Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПСИХОАНАЛИЗ ДИКИЙ (НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ)





Нем.: wilde Psychoanalyse. — Франц.: psychanalyse sauvage. — Англ.: wild analy­sis. — Исп.: psicoanalisis silvestre. — Итал.: psicoanalisi selvaggia. — Португ.: psicanalise selvagem, или inculta.

• В широком смысле слова —действие неопытных или дилетантствующих психоаналитиков, которые пользуются психоанали­тическими понятиями (часто неправильно осмысленными) для истолкования симптомов, снов, слов, поступков и пр. В узком смысле слова — истолкование, не учитывающее конкретную ситуацию психоаналитического процесса, его реальную динамику и своеобразие и направленное прямо на вытесненные содержания без учета сопротивлений и трансфера.

• В статье, посвященной дикому психоанализу (Uber "wilde" Psyc­hoanalyse, 1910), Фрейд считает его определяющим признаком — невежество: речь идет о враче, который делает ошибки научного характера (т.е. связанные с пониманием природы сексуальности, вытеснения, тревожного страха), а также методические: "Нельзя обрушивать на пациента во время первой же консультации разгаданные врачом секреты" (1а). Таким образом, можно сказать, что все те, кто "имеет какое-то представление об открытиях психоанализа", но не получил необходимой теоретической и практичес­ки подготовки (а), практикуют дикий психоанализ.

Однако фрейдовская критика дикого психоанализа этим не ограничивается: она простирается иногда и на случаи, когда диагноз поставлен верно и содержания бессознательного истолковываются в основном правильно. "Нам давно уже пришлось отказаться от мысли, что больной страдает от собственного невежества и что устранение этого невежества — когда мы рассказываем больному о причинных связях между его болезнью и его жизнью — уже само по себе обеспечивает излечение. Патогенным фактором оказывается не незнание как таковое, но тот факт, что это незнание основано на некогда его породивших и по-прежнему его питающих внут­ренних сопротивлениях. Рассказывая больным об их бессознатель­ном, мы тем самым лишь неизбежно обостряем их конфликты и усиливаем их страдания" (1b). Вот почему подобные откровения требуют, чтобы трансфер был уже прочно установлен, а вытеснен­ные содержания — близки к осознанию. В противном случае возникает тревожный страх, не контролируемый аналитиком. В этом смысле, подчеркивал Фрейд, психоанализ, который изначаль­но был недостаточно отграничен от гипноза и катарсиса, может и поныне считаться "диким".

Однако было бы неоправданной претензией считать дикий психоанализ делом рук неумелых психоаналитиков или переверну­той страницей истории психоанализа — тем, от чего мы-то уж, во всяком случае, избавлены. По сути, говоря о диком психоанализе, Фрейд подвергает критике не столько невежество, сколько особую установку аналитика, использующего свою "науку" как обоснование своей власти. В одной из статей, где Фрейд, не употребляя этого выражения, по сути, ставит проблему "дикого психоанализа", приво­дятся слова Гамлета: "Неужели вы думаете, будто на мне легче играть, чем на флейте?" (2). В этой связи очевидно также, что анализ защит или же трансфера можно проводить столь же диким образом, как и анализ психических содержаний.

Ференци определял дикий анализ как "навязчивое анализирование", которое может проявляться и в самой психоаналитичес­кой ситуации, и за ее пределами; он противопоставлял ему гибкость как необходимое отличие всякого анализа, не замкнутого в жестких структурах, построенных по заранее заданному плану (3). Гловер говорил, что аналитик, поспешно хватающийся за ту или иную оговорку, выделяющий какой-то один сон или даже отдельную его часть, "ищет непрочного всевластия" (4).

Развивая далее эти мысли, мы обнаруживаем в "диком психо­анализе" — не важно, "ученом" или невежественном — сопротивление аналитика тому конкретному анализу, в который он вовлечен, — сопротивление, которое может привести его к непониманию речи пациента и к навязыванию готовых истолкований.

