Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ (МЕТОД ИЛИ ПРАВИЛО)





Нем.: freie Assoziation. — Франц.: libre association (methode ou regle de-). — Англ.: free association. — Исп.: associacion libre. — Итал.: libera associazione. — Португ.: associacao livre.

• Высказывание всех, без разбора, мыслей, которые приходят в голову — либо отправляясь от какого-то слова, числа, образа сновидения, представления, либо самопроизвольно.

• Прием свободных ассоциаций — это опора всей психо­аналитической техники. Точно указать дату этого открытия невоз­можно; Фрейд шел к нему постепенно — между 1892 и 1898 гг. — и различными путями.

1) Судя по "Исследованиям истерии" (Studien uber Hysterie, 1895), метод свободных ассоциаций возник на основе доаналитических методов исследования бессознательного, исходивших из внушения и сосредоточенности пациента на данном представлении; на­стойчивый поиск патогенного элемента уступает у пациента место спонтанному выражению. В "Исследованиях истерии" показана и роль пациентов в этом открытии (а).

2) Одновременно с этим Фрейд использовал прием свободных ассоциаций в собственном анализе, особенно в анализе снов: именно отрывок сна становился исходной точкой для образования ассоциативных цепочек, ведущих к сновидным мыслям.

3) В опытах Цюрихской школы (1) перерабатывались, уже с психоаналитической точки зрения, опыты, ранее проводившиеся школой Вундта. Сторонники Вундта изучали характер и темп реакций (их различия в зависимости от субъективного состояния) на слова-стимулы. Юнг обнаружил, что ассоциации определяются "…всей совокупностью представлений, связанных с определенным эмоционально окрашенным событием" (2), назвал эту целостность комплексом*.

В работе "К истории психоаналитического движения" (Zur Geschichte der psychoanalytischen Bewegung, 1914) Фрейд подчеркнул значение этих опытов "для быстрой экспериментальной проверки утверждений психоанализа и для прямого показа в обучении таких связей, которые мог бы продемонстрировать только психоаналитик".

4) Пожалуй, здесь стоит назвать еще один источник, упомянул, Фрейдом в заметке "О предыстории психоаналитической техники" (Zur Vorgeschichte der analytischen Technik, 1920): писатель Людвиг Берне, которого Фрейд читал в юности, рекомендовал тем, кто хочет "стать оригинальным писателем за три дня", записывать все, что приходит в голову, устраняя воздействие самоцензуры на интеллек­туальное творчество (4).

*

Слово "свободные" в сочетании "свободные ассоциации" требует следующих пояснений:

1) даже в тех случаях, когда отправной точкой свободных ассоциаций является слово-индуктор (опыты Цюрихской школы) или какой-то отрывок сновидения (метод Фрейда в 'Толковании сновидений" [Die Traumdeutung, 1900]), развертывание ассоциаций остается "свободным", поскольку оно запрещает подталкивание ассоциаций в определенном направлении или же их отбор.

2) Эта "свобода" увеличивается, если такой отправной точки нет. Именно в этом смысле говорят о правиле свободных ассоциаций как об основном правиле* психоанализа.

3) Фактически свободу здесь нельзя понимать как неопределен­ность: правило свободных ассоциаций нацелено, прежде всего, на устранение осознанного отбора мыслей или, на языке первой фрейдовской топики, на выведение из строя второй цензуры (цен­зуры между сознанием и предсознанием). Вместе с тем оно выявляет бессознательные защиты, свидетельствующие о воздействии первой цензуры (между предсознательным и бессознательным).

В конечном счете метод свободных ассоциаций предназначен для выявления в бессознательном определенного порядка: "Когда осознанные целепредставления* (Zielvorstellungen) устранены, динамика представлений направляется скрытыми целепредставлениями" (5).

а) Ср. прежде всего рассказ Фрейда о своей пациентке Эмми фон Н.: в ответ на настойчивые попытки Фрейда обнаружить источник симптома она ответила, что "...не следует допытываться, откуда взялось то и это; лучше дать ей рассказать ему все, что ей хочется" (6а). По поводу этой же пациентки Фрейд заметил: "Она, по-видимому, восприняла мой метод [...]. To, что она мне говорит [...], далеко не так спонтанно, как кажется; в ее словах воспроизводятся, причем достаточно верно, ее воспоминания, а также новые впечатления, которые повлияли на нее за время после нашей последней встречи, а они возникают — подчас совершенно неожиданно — на основе тех патогенных воспоминаний, от которых она самопроизвольно освободилась в результате словесной разрядки" (6b).

