Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Окрашенный чувством комплекс и его общее воздействие на психическое





Мои теоретические предположения, которые должны помочь пониманиюпсихологии больных ранним слабоумием, собственно говоря, почти исчерпанысодержанием первой главы, ибо Фрейд высказал все существенное в своихработах по истерии, навязчивому неврозу и сновидениям. Однако добытыеопытным путем понятия несколько отличаются от понятий Фрейда; возможно, ипонятие окрашенного чувством комплекса заходит несколько далее его взглядов. Существенной основой нашей личности является аффективность. [Дляпонятий чувство, душевное состояние, аффект, эмоция Блейлер предлагаетвыражение "эффективность" (Affectivitaet), "которое должно обозначать нетолько аффект в собственном смысле, но и легкие чувства или оттенкиудовольствия и неудовольствия при всевозможных переживаниях".] Можносказать, что мышление и действие являются лишь симптомами эффективности.[Блейлер говорит (I.c. стр. 17): "Таким образом, эффективность в значительнобольшей степени, нежели рассуждения, является движущим фактором всех нашихдействий и упущений. Мы действуем только под влиянием чувств удовольствия инеудовольствия; логические рассуждения получают силу лишь благодарясвязанным с ними аффектами". "Аффективность есть наиболее широкое понятие;желание и стремление являются лишь одной его стороной". А. Годферно говорит:"Состояние аффекта есть господствующий фактор; мысли подчинены ему - логикарассуждений является лишь кажущейся причиной изменений мысли - под холоднымирациональными законами мыслительных ассоциаций существуют другие, гораздоболее соответствующие глубоким жизненным потребностям: тут действует логикачувства" (Paris, Alcan. 1894).] Элементы психической жизни - ощущения,представления и чувства - даны сознанию в виде известных единиц, которые(если решиться на аналогию с химией) можно сравнить с молекулами. Пример: Я встречаю на улице старого приятеля; при этом в моем мозгувозникает образ, функциональная единица: образ моего приятеля X. В этойединице ("молекуле") мы различаем три составные части, три "радикала":чувственное ощущение, интеллектуальную составляющую (представления, образы,воспоминания, суждения и т. д.) и чувственный оттенок. [Ср. Блейлер (I. с.стр. 5): "Подобно тому, как мы при всяком, даже простейшем, ощущении светаспособны различэть качество, интенсивность и насыщенность, мы можем говоритьо процессах познания, чувства и воли, хотя и знаем, что не существуетпсихического процесса, не обладающего всеми тремя этими качествами, изкоторых то одно, то другое выступает на первый план".] Эти три составляющиетесно связаны между собой, так что уже при возникновении образа X. емуобычно сопутствуют и все относящиеся к нему элементы. (Чувственное ощущениепредставлено одновременным раздражением данной чувственной сферы,стремящимся к отделению.) Поэтому я имею право говорить о функциональнойединице. Своей необдуманной болтовней мой приятель X. втянул меня в неприятнуюисторию, последствия которой долго давали о себе знать. История этаохватывает множество ассоциаций (ее можно сравнить с телом, состоящим ибесчисленных молекул). Она касается множества личностей, вещей и событий.Функциональная единица "мой приятель" всего лишь одна фигура среди многихдругих. Вся эта масса воспоминаний обладает определенным чувственнымтонусом, а именно живым чувством раздражения. Каждая молекула входит в состав этого чувства, так что как там, гдемолекула появляется единолично, так и в условиях ее появления в сочетании сдругими, она всюду вносит тот же оттенок чувства, который проявляется темяснее, чем яснее видна ее связь со всей ситуацией в целом. [Это можно прямосравнить с музыкой Вагнера: лейтмотив обозначает (до известной степениподобно оттенку чувства) важный для драматического построения комплекспредставлений (Валгалла, договор и т.