а) 1910 год, когда была написана эта статья, отмечен также созданием Международной психоаналитической ассоциации.

(1) Freud (S.). a) G.W, VIII, 124; S.E,XI, 226; франц., р. 41. — b) GW, VIII, 123; S.E, XI, 225; франц., р. 40.

(2) Freud (S.). Uber Psychotherapie, 1904. G.W., V, 19; S.E.,VII, 262; франц., p. 15.

(3) Ferenczi (S.). The elasticity of Psycho-Analytic Technique (1928)In: Furthe Contributions, p., 97.

(4) Glover (E.). Technique of Psycho-Analysis (1955), Paris, P.U.F., 1958, франц., p. 8.

ПСИХОАНАЛИЗ КОНТРОЛИРУЕМЫЙ

Нем.: Kontrollanalyse. — Франц.: psychanalyse controlee (или sous controle). — Англ.: control или supervisory или supervised analysis. — Исп.: analisis de control или supervision. — Итал.: analisi di controllo или sotto controllo. — Португ.: analise sob controle или supervisao.

• Курс психоанализа, проводимый с целью обучения; в процессе него будущий психоаналитик периодически отчитывается перед опытным психоаналитиком, который помогает ему понять содержание и на­правление лечения и осознать собственный контртрансфер. Главная цель этого способа обучения в том, чтобы дать обучающемуся почувствовать, в чем заключается особенность психоаналитического вмешательства в сравнении с другими психотерапевтическими приемами (внушение, советы, указания, разъяснения, поддержка и т.д.).

• Практика контролируемого психоанализа была введена около 1920 г. (1) и постепенно превратилась в главный момент технической подготовки психоаналитика и непременное условие его готовности к собственной практике. В наши дни различные психо­аналитические общества считают, что будущий психоаналитик может предпринять контролируемый психоанализ (их обычно бы­вает не менее двух) лишь тогда, когда его собственный дидактический анализ* протекает достаточно успешно (а).

а) В контроле можно видеть два аспекта: Kontrollanalyse и Analysenkontrolle. Первый означает анализ контртрансфера у будущего психоаналитика по отношению к его пациенту, второй — руководство его анализом пациента.

(1) Ср. отчет М. Эйтингона о Берлинской психоаналитической поликлинике, представленный на Международном психоаналитическом конгрессе в 1922г.; In: I.J.P., 1923, 4, 254—269.

ПСИХОЗ

Нем.: Psychose. — Франц.: psychose. — Англ.: psychosis. — Исп.: psicosis. — Итал.: psicosi. — Португ.: psicose.

1) В психиатрической клинике понятие психоза иногда понимается настолько широко, что оно покрывает всю гамму душевных расстройств, как явно органогенетических (например, общий паралич), так и неясных по происхождению (например, шизофрения).

2) В психоанализе поначалу не ставилась задача классификации всех душевных расстройств, известных в психиатрии; внимание обращалось на те расстройства, которые были наиболее доступны аналитическому вмешательству; внутри этой области, более узкой, чем область психиатрии, главными стали различия между извра­щениями*, неврозами* и психозами.

В группе психозов психоанализ стремился вычленить различные структуры: это паранойя (сюда включаются, в общем, и состояния бреда) и шизофрения, с одной стороны; меланхолия и мании —с другой. По сути, психоаналитическая теория видит общий признак психозов именно в первичном нарушении либидинального отношения к реальности, причем большинство явных симптомов (в особенности, бредовые конструкции) выступают как вторичные признаки восстановления объектной связи.

• Понятие, возникшее в XIX в. в результате эволюции, приведшей к вычленению самостоятельной области душевных расстройств, отличной как от мозговых и нервных заболеваний, или болезней тела, так и от того, что тысячелетняя философская традиция считала "болезнями души" — заблуждения и греха (а).

