Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







VI стадия. Ранняя взрослость





Генитальная стадия по Фрейду.

Возраст: период ухаживания и ранние годы семейной жизни. От конца юности до начала среднего возраста. Здесь и далее Эриксон уже четко не называет возраст.

Задача этапа: близость против изоляции.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: аффилиация и любовь.

Эриксон. К началу этой стадии человек уже опознал свое “Я” и включился в трудовую деятельность.

Ему важна близость – не только физическая, но и способность заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Новоиспеченный взрослый готов проявлять нравственную силу и в интимных, и товарищеских взаимоотношениях, оставаясь верным, даже если потребуются значительные жертвы и компромиссы. Готовность не дрогнуть перед страхом потери эго даже в ситуациях, требующих отказа от себя, например, при групповой солидарности, в брачных союзах, в физическом единоборстве, при испытании влияния наставников и прорыве в сознание потаенных мыслей и чувств. Проявления этой стадии – не обязательно в сексуальном влечении, но и в дружбе. Например, между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых условиях, образуются тесные связи – образец близости в широком смысле.

Опасность стадииизбегание контактов, которые обязывают к близости. Избегание опыта близости из-за страха утратить эго приводит к чувству изоляции и последующему самопоглощению. Если ни в браке, ни в дружбе он не достигает близости – одиночество. Не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Опасность этой стадии состоит в том, что и интимные, и соперничающие, и враждебные отношения человек испытывает к одним и тем же людям. Остальные – безразличны. И только научившись отличать схватку соперников от сексуального объятия, человек осваивает этическое чувство – отличительный признак взрослого человека. Только теперь проявляется истинная генитальность. Ее нельзя считать чисто сексуальной задачей. Она есть объединение способов подбора партнера, сотрудничества и соперничества.

  • Однажды Фрейда спросили, что взрослому человеку следовало бы уметь делать хорошо. Ожидался пространный ответ, но он ответил: “Любить и работать”, имея в виду общую плодотворность работы, которая не поглощала бы человека до такой степени, чтобы он терял способность быть любящим существом. И в то же время – плодотворность любви, способность растить детей.

Соционический подход. Характерное понятие для этой стадии – отдача. И результатов своего труда, и своей энергии – выбранному делу, и долга: родительского – детям, сыновнего – родителям, священного – Родине и т.д. Опять включилась продуктивная функция. Теперь уже взрослый должен: построить дом, посадить дерево, вырастить сына. А также работать, приносить пользу обществу. Сравним: от подростка никакой пользы не требуется, лишь бы не вредил, не хулиганил, не пил и не кололся. Уже за это спасибо. А если учится хорошо – какой молодец! Для взрослого (по-настоящему, а не по возрасту) характерна продуктивность: заниматься производительным трудом и растить детей.

Можно ли говорить о полной осознанности жизни новоиспеченного взрослого? Люди этого возраста чаще всего говорят, что “крутятся, как белка в колесе”, “времени нет постоять и опомниться”. Они больше всего заняты жизнеобеспечением для себя и своих близких, здесь еще мало осознанности, рефлексии. Но есть реализация того, что уже подготовлено предыдущими этапами. Скорее всего, девиз здесь: “Больше дела, меньше слов”. Реализация без слов на деле – вот, пожалуй, главное на этом этапе, а это соответствует восьмой функции модели А.

Еще одно бросается в глаза: описания этого этапа очень похожи на описания физического уровня коммуникации по Гуленко.

Резюме:

  • на этой стадии развития продолжают быть включенными сильные бессознательные функции, это соответствует блоку ИД и выражается в мощной и уверенной реализации планов, карьеры, воспитания детей, строительства своей жизни собственными руками;
  • работает продуктивная функция этого блока – восьмая: главное в генитальной стадии – продуктивность;
  • функция в витальном кольце, идет развитие бессознательного: “некогда раздумывать, работать надо” – характерно для этого возраста;
  • включена сильная функция – это самый активный и действующий возраст;
  • опознание собственной индивидуальности с испытаниями на верность “своим” (5 стадия) и освоение близости (6 стадия) следует отнести к физическому уровню коммуникации по В. В. Гуленко: здесь дистанция близкая (близость, верность, ориентация на “свой круг”), а коммуникация поверхностная (на этих стадиях не актуальна задача обмена глубинной информацией, во-первых, потому что глубина эта еще не вполне освоена, во-вторых, некогда: молодой человек “и жить торопится, и чувствовать спешит”). Физический уровень у Гуленко соответствует блоку ИД;
  • архетип Юнга Тень тоже соответствует блоку ИД: неосознанность, пугающая темнота, страхи и трудность признания своих “теневых” качеств.

VII стадия. Взрослость

Эту и последующую стадию классический психоанализ уже не рассматривает, он охватывает только период взросления.

Возраст: зрелый.

Задача этапа: генеративность против стагнации.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: производство и забота.

Эриксон. Ко времени наступления этой стадии человек уже прочно связал себя с определенным родом занятий, а его дети уже стали подростками.

Для этого этапа развития характерна общечеловечность – способность интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Для этого не обязательно иметь собственных детей, важно активно заботиться о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось.

Те, у кого чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточиваются на самих себе, и их главной заботой становится удовлетворение своих потребностей, собственный комфорт, самопоглощенность.

Генеративность – центральный момент этой стадии. Это понятие охватывает эволюционное развитие, которое сделало человека обучающим и организующим, равно как и обучающимся. Генеративность – это заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения. Хотя существуют отдельные лица, которые вследствие жизненных неудач или особой одаренности в других областях, не направляют этот интерес на свое потомство.

Генеративность включает в себя продуктивность и креативность, но эти понятия не могут его заменить. Генеративность – самая важная стадия как психосексуального, так и психосоциального развития.

Когда такого обогащения не удается достичь, происходит регрессия к потребности в псевдоблизости, с чувством застоя и обеднением личной жизни. Человек начинает баловать себя, как если бы он был своим ребенком. Сам факт наличия детей или желания их иметь – это еще не генеративность.

Причины отставания – чрезмерное себялюбие, напряженное самосозидание преуспевающей личности за счет других сторон жизни, недостаток веры, доверия, ощущения, что он желанная надежда и забота общества.

Соционический подход. Включается творческая функция (вторая в модели А)? Похоже, что да. Эта стадия наиболее связана с отношением человека к продуктам своего труда и к своему потомству. Очень важный момент этой стадии – креативность (творческое, нестандартное мышление). Именно при отказе от творчества происходит застой личности, остановка в развитии. Ко времени наступления этой стадии человеком накоплено достаточное количество знаний и умений, которое может перейти в новое качество – творческую, созидательную деятельность. Девиз этого состояния: “Все остается людям”.

Вторая сторона творческой функции – критичность – тоже соответствует этой возрастной стадии: с позиций накопленного опыта человек уже часто выступает оппонентом, критиком.

Резюме:

  • к началу данной стадии развития накоплено достаточно опыта и знаний для осознанного и ответственного включения в жизнь, что соответствует блоку ЭГО;
  • включается сильная сознательная функция – творческая: вырастив детей и накопив достаточный опыт работы, человек получает возможность занимать такое положение, чтобы не заниматься рутинной работой, а реализоваться в творчестве;
  • работает продуктивная функция этого блока – вторая: главное в творчестве – самоотдача, продуктивность;
  • функция в ментальном кольце, включается развитие сознательного: ответственность, разумные действия, принятие решений характерны для этого возраста;
  • включена сильная функция – это по-прежнему активный и действующий возраст, человек имеет дело с большими объемами информации.

VIII стадия. Зрелость

Возраст: пенсионный.

Задача этапа: целостность эго против отчаяния.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоотречение и мудрость.

Эриксон. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками.

Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Только в том, кто заботится о делах и людях, адаптировался к победам и поражениям, вызревает плод целостности эго, он включает такие понятия, как честность, цельность, полнота. Для человека тип целостности, развитый его культурой, становится “вотчиной души”, знаком моральности его происхождения.

Кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь. Безнадежность. Отсутствие или утрата накопленной целостности выражается в страхе смерти: единственный и неповторимый жизненный цикл не принимается как завершение жизни. Отчаяние выражает сознание того, что времени жить осталось мало, чтобы попытаться начать новую жизнь и испытать иные пути к целостности.

Отвращение скрывает отчаяние, хотя и в виде “массы мелких отвращений”, которые не складываются в одно большое раскаяние.

Сравнив эту стадию с самой первой, видим, как замыкается круг ценностей: целостность (integrity) взрослого и младенческое доверие, уверенность в честности (integrity) Эриксон обозначает одним и тем же словом. Он утверждает, что здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти.

Соционический подход. Человек здесь выступает как эксперт, мудрец – включается базовая функция. Опять акцептная: со стариков уже никто ничего не требует. Они чаще погружены в свои размышления, воспоминания. О них, как и о детях, необходимо заботиться: старые и малые…. Пожилые люди не участвуют в общественном производстве и не производят на свет потомства, но их мудрые советы необходимы более молодым поколениям. Опыт, знания могут быть переданы ученикам, читателям, внукам, молодым коллегам. “Если бы молодость знала, если бы старость могла”.

Мне представляется наиболее вероятным, что объем информации, обрабатываемой базовой функцией, настолько велик, что в полной мере она включается в работу только с обретением мудрости. Или никогда. Об этом прекрасно написано в статье Г. А. Шульмана []. Будучи с человеком на всех возрастных этапах, поддерживая его (база, основа личности) и давая ему наиболее осознаваемую информацию, базовая функция, видимо, идет “на шаг впереди” человека, ведет его за собой. И чтобы вполне освоить ее, нужен немалый труд души.

Несколько слов о Самости (это архетип Юнга, соответствующий целостности личности). Раньше мне казалось, что процесс Индивидуации (это тоже понятие, введенное Юнгом), в результате которого человек обретает Самость, это отдельный процесс или отдельная стадия развития личности. Я считала, что он начинается тогда, когда все функции освоены в полной мере. Лишь потом человек начинает постигать свою целостность, осознавать свое место в мире, видеть отражение внешнего мира во внутреннем. И лишь читая Эриксона, я поняла, что, осваивая последовательно свои функции, проходя возрастные стадии с присущими им кризисами, человек вписывает их в единую систему. Свою, и индивидуальную, и типологическую. Это и есть процесс индивидуации длиною в жизнь. Он неотделим от освоения своей личности. И Самость не есть что-то отдельное. Это и есть целостность, непротиворечивость психики человека, когда все функции освоены успешно и сведены в единую систему без противоречий. Есть мнение, что только на этой стадии человек по-настоящему начинает жить.

Достижима ли Самость? Можно ли в полной мере освоить свою базовую функцию? Скорее всего, это идеальный вариант, его, наверное, проходят святые. Но в какой-то мере и нам это доступно, помните, в начале статьи: если “отличников” в жизни крайне мало, так мы, простые смертные, можем постараться быть “хорошистами”.

Резюме:

  • на этой стадии развития продолжают быть включенными сильные сознательные функции, обрабатывающие большой объем информации и подходящие к ней максимально осмысленно, это соответствует блоку ЭГО, кстати, Эриксон прямо указывает на актуальность эго на этой стадии;
  • включается базовая функция – первая: умудренный опытом человек выступает на этой стадии как эксперт, он знает о жизни многое, к его мнению стоит прислушаться;
  • работает акцептная функция блока ЭГО – первая: здесь уже не требуется продуктивность, наоборот, старикам нужно наше внимание, забота, уважение;
  • функция в ментальном кольце, сознательная: размышления, рассуждения, рассказы, учение других (и поучения) характерны для этого возраста;
  • генерация идей (7 стадия) и освоение целостности своей личности (8 стадия) следует отнести к интеллектуальному уровню коммуникации по В. В. Гуленко: здесь дистанция далекая (далеко не каждому взрослый, а тем более, пожилой человек станет раскрывать свою душу, в то же время – общечеловечность, интерес к судьбам людей за пределами узкого круга родных и друзей), а коммуникация глубокая (передаются знания, очень важные, глубоко проработанные, подкрепленные жизненным опытом).






Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.