Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Это явление наблюдается, прежде всего, в анализе сновидений, однако оно лежит также в основе психоневротической симптоматики, а в более общем виде — любого бессознательного образования.





Психоаналитическая теория смещения опирается на экономичес­кую гипотезу, согласно которой нагрузка того или иного представ­ления способна отделяться от него, перемещаясь по всей ассоциативной цепи.

"Свободное" смещение этой энергии — одна из главных черт первичного процесса, управляющего бессознательным функцио­нированием психики.

• 1) Понятие смещения возникает одновременно со всей фрейдов­ской теорией неврозов (1); оно связано с клинически засвидетель­ствованной независимостью аффекта от представления и с экономической гипотезой, призванной объяснить это; речь идет об энергии влечения, "которая может возрастать, убывать, смещаться, разряжаться" (2а) (см.: Экономика, экономический; Квант аффек­та).

В наиболее развитой форме эта гипотеза предстает во фрейдов­ской модели "нейронного аппарата" в "Наброске научной психологии" (Entwurf einer Psychologie, 1895): "количество" [энергии] перемещается по всей цепи нейронов, стремясь в соответствии с "принципом нейронной инерции"* лишь к полной разрядке. "Целокупный", или "первичный", процесс определяется смещением всей энергии с одного представления на другое. Так, при образо­вании симптома, "мнесического символа" истерического типа, изменяется лишь распределение энергии. [К представлению] А добавляется нечто изъятое из В. Патологический процесс — это и есть процесс смещения, сходный с тем, что происходит во сне, или, иначе, — первичный процесс" (3а).

Вторичный процесс* также предполагает смещение, однако область его действия ограничена, а количества перемещающейся энергии невелики (Зb).

В психологическом плане очевидно, что Фрейд заметно колебался в определении области, где происходит смещение. Иногда он противопоставлял смещение и конверсию*, причем смещение выступало как явление, относящееся к представлениям, особенно при неврозе навязчивых состояний (ср. фрейдовский термин Verschiebungersatz — подмена смещением), а конверсия — как явление, при котором аффект подавляется и энергия влечения переходит из области представления в область соматики (2b). Иногда смещение представало как свойство любого симптомного образования: "В результате сильного смещения [удовлетворение] может быть ограничено небольшой частью целостного либидинального комплекса" (4а); тогда оказывалось, что конверсия также предполагает смещение, например, при переносе генитального удовольствия на другую область тела (4 b).

2) Смещение было особенно ярко показано Фрейдом на примере сна. В самом деле, сравнение между явным и скрытым содержанием сновидения показывает, что их главные моменты не совпадают: самое важное в скрытом содержании сна может быть представлено либо какими-то недавними, но несущественными событиями, либо фактами прошлого, которые подверглись смещению уже в детстве. Фрейд проводил различие между снами, где есть смещение, и снами, где его нет (5а). В этом последнем случае "...различные элементы сновидения занимали в его структуре те же места, что и в сновидных мыслях" (5b). Подобное разграничение может удивить тех, кто вслед за Фрейдом считал свободное перемещение энергии неотъемлемым свойством бессознательных процессов. Фрейд не сомневался в том, что смещение может затронуть любой элемент сна, однако в "Толковании сновидений" (Die Traumdeutung, 1900) он обычно называл "трансфером" переход психической энергии от одного представления к другому, а "смещением" — то удивительное явление, в разной степени представленное в разных снах, при котором во сне происходит полное изменение точки зрения, сдвиг главного акцента или "переоценка психических ценностей" (6).



В анализе снов смещение тесно связано с другими механизмами работы сновидения. Так, оно способствует сгущению*, поскольку смещение по двум ассоциативным цепям приводит к взаимопересечению представлений или словесных выражений. Образы также легче строятся посредством смещения, при котором происходит, например, переход от абстрактной мысли к зрительно воспринима­емой картине; при этом психический интерес выражается в ярких ощущениях. Наконец, вторичная обработка* также продолжает работу смещения, подчиняя ее собственным целям.

*

В тех различных психологических образованиях, где психоанализ обнаруживает смещение, оно явно выполняет защитную функцию: например, при фобиях смещение на фобический объект позволяет объективировать, локализовать, ограничить страх. В снах положение дел таково, что смещение выступает как результат цензуры: "Is fecit, cui prodest [сделал тот, кому выгодно]. Приходится признать, что смещение в снах происходит под воздействием цензуры, т е. эндопсихической защиты" (5с). Однако, по сути, свободное смещение — это верный признак первичного процесса: “[В бессознательном] энергетические нагрузки гораздо более подвижны. В процессе смещения одно представление может отдать другому всю свою энергетическую нагрузку целиком...” (7). Эти два утверждения не противоречат друг другу, поскольку цензура побуж­дает к смещению, лишь вытесняя некоторые предсознательные представления: они притягиваются бессознательным и оказываются во власти законов первичного процесса. Цензура использует механизм смещения, выдвигая на первый план малозначимые представления, способные включаться в цепочки ассоциаций, весь­ма удаленные от защитного конфликта.

Сам термин "смещение" не предполагает у Фрейда какого-то особого предпочтения того или иного типа ассоциативной связи (ассоциации по смежности или ассоциации по сходству) во всей цепочке смещений. Лингвист Роман Якобсон сравнивал описанные Фрейдом бессознательные механизмы с риторическими приемами метафоры и метонимии как двух основных полюсов любого языка: так, он сопоставлял смещение с метонимией как связью по смеж­ности, а символику — с метафорическим измерением, в котором преобладает ассоциация по сходству (8). Ж. Лакан развил эти догадки, уподобляя смещение метонимии, а сгущение — метафоре (9); с точки зрения Лакана, человеческое желание, по сути, струк­турировано законами бессознательного и построено, прежде всего, по метонимическому принципу.