п.). Каждый раз, когда действие илиречь возбуждает тот или иной комплекс, отзывается соответствующий лейтмотивв какой-либо вариэции. Так же дело обстоит и в обычной психологическойжизни: лейтмотивы - это оттенки чувств наших комплексов, наши действия инастроения - преображения лейтмотивов.] Однажды я явился свидетелем следующего случая: я гулял с одним весьмачувствительным, истеричным господином; в деревне зазвонили колокола; то былпрекрасный, гармонический звон; мой спутник, обычно очень чуткий к подобнымнастроениям, внезапно, без всякого основания, стал говорить, что емуотвратителен этот звон, что он звучит ужасно, вообще эта церковь емунеприятна, как и сама деревня (которая славится своим очаровательнымместоположением). Этот необыкновенный аффект заинтересовал меня, я стал егорасспрашивать; тогда спутник мой стал осуждать пастора этой деревни: по егословам, этот пастор носит противную бороду и, к тому же, сочиняет плохиестихи. Сам спутник тоже обладал лирическим даром. Итак, поводом внезапногоаффекта оказалась поэтическая конкуренция. Данный пример показывает, каким образом молекулы (звон и так далее)входят в состав окраски чувства общей массы представлений [Отдельныепредставления связаны между собой по различным законам ассоциаций (сходство,сосуществование и т. д.). Но аффект выбирает и группирует их в высшиекомплексы.] (поэтическая конкуренция), которой мы даем название окрашенногочувством комплекса. В этом смысле комплекс есть высшая психическая единица.Исследуя наш психический материал (например, путем ассоциаций), мыобнаружим, что всякая ассоциация относится к тому или иному комплексу. Этотрудно доказать на практике, но чем точнее мы анализируем, тем яснее видим,что отдельные ассоциации входят в состав комплекса. Так, не вызываетсомнения их принадлежность к комплексу нашего эго (нашего "я"). Комплекснашего эго у нормального человека есть высшая психическая инстанция; подэтим комплексом мы понимаем совокупность представлений нашего "я",сопровождаемую могучим, постоянно присутствующим характерным ощущениемнашего собственного тела. Окраска (оттенок) чувства есть аффективное состояние, котороесопровождается соматическими иннервациями. Эго ("я") есть психологическоевыражение прочно ассоциированного сочетания всех телесных ощущений.Собственная личность является, поэтому, наиболее прочным и сильнымкомплексом, который (при условии здоровья) устойчиво выдерживаетвсевозможные психологические бури. Поэтому представления, непосредственноотносящиеся к нашей собственной личности, всегда наиболее устойчивы иинтересны, или, говоря иными словами, они обладают наиболее интенсивнойокраской внимания (по мнению Блейлера, внимание есть аффективное состояние).[Блейлер (Affectivitaet, стр. 31 и т.д.) говорит: "Внимание есть не чтоиное, как особый случай действия аффекта". Стр. 30: "Внимание, как и всенаши действия, всегда зависит от аффекта или, точнее говоря: внимэние естьгрань эффективности, которая при этом действует исключительно известным намспособом, освобождая одни и задерживая другие ассоциации".] А. Острое действие комплекса Реальность заботится о том, чтобы спокойное течение эгоцентрическихпредставлений постоянно прерывалось так называемыми аффектами. Угрожающаяопасность, например, оттесняет спокойную игру представлений, заменяя еекомплексом иных представлений, сильнее окрашенных чувством. Новый комплексотодвигает все остальное на второй план; в данный момент он являетсянаиболее отчетливым, так как полностью задерживает все другие представления;из эгоцентрических представлений новый комплекс допускает лишь те, которыеподходят к созданной им ситуации; он и в состоянии иногда подавить до полной(временной) потери сознания даже наиболее сильные противоположныепредставления, ибо теперь он обладает наиболее интенсивным вниманием. (Такимобразом, мы не должны говорить, что направляем наше внимание на что-либо, алишь утверждать, что в этой ситуации наступает состояние внимания). Откуда комплекс представлений заимствует свою задерживающую или же,напротив, стимулирующую силу? Мы видели, что комплекс нашего эго, благодаря своей непосредственнойсвязи с телесными ощущениями, является комплексом, наиболее устойчивым ибогатым ассоциациями. Когда мы замечаем угрожающую нам опасность, топоявляется страх. Страх есть аффект, следовательно, он сопровождаетсяизвестными телесными состояниями, сложной игрой мускульных напряжений ираздражениями симпатического нерва (nervus simpaticus). Таким образом,ощущение нашло путь к