|
Стадии человеческой жизни и психосоциального развития по Э. Эриксону и по модели А ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Часть 4. Выводы
Часть 5. “Что же из этого следует?” В этом направлении можно еще много работать, исследование только начато. На данном этапе вопросов больше, чем ответов, но вопросы, на мой взгляд, достаточно интересные. Вот один из таких вопросов. Сравним три, на первый взгляд, разные вещи. У Эриксона и Фрейда выдвинуты свои соображения по поводу неудачного прохождения первой стадии развития, а в соционике – по поводу проблем на пятой функции. Есть ли корреляция между всеми этими симптомами?
Интересная получается смесь проблем. Подход дан с трех разных точек зрения. Действительно ли они взаимосвязаны? Встречаются ли они одновременно у одних и тех же людей? Пока на эти вопросы ответить трудно, здесь нужны подробные исследования. На память приходит один из примеров. Замечательная молодая женщина, красавица и умница, назовем ее Катей. Катя так формулирует свои проблемы: “Не могу найти работу” и “Я плохая мать”. По Берну это может говорить о недостаточной включенности состояний “Взрослый” и “Родитель”. Значит, чаще всего включено состояние “Ребенок”. Остальные два еще не освоены настолько, чтобы их включать с уверенностью. Что выясняется: у Кати прекрасные дети, которых она любит, и которые любят ее. Значит, мать она хорошая, но не доверяет себе. Наблюдая дальше, вижу, что Катя проявляет недоверие и к другим людям, причем в очень серьезной степени. Что особенно заметно: “закрывается” от дуальной помощи, не верит в поддержку. Когда кто-то хочет искренне ей помочь, она думает, что здесь подвох, человеку от нее что-то надо. Не верит она и в свои силы. Что еще? Не может бросить курить, никак не получается. И проблемы переедания. Следя за собой, Катя старается не есть на ночь, при этом любопытная фраза: “Я наедаюсь сейчас, чтобы не есть потом”. То переедает, то сидит на диете. Осознает проблему переедания, но не умеет с ней справиться. А почему не может начать работать? Постоянно учится, заканчивая одни курсы, сразу поступает на другие: “Это же так интересно!” и “Я не уверена, что могу уже работать, мне надо подучиться еще”. Что же плохого в том, что человек учится? Отсутствие отдачи, продуктивности. Знания должны давать отдачу, а не просто накапливаться. Сравниваю между собой два предыдущих описания: теоретическое предположение о взаимосвязи проблем и пример из практики. Похожи, согласитесь. Ни одно из них я не подгоняла под другое. Первое следует из логики предыдущих рассуждений, второе – случай из жизни. При этом страдает ли Катя завистью или депрессией (шизоидности нет), не могу сказать, я не настолько хорошо ее знаю. Пример, конечно, не доказательство, но наводит на мысли. Здесь нужны исследования. Но если теоретические предположения подтвердятся, можно будет комбинировать соционические и психоаналитические методы диагностики и консультирования. А это выведет уровень помощи людям на новый этап. По крайней мере, я посоветовала Кате пока не бороться напрямую с перееданием и курением, а начать чуть больше доверять людям и себе. И каков результат? “Мне предложили работу, – сказала радостная Катя, – все как по волшебству”. 1. К. Г. Юнг. Тэвистокские лекции. Исследование процесса индивидуации. Пер. с англ. – М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер”, 1998. 2. Э. Эриксон. Детство и общество. Пер. с англ. – СПб.: “ЛЕНАТО”, “АСТ”, Фонд “Университетская книга”, 1996. 3. Т. Н. Прокофьева. Соционика и развитие личности. – Доклад на XV конференции по соционике, 1998. 4. Р.К. Седых. Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология. – М.: НПП “Менатеп-Траст”, 1994. 5. Э. Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. – СПб.: “Лениздат”, 1992. 6. Т. Н. Прокофьева, Е. А. Удалова. Один из способов осуществления процесса дуализации. //Соционика, ментология и психология личности, № 2, 1997. 7. Г. А. Шульман. Аспекты, функции, ТИМы, люди. // Соционика, ментология и психология личности, № 6, 1998, № 2, 1999 Татьяна Прокофьева Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|