти всегда само собой возникало много идей (Einfalle), которых он без того не высказывал и даже не допускал в свое сознание в силу некоторого внутреннего протеста. При этом предполагалось [...], что все, что приходило в голову пациенту (alles, was dem Patienten einfiele) по какому-то поводу, должно было быть внутренне связано с этим поводом; отсюда приемы обучения пациента полному отказу от критических установок и использованию этих идей (Einfalle) для обнаружения искомых взаимосвязей" (1).

Здесь нужно особо отметить фрейдовский термин Einfall (бук­вально — то, что приходит на ум или в голову; переводится нами как "идея" за неимением лучшего термина), который следует отличать от термина Assoziation. А именно, термин "ассоциация" относится к элементам, образующим цепочку, будь то цепочка логических рассуждений или же ассоциаций, называемых свободными, хотя они ничуть не менее детерминированы. Einfall — этовсе те идеи, которые приходят в голову субъекту в ходе психоа­налитических сеансов, даже если лежащие в их основе ассоциативные связи не видны и даже если они субъективно кажутся не связанными с контекстом.

Цель основного правила — не в том, чтобы дать волю первичному процессу в его первозданном виде и открыть непосредственный доступ к бессознательным ассоциативным цепочкам. Это правило лишь способствует возникновению такого типа общения, при котором детерминизм бессознательного становится более доступным через выявление новых связей и значащих пробелов в речи.

Правило свободных ассоциаций стало для Фрейда "основным" не сразу. Так, в работе “Uber Psychoanalyse” (1909) Фрейд называет три пути к бессознательному, по-видимому, равноценные. Это разработка идей субъекта с помощью основного правила (Hauptregel), истолкование сновидений и истолкование ошибочных действий (2). Здесь это правило призвано способствовать обнаружению продуктов бессознательного на значимом материале любого рода.

 

*

Основное правило влечет за собой ряд следствий.

1) Субъект, которого просят следовать этому правилу, подчиняясь ему чем дальше, тем больше, стремится выговаривать и только выговаривать все то, что приходит ему в голову: его эмоции, телесные ощущения, мысли, воспоминания —все проходит через язык. Вследствие применения этого правила целая область челове­ческой деятельности обнаруживается acting out.

2) Соблюдение этого правила выявляет тот способ, которым порождаются цепочки ассоциаций и "узловые точки" их пересе­чения.

3) Это правило, как уже нередко отмечалось, раскрывает нам многое через те трудности, с которыми сталкивается субъект, пытаясь следовать ему: это могут быть как сознательные умолчания, так и бессознательные сопротивления правилу посредством самого этого правила, т.е. в ходе его применения (некоторые пациенты, например, систематически говорят всякую ерунду или же стараются довести правило до абсурда) (а).

Далее следует подчеркнуть, что основное правило — это не просто исследовательский прием: оно структурирует психоаналитическое отношение в целом. Именно в этом смысле оно и может именоваться основным, хотя вовсе не оно одно участвует в создании аналитической ситуации: определяющую роль играют и другие условия, особенно нейтральность* аналитика. Основное правило (подчеркивает Лакан) способствует созданию между аналитиком и анализируемым интерсубъективного отношения в виде языковой связи (3). "Выговаривать все" — это не просто один из многих методов подступа к бессознательному, которым при случае можно пожертвовать (как в гипнозе, наркоанализе и др.). Оно призвано выявить в речи анализируемого запрос, обращенный к другому человеку. Совместно с правилом невмешательства, которому следует аналитик, основное правило призвано подвести субъекта к формулировке его запросов самыми разными способами, которые подчас получают для него значение языка (см.: Регрессия).

 

а) Очевидно, что основное правило психоанализа заключается вовсе не в том, чтобы требовать от субъекта систематически бессвязных речей, а лишь в том, чтобы связность не была критерием отбора.

 

(1) Freud (S.).“Psychoanalyse” und “Libidotheorie”, 1923. G.W., XIII, 214; S.E., XVIII, 238.

(2) Freud (S.). G.W., VIII, 31; S.E., XI, 33; франц., 147.

(3) Ср., в особенности: Lacan (J.). La direction de la cure et les principes de son pouvoir, доклад на Международном конгрессе в Руамоне в 1958. In: La Psychanalyse, Paris, P.U.F., 1961, VI, 149-206.

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Нем.: Vorstellung. — Франц.: representation. — Англ.: idea or presentation. — Исп.: representacion. — Итал.: rappresentazione. — Португ.: representacao.

 

• Классический термин философии и психологии: "То, что человек представляет, то, что образует конкретное содержание мыслительного акта", "в особенности воспроизводство прежних восприятий" (1). Фрейд противополагает представление и аффект*; у каждого из этих двух видов психических явлений — своя судьба.

Термин Vorstellung по традиции входит в Словарь немецкой классической философии. Поначалу Фрейд понимал его вполне традиционно, а использовал — необычно (а). Нижеследующие соображения поясняют, в чем именно состоит это своеобразие.

1) Первые теоретические модели психоневрозов основаны на различении “кванта аффекта”* и представления. При неврозе на­вязчивости квант аффекта смещается с патогенного представления, связанного с травмирующим событием, на другое представление, которое кажется субъекту малозначимым. При истерии квант аф­фекта преобразуется в соматическую энергию, а вытесненное пред­ставление символизируется той или иной областью тела и телесной активности. Этот тезис, согласно которому разделение аффекта и представления лежит в основе вытеснения, заставляет по-разному описывать их судьбу и особенно связанные с ними процессы: так, представление подвергается "вытеснению", а аффект — "подав­лению".

2) Когда Фрейд говорил о "бессознательных представлениях", он отдавал себе отчет в парадоксальности совмещения этих двух терминов. И потому в этом выражении традиционный философский смысл термина Vorstellung, а именно, акт субъективного представ­ления объекта сознанием, отходит на задний план. По Фрейду, представление определяется объектом, но вписывается в "мнесические системы".

3) Как известно, память для Фрейда —это не простое вместилище образов в строго эмпирическом смысле слова, но скорее совокупность мнесических систем; он расчленяет воспоминание на различные ассоциативные ряды и в конечном счете обозначает термином "мнесический след"* не столько "слабое впечатление", сохраняющее сходство с объектом, сколько знак, который постоянно соотнесен с другими знаками, но не связан с тем или иным чувственным качеством. И потому у нас есть основания связывать фрейдовское Vorstellung с лингвистическим понятием означающего.

4) Здесь уместно вспомнить о том, что Фрейд разграничивал два уровня пред







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.