Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПЕРВОФАНТАЗИИ, ПЕРВОФАНТАЗМЫ





Нем.: Urphantasien. — Франц.: fantasmes originaires. — Англ.: primal phantasies. —Исп.: protofantasias. — Итал.: fantasmi (или fantasie) originari(e), primari(e). —Португ.: protofantasias, или fantasias primitivas, или originarias.

• Типичные фантастические структуры (внутриутробная жизнь, первосцена, кастрация, соблазнение), которые, с точки зрения психоанализа, организуют всю жизнь воображения независимо от личного опыта субъектов; универсальность этих фантазий объясняется, по Фрейду, тем фактом, что они образуют филогенетически передавае­мое наследие.

Термин Urphantasien появился у Фрейда в 1915 г.: "Я называю такие фантазии — половой акт между родителями, соблазнение, кастрацию и пр. — первофантазиями" (1). Эти первофантазии встречаются очень часто, хотя указать в каждом конкретном случае на события, действительно пережитые индивидом, невозможно. Следовательно, считает Фрейд, лишь филогенетическое объяснение может раскрыть их право на реальность, показывая, например, что кастрация действительно осуществлялась отцом в незапамятном прошлом человечества. "Возможно, что все фантазии, о которых нам ныне рассказывают при анализе [...], некогда, в первоначальный период существования человеческой семьи, были реальностью, что фантазии ребенка лишь заполняют пробелы в индивидуальной истине посредством доисторической истины" (2). Иначе говоря, то, что в предыстории было фактической реальностью, превратилось в психическую реальность*.

Понять, что именно Фрейд имеет в виду под первофантазиями, нелегко, если рассматривать их в отдельности: это понятие возникло в результате долгих споров о тех изначальных факторах, которые психоанализ должен выявить в истоках невроза и шире — в фан­тазиях каждого индивида.

Поначалу Фрейд принялся искать реальные архаические события, способные стать конечным обоснованием невротических симптомов. Те реальные травмирующие события, память о которых подвергалась обработке и маскировалась фантазиями, он называл “первосценами” (Urszenen). Одна из этих сцен предстала в психоализе как "первосцена" (Urszene): это зрелище родительского коитуса, при котором как бы присутствовал ребенок (см.: Первосцена). Обратим внимание на то, что эти изначальные события называются именно сценами: Фрейд сразу же попытался выявить среди них определенное число типичных сценариев (3).

Здесь не место прослеживать всю линию развития фрейдовской мысли, устремившейся от реалистической концепции "первосцен" к понятию "первофантазии": одновременно с этим происходила разработка фантазирования как психоаналитического понятия. Было бы упрощением полагать, будто Фрейд просто-напросто отказался от своей первой концепции, объяснявшей происхождение неврозов детскими травмами, в пользу теории, где фантазия — предшественница симптома — не свидетельствует ни о какой другой реальности, кроме воображаемой жизни влечений, главные тенденции которой биологически предопределены. С самого начала психоанализ наделяет мир фантазий внутренней связностью, упорядоченностью и действенностью, и все эти смыслы присутствуют в понятии "психическая реальность".

В 1907—1909 гг. Фрейд много работал над проблемой фантазии и в полной мере осознал его бессознательную действенность. Стало ясно, например, что именно фантазии лежат в основе истерических приступов, которые, в свою очередь, выступают как их символичес­кое выражение. Фрейд стремился выявить типические последова­тельности событий, воображаемые сценарии (семейный роман*) или теоретические конструкции (детские сексуальные теории), посредством которых невротик, а быть может и "любое человеческое дитя", стремится разгадать главные загадки своего существования.

Заслуживает внимания тот факт, что полное признание фан­тазии независимой, доступной исследованию, внутренне связной реальностью не закрыло от Фрейда проблемы происхождения такой фантазии. Самым ярким подтверждением этого стал анализ "Чело­века с волками". Здесь Фрейд стремился восстановить реальность зрелища родительского коитуса во всех его мельчайших подробнос­тях. И когда его рассуждения были поколеблены Юнгом, считавшим подобные сцены лишь ретроспективными фантазиями взрослого человека, Фрейд тем не менее настаивал, что в восприятии ребенка было нечто такое, что предопределило именно такой путь фан­тазирования, а главное —ввел само понятие первофантазии. В этом понятии воссоединились два требования: первое —выявить то, что можно было бы назвать краеугольным камнем события (причем, если окажется, что это событие из-за множества последующих отражений и преломлений потеряло в истории индивида четкость, нужно будет подняться выше к истокам истории человеческого рода), второе — обосновать структуру фантазии чем-то отличным от этого события. Иногда эти требования приводили Фрейда мысли о том, что досубъектные структуры важнее индивидуального опыта: "Когда опыт не укладывается в унаследованную схему, воображение его перекраивает [...]. Но как раз такие случаи и убеждают нас в независимом существовании этой схемы. Нередко мы видим, как схема одерживает верх над индивидуальным опытом: например, нашем случае [Человек с волками] отец мальчика воплощает угрозу кастрации и утраты детской сексуальности, несмотря на то, что в других отношениях перед нами здесь Эдипов комплекс наизнанку. Противоречия между опытом и схемой дают огромный материал, связанный с детскими конфликтами" (4).

При рассмотрении тем, связанных с первофантазиями (первосцена*, кастрация*, соблазнение*), нас поражает их общий признак — все они связаны с первоначалами. Подобно кол­лективным мифам, они призваны дать общее представление, а также "решение" главных проблем, стоящих перед ребенком. Какая бы реальность ни возникала перед субъектом, требуя объяснения или "теории", эти фантазии драматизируют ее, доводят ее до изначаль­ного момента, до исходной точки истории. Так, в "первосцене" образно представлено возникновение субъекта, в фантазии соблазнения — возникновение сексуальности, в фантазии кастрации — происхождение различий между полами.

