Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ошибочные действия (промахи)





В книге «Психопатология повседневной жизни» (1901) Фройд показал, что с виду незначительные и бессмысленные ошибочные действия типа оговорок, описок, потерь предметов и т. д. фактически служат реализации бессознательных желаний. Такие действия Фройд назвал ошибочными действиями.

Это – компромиссные образования, создаваемые соответствующим сознательным намерением и частичным одновременным осуществлением бессознательного желания.

Не все ошибочные действия легко понятны, однако в ходе аналитической работы с пациентом удаётся понять смысл даже самых запутанных ошибочных действий. А ошибочные действия пациента (например, забывание времени сеанса или оплаты лечения) позволяют аналитику и пациенту получить важные сведения о сопротивлении и переносе.

Параметры

Введённое в 1953 году Куртом Айслером (K. R. Eissler) понятие, которое обозначает минимум возможных изменений в стандартной психоаналитической технике, без чего в некоторых случаях невозможен прогресс аналитического лечения. Параметр должен соответствовать по мнению Айслера следующим критериям, если мы хотим сохранять классическую (ортодоксальную) психоаналитическую позицию:

1. Параметр можно вводить лишь тогда, когда полностью убедились в недостаточности использования стандартной техники (basic model technique)

2. Ни в коем случае не должно оказаться так, что параметр выйдет за отведённые ему минимальные границы

3. Использовать параметр можно только в тех случаях, когда под конец он будет устранён, то есть конечная фаза аналитического лечения будет проходить с нулевым параметром.

Появление концепции Айслера связано с потребностью сохранить представление о «допустимой» и «правильной» стандартной технике психоанализа. В 1937 году Фройд жаловался на то, что его технические советы и опыт психоаналитики склонны облачать в законы. Концепция параметров в скрытом виде содержится ещё в так называемой активной технике (Ференци), которую Фройд например использовал при работе с «человеком-волком» и советовал применять для лечения фобий и неврозов навязчивости (1918 год, Будапешт). Конечно, сам опыт приводит психоаналитиков к определённым фундаментальным соглашениям относительно правил психоаналитической

Первичная сцена

То, как ребёнок наблюдал за половым актом родителей, Фройд впервые описал в истории болезни «человека-волка», назвав мысли и фантазии ребёнка по этому поводу «первичной сценой». Речь идёт о сексуальных отношениях родителей, за которыми ребёнок или действительно наблюдает, или воображает таковые в своих фантазиях, и всегда эти фантазии переживаются со страхом, так как в соответствии с имеющимся клиническим опытом мы можем говорить, что ребёнок переживает их как акт насилия, в смысле садомазохистических отношений. При наблюдении за реальной первичной сценой ребёнок начинает сексуально возбуждаться, одновременно переживая страх, который относится к серии предшественников страха кастрации. В истории человека-волка Фройд попытался доказать реальность существования первичных сцен, правда позднее отказывается от этого, так как для наших переживаний безразлично, будет ли речь идти о фантазии или о реальном событии, и там, и тут мы встречаемся с одинаковой психической реальностью

Первичные явления

Первичные явления бессознательны, они характеризуют процессы, протекающие в системе Бсз (Бессознательное) (топический подход к психическому аппарату). С экономической точки зрения речь тут идёт о более лёгкой смещаемости оккупаций и более лёгком движении энергии в явлениях типа смещения и сгущения. Структурно первичные явления относятся к способам работы сферы Оно. Первичные явления существуют с момента рождения, а развитие вторичных явлений идёт параллельно с признанием принципа реальности и развитием сферы Я.

Противоположностью между первичными и вторичными явлениями в психоаналитической теории уже давно объясняют проявления невроза. Подходя таким образом, можно сказать, что механизмы, лежащие в основе формирования невроза, можно найти и в нормальной структуре психического аппарата. При переводе на английский язык термин «первичные явления» стал называться «первичные процессы». Это совершенно нелогично, так как в безвременной системе Бсз и в сфере Оно не может существовать «процессов».

Понятие "перенос"

В психоаналитической ситуации можно довольно часто обнаруживать чувства, реакции, установки и поступки пациентов, которые с виду и относятся к актуальной ситуации и персоне аналитика, проявляются самым неподходящим образом, да и объясняются прошлыми событиями из жизни пациентов, их чувствами и отношениями со значимыми объектами времён их детства. Таким образом, речь в случае переноса идёт о смещении прежних чувств на психоаналитика, причём иногда такие эмоции переживаются очень интенсивно. Аналитика воспринимают и соответственно обращаются с ним так, словно бы он был на самом деле ожившим объектом из пережитого прошлого. Обычно в качестве объектов переноса используются исходные объекты эдиповской ситуации (родители), но часто речь может идти также о сибсах, бабушках и дедушках, учителях и других значимых образах из прошлых событий.