В течение всего XIX в. понятие психоза использовалось, прежде всего, в германоязычной психиатрической литературе, где оно обо­значало душевные расстройства в целом, такие, как безумие, поме­шательство, не предполагая, впрочем, психогенетической теории возникновения безумия. И лишь в конце XIX в. складывается пара противоположных и взаимоисключающих понятий: "невроз" и "психоз". Эти два понятия развивались в различных контекстах. Группа неврозов постепенно объединила ряд расстройств, считавшихся нервными заболеваниями: они могли порождаться либо повреждением того или иного органа, либо, при отсутствии повреждения, нарушением функционирования нервной системы (Невроз сердца, невроз пищеварительной системы и пр.), либо выражаться определенными неврологическими признаками без явного органического поражения и без температуры (хорея, эпилепсия, неврологические проявления истерии). В целом эта группа больных, прибегавших к услугам врача, не помещалась в приюты для душевнобольных; при этом, заметим, само понятие невроза предполагало вполне определенную этиологическую направленность классификации (речь шла о функциональных заболеваниях нервов).

Напротив, в область психоза зачислялись в этот период те заболевания, которые выражались преимущественно через психологическую симптоматику, попадая тем самым в область компетенции психиатров, что, впрочем, вовсе не означало, что причиной психозов не могли быть расстройства нервной системы.

*

Четкое разграничение между психозом и неврозом мы находим в ранних работах Фрейда и в его переписке с Флиссом. Так, в рукописи Н от 24.01.1894, предлагая общую классификацию психо­патологических защит, Фрейд называет психозами галлюцинатор­ное помрачение сознания, паранойю и истерический психоз (в отличие от истерического невроза). В двух текстах, посвященных психоневрозам защиты, он считает границу между психозом и неврозом уже установленной и говорит, например, о "защитных психозах" (1).

Одной из главных забот Фрейда в этот период было определение понятия защиты и изучение различных защитных механизмов при тех или иных расстройствах. С нозографической точки зрения, линия водораздела проходит между психоневрозами (защиты)* и актуальными неврозами*. Впоследствии, сохранив это раз­граничение, Фрейд подчеркнул необходимость внутренней диффе­ренциации в группе психоневрозов, что привело его к установлению новой разграничительной линии между неврозом и психозом (об изменениях во фрейдовской классификации см., в частности: Не­вроз, Нарциссический невроз).

*

В наши дни в клинической практике психиатрии существует, несмотря на все разнообразие школ, значительная степень согласия относительно разграничения областей психоза и невроза; об этом можно судить, например, по "Медико-хирургической энцикло­педии" (см.: Психиатрия), изданной Анри Эем. Определить роль психоанализа в установлении этих нозологических категорий довольно сложно, поскольку его история, после Блейлера и Цюрихской школы, была тесно связана с развитием психиатрической мысли в целом.

Что же касается понимания психоза, то его психиатрические определения представляются более интуитивными, нежели систематичными, поскольку в них перемешаны разнопорядковые признаки. Так, в современных определениях психоза сосуществуют такие критерии, как неспособность к социальной адаптации (проблема госпитализации), большая или меньшая "серьезность" симптома, расстройство способности к общению, отсутствие осознания болезни, потеря контакта с реальностью, “неумопостигаемость” (Ясперс) душевных расстройств, действие органических или психогенетических механизмов болезни, более или менее глубокие и необратимые изменения в Я.

