|
Часть 3. Основная. Поиски корреляцииСтр 1 из 4Следующая ⇒ Часть 1. Психоаналитическая Вопрос о развитии личности представляет не только научный интерес. Психоанализ ищет и находит корни проблем в различных стадиях детства и юности. Выходит, что не только все мы родом из детства, но и проблемы наши родом оттуда же. А значит, для решения проблем, надо выявлять их истоки в различных возрастных стадиях развития. Поэтому чтобы разобраться с процессом развития личности, я и решила обратиться к психоанализу. Трансактный анализ Э. Берна и теория З. Фрейда дают некоторую пищу для размышлений. Но более всего меня заинтересовала теория Э. Эриксона. Эрик Эриксон – наиболее читаемый в США психоаналитик ХХ века, ученик Фрейда и его дочери Анны Фрейд, изучаемый и в Европе, еще мало известен у нас. Он создал новую теорию на базе учения Фрейда о фазах психо-сексуального развития: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная. Теория Эриксона – это теория психо-социального развития, она включает восемь стадий развития “Я”, на каждой из которых прорабатываются и уточняются ориентиры по отношению к себе и к внешней среде []. Эриксон отмечал, что изучение личностной индивидуальности становится такой же стратегической задачей второй половины ХХ века, какой было изучение сексуальности во времена З. Фрейда, в конце ХIХ века. Отличие теории Эриксона от теории Фрейда состоит в следующем.
Это, естественно, более полное описание процесса развития, и поэтому оно представляет несомненный интерес. Эриксон рассматривает возрастные конфликты или кризисы, не сводя при этом все развитие только к цепи кризисов. Он лишь утверждает, что психосоциальное развитие происходит посредством критических шагов, поворотных пунктов, моментов выбора между прогрессией и регрессией, интеграцией и задержкой. · Каждая задача развития приходит к своему доминирующему моменту, испытывает свой кризис и находит свое устойчивое разрешение на протяжении обозначенной стадии. Но все эти задачи существуют в некоторой форме и до того, как обычно наступает их критическое время, каждое действие требует интеграции всех остальных. Эриксон очень гибко подходит к рассмотрению возрастных кризисов. Он постоянно подчеркивает, что жизнь представляет собой смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии еще не гарантирует человека от возникновения новых проблем на других этапах жизни или появления новых решений для старых, уже решенных, казалось, проблем. Эриксон отмечал, что последовательность стадий развития личности “оставляет пространство для вариаций в темпе и интенсивности”. Научившись выбирать, человек учится устанавливать равновесие между крайностями, которые предлагает каждый возрастной кризис. Например, на первой стадии человеку не только нужно научиться доверять миру (внешнему и внутреннему), но и научиться отделять ситуации, где необходимо проявить недоверчивость, осторожность, от тех, где можно довериться людям, ходу событий, себе самому. Другими словами, Эриксон выделяет 8 основных задач, которые человек, так или иначе, решает в течение своей жизни. Эти задачи присутствуют на всех возрастных этапах, на протяжении всей жизни. Но каждый раз одна из них актуализируется с очередным возрастным кризисом. Если она решается в положительном ключе, то человек, научившись справляться с подобного рода проблемами, дальше чувствует себя в похожих ситуациях более уверенно. Не пройдя успешно какой-либо возрастной период, он чувствует себя как школьник, не умеющий решать задачи какого-то типа: “вдруг спросят, вдруг уличат, что не умею”. Ситуация эта не является необратимой: учиться никогда не поздно, но она осложняется тем, что время, отведенное на решение данной проблемы, упущено. Новые возрастные кризисы выводят на первый план новые проблемы, каждый возрастной этап “подбрасывает” свои задачи. А на старые, привычные часто не хватает ни сил, ни времени, ни желания уже. Так и тянутся они в виде отрицательного опыта, опыта поражений. В таких случаях говорят, что за человеком тянется “хвост проблем”. Таким образом, Э. Эриксон рассматривает соответствие между стадиями взросления и проблемами, которые человек, не решив на определенной стадии, потом так и тянет за собой всю жизнь. Более или менее в такой ситуации оказываются, к сожалению, практически все люди. “Отличников” здесь, как и в школе, маловато, если они вообще есть. Так хотелось бы быть хоть “хорошистами”. Что же делать для этого? Упорно работать над собой, догонять упущенное. А когда уж трудно самому, нанимать “репетитора” – психоаналитика. А