Вначале перенос как Фройдом, так и пионерами-психоаналитиками, рассматривался в качестве феномена-помехи, которая самым неприятным образом воздействовала на процесс припоминания прошлого и на вскрытие вытесненных переживаний, блокируя для пациента объективный доступ к пережитым ранее событиям. Уже в самом первом случае, так называемом катартическом лечении Анны О.(1882 г.), реакция переноса была столь мощной, что Йозеф Бройер вынужден был прервать лечение. И тем не менее в 1912 году Фройд пишет, что перенос является одним из центральных звеньев всего терапевтического процесса, и что в конечном итоге справиться с любым бессознательным конфликтом можно только в сфере переноса. Первоначальная строгая ограниченность применения термина психоаналитической ситуацией (так называемым интра-аналитическим переносом) со временем расширилась, так как стало ясно, что реакции и феномены переноса играют большую роль и в самой обычной жизни. Вполне возможно, что в любых отношениях между двумя людьми возникает перенос. Не вызывает сомнений, что «любовь (ненависть) с первого взгляда» являются феноменами переноса, которые могут легко разыгрываться помимо кабинета психоаналитика. Но только в психоаналитической ситуации перенос можно очень точно выявить, проинтерпретировать и использовать на благо пациенту. Истолковывая перенос психоаналитик может показать пациенту, что проявляемые последним чувства связаны не с актуальной ситуацией, не с личностью психоаналитика, а адресуются персонам прошлых событий. Таким образом детские конфликты удаётся заново воспроизвести и обнаружить на психоаналитических сеансах. А чисто интеллектуальное понимание бессознательных взаимосвязей никогда не влечёт за собой лечебный эффект, то есть не может приводить к изменениям. Об этом писал ещё Сандор Ференци в работе «Цели развития психоанализа» (1924): «В принципе мы считаем, что для того, чтобы оказать лечебное воздействие, аффекты должны вновь проявиться в прежней форме, то есть проявиться в актуальной ситуации. Так как то, что не переживается нами непосредственно, в актуальный момент, психологически остаётся неэффективным».

Игнорирование феномена переноса должно таким образом рассматриваться в качестве серьёзной ошибки психоаналитического лечения. Знаменитый случай Доры, которую лечил Зигмунд Фройд, стал поворотным пунктом в признании Фройдом значимости психоаналитической работы, связанной с интерпретацией переноса. Тогда Фройду не удалось вовремя обнаружить мощную реакцию переноса со стороны пациентки, который может становиться на психоаналитических сеансах серьёзным источником сопротивления. В случае Доры отреагирование в переносе привело к прекращению лечения. Причём лечение было прервано пациенткой именно там, где ранее, в прошлом, ей не удавалось отважиться на разрыв отношений с любимым для неё человеком. Раздумывая над этим случаем, Фройд заметил, что анализ негативного переноса (так как в данном случае речь шла о негативных эмоциях по отношению к любимому человеку, которые пациентка перенесла на Фройда) оказывается необычайно важным для того, чтобы можно было успешно довести весь анализ до его завершения.

Необходимо отличать от переноса терапевтический альянс, или, как его называют по-другому, рабочий союз пациента с психоаналитиком.

И никогда не стоит считать, что все отношения между аналитиком и пациентом на сеансах психоанализа сводятся исключительно к переносу пациента. В любом анализе существуют ещё отношения, которые обычно обозначают как отношения, не имеющие связи с переносом. Например, для достижения терапевтического альянса наибольшее значение имеют реальные отношения между пациентом и аналитиком.

О позитивном переносе говорят тогда, когда в аналитической ситуации прежде всего проявляются дружеские, приятельские и/или интенсивные сексуальные желания, фантазии и установки по отношению к психоаналитику. А когда прежде всего проявляются враждебные, агрессивные или садистические желания и установки, тогда говорят о негативном переносе. Но в такой чистой форме мы, конечно, встречаем реакции переноса очень редко. Чаще всего появляются смешанные формы.

Когда же к эмоциональным реакциям со стороны пациента приводят реальный стиль поведения и реальная личность психоаналитика, тогда, естественно, не стоит говорить о переносе. Такие реакции составляют определённую часть реальных отношений пациента с аналитиком. И конечно же они играют свою особую роль в психоаналитическом процессе. Сводить всё только к феноменам переноса было бы свидетельством защитного поведения со стороны психоаналитика, а потому и серьёзной технической ошибкой. Концепция переноса, которая характеризует современный психоанализ, включает в себя представление о том, что ранние и даже совсем ранние отношения со значимыми объектами, которые пациенту никогда не удастся вспомнить, тем не менее могут быть выведены («реконструированы») на основании его реакций переноса. Вместо воспоминания в таких случаях мы видим демонстрирование переноса. Того, что реакции пациента дают достаточное доказательство того, что и ранние отношения с объектами отреагирывываются в ситуации переноса, особенно придерживаются представители школы Меляни Кляйн, а ещё это характерно для подхода Д. В. Винникотта; у них это одна из основных теоретических гипотез относительно переживаний самого раннего детства.

Михаэль Эрманн

Перенос







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.