соматической иннервации и благодаря этому выдвинуло напервый план свой комплекс ассоциаций. Благодаря страху изменяютсябесчисленные телесные ощущения; вследствие этого изменяется и большая частьощущений, лежащих в основе функционирования нормального эго. Соответственноэтому, обыкновенное эго теряет свой акцент на внимание (или же отчетливостьи стимулирующее и ингибирующее воздействие на другие ассоциации). Оновынуждено уступить место иным, более сильным ощущениям, связанным с новымкомплексом, но в нормальных случаях оно не исчезает полностью, а остаетсякак аффект-эго [Аффектом "я" (Affekt-Ich) я называю изменение комплексанашего "я", вызванное появлением сильно подчеркнутого комплекса; обычно приаффек-тэх неудовольствия это изменение заключается в ограничении иотступлении на задний план многих составных частей нашего нормального "я".Многие другие желания, интересы, аффекты должны уступить место новомукомплексу, поскольку они ему противоположны. От нашего "я" в аффектеостается лишь самое необходимое; вспомним, например, сцены при пожаре втеатре или при кораблекрушении, где сразу исчезает всякая культура иобнаруживается самая примитивная безжалостность.], ибо даже очень сильныеаффекты не в состоянии изменить всех общих ощущений, служащих основой нашего"я". Как показывает повседневный опыт, комплекс аффект-эго - комплексслабый, обладающей значительно меньшей констеллирующей силой, нежелиаффективный комплекс. Допустим, что угрожающая ситуация быстро разрешилась; в этом случаекомплекс вскоре теряет внимание к себе, так как общие ощущения постепенноснова приобретают свой обычный характер. Тем не менее колебания аффекта ещедолго продолжаются в телесных, а потому и в его психических составляющих;еще довольно долго "дрожат колени", усиленно бьется сердце, лицо горит илиостается покрытым бледностью, человек "едва может оправиться от испуга".Время от времени, сначала с короткими, потом с более длительнымипромежутками, пугающая картина появляется вновь, вводя новые ассоциации ивозбуждая волны отзвуков аффекта. Это навязчивое продление(персеверирование) аффекта является, наряду с большой силой чувства,причиной пропорционального усиления относящихся к нему ассоциаций. Поэтомуобширные комплексы всегда бывают сильно окрашены чувством и, наоборот,сильные аффекты всегда оставляют весьма обширные комплексы; это обусловленотем, что, с одной стороны, большие комплексы содержат в себе многочисленныетелесные иннервации, с другой же стороны, сильные аффекты, вследствиевызываемого ими сильного и продолжительного телесного возбуждения, обладаютспособностью констеллировать большое количество ассоциаций. В нормальныхслучаях аффекты могут отзываться в течение неопределенно долгого времени (вформе расстройства желудка, сердечных недомоганий, бессонницы, дрожи и т.д.) Однако их отзвуки постепенно теряются, комплексные представленияисчезают из сознания, и только в сновидениях время от времени появляютсязамаскированные намеки на них. В ассоциациях эти представления еще годамипродолжают вызывать характерные комплексные расстройства. Постепенному ихисчезновению свойственна общая психологическая особенность: готовность присходных с ними, даже более слабых, раздражителях появляться вновь почти сполной силой. "Комплексная чувствительность" (как я назвал бы это состояние)сохраняется еще долгое время. Ребенок, укушенный собакой, вскрикивает виспуге, лишь издали завидев собаку. Люди, получившие известие о несчастье,дрожат, вскрывая каждое получаемое письмо и т. д. Подобные явления,продолжающиеся, при известных обстоятельствах, в течение длительноговремени, переходят в область хронического действия комплексов. Б. Хроническое действие комплексов Тут мы должны установить двоякое различие: 1. Возможно действие комплекса, которое часто вызывается лишь единичнымаффектом и продолжается порой весьма длительное время. 2. Возможно хроническое действие комплекса, обуславливаемое тем, чтоаффект постоянно разжигается и подкрепляется. Первую группу нагляднее всего объясняет легенда о Раймунде Луллии,галантном искателе приключений, долгое время ухаживавшем за одной дамой.Наконец он получил желанную записку, приглашавшую его на ночное свидание.