может ли здесь помочь соционика? Часть 2. Соционическая Как подойти к решению задачи о развитии личности соционическими методами? Есть некоторые соображения по этому поводу, высказанные как самим Юнгом, так и его более поздними последователями, в частности, такими видными социониками как В. Д. Ермак и В. В. Гуленко. На некоторые размышления наводит и Р. К. Седых. Пытаясь сопоставлять и сравнивать то, что я вижу в теории, с тем, что я наблюдаю в своей практике, я пришла к тем выводам, которые хочу изложить в данной статье. Работая с людьми, я вижу, что очень большое значение имеет не только информационная структура психики (тип ИМ, интертипные различия), но и характер наполнения информационных каналов (индивидуальные особенности, интратипные различия) []. Если информационная структура, тип ИМ, присутствует с человеком на протяжении всей его жизни и, скорее всего, не изменяется, то наполнение информационных каналов (ячеек модели А, соционических функций) происходит на протяжении всей жизни. Это и есть процесс развития личности. Здесь есть два предполагаемых пути:
Моим наблюдениям больше отвечает второй путь, и в этом я согласна с мнением упомянутых социоников. Мне представляется наиболее вероятным, что при постоянном накоплении количества информации по всем функциям, на определенных стадиях развития происходят качественные скачки, изменения, но не для всех сразу, а каждый раз для одной из них. Назовем этот переход в новое качество включением функции в работу в полную силу или проще – включением функции. Не зная до конца, в какой последовательности соционические функции осваиваются человеком, включаются в работу, мы должны сначала собрать то, немногое, что написано по этому поводу у Юнга, и попытаться сделать какие-то предположения. В идеальном варианте мы должны получить представление, в какой последовательности включаются кольца, блоки, функции модели А. Модель А отражает как структуру сознательного, так и бессознательного, что позволяет нам более подробно рассматривать этот процесс. Сначала надо решить, с функции какого кольца начинается развитие, ментального или витального? Мы знаем утверждение Юнга о том, что сначала формируется бессознательное, потом – сознание. Это говорит о том, что сначала должны включаться в работу функции витального кольца. Все ли функции витального кольца включаются до того, как начнут включаться функции ментального? У Юнга нет уточнений, формируется ли сначала все бессознательное целиком, а уж потом начинается процесс формирования сознательного, или протекает другой, более сложный процесс. Если предположить первое, то получается, что человек довольно большую часть своей жизни проводит бессознательно, “как во сне”, и лишь потом включается в жизнь сознательно, начинает понимать, что с ним происходит, и каков мир вокруг него. Соответствует ли это картине развития ребенка (подростка) и до какого возраста? На дальнейшие размышления нас наталкивает еще одно важное замечание Юнга: структура бессознательного отражает структуру сознания. Как в зеркале. И в модели А мы видим это достаточно четко. Тогда представляется наиболее вероятным, что формирование должно идти поэтапно, чтобы это зеркальное отражение успело сформироваться, наполнение этой структуры какое-то время не было бы жестко задано, и оставалась определенная свобода для взаимной коррекции сознания и бессознательного в процессе почти параллельного развития. За время наблюдений и размышлений у меня сложилось мнение, что развитие, скорее всего, идет блоками: сформировался один блок витального кольца, потом формируется блок ментального, состоящий из однородных с ним функций. Потом опять блок витального, и последним – блок ментального кольца. Такой процесс формирования личности представляется мне более естественным. По крайней мере, остается возможность взаимной подстройки одного кольца под другое, а не одно задает другому жесткую программу развития. Очень похожее описание блоков встречаем у Р. К. Седых []. Он сопоставил содержание блоков модели А и состояния Я, описанные Э. Берном: Взрослый, Ребенок, Родитель []. Р. К. Седых ввел название – “социальные роли”, исполняемые каждым из блоков:
При этом он распределил берновское состояние Родитель на два “подростковых” блока. Такая корректировка не уводит нас далеко от Берна, но приближает к рассмотрению возрастных этапов развития. Я в своей практике наблюдаю людей, анализирую, как работают у них функции и блоки, и убеждаюсь, что такое соответствие правомерно и довольно хорошо описывает особенности работы функций.
