Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сублимацией называется такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.





• Термин "сублимация", введенный Фрейдом в психоанализ, вы­зывает в мысли одновременно "возвышенное" (sublime) (ср. исполь­зование этого понятия в изящных искусствах для обозначения величественных, возвышающих нас произведений) и "возгонку" (sublimation) (ср. использование этого понятия в химии для обо­значения процедур, непосредственно переводящих тело из твердого состояния в газообразное).

На протяжении всего своего творчества Фрейд называл сублимацией — в экономическом и динамическом смысле — не­которые виды деятельности, побуждаемые желанием, явно не на­правленным к сексуальной цели: это, например, художественное творчество, интеллектуальное исследование и вообще ценные с точки зрения общества виды деятельности. Побудительную причину такого рода поведения Фрейд видел в преобразовании сексуальных влечений: "Сексуальное влечение обеспечивает культурный труд огромной массой энергии; это происходит в силу присущей ему способности изменять свою цель, не ослабляя напора. Эта способ­ность менять первоначальную сексуальную цель на иную, несексу­альную, но психологически ей близкую, называется сублимацией" (1а).

Даже на уровне простых описаний фрейдовское понятие сублимации нельзя признать достаточно развернутым. Неясно опре­делена область сублимационной деятельности: должны ли мы, скажем, включать в нее всю совокупность мыслительной работы или лишь некоторые формы интеллектуального творчества? Следует ли считать главной чертой сублимации высокую общественную оценку связанных с нею форм деятельности в данной культуре? Включаются ли в сублимацию формы "приспособительной" дея­тельности (труд, досуг и пр.)? Касаются ли изменения в динамике влечений лишь цели влечений (как долгое время считал Фрейд) или же одновременно и их объекта, как утверждается в "Новых лекциях по введению в психоанализ" (Neue Folge der Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalyse, 1932): "Мы называем сублимацией такое изменение цели и объекта, при которых принимается во внимание социальная оценка" (2).

При рассмотрении проблемы с метапсихологической точки зрения эта неопределенность, по признанию самого Фрейда, со­храняется (3). Это относится также к работам, специально посвя­щенным мыслительной и художественной деятельности (ср. "Об одном детском воспоминании Леонардо да Винчи" [Eine Kindsheitserrinerung des Leonardo da Vinci, 1910]).

*

Мы не собираемся излагать здесь общую теорию сублимации: ее невозможно построить на основе тех немногочисленных элемен­тов, которые мы находим во фрейдовских текстах. Ограничимся здесь указанием на ряд тенденций фрейдовской мысли, не стремясь к их обобщению.

1) Сублимация затрагивает, прежде всего, частичные влечения*, особенно те, которые не входят в окончательную форму генитальности: "Силы, необходимые для культурного труда, берутся большей частью за счет подавления так называемых извращенных элементов сексуального возбуждения" (1b).

2) Фрейд сделал два предположения относительно механизма сублимации. Первое основано на теории примыкания* сексуальных влечений к влечениям самосохранения. Подобно тому, как несексуальные влечения могут заражаться сексуальностью (ср. психогенные расстройства питания, зрения и т.д.), так и "пути, передающие воздействие сексуальных расстройств другим телесным функциям, предназначены у нормального субъекта для осуществления другого важного процесса. Они должны способствовать обращению силы сексуального влечения на другие, несексуальные цели, т. е. служить сублимации сексуальности" (4). Это предположение лежит в основе фрейдовского изучения Леонардо да Винчи.

Новый подход к проблеме открывается понятием нарциссизма* и созданием последней теории психического аппарата. Преобразо­вание сексуальной активности в сублимированную деятельность (обе они устремлены к внешним, независимым объектам) требует, как теперь утверждается, промежуточной стадии — изъятия либидо и обращения его на Я, что и создает возможность десексуализации. Именно в этом смысле Фрейд говорил в " Я и Оно " (Das Ich und das Es, 1923) об энергии Я как о "десексуализированной и сублимирован­ной" энергии, способной распространяться на несексуальные виды деятельности. "Если эта энергия перемещения есть не что иное, как десексуализированное либидо, мы вправе называть ее сублимированной, ибо она сохраняет неприкосновенной главную цель Эроса — объединение и связывание, помогая созданию целостности или тен­денции к целостности, столь характерной для Я " (5).