Поскольку заслуга введения самой оппозиции невроза и психоза значительной мере принадлежит психоанализу, выработка связ­ного и упорядоченного определения психоза не может быть отдана на откуп психиатрическим школам. Определение психоза не было главной заботой Фрейда, однако, соответствующие попытки делались им неоднократно, устремляясь в следующих направлениях:

1) в своих первых работах Фрейд стремился показать на примере некоторых видов психоза конфликт, связанный с защитой от сек­суальности, роль которой в образовании невротических симптомов только что была обнаружена. Вместе с тем Фрейд стремился выявить особые механизмы, которые сразу же начинают действовать в отношениях субъекта с внешним миром; это, например, механизм "выброса" (verwerfen) из сознания — в случае галлюцинаторного помешательства (2) (см.: Отвержение) или же первичная проекция "самоупреков" на внешний мир (3) (см.: Проекция);

2) между 1911 и 1914 гг. Фрейд вновь поставил этот вопрос — на этот раз в рамках первой теории психического аппарата и влечений (см. анализ случая Шребера; к введению в нарциссизм). Он подошел к проблеме с точки зрения отношений между либидинальными нагрузками и объектными нагрузками влечений Я (“интерес”). На этом пути стал возможным более подробный и гибкий учет клинических данных, показавший, что "утрата реаль­ности" не всегда и не безоговорочно отличает психозы;

3) во второй теории психического аппарата на первое место в противопоставлении невроза и психоза выходит проблема проме­жуточного положения Я между Оно и реальностью. Если при неврозе Я, подчиняясь требованиям реальности (и Сверх-Я), вытесняет влечения, то при психозе происходит прежде всего разрыв между Я и реальностью, в результате чего Я оказывается во власти Оно, а затем возникает состояние бреда, при котором Я строит новую реальность в соответствии с желаниями Оно. В данном случае все влечения сосредоточиваются вокруг полюса защитного конфликта (Оно), а реальность начинает играть подлинно независимую роль, становясь едва ли не отдельной инстанцией психического аппарата. Разграничение между либидинальной нагрузкой и интересом Я, некогда игравшим роль посредника, обеспечивая в психическом аппарате приспособление к реальности, уходит на задний план;

4) сам Фрейд вовсе не считал эту упрощенную схему, в которой нередко видели воплощение фрейдовской теории психоза, удовлетворительной (4). В заключительный период своего творчества вновь начал поиск особого механизма отказа от реальности или, скорее, реальности особого типа — кастрации*; в результате важную роль приобрело понятие отказа* [от реальности] (см. этот термин).

а) Согласно таким авторам, как Р.А. Хантер и И. Макалпин (5), термин "психоз" был введен в 1845 г. Фейхтерлебеном в его "Учебнике медицинской психологии" (Lehrbuch der arztlichen Seelenkunde). С его точки зрения, психозы — это психические расстройства (Seelenkrankheit), а неврозы — это заболевания нервной системы, далеко не всегда выражающиеся через симптомы психоза: "Каждый психоз — это вместе с тем и невроз, поскольку без участия нервов явных изменений в области психического не происходит, однако из этого не следует, что всякий невроз с необходимостью является психозом".

(1) Freud (S.). G.W., I, 74 и I., 392—393; S.E., Ill, 60 и 174—175.

(2) Freud (S.). Die Abwehr-Neuropsychosen, 1894. G.W., I, 72—74; S.E., Ill, 58-6l.

(3) Freud (S.). Weitere Bemerkungen uber die Abwehr-Neuropsychosen, 1896. G.W., I, 392—403; S.E., Ill, 174—185.

(4) Freud (S.). Fetischismus, 1927. Ср., в особенности: G.W., XIV, 315; S.E., XXI, 155—156.

(5) Cf. Hunter (RA.) и Macalpine (I.). In: D.P. Schreber, введение в Memoirs of my nervous illness, Dawson and Sons, London, 1955, p. 16.

ПСИХОНЕВРОЗ

Нем.: Neuropsychose. — Франц.: psychonevrose. — Англ.: psychoneurosis или neuro-psychosis. — Исп.: psiconeurosis. — Итал.: psiconevrosi. — Португ.: psiconevrose.

• Термин Фрейда, обозначающий, в противоположность актуальным неврозам, душевные расстройства, при которых симптомы выступают как символическое выражение детских конфликтов, иначе говоря, — это трансферентные неврозы* и нарциссические неврозы*.