Более того, я вижу, как функции в процессе становления и развития личности постепенно включаются у человека в работу. Накопление и обработка информации происходят по всем функциям, но на каждом жизненном этапе отдельная функция (или блок) работает активнее, включается чаще, чем остальные. Что это? “Маска”, коммуникативная модель, искажение типа? А может, человек еще “не дорос” до своего типа личности, не развил в полной мере свои функции, не включил их в свой набор освоенных инструментов? Так бывает. Тогда у него еще все впереди. Но пока для него актуальнее не функции ЭГО, а, например, ИД. К ним он обращается чаще и увереннее. Они виднее окружающим, поэтому диагностика такого человека вызывает трудности, не так легко отделить то, что мы видим на первом плане, от истинного типа. Искажения типа могут случаться в более позднем возрасте в виде регрессии, возврата к акцентам на какие-либо функции в результате жизненных проблем. В таких случаях приходится анализировать причины и источники этих искажений, выявляя проблемы человека, наиболее актуальные на данный момент. О диагностике проблем по интертипным отношениям мы упоминали в статье [6], здесь же речь о диагностике проблем по функциям, что согласуется со стадиями взросления. Еще одно наблюдение: часто бросается в глаза, как маленькие дети бывают похожи на своих дуалов. Говорит ли это о том, что у них актуализируются задачи блока СУПЕРИД, как раз соответствующего дуалу? Попытаемся ответить чуть позже. Пока все это лишь предположения, и статья носит скорее дискуссионный характер. Но замеченные аналогии, к обсуждению которых мы сейчас переходим, показались мне настолько интересными, что захотелось обсудить их с коллегами. I стадия. Орально-сенсорная Соответствует оральной стадии классического психоанализа. Возраст: первый год жизни. Задача этапа: базисное доверие против базисного недоверия. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: энергия и надежда. Эриксон. Степень доверия младенца к миру зависит от заботы, проявляемой к нему. Нормальное развитие происходит, когда его потребности быстро удовлетворяются, он долго не испытывает недомогания, его баюкают и ласкают, с ним играют и разговаривают. Поведение матери уверенно и предсказуемо. В таком случае вырабатывается доверие к миру, в который он пришел. Если он не получает должного ухода – вырабатывается недоверие, боязливость и подозрительность. Задача этого этапа – проработать необходимый баланс между доверием и недоверием к миру. Это поможет, уже будучи взрослым, не поддаваться на первую же рекламу, но и не быть “человеком в футляре”, недоверчивым и подозрительным ко всему и ко всем. В результате удачного прохождения этой стадии вырастают люди, которые черпают жизненную веру не только в религии, но и в общественной деятельности и научных занятиях. Не прошедшие удачно эту стадию люди, даже если исповедуют веру, фактически, каждым вздохом выражают недоверие к людям. Соционический подход. Работу какой функции в модели А это напоминает? Функции доверчивого и некритического поглощения информации – пятой. Это функция, принимающая информацию без разбора, как грудной ребенок пищу. Главная задача ребенка первого года жизни – есть и расти. Пока он больше никому ничего не должен. Похожие задачи у пятой функции: это акцептная функция, главное ее назначение принимать информацию, особенной продуктивности здесь не требуется. Каковы задачи пятой функции у взрослого человека? Ему неприлично “покупаться”, как ребенку, на первую же рекламу, на обман. По пятой функции очень трудно разобраться, где можно доверять, а где проявить недоверие. Однако каждому из нас необходимо выработать у себя некоторую степень недоверчивости и критичности. Это как раз соответствует прохождению первого возрастного кризиса развития. Не выработав у себя необходимого баланса между доверием и недоверчивостью, человек или доверяет всем без разбора, или не верит никому. Все это задачи по проработке пятой функции.
Таким образом, получаем:
Мне кажется, что сходство есть. Пойдем дальше?
II стадия. Мышечно-анальная Совпадает с анальной стадией фрейдизма. Возраст 2-й – 3-й годы жизни. Задача этапа: автономия против стыда и сомнения. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоконтроль и сила воли. Эриксон. На этом этапе на первый план выходит развитие самостоятельности на основе моторных и психических способностей. Ребенок осваивает различные движения. Если родители предоставляют ребенку делать самому то, что он может, у него вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и, в значительной мере, средой. Появляется самостоятельность. Если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, развивается стыдливость и нерешительность. Если родители постоянно бранят ребенка за мокрую постель, запачканные штанишки, пролитое молоко, разбитую чашку и т.п. – у ребенка закрепляется чувство стыда и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением. Внешний контроль на этой стадии должен твердо убеждать ребенка в его силах и возможностях, а также защищать от анархии. Исход этой стадии зависит от соотношения сотрудничества и своеволия, свободы самовыражения и ее подавления. Из чувства самоконтроля, как свободы распоряжаться собой без утраты самоуважения, берет начало прочное чувство доброжелательности, готовности к действию и гордости своими достижениями, чувство собственного достоинства. Из ощущения утраты свободы распоряжаться собой и ощущения чужого сверхконтроля происходит устойчивая склонность к сомнению и стыду. Соционический подход. Что можно сказать об этом этапе? Ребенок еще очень зависим от взрослых, но к нему уже предъявляют новые требования. Возьмите любые пособия по развитию детей – “ребенок должен”: в год – ходить, в два – говорить предложениями, а также есть ложкой, строить башню из кубиков и т.д. и т.п. Должен, должен, должен…. В отечественной педагогике этот возраст называется “Я сам”. Это уже похоже на включение продуктивной функции, а не акцептной. Зависимость, контроль и самоконтроль, детская самостоятельность (еще не в принятии решений, а только в наученных действиях) и сомнения. Все это очень напоминает проявления шестой функции, ориентированной на референтную группу, значимое окружение. По ней легко обучаются, с удовольствием применяют полученные навыки, но до подлинной самостоятельности в выборе целей и средств еще далеко. Выработав баланс между самостоятельностью и осознанной необходимостью подчинять свои желания требованиям ближайшего окружения, ребенок успешно проходит второй возрастной кризис, унося с собой во взрослую жизнь чувство собственного достоинства. Его шестая функция (по которой человек обычно не противопоставляет себя окружающим, как зададут в разговоре, так и реагирует) становится несколько более прикрытой от влияния толпы, массы. Он не так легко пойдет на поводу у других, как персонаж из “Джентльменов удачи”: “Все бежали, и я бежал”. Не справившись с этой задачей, человек остается слишком легко подверженным общественным влияниям, слишком уязвим для внешнего контроля. Напомним, что в отношениях соционического контроля (ревизии) достаточно чувствительное воздействие происходит с седьмой функции контролера на шестую – подконтрольного. Таким образом, получаем:
IV стадия. Латентная Соответствует латентной фазе классического психоанализа. Возраст 6 – 11 лет. Задача этапа: трудолюбие (умелость) против чувства неполноценности. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: система и компетентность. Эриксон. Любовь и ревность находятся на этой стадии в скрытом состоянии (о чем и говорит ее название – латентная). Это годы начальной школы. Ребенок проявляет способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. Интерес к тому, как вещи устроены, как их приспособить, освоить. В эти годы он напоминает Робинзона Крузо и часто интересуется его жизнью. Когда детей поощряют мастерить, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость, способности к техническому творчеству. Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка одно “ баловство ” и “ пачкотню ”, это способствуют выработке у него чувства неполноценности. Опасность этой стадии – чувство неадекватности и неполноценности. Если ребенок отчаивается в своих орудиях труда и рабочих навыках или занимаемом месте среди товарищей, то это может отбить охоту к идентификации с ними, ребенок считает себя обреченным на посредственность или неадекватность. На этой стадии буйное воображение укрощается законами объективного мира, даже чтением, письмом и арифметикой. До того, как ребенок, психологически готовый к элементарной роли родителя, способен стать биологическим родителем, он должен побыть в роли работника и потенциального кормильца. Он учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом. Окружение ребенка на этой стадии уже не ограничивается домом. Влияние не только семьи, но и школы. Отношение к нему в школе оказывает существенное влияние на уравновешенность психики. Отставание вызывает чувство неполноценности. Он уже убедился на опыте, что в лоне семьи нет осуществимого будущего. Систематическое обучение – во всех культурах происходит на этой стадии. Именно в этот период более широкое общество становится важным в отношении предоставления ребенку возможностей для понимания значимых ролей в технологии и экономике общества. Фрейд называет эту стадию латентной, т.к. неистовые влечения находятся в спячке. Но это лишь временное затишье перед бурей полового созревания, когда все более ранние влечения вновь появляются в новом сочетании, чтобы оказаться подчиненными генитальности. Соционический подход. И вновь после идущих подряд двух продуктивных функций включается акцептная: пришла пора учиться, накапливать знания. А значит, опять пришло время большего потребления, чем отдачи. На этой стадии происходит уже более серьезный этап социализации: выход в школу – это выход в новые, незнакомые ситуации. Из семьи и близкого, заботливого окружения – в общество незнакомых людей и в мир незнакомых дел. Ребенок пытается во всем попробовать себя, адаптироваться к самостоятельной жизни. Он уже бывает и дома один, и совершает самостоятельные прогулки. Такая ориентировка на общество, незнакомый мир говорит об активизации блока СУПЕРЭГО. Проявления этого периода напоминают включение третьей функции – ролевой, адаптивной. Она соответствует той роли, которую мы берем на себя при встрече с незнакомой ситуацией. Когда неуместно выставлять напоказ свои истинные побуждения, мысли и чувства среди незнакомых людей, мы прячем их за маской, ролью, соответствующей третьей функции. Эти проявления ролевой функции согласуются с латентной (скрытой) стадией развития. Резюме:
VII стадия. Взрослость Эту и последующую стадию классический психоанализ уже не рассматривает, он охватывает только период взросления. Возраст: зрелый. Задача этапа: генеративность против стагнации. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: производство и забота. Эриксон. Ко времени наступления этой стадии человек уже прочно связал себя с определенным родом занятий, а его дети уже стали подростками. Для этого этапа развития характерна общечеловечность – способность интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Для этого не обязательно иметь собственных детей, важно активно заботиться о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Те, у кого чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточиваются на самих себе, и их главной заботой становится удовлетворение своих потребностей, собственный комфорт, самопоглощенность. Генеративность – центральный момент этой стадии. Это понятие охватывает эволюционное развитие, которое сделало человека обучающим и организующим, равно как и обучающимся. Генеративность – это заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения. Хотя существуют отдельные лица, которые вследствие жизненных неудач или особой одаренности в других областях, не направляют этот интерес на свое потомство. Генеративность включает в себя продуктивность и креативность, но эти понятия не могут его заменить. Генеративность – самая важная стадия как психосексуального, так и психосоциального развития. Когда такого обогащения не удается достичь, происходит регрессия к потребности в псевдоблизости, с чувством застоя и обеднением личной жизни. Человек начинает баловать себя, как если бы он был своим ребенком. Сам факт наличия детей или желания их иметь – это еще не генеративность. Причины отставания – чрезмерное себялюбие, напряженное самосозидание преуспевающей личности за счет других сторон жизни, недостаток веры, доверия, ощущения, что он желанная надежда и забота общества. Соционический подход. Включается творческая функция (вторая в модели А)? Похоже, что да. Эта стадия наиболее связана с отношением человека к продуктам своего труда и к своему потомству. Очень важный момент этой стадии – креативность (творческое, нестандартное мышление). Именно при отказе от творчества происходит застой личности, остановка в развитии. Ко времени наступления этой стадии человеком накоплено достаточное количество знаний и умений, которое может перейти в новое качество – творческую, созидательную деятельность. Девиз этого состояния: “Все остается людям”. Вторая сторона творческой функции – критичность – тоже соответствует этой возрастной стадии: с позиций накопленного опыта человек уже часто выступает оппонентом, критиком. Резюме:
VIII стадия. Зрелость Возраст: пенсионный. Задача этапа: целостность эго против отчаяния. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоотречение и мудрость. Эриксон. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Только в том, кто заботится о делах и людях, адаптировался к победам и поражениям, вызревает плод целостности эго, он включает такие понятия, как честность, цельность, полнота. Для человека тип целостности, развитый его культурой, становится “вотчиной души”, знаком моральности его происхождения. Кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь. Безнадежность. Отсутствие или утрата накопленной целостности выражается в страхе смерти: единственный и неповторимый жизненный цикл не принимается как завершение жизни. Отчаяние выражает сознание того, что времени жить осталось мало, чтобы попытаться начать новую жизнь и испытать иные пути к целостности. Отвращение скрывает отчаяние, хотя и в виде “массы мелких отвращений”, которые не складываются в одно большое раскаяние. Сравнив эту стадию с самой первой, видим, как замыкается круг ценностей: целостность (integrity) взрослого и младенческое доверие, уверенность в честности (integrity) Эриксон обозначает одним и тем же словом. Он утверждает, что здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти. Соционический подход. Человек здесь выступает как эксперт, мудрец – включается базовая функция. Опять акцептная: со стариков уже никто ничего не требует. Они чаще погружены в свои размышления, воспоминания. О них, как и о детях, необходимо заботиться: старые и малые…. Пожилые люди не участвуют в общественном производстве и не производят на свет потомства, но их мудрые советы необходимы более молодым поколениям. Опыт, знания могут быть переданы ученикам, читателям, внукам, молодым коллегам. “Если бы молодость знала, если бы старость могла”. Мне представляется наиболее вероятным, что объем информации, обрабатываемой базовой функцией, настолько велик, что в полной мере она включается в работу только с обретением мудрости. Или никогда. Об этом прекрасно написано в статье Г. А. Шульмана []. Будучи с человеком на всех возрастных этапах, поддерживая его (база, основа личности) и давая ему наиболее осознаваемую информацию, базовая функция, видимо, идет “на шаг впереди” человека, ведет его за собой. И чтобы вполне освоить ее, нужен немалый труд души. Несколько слов о Самости (это архетип Юнга, соответствующий целостности личности). Раньше мне казалось, что процесс Индивидуации (это тоже понятие, введенное Юнгом), в результате которого человек обретает Самость, это отдельный процесс или отдельная стадия развития личности. Я считала, что он начинается тогда, когда все функции освоены в полной мере. Лишь потом человек начинает постигать свою целостность, осознавать свое место в мире, видеть отражение внешнего мира во внутреннем. И лишь читая Эриксона, я поняла, что, осваивая последовательно свои функции, проходя возрастные стадии с присущими им кризисами, человек вписывает их в единую систему. Свою, и индивидуальную, и типологическую. Это и есть процесс индивидуации длиною в жизнь. Он неотделим от освоения своей личности. И Самость не есть что-то отдельное. Это и есть целостность, непротиворечивость психики человека, когда все функции освоены успешно и сведены в единую систему без противоречий. Есть мнение, что только на этой стадии человек по-настоящему начинает жить. Достижима ли Самость? Можно ли в полной мере освоить свою базовую функцию? Скорее всего, это идеальный вариант, его, наверное, проходят святые. Но в какой-то мере и нам это доступно, помните, в начале статьи: если “отличников” в жизни крайне мало, так мы, простые смертные, можем постараться быть “хорошистами”. Резюме:
Часть 4. Выводы
|