Тем самым подтверждается мысль о том, что сублимация тесно связана с нарциссическим измерением Я, а, следовательно, объект сублимированной деятельности обладает тем же качеством целостности, которое Фрейд приписывал Я. Очень сходно с этим рассуж­дение М. Кляйн, которая видит в сублимации тенденцию к возмещению или восстановлению "хорошего" объекта*, раздроблен­ного разрушительными влечениями (6).

3) Поскольку теория сублимации осталась у Фрейда слабо разработанной, мы располагаем лишь отдельными намеками на то, как следует разграничивать сублимацию и сходные с ней явления — реактивные образования*, торможение при достижении цели*, идеализацию*, вытеснение* и т.д. К тому же, считая способность к сублимации существенным условием успешного лечения, Фрейд нигде не показал ее конкретно.

4) Гипотеза о сублимации высказывалась в связи с сексуальными влечениями, однако Фрейд считал возможной также сублимацию агрессивных влечений (7); этот вопрос изучался и другими авторами.

*

Сублимация — часто используемое в психоаналитической лите­ратуре понятие; оно настолько отвечает глубинным задачам фрей­довского учения, что трудно даже понять, как можно без него обойтись. Однако мы не располагаем связной теорией сублимации, что остается существенным пробелом в психоаналитической мысли.

(1) Freud (S.). Die "kulturelle" Sexualmoral und die moderne Nervositat, 1908. a) G.W., VII, 150; S.E., IX, 187. — b) G.W., VII, 151; S.E., IX, 189.

(2) Freud (S.). G.W., XV, 103; S.E., XXII, 97; франц., 133.

(3) Cf. Freud (S.). Das Unbehagen in der Kultur, 1930. G.W., XIV, 438; S.E., XXI, 79; франц., 18.

(4) Freud (S.). Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905. G.W., V, 107; S.E., VII, 206; франц., 107.

(5) Freud (S.). G.W., XIII, 274; S.E., XIX, 45; франц., 201 — 202.

(6) Ср., например: Klein (M.). Infantile anxiety-situation reflected in a work of art and in the creative impulse, 1929. In: Contributions to Psycho-Analysis, 227 — 235.

(7) Cf. Jones (Е.). Sigmund Freud: Life and Work, 1957, vol.III. Англ., London, Hogarth Press, 493 — 494; франц. (в печати).

СУММА ВОЗБУЖДЕНИЯ

Нем.: Erregungssumme. — Франц.: somme d'excitation. — Англ.: sum of excita­tion. — Исп.: suma de excitacion. — Итал.: somma di eccitazione. — Португ.: soma de excitaсao.

• Один из терминов Фрейда для обозначения того количественного фактора, преобразования которого объясняются экономической гипотезой*. Термин указывает на его источник — возбуждения или влечения, как внешние, так и (преимущественно) внутренние.

• В конце своей статьи "Психоневрозы защиты" (Die AbwehrNeuropsychosen, 1894) Фрейд писал: "Среди психических функций можно выделить кванты аффекта, порции возбуждения, которые могут возрастать, убывать, смещаться, разряжаться, распростра­няться по мнесическим следам представлений, как электрические заряды по поверхности тел" (1).

В этом тексте, как мы видим, выражение "порция возбуждения" используется как синоним "кванта аффекта"*; фактически эти выражения подчеркивают различные аспекты этого количествен­ного фактора. В термине "порция возбуждения" подчеркнуты две мысли:

1) об источнике количества. Психическая энергия рассматривается как порождение стимулов (главным образом, внутренних), воздействия которых невозможно избежать;

2) о том, что на психику постоянно воздействуют факторы, грозящие сломать управляющий ею принцип — принцип постоян­ства.

Это понятие близко к понятию суммирования (Summation) возбуждения, заимствованного Фрейдом у физиолога Зигмунда Экснера (2) и используемого в "Наброске научной психологии" (Entwurf einer Psychologie, 1895): возбуждения могут свободно перемещаться в психике лишь тогда, когда их накопление или суммирование переходит определенный рубеж (3).

(1) Freud (S.). G.W., I, 74: S.E., III, 60.

(2) Cf. Jones (E.). Sigmund Freud: Life and Work, 1953, 55 — 57. Англ., London Hogarth Press, vol. I, 417; франц., Paris, P.U.F., vol.I, 417.

(3) Cf. Freud (S.). Нем., 400; англ., 377; франц., 334—335.

 

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.