(1) Cf. Jung (C.G.). Diagnostische Assoziationsstudien, 1906.

(2) Jung (C.G.) и Ricklin (F.). Diagnostische Assoziationsstudien, I Beitrag: Experimentelle Untersuchungen uber Assoziationen Gesunder, 1904. N. p. 57.

(3) Freud (S.). G.W., X, 67; S.E., XIV, 28; франц., 285.

(4) Freud (S.). G.W., XII, 311; S.E., XVIII, 265.

(5) Freud (S.). G.W., II — III, 536; S.E., V, 531; франц., 437.

(6) Freud (S.).Studien uber Hysterie, 1895. — a) G.W., I, 116; S.E., II, 63; франц., 48. — b) G.W., I, 108; S.E., II, 56; франц., 42.

СВЯЗЫВАНИЕ, СВЯЗАННОСТЬ

Нем.: Bindung. — Франц.: liaison. — Англ.: binding. — Исп.: ligazon. — Итал.: legame. — Португ.: ligacao.

• Термин, которым Фрейд обобщенно обозначает (в различных областях — биологии, психологии и пр.) операцию, которая направ­лена на ограничение свободного движения возбуждений, на связы­вание представлений друг с другом, на создание и сохранение относительно устойчивых форм.

• Хотя понятие связывания соотнесено с противопоставлением свободной и связанной энергии, его смысл не ограничивается этой экономической стороной дела: это часто встречающееся у Фрейда понятие отвечает как конкретным потребностям психоаналитичес­кой техники, так и устойчивым теоретическим задачам. Не пытаясь перечислить здесь все ситуации его использования, мы покажем здесь его значение на трех этапах развития фрейдовской метапсихологии, где оно играет важнейшую роль.

I. В "Наброске научной психологии" (Entwurf einer Psychologie, 1895) Bindung — это, прежде всего, переход энергии нейронного аппарата из свободного состояния в связанное или же ее пребывание в связанном состоянии. По Фрейду, это требует наличия целой массы взаимосвязанных нейронов и пролагания путей* между ними, или, иначе, образования Я: " Я — это масса таких нейронов, сохраняющих свою энергетическую нагрузку и потому находящихся в связанном состоянии, что может быть лишь результатом их взаимодействия" (1а).

Эта масса сама оказывает воздействие на другие процессы, вызывая торможение или связывание. Размышляя о судьбах воспоминаний, связанных с мучительным опытом (Schmerzerlebnisse), — воспоминаний, "...порождающих одновременно и аффект, и чувство неудовольствия", Фрейд называл их "неукрощенными" (Ungebandigt): "Если мысль упирается в один из таких еще не укрощенных мнесических образов ", всплывают их качественные признаки и чувственные ощущения, нередко неудовольствие, побуждение к разрядке — словом, все то, что в совокупности своей определяет своеобразие возникающего при этом аффекта, и ход мысли тем самым прерывается". Для "укрощения" подобного воспоминания необходимо, чтобы установилось "...определенное отношение к Я или к его нагрузкам..."; необходима "...сильная и устойчивая связь, порождаемая Я, с тем чтобы уже продолженный путь, ведущий к неудовольствию, был чем-то уравновешен" (1b).

Здесь следует подчеркнуть две мысли:

1) условием энергетического связывания выступает установление отношений, пролагание путей совместно с уже нагруженной и цельной системой; речь идет о "...включении в Я новых нейронов" (1с).

2) В "Наброске" при Bindung постоянно присутствует противоположный ему полюс — Entbindung (буквально — "развязывание"); это понятие обозначает пусковой механизм внезапного высвобождения энергии, например, энергии мышц или желез, так что результирующая энергия, доступная количественным измерениям, намного превышает первоначальную энергию, порождаемую этим процессом. Это понятие употребляется преимущественно в следу­ющих формах: Unlustentbindung (высвобождение неудовольствия), Lustentbindung (высвобождение удовольствия), Sexualentbindung (высвобождение сексуального возбуждения), Affektentbindung (вы­свобождение аффекта), а в других текстах также Angstentbindung (высвобождение страха). Во всех этих случаях имеется в виду внезапное появление свободной энергии, неумолимо тяготеющей к разрядке.

В рамках экономических представлений сходство всех этих понятий не может не удивлять нас. И в самом деле, обозначая одним и тем же словом и высвобождение удовольствия, и высвобождение неудовольствия, мы вступаем в противоречие с мыслью о том, что удовольствие и неудовольствие — это два противонаправленных процесса (хотя бы и относящиеся к одной и той же энергии: ееослабление в первом случае и возрастание — во втором); однако, если бы мы решили считать удовольствие и неудовольствие двумя качественно различными видами энергии, это противоречило бы фрейдовской гипотезе.