 

(1) Cf. Freud (S.). Brief an Joseph Breuer, 29.06.1892. G.W., XVII, 3—6; S.E., I, 147—148.

(2) Freud (S.). Die Abwehr-Neuropsychosen, 1894. — a) G.W., I, 74; S.E., III, 60. — b) Cf. G.W., I, 59—72; S.E., III, 45 — 58.

(3) Freud (S.). а) Нем., 429; англ., 407; франц., 361. — b) Cf. Нем., 446 sqq.; англ., 423 sqq.; франц., 377 sqq.

(4) Freud (S.). Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalyse, 1916 — 1917. — a) G.W., XI, 381; S.E., XVI, 366; франц., 394. — b) Cf. G.W., XI, 336; S.E., XVI, 324 — 325; франц., 349 — 350.

(5) Freud (S.) Die Traumdeutung, 1900. — a) Cf. G.W., II — III, 187; S.E., IV, 180 — 181; франц., 138—139. — b) G.W., II —III, 311; S.E., IV, 306; франц., 229. — с) G.W., II — III, 314; S.E., IV, 308; франц., 230.

(6) Freud (S.). Uber den Traum, 1901. G.W., II — III, 667; S.E., V, 655; франц., 76.

(7) Freud (S.) Das Unbewusste, 1915. G.W., X, 285; S.E., XIV, 186; франц., 130.

(8) Ср. например: Jakobson (R.). Deux aspects du langage et deux types d'aphasie, франц. перевод в Essais de linguistique generale, Paris, Ed. de Minuit, 1963, 65 —66.

(9) Cf. Lacan (J.). L'instance de la lettre dans l'inconscient ou la raison depuis Freud. In: La psychanalyse, Paris, P.U.F., 1957, vol. III, 47 — 81.

СНЫ НАЯВУ

Нем.: Tagtraum. — Франц.: reve diurne (reverie). — Англ.: day-dream. —Исп.: sueno diurno (devaneo). — Итал.: sogno diurno. — Португ.: sonho diurno (divaneio).

• Так Фрейд называет воображаемый сценарий, придуманный в состоянии бодрствования, подчеркивая этим сходство таких грез со снами наяву. Сны наяву, подобно ночным снам, представляют собой осуществление желания; их механизмы тождественны — в обоих случаях преобладает вторичная обработка.

• В "Исследованиях истерии" (Studien uber Hysteriе, 1895), особенно в главах, написанных Брейером, подчеркивается значение снов наяву для образования истерических симптомов: Брейер считал, что привычка грезить наяву ("домашний театр" Анны О.) способствует возникновению расщепления* (Spaltung) поля сознания (см.: Гипноидное состояние).

Фрейд интересовался снами наяву (особенно в связи с его теорией сновидений) с двух точек зрения: во-первых, он сравнивал их возникновение с возникновением сновидений, во-вторых, он исследовал роль, которую они играют в ночных сновидениях.

Сны наяву и ночные сновидения имеют между собою много общего: "Подобно настоящим сновидениям, сны наяву представля­ют собой исполнения желаний; подобно сновидениям, они осно­ваны большей частью на впечатлениях от событий детства; подобно сновидениям, они возникают при некотором попустительстве со стороны цензуры. Исследуя их структуру, мы замечаем, что импульс породившего их желания привел к смешению элементов, из которых они построены, и изменил их порядок для того, чтобы создать новый ансамбль. Эти сны так же соотносятся с детскими воспоминаниями, как барочные дворцы в Риме с античными руинами: строительный камень и колонны стали материалом для создания современных форм" (1а).

Сны наяву отличаются преобладанием вторичной обработки*, придающей их сценариям большую связность, нежели в обычных сновидениях.

С точки зрения Фрейда, сны наяву (в "Толковании сновидений" он использует этот термин как синоним фантазий вообще (Phantasie) или дневных фантазий (Tagesphantasie)) не всегда осознанны; при этом "возникает значительное количество бессознательных [образований], которые вынуждены оставаться бессознательными, поскольку по своему содержанию и источнику они связаны с вытесненным материалом" (1b) (см.: Фантазия, фантазм).

Сны наяву составляют большую часть материала сновидения. Они могут оказаться среди остатков дневных впечатлений, подвергаясь вместе с ними всевозможным преобразованиям, в частности, подготавливая для вторичной обработки уже готовый сценарий, или "фасад сна" (1с).

(1) Freud (S.). Die Traumdeutung, 1900. — a) G.W., II —III, 496; S.E., V, 492; франц., 366. — b) G.W., II — III, 496; S.E., V, 492; франц., 366. — с) G.W., II — III, 497; S.E., V, 493; франц., 367.

СОБЛАЗНЕНИЯ (СЦЕНА, ТЕОРИЯ)

Нем.: Verfuhrug (Verfuhrungsszene, Verfuhrungstheorie). — Франц.: seduction (scene de, theorie de). — Англ.: scene, theory of seduction. — Исп.: escena de, teoria de la seduccion. — Итал.: seduzione (scena di-, teoria della-). — Португ.: cena de, teoria da seducao.

• 1. Реальная или воображаемая сцена, в которой субъект (обычно — ребенок) становится пассивным объектом сексуальных домогательств другого лица (чаще всего — взрослого).









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.