Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Стадии человеческой жизни и психосоциального развития по Э. Эриксону и по модели А





Стадии Возраст Задача этапа Ценные качества Функция Блок Социальная роль Кольцо
I Орально- сенсорная Первый год жизни Базисное доверие против базисного недоверия Энергия и Надежда   Акцептная СУПЕРИД “ребенок” Витальное
II Мышечно- анальная 2-й – 3-й годы жизни Автономия против стыда и сомнения Самоконтроль и Сила воли   Продуктивные
III Локомоторно- генитальная 4 – 5 лет Инициатива против чувства вины Направление и Целеустремленность   СУПЕРЭГО “неуверенный подросток” Ментальное
IV Латентная 6 – 11 лет Трудолюбие против чувства неполноценности Система и Компетентность   Акцептные
V Подростковый возраст и ранняя юность 12 – 18 лет Идентичность против смешения ролей Посвящение и Верность   ИД “самоуверенный подросток” Витальное
VI Ранняя взрослость От конца юности до начала среднего возраста Близость против изоляции Аффилиация и Любовь   Продуктивные
VII Взрослость Зрелый возраст Генеративность против стагнации Производство и Забота   ЭГО “взрослый” Ментальное
VIII Зрелость Пенсионный возраст Целостность эго против отчаяния Самоотречение и Мудрость   Акцептная

Часть 4. Выводы

  1. Все рассматриваемые задачи присутствуют у человека в любом возрасте, просто каждая становится актуальной на своем этапе. Почему именно она актуализируется? Скорее всего, потому что для решения одних мы еще не готовы, не созрели, не набрали жизненного опыта. А другие – задачи прошлых этапов, они уже были актуальны. Их мы или уже научились решать, приобрели уверенность и дальше аналогичные решаем смело, без комплексов. Или в силу неблагоприятных обстоятельств так и не справились с ними, записав себя в “двоечники”: “это я не умею, это мне не дано”.
  2. Вследствие сопоставления соционического взгляда на развитие личности и теории Эриксона, можно сделать вывод, что сначала человек проходит кризисы развития, связанные со слабыми функциями, а уж потом – с сильными. Сильные подразумевают большой объем обрабатываемой информации. Скорее всего, ребенок не готов к кризису с большим объемом информации.
  3. На каждом этапе присутствуют как акцептные, так и продуктивные элементы, но складывается впечатление, что каждый раз на первый план выходит одна из задач: либо активное потребление, либо активная выдача результатов. Получается, что этот процесс носит волнообразный характер.
  4. По Эриксону позитивное качество, приобретаемое на любой стадии, необходимо проработать так, чтобы на следующей стадии оно вошло в зону уверенности. Чтобы уже можно было подвергать его испытаниям, рисковать им, в то время, как на предыдущей стадии оно было особенно оберегаемой драгоценностью.
  5. Подтверждается мысль Юнга о том, что практически на протяжении всей жизни нельзя говорить о полном осознании себя и происходящего вокруг.
  6. Функции включаются в работу блоками, как и работают в модели А. При включении блока целиком происходит освоение соответствующего уровня коммуникации: психологического, социального, физического, интеллектуального.

Часть 5. “Что же из этого следует?”

В этом направлении можно еще много работать, исследование только начато. На данном этапе вопросов больше, чем ответов, но вопросы, на мой взгляд, достаточно интересные.

Вот один из таких вопросов. Сравним три, на первый взгляд, разные вещи. У Эриксона и Фрейда выдвинуты свои соображения по поводу неудачного прохождения первой стадии развития, а в соционике – по поводу проблем на пятой функции. Есть ли корреляция между всеми этими симптомами?