Заметим, наконец, что понятие первофантазии занимает цен­тральное место в психоаналитическом опыте и теории. Какие бы сомнения ни вызывала у нас теория генетического наследования фантазий, по-видимому (а), нет оснований отвергать мысль о существовании особых структур, не сводимых к случайностям индивидуального опыта.

 

 

а) В статье "Первофантазм, фантазм первоначала, первоначало фантазма" мы предложили (5) свое истолкование фрейдовского понятия первофантазии. Необ­ходимо сопоставить всеобщность этих структур со всеобщностью Эдипова комплекса в его фрейдовском понимании: "Содержание сексуальной жизни ребенка определя­ется преобладанием автоэротических сексуальных побуждений, следами объектной любви и построением того, что можно было бы назвать ядерным комплексом невроза […]. Единообразное содержание сексуальной жизни детей и устойчивость тех тен­денций, которые впоследствии ее изменяют, позволяют объяснить постоянство детских фантазий независимо от роли реального жизненного опыта. Для ядерного комплекса детских фантазий характерно представление об отце как сексуальном противнике, вторгающемся в автоэротическую сексуальную деятельность, причем реальность в немалой степени подтверждает это представление" (6).

(1) Freud (S.). Mitteilung eines der psychoanalytischen Theorie widersprechenden Falles von Paranoia, 1915. G.W, X, 242; S.E, XIV, 269; франц., 8.

(2) Freud (S.). Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalyse, 1915—1917. G.W., XI,386; S.E., XVI, 371; франц., 399.

(3) Cf. Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, Manuscript M, 1897. Нем., 215-219; англ., 202—205; франц., 179—182.

(4) Freud (S.). Aus der Geschichte einer infantilen Neurose, 1918. G.W., XII, 155; S.E., XVII, 119—120; франц., 48-49.

(5) Cf. Laplanche (J.) и Pontalis (J.-B.). In: Les Temps modernes, 1964, n. 215, p.1833-1868.

(6) Freud (S.). Bemerkungen uber einen Fall von Zwangsneurose, 1909. G.W., VII, 428, n.; S.E., X, 207—208, n.; франц., 234 n.

 

ПЛАСТИЧНОСТЬ ЛИБИДО

Нем.: Plasticitat der Libido. — Франц.: plasticite de la libido. — Англ.: plasticity of the libido. — Исп.: plasticidad de la libido.— Итал.: plasticita della libido.— Португ.: plasticidade da libido.

• Способность либидо более или менее легко менять свой объект и способ удовлетворения.

• Пластичность (или свободная подвижность, freie Bewegung) - это свойство, противоположное вязкости*. Читателю стоит обратить внимание на наши пояснения к термину "вязкость", который встречается у Фрейда чаще, чем термин "пластичность". Выражение "пластичность либидо" иллюстрирует важную для психоанализа мысль о том, что отношение либидо к его объектам* относительно неопределенно и всегда может изменяться.

То же относится и к пластичности целей*: неудовлетворение того или иного частичного влечения компенсируется удовлетво­рением какого-то другого влечения или же сублимацией. Сексуаль­ные влечения "...могут взаимозаменяться, взаимоусиливаться; когда реальность не допускает удовлетворения одного из них, это может компенсироваться удовлетворением другого. Они похожи на сеть таких сообщающихся каналов, в которых вода свободно поступает из одного в другой [...]" (1).

Пластичность может меняться с возрастом и зависит от индивидуальной истории и пр. Она имеет важное значение для прогнозирования психоаналитического лечения, поскольку способ­ность к исцелению, согласно Фрейду, зависит от способности к изменению либидинальных нагрузок.

(1) Freud (S.). Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalyse, 1915—1917. G.W., XI, 358; S.E., XVI, 345; франц., 371.

ПОВТОРЕНИЕ

Нем.: Wiederholung. — Франц.: repetition. — Англ.: repetition. — Исп.: геpeticion. — Итал.: ripetizione. — Португ.: repeticao.

См.: Навязчивое повторение.

ПОГРАНИЧНЫЙ СЛУЧАЙ

Нем.: Grenzfall. — Франц.: cas-limite. — Англ.: borderline case. —Исп.: caso limitrofe. — Итал.: caso limite. — Португ.: caso limitrofe.

• Термин для обозначения психопатологических расстройств, занимаюших промежуточное положение между неврозом и психозом, прежде всего, скрытой шизофрении с симптомами невротического поведения.

Понятие пограничного случая не имеет четкого классификационного значения. Различия в его использовании свидетельствуют о том, что эта область лишена ясных очертаний. В зависимости от подхода в это понятие включали психопатию, извращения, преступное поведение, сложные случаи невроза характера. Однако чаще всего это понятие обозначает шизофрению с невротическими симптомами.

Распространение психоанализа сыграло свою роль в выявлении "пограничных случаев". Психоанализ помог обнаружить психотическую структуру даже в тех случаях, которые раньше рассматривались как чисто невротические расстройства. В теории обычно считается, что в этих случаях невротические симптомы выполняют роль защиты от психоза.

ПОДАВЛЕНИЕ

Нем.: Unterdruckung. — Франц.: repression. — Англ.: suppression. — Исп.:suprecion. — Итал.: repressione. — Португ.: supressao.

• А) В широком смысле слова — психическая операция, направ­ленная на устранение из сознания неприятного или неуместного содержания идеи, аффекта и т.д. В этом смысле вытеснение высту­пает как особый вид подавления.

Б) В более узком смысле слова — некоторые операции в смысле А, отличные от вытеснения:

а) либо осознанностью действия, в силу чего подавленное содержание становится лишь предсознательным, а не бессознатель­ным;







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.