Луллии, горя нетерпением, пришел в назначенное место; при его приближенииожидавшая его дама, сбросив одежду, обнажила разъеденную раком грудь. Этопроизвело на него такое сильное впечатление, что с тех пор он посвятил своюжизнь набожному аскетизму. Бывают впечатления, влияющие на всю жизнь. Известно продолжительноевлияние глубоких религиозных впечатлений или потрясающих событий. Обычноособенно сильным бывает их действие в юности. Все воспитание сводится именнок тому, чтобы привить ребенку длительные устойчивые комплексы. Длительностьданного комплекса обуславливается продолжительным чувственным тонусом. Приугасании чувства угасает и комплекс. Длительное существование окрашенногочувством комплекса действует, разумеется, констеллирующим образом, подобноострому аффекту, на остальную психическую деятельность: все, что согласуетсяс данным комплексом, ассимилируется, все же остальное исключается или, поменьшей мере, задерживается. Лучшим примером могут служить религиозныеубеждения. Любой, даже не выдерживающий критики аргумент, принимается, еслитолько он говорит в пользу данного взгляда; и наоборот, наиболее сильные иочевидные аргументы против этого взгляда совершенно не действуют; они как бы"отскакивают", ибо тормозящая сила чувства сильнее всякой логики. Даже увполне интеллигентных в других отношениях людей, обладающих всестороннимобразованием и опытом, можно иногда наблюдать прямую слепоту, положительносистематическую нечувствительность при старании убедить их, например, вправильности детерминизма. Как часто мы видим, что единичное неприятноевпечатление во многих случаях является причиной такого непоколебимоголожного суждения, с которым никакая логика, как бы неопровержима она нибыла, не в силах бороться! При этом действие комплекса распространяется не только на мышление, нои на поступки, которым он может постоянно давать известное, вполнеопределенное направление. Как часто многие люди совершенно бездумнопринимают участие в религиозных обрядах и иных необоснованных действиях,хотя, в сущности, давно уже переросли все это интеллектуально! Вторая группа хронических последствий комплекса, где сила чувствапостоянно поддерживается актуальными раздражениями, дает еще более наглядныепримеры комплексных констелляций. Наиболее сильно и, главным образом,длительно действие сексуальных комплексов, в которых, например, окраскачувства постоянно поддерживается половой неудовлетворенностью. Достаточновспомнить легенды о святых или роман Золя "Лурд", чтобы обнаружитьмногочисленные примеры вышесказанного. Но комплексные констелляции не всегдастоль грубы и очевидны: часто это значительно более тонкие, скрытые подсимволами, влияния на мысли и поступки. Укажу на многочисленные ипоучительные примеры, приводимые Фрейдом. Фрейд указывает насимптоматическое действие как на специальный случай констелляции. Следовалобы, собственно, различать "симптоматические мысли" и "симптоматическиедействия". В своей "Психопатологии обыденной жизни" Фрейд показывает каккажущиеся случайными расстройства наших действий (оговорки, ошибки причтении, забывчивость и т. п.) вызваны констеллированными комплексами. В"Толковании сновидений" он указывает на то же влияние и в наших сновидениях.В нашей экспериментальной работе мы приводим добытые опытным путемдоказательства того, что комплексы характерным и закономерным образомрасстраивают ассоциативные опыты (специфические формы реакции, персеверация,удлинение времени реакции, иногда ее отсутствие, забывание критических илипосткритических реакций и т. п. [Ср.: Юнг: Экспериментальные наблюдения надспособностью к воспоминаниям. Впрочем, Фрейд говорит (Истолкованиесновидений, 1900): "Если содержание сновидения мне сначала кажется труднопонимаемым, то я прошу рассказчика повторить свое изложение. Это редкопроисходит в одинаковых выражениях. Те места, в которых рассказчик изменилслова, я отмечаю как слабо защищенные. Моя просьба о повторении вызывает врассказчике подозрение, что я намерен приложить особые старания к разгадкесновидения. Поэтому, побуждаемый сопротивлением, он быстро стараетсясохранить слабо защищенные места сновидения и заменяет выдающие их смыслвыражения более неопределенными".]). Эти наблюдения дают нам ценные указания для теории комплексов. Привыборе слов-раздражителей я, по возможности, старался употреблять самыеобычные слова обиходного языка, чтобы избежать трудностей, связанных снедостаточным интеллектуальным развитием. Можно было ожидать, чтообразованный человек будет в таком случае реагировать достаточно "гладко".Однако все обстояло иначе. Самые простые слова сопровождались задержками илииными колебаниями, которые возможно объяснить лишь тем, чтослово-раздражитель затронуло определенный комплекс. Почему же некоепредставление, тесно связанное с комплексом, не может быть воспроизведено"гладко"? Препятствие можно, прежде всего, объяснить тормозящим влияниемэмоций. Комплексы большей частью находятся в состоянии вытеснения(repression), так как дело касается интимнейших, тщательно охраняемых тайн,которых человек не может или не хочет выдать. Даже в нормальных случаяхвытеснение бывает настолько сильным, что может вызвать истерическую амнезиюк данному комплексу: у человека появляется ощущение некоторой идеи, чего-товажного, связанного с ней, но нерешительность и колебания не позволяют еевоспроизвести. Он чувствует, что хотел что-то сказать, но это "что-то"мгновенно ускользнуло из памяти; это "ускользнувшее" есть мысль-комплекс.Иногда является реакция, бессознательным образом содержащая в себе этумысль-комплекс; но сам человек ее не замечает и только экспериментатор можетвы вести его на правильный путь. Вытесняющее сопротивление поразительнымобразом проявляет свое влияние и в дальнейшем, при опыте воспроизведения.Амнезией могут поражаться как критические, так и посткритические реакции.Все полученные данные указывают на то, что комплекс занимает, до известнойстепени, исключительное положение по отношению к более индифферентнымпсихическим материалам. Индифферентные реакции проходят "гладко", имеявесьма короткие промежутки реагирования: они, очевидно, постоянно находятсяв распоряжении комплекса нашего эго. Иначе обстоит дело с комплекснымиреакциями. Они являются лишь с сопротивлением; часто они ускользают вновь откомплекса нашего эго уже при своем возникновении; они своеобразносформированы и нередко являются продуктами замешательства; комплекс нашегоэго и сам не знает, каким образом они у него возникли; нередко они быстроподвергаются амнезии, в отличие от индифферентных реакций, часто обладающихтакой устойчивостью, что они могут быть воспроизведены в своем прежнем видедаже по прошествии нескольких месяцев или лет. Итак, комплексные ассоциациив значительно меньшей степени подчиняются распоряжениям нашего "я", нежелииндифферентные ассоциации. Из этого следует заключить, что комплекс занимаетдо известной степени самостоятельное положение относительно нашего эго; этовассал, не подчиняющийся безусловно его власти. Опыт показывает, что чемсильнее чувство, связанное с комплексом, тем сильнее и чаще расстройства приассоциациях. Человек, обладающий комплексом, окрашенным сильным чувством, нев состоянии "гладко" реагировать (не только при опыте ассоциаций, но и навсе раздражения повседневной жизни!), ибо он находится под влияниемкомплекса, не поддающегося контролю. Его самообладание (господство наднастроениями, мыслями, словами и действиями) страдает соответственно силекомплекса. На смену целенаправленным действиям приходят невольные ошибки,погрешности, неожиданные поступки, причем часто он и сам не в состоянииобъяснить их причины. Поэтому для человека с сильным комплексом характернопроявление многочисленных неупорядоченных реакций при ассоциативных опытах;множество, казалось бы, невинных слов-раздражителей возбуждают комплекс. Дляпояснения сказанного приведем два примера. Случай 1. Слово-раздражитель "белый" обладает многочисленнымиустойчивыми связями. Но пациент мог лишь нерешительно реагировать словом"черный". Для выяснения я заставил его повторить еще целый ряд слов-наитий кслову "белый": "белым может быть: снег, полотно, лицо мертвеца". Пациентнедавно потерял любимого родственника; устойчивый контраст, слово "черный",в этом случае может символически указывать на то же самое - на траур. Случай 2. Слово "рисовать" неуверенно вызывало в виде реакции слово"ландшафт". Эта странная реакция объясняется следующими одна за другоймыслями-наитиями. Привожу их в том порядке, в каком они являлись: "можнорисовать ландшафты, портреты, лица - красить щеки, если они покрытыморщинами". Наша пациентка, старая дева, тоскующая о покинувшем еевозлюбленном, с особой любовью относится к своей внешности (для нее этоявляется симптоматическим действием) и предполагает стать привлекательнее,нанося на лицо румяна. "На лицо наносят краски, когда играют в театре. Ятоже когда-то играла". Надо заметить, что она играла в театре еще до того,как возлюбленный покинул ее. Подобными примерами изобилуют ассоциации лиц, обладающих сильнымикомплексами. Опыт ассоциаций есть не что иное, как отражение повседневнойпсихологической жизни. Комплексная чувствительность может быть доказана ипри всех иных психических реакциях. Случай 1. Молодая женщина не терпит, чтобы выбивали пыль из ее пальто.Эта странная реакция объясняется тем, что она имеет склонность к мазохизму,которая возникла вследствие того, что в детстве отец часто бил ее розгами поягодицам, что вызывало у нее состояние сексуального возбуждения. Поэтомувсе, что хотя бы отчасти напоминает наказание розгами, вызывает в ней, ввиде реакции, взрыв настоящей ярости, которая быстро переходит в сексуальноевозбуждение и мастурбацию. Когда я однажды, по довольно незначительномуповоду, сказал ей: "Вы просто должны повиноваться" - она впала в сильноесексуальное возбуждение. Случай 2. Господин Y. безнадежно влюбился в даму, которая, спустянекоторое время, вышла замуж за некоего г-на X. Несмотря на то, что Y. ужедавно знал X. и даже находился с ним в деловых отношениях, он постояннозабывал его имя, так что, когда он захотел вступить с ним в переписку, емунесколько раз пришлось осведомляться у общих знакомых о том, как его зовут. Случай 3. Молодая истеричка однажды подверглась внезапному нападениюсвоего возлюбленного, причем ее особенно испугал половой орган соблазнителяв состоянии эрекции. Спустя некоторое время у нее онемела рука. Случай 4. Молодая женщина спокойно рассказывала мне свое сновидение. Вовремя рассказа она неожиданно и беспричинно спрятала лицо за занавеской.Анализ сновидения указал на сексуальное желание, вполне объясняющее реакциюстыда. [Дальнейшие примеры симптоматических действий см. в "Psychoanalysisand Association Experiments".] Случай 5. Многие люди совершают чрезвычайно сложные действия, которые,в сущности, являются символами комплекса. Я знаю молодую девушку, которая,отправляясь гулять, охотно берет с собой детскую коляску, потому что (какона мне стыдливо объяснила) ее тогда принимают за замужнюю женщину. Пожилыенезамужние женщины обычно пользуются в качестве символов комплекса кошками исобаками. Как показывают приведенные примеры, мышление и действие постояннорасстраиваются и своеобразно искажаются сильным комплексом, причем как вобщем, так и в мелочах. До известной степени комплекс нашего эго уже неявляется всей личностью; наряду с ним возникает второе существо, котороеживет своей собственной жизнью и тем самым препятствует развитию и успехамкомплекса нашего эго, ибо симптоматические действия часто требуют времени инапряжения сил, потерянных вследствие этого для комплекса эго. Легко себепредставить, как велико влияние комплекса на психику при усилении егоинтенсивности. Самые наглядные примеры всегда дают сексуальные комплексы.Возьмем в качестве примера классическое состояние влюбленности. Влюбленныйодержим своим комплексом: все его интересы сосредоточены на этом комплексе ина вещах, имеющих к нему какое-либо отношение. Каждое слово и каждый предметнапоминают ему возлюбленную (при опытах комплекс вызываютслова-раздражители, кажущиеся вполне индифферентными). Ничтожнейшие предметыберегутся подобно бесценным драгоценностям, поскольку они имеют значение длякомплекса; все окружающее вообще рассматривается в свете этой влюбленности.Все, что не подходит комплексу, исчезает из поля зрения, все остальныеинтересы отпадают; в результате происходит остановка и возникает временнаяатрофия личности. Только то, что подходит комплексу, возбуждает аффекты иперерабатывается духовно. Все мысли и все действия направлены к комплексу;то, что не может быть в него втянуто, отклоняется или исполняетсяповерхностно, без аффекта и без какого бы то ни было старания. Приисполнении безразличных обязанностей возникают иногда странные компромиссы:в деловые письма попадают слова влюбленного комплекса, в виде описки; вразговоре случаются подозрительные оговорки. Цепь объективных мыслейпостоянно прерывается врывающимся комплексом; возникают продолжительныемыслительные паузы, заполненные эротическими эпизодами. Этот общеизвестный пример ясно показывает влияние сильного комплекса нанормальную психику. Из него мы видим, как вся психическая энергия обращаетсяк комплексу за счет остального психического материала, который, благодаряэтому, остается без употребления. Наступает частичное отупение способностивосприятия при эмоциональном обеднении по отношению ко всем раздражителям,не подходящим комплексу. Окраска чувства тоже становится неадекватной:незначительные предметы, например ленточки, засушенные цветы, картинки,записочки, локоны и т. п., привлекают усиленное внимание, тогда как жизненноважные вопросы при известных обстоятельствах вызывают лишь улыбку и от нихспешат безучастно отделаться. Зато малейшее замечание, хотя бы издализатрагивающее комплекс, немедленно вызывает сильнейший взрыв гнева или горя,приобретающий иногда патологические размеры. (При раннем слабоумии пришлосьбы записать в историю болезни: "вопрос, женат ли пациент, вызвалнеобъяснимый смех", или: "пациент заплакал и проявил сильный негативизм",или: "у пациента появилась заторможенность" и т. д.) Не обладай мыспособностью чувствовать то, что происходит в душе нормального влюбленногочеловека, его поведение должно было бы показаться нам истеричным иликататоническим. При истерии, когда комплексная чувствительность достигаетзначительно более высокой степени, чем у нормальных людей, у нас уже почтине хватает средств, чтобы вникнуть в душу больного, и нам стоит большоготруда привыкнуть сочувствовать истерическим аффектам. При кататонии же мыоказываемся совершенно неспособными к этому, может быть потому, что дажеистерия нам слишком мало известна. Психологическое состояние влюбленности можно определить как одержимостькомплексом. Кроме этой специальной формы сексуального комплекса, которую я,из дидактических соображений, выбрал в качестве образца комплекснойодержимости, (это ее наиболее часто встречающаяся и известная форма),существует, конечно, еще множество других видов сексуальных комплексов,которые могут действовать так же сильно. У лиц женского пола частовстречаются комплексы любви без взаимности или же любви безнадежной покакой-либо иной причине. Здесь мы в большинстве случаев находим чрезвычайносильную комплексную чувствительность. Самые отдаленные намеки лиц другогопола ассимилируются и перерабатываются в смысле комплекса, при совершенномослеплении по отношению к наиболее веским противоположным указаниям.Незначительнейшее замечание обожаемого человека переосмысливается истановится сильным субъективным доказательством его любви. Случайныеинтересы любимого человека становятся для любящей исходной точкой подобныхже интересов - симптоматическое действие, которое большей частьюпрекращается, когда свадьба, наконец, состоялась, или когда меняется предметобожания. Комплексная чувствительность выражается также необыкновеннойчуткостью к сексуальным раздражениям, выражающейся в напускной стыдливости.В юном возрасте одержимые комплексом люди явно избегают всего, чтонапоминает о сексе - это известная "невинность" взрослых дочерей. Хотя онипрекрасно осведомлены о смысле вещей, своим поведением они хотят показать,что не подозревают о существовании сексуальности. Когда по медицинскимсоображениям приходится задавать им относящиеся к этому вопросы, то вначалеони представляются полностью неосведомленными, но вскоре убеждаешься, чтовсе необходимое им известно, причем спрашиваемые сами не знают, откуда ониполучили эти сведения. [Подобным же образом высказывается и Фрейд. Ср. такжеслучай, описанный в Диагн. иссл. ассоц.] Психоанализ же большей частьюнаходит скрытый под многочисленными сопротивлениями полнейший переченьтонких наблюдений и проницательных заключений. В более зрелом возрасте этанапускная стыдливость часто становится совершенно невыносимой, или жепоявляется наивный симптоматический интерес к всевозможным естественнымситуациям, которыми "можно теперь интересоваться, так как минул возраст,когда" - и так далее. Предметом этого симптоматического интереса являютсяневесты, беременности, роды, скандалы и тому подобное. Интерес пожилых дам кпоследним вошел в поговорку. Его называют тогда "объективным, чисточеловеческим сочувствием". Тут мы имеем пример смещения (displacement): комплекс должен во что быто ни стало проявиться. Поскольку у многих людей половой комплекс не можетвыразиться в жизни естественным путем, он избирает путь окольный. Вюношеском возрасте он проявляется в более или менее аномальных сексуальныхфантазиях, которые часто сменяются восторженными религиозными периодами(смещениями). У мужчин половой инстинкт (если он не находит прямогоприменения в жизни) часто переходит в усиленную профессиональную работу, илиже в тоску, которую стараются заглушить, например, опасным для жизниспортом, или в какое-либо научное увлечение (увлечение коллекционированием ит. п.); у женщин - в альтруистическую деятельность, которая иногдаопределяется как специальная форма комплекса. Они посвящают себя ухаживаниюза больными в госпиталях, где работают молодые ассистенты и т. п. В иныхслучаях возникают своеобразные странности, "необыкновенная вычурная манерасебя держать", которая должна считаться изящной и выражать гордую покорностьсудьбе. При подобных смещениях обычно выигрывают артистические наклонности.[Фрейд называет это "сублимацией" /55- p.76/] Преимущественно встречаемаяформа смещений - это прикрытие комплекса введением противоположного емунастроения. Такое явление мы часто наблюдаем у тех, кто вынужден изгонятьмучительную хроническую заботу. Среди них можно нередко найти людей оченьостроумных, обладающих тончайшим юмором, хотя их шутки бывают приправленычастицей горечи. Другие скрывают свою боль усиленной судорожной веселостью;но эта шумная искусственная веселость ("отсутствие аффекта") не создаетспокойного настроения. Женщины выдают себя резкой, вызывающей веселостью,мужчины - внезапным алкоголизмом и не соответствующими обстоятельствамэксцессами (например, любовными приключениями). Как известно, подобныесмещения и прикрытия комплекса могут создавать настоящую двойственностьличности, всегда особенно интересовавшую писателей-психологов. (Сравнитегетевскую проблему двойной души, из современных писателей можно вспомнитьГермана Бара [Hermann Bahr], Горького и многих других). "Двойственнаяличность" не есть лишь пустое слово, изобретенное литераторами; это - факт,проверенный естественными науками, постоянно интересовавший психологию ипсихиатрию, но лишь в тех случаях, когда он проявляется в виде двойногосознания или диссоциации личности. Отщепленные комплексы всегда разграниченысоответственно особенностям характера и настроения, что было мной доказано водном из подобного рода случаев. [Юнг. Психология и патология так называемыхоккульных явлений. Сравнить также Paulhan: La simulation dans le caracture.] Часто смещение постепенно становится устойчивым, заменяя, по крайнеймере внешне, первоначальный характер данного лица. Всем известны люди,которых поверхностные наблюдатели считают чрезвычайно веселыми ижизнерадостными, но в глубине души, часто даже в семейной жизни, эти людибывают мрачными и раздражительными; они могут постоянно копаться вкакой-либо старой ране. Часто их подлинный характер внезапно прорываетсянаружу из-под искусственной оболочки, принужденная веселость внезапноисчезает и перед нами является совершенно иной человек. Одно слово, однодвижение, внезапно задевшее рану, показывает комплекс, притаившийся вглубине души. Когда мы собираемся коснуться сложной души больного нашимигрубыми экспериментальными приборами, мы прежде всего должны думать об этихнеуловимых особенностях его психики. При ассоциативных опытах, проводимых спациентами, страдающими сильно развитой комплексной чувствительностью(истерия, раннее слабоумие), мы встречаем преувеличения этих нормальныхмеханизмов; поэтому их описание и обсуждение гораздо важнее, чем проведениепсихологического обзора.





ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.