  • Эриксон соотносит с недостаточно освоенной первой стадией развития, не установленный баланс между необходимым доверием и недоверием к миру. От такого человека часто можно слышать: “Я не люблю, когда меня обманывают” (другие тоже не любят, но как-то справляются, не выдвигая это как проблему), “Никому нельзя доверять”, “Ему, наверное, от меня что-то надо”. Эриксон же утверждает, что первой стадии развития соответствует принятие религии, веры. Если у человека, например, достаточно выражены шизоидные или депрессивные признаки, то Эриксон связывает это тоже с проблемами первой стадии развития.
  • Здесь же должны находиться проблемы, связанные с фиксацией на оральной стадии по Фрейду: курение (потребность “сосать соску”), переедание, неумеренное потребление в разных формах, как, например, постоянная и безостановочная учеба “всему подряд” без продуктивной отдачи полученных знаний – состояние вечного ученика. А также зависть: “Я, Вань, такую же хочу”, – без ясного осознания, а надо ли это.
  • Если связать это с проблемой, локализованной на пятой функции модели А в соционике, получается, что такой человек не готов принять дуальную помощь (которая, прежде всего состоит в поддержке пятой, самой слабой функции): “Не нравятся мне мои дуалы”, “А нет ли у вас для меня другого дуала?”. Также можно найти проблему по семантике пятой функции соционического типа данного человека. А еще проблемы дуальных отношений указывают на необходимость оценить отдых, комфорт. Об этом было в статье [6].

Интересная получается смесь проблем. Подход дан с трех разных точек зрения. Действительно ли они взаимосвязаны? Встречаются ли они одновременно у одних и тех же людей? Пока на эти вопросы ответить трудно, здесь нужны подробные исследования.

На память приходит один из примеров. Замечательная молодая женщина, красавица и умница, назовем ее Катей. Катя так формулирует свои проблемы: “Не могу найти работу” и “Я плохая мать”. По Берну это может говорить о недостаточной включенности состояний “Взрослый” и “Родитель”. Значит, чаще всего включено состояние “Ребенок”. Остальные два еще не освоены настолько, чтобы их включать с уверенностью.

Что выясняется: у Кати прекрасные дети, которых она любит, и которые любят ее. Значит, мать она хорошая, но не доверяет себе. Наблюдая дальше, вижу, что Катя проявляет недоверие и к другим людям, причем в очень серьезной степени. Что особенно заметно: “закрывается” от дуальной помощи, не верит в поддержку. Когда кто-то хочет искренне ей помочь, она думает, что здесь подвох, человеку от нее что-то надо. Не верит она и в свои силы.

Что еще? Не может бросить курить, никак не получается. И проблемы переедания. Следя за собой, Катя старается не есть на ночь, при этом любопытная фраза: “Я наедаюсь сейчас, чтобы не есть потом”. То переедает, то сидит на диете. Осознает проблему переедания, но не умеет с ней справиться.

А почему не может начать работать? Постоянно учится, заканчивая одни курсы, сразу поступает на другие: “Это же так интересно!” и “Я не уверена, что могу уже работать, мне надо подучиться еще”. Что же плохого в том, что человек учится? Отсутствие отдачи, продуктивности. Знания должны давать отдачу, а не просто накапливаться.

Сравниваю между собой два предыдущих описания: теоретическое предположение о взаимосвязи проблем и пример из практики. Похожи, согласитесь. Ни одно из них я не подгоняла под другое. Первое следует из логики предыдущих рассуждений, второе – случай из жизни. При этом страдает ли Катя завистью или депрессией (шизоидности нет), не могу сказать, я не настолько хорошо ее знаю. Пример, конечно, не доказательство, но наводит на мысли.

Здесь нужны исследования. Но если теоретические предположения подтвердятся, можно будет комбинировать соционические и психоаналитические методы диагностики и консультирования. А это выведет уровень помощи людям на новый этап. По крайней мере, я посоветовала Кате пока не бороться напрямую с перееданием и курением, а начать чуть больше доверять людям и себе. И каков результат? “Мне предложили работу, – сказала радостная Катя, – все как по волшебству”.

1. К. Г. Юнг. Тэвистокские лекции. Исследование процесса индивидуации. Пер. с англ. – М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер”, 1998.

2. Э. Эриксон. Детство и общество. Пер. с англ. – СПб.: “ЛЕНАТО”, “АСТ”, Фонд “Университетская книга”, 1996.

3. Т. Н. Прокофьева. Соционика и развитие личности. – Доклад на XV конференции по соционике, 1998.

4. Р.К. Седых. Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология. – М.: НПП “Менатеп-Траст”, 1994.

5. Э. Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. – СПб.: “Лениздат”, 1992.

6. Т. Н. Прокофьева, Е. А. Удалова. Один из способов осуществления процесса дуализации. //Соционика, ментология и психология личности, № 2, 1997.

7. Г. А. Шульман. Аспекты, функции, ТИМы, люди. // Соционика, ментология и психология личности, № 6, 1998, № 2, 1999

Татьяна Прокофьева







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.