Противопоставление Entbindung — Bindung представляется весьма полезным для разрешения этой трудности. В противоположность связанному состоянию Я всякое высвобождение первичного процесса (не важно, увеличивающего или уменьшающего абсолютный уровень напряжения) несет в себе угрозу нарушения устойчивости Я. У Фрейда именно высвобождение сексуального возбуждения приводит к нарушению связующей функции Я (см.: Последействие, Соблазнение).

II. В "По ту сторону принципа удовольствия" (Jenseits des Lustprinzips, 1920) проблема связывания не только выходит на первый план в размышлениях Фрейда, но и выглядит гораздо сложнее. Фрейд применяет здесь понятие связывания, изучая повторение травмы как прообраза повторения любого неприятного опыта. При этом он вновь обратился к идеям "Наброска": лишь сильно нагру­женная психическая система способна к связыванию потока энергии. На примере травмы как обширного нарушения границ Я можно лучше понять эту способность к связыванию, причем как раз в тот момент, когда она оказывается под угрозой. В результате взаимодействие между принципом удовольствия и первичным про­цессом предстает в неожиданном свете. Обычно связывание высту­пает как воздействие Я на первичный процесс и тем самым как торможение, вызванное вторичным процессом и принципом реаль­ности. В данном случае Фрейд ставит вопрос иначе: не требует ли подчас [само] господство принципа реальности "...овладения воз­буждением, его связывания, причем выполнение этой задачи во всей ее значимости не противопоставлено принципу удовольствия: оно осуществляется независимо от этого принципа и даже почти не требует его учета" (2).

Однако даже если это связывание в итоге осуществляется на благо Я, Фрейд, тем не менее, признавал и его собственную роль как основы навязчивых повторов, свидетельствующих, в свою очередь, о наличии влечения. Остается открытым вопрос о двух разновиднос­тях связывания: одна, издавна признанная, соотнесена с понятием Я, другая более близка к законам, которые управляют бессознатель­ным желанием и упорядочивают фантазии, или, иначе, к законам первичного процесса: свободная энергия в психоанализе — это не мощная разрядка возбуждений, но обмен энергией, распространяющейся по цепям представлений вследствие ассоциативных связей между ними.

III. Наконец, в последней теории влечений связывание становится главным признаком влечений к жизни в противоположность влечениям к смерти: "Эрос — это связь; цель его — создавать и сохранять все более крупные единства, тогда как цель влечения к смерти, наоборот, в том, чтобы разрывать связи и тем самым разрушать предметы" (3).

В последнем изложении фрейдовской теории инстанция Я и подвластная ей энергия влечений располагаются на стороне влечений к жизни: эта энергия "по-прежнему выполняет главную задачу Эроса — объединение и связывание — и тем самым помогает установлению единств или содействует стремлению к единству, характерному для Я " (4).

*

Таким образом, психоаналитическая проблематика связывания может быть развита в трех подсказанных смыслом данного понятия направлениях: это мысль об отношении между несколькими терминами, связанными ассоциативной цепью (Verbindung); это мысль о внутренне цельной совокупности, о форме, определяемой границами, рубежами (ср. англ. слово boundary, корень которого - bind), наконец, мысль о фиксации в определенном месте некоторого количества энергии, теряющего в результате свою способность к свободному перемещению.

(1) Freud (S.). а) Нем., 447; англ., 425; франц., 379. — b) Нем., 459; англ., 438; франц., 390. — с) Нем., 448; англ. 426; франц., 379.

(2) Freud (S.). G.W., XIII, 36; S.E, XVIII, 35; франц., 40.

(3) Freud (S.). Abriss der Psychoanalyse, 1938. G.W., XVII, 71; S. E., XXIII, 148; франц., 8.

(4) Freud (S.). Das Ich und das Es, 1923. G.W., XIII, 274; S.E., XIX, 45; франц., 202.

СГУЩЕНИЕ

Нем.: Verdichtung. — Франц.: condensation. — Англ.: condensation. — Исп.: condensacion. — Итал.: condensazione. — Португ.: condensacao.

• Один из главных способов функционирования психических про­цессов: единое представление воссоединяет в себе несколько ассоциативных цепей и образуется на их пересечении. С точки зрения экономики, сгущение предполагает нагрузку энергией, связанной с различными ассоциативными цепями, суммирование различных ее потоков в едином представлении.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.