• Это понятие появилось у Фрейда очень рано — уже в статье "Психоневрозы защиты" (Die Abwehr-Neurosen, 1894), где, как указано в подзаголовке, нам предлагается "психологическая теория приобретенной истерии, различных фобий и навязчивых состояний, а также некоторых видов галлюцинаторного психоза".

Говоря о психоневрозе, Фрейд подчеркивал психогенез этой разновидности душевных расстройств. По сути психоневроз противостоит у Фрейда актуальным неврозам*, как явствует из таких работ, как "Наследственность и этиология неврозов" (1896) и "Роль сексуальности в этиологии неврозов" (Die Sexualitat in der Atiologie der Neurosen, 1898). Это противопоставление содержится и в "Лекциях по введению в психоанализ" (Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalyse, 1916—1917).

Понятие психоневроза не тождественно понятию невроза*: с одной стороны, оно не охватывает актуальные неврозы, с другой — включает нарциссические неврозы, которые Фрейд, в традициях современной ему психиатрии, с тех пор лишь укрепившихся, называл также психозами.

Впрочем, и в обычном психиатрическом использовании этого понятия сохраняется некоторая двусмысленность, поскольку корень "психо" подчас воспринимается как указание на психоз. Иногда говорят о психоневрозе, ошибочно приписывая заболеванию осо­бую серьезность, органический характер и пр.

ПСИХОНЕВРОЗ ЗАЩИТЫ

Нем.: Abwehr-Neuropsychose. — Франц.: psychonevrose de defence. — Англ.: defence neuro-psychosis. — Исп.: psiconeurosis de defensa. — Итал.: psiconevrosi da difesa. — Португ.: psiconeurose de defesa.

• Термин, который Фрейд использовал в 1894—1896 гг. для обо­значения ряда психоневротических расстройств (истерия, фобия, навязчивость, некоторые психозы), подчеркивая в них роль защитных конфликтов, обнаруженных при истерии.

Когда мысль о том, что в любом виде психоневроза защита играет существенную роль, становится общепринятой, термин "психоневроз защиты" теряет эвристическую ценность и уступает место термину “психоневроз”.

• Это понятие было введено в статье 1894 г. "Психоневрозы защиты" (Die Abwehr-Neuropsychosen), где Фрейд стремился выявить особую роль защиты при истерии, раскрыв ее затем в фобиях, навязчивых состояниях и галлюцинаторных психозах. На этом этапе Фрейд не пытался обобщить понятие защиты, отнеся его к истерии в целом (см.: Истерия защиты), а позже ко всем психоневрозам. В самом деле, в статье 1896 г. "Дальнейшие соображения о психоневрозах защиты" (Weitere Bemerkungen uber die Abwehr-Neuropsychosen) Фрейд уже считал установленным фактом, что защита—это "ядро психического механизма в этих неврозах" (1).

(1) Freud (S.). G.W., I, 379—380. S.E., III, 162.

ПСИХОТЕРАПИЯ

Нем.: Psychotherapie. —Франц.: psychotherapie. — Англ.: psychotherapy. — Исп.: psicoterapia. — Итал.: psicoterapia. — Португ.: psicoterapia.

• А) В широком смысле слова, любой метод лечения психических или телесных расстройств, использующий психологические приемы и прежде всего отношение между врачом и больным: гипноз внушение, психологическое переобучение, убеждение и пр.; в этом смысле психоанализ — это одна из форм психотерапии.

Б) В более узком смысле слова, психоанализ нередко противопоставляется различным формам психотерапии, причем по многим основаниям, среди которых, прежде всего, ведущее положение - в психоанализе истолкования бессознательного конфликта и анализ трансфера, приводящий к его устранению.

В) Выражение "аналитическая психотерапия" обозначает форму психотерапии, основанную на теоретических и технических принципах психоанализа, которая, однако, не выполняет условий психоаналитического лечения в строгом смысле слова.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.