Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Воронин В.Г., Паластина И.П.





УДК 31

 

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры «Менеджмент» Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г.Разумовского (протокол № __ от __.__.2011г.).

Утверждена на заседании Совета института «Менеджмент» Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г.Разумовского (протокол № __ от __.__.2011г.).

Составитель:

Воронин Валерий Григорьевич - профессор кафедры «Менеджмент» МГУ ТУ, д.э.н.;

Паластина Ирина Петровна – доцент кафедры «Менеджмент» МГУТУ, к.п.н.

Рецензенты:

Князев Валерий Васильевич – заведующий кафедры «Менеджмент» МГУТУ, профессор, к.э.н.

Садыкова Альбина Рифовна – доцент каф. «Математика» МГУТУ, к.п.н.

Воронин В.Г., Паластина И.П.

Математические методы и модели в экономике: рабочая учебная программа. – М.: МГУТУ, 2011.

 

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Математические методы и модели в экономике» вариативной части математического и естественно-научного цикла учебного плана составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров 080200 – «Менеджмент» (профиль «Производственный менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Финансовый менеджмент», «Управленческий и финансовый учет»). Предназначена для студентов всех форм обучения.

 

© Московский Государственный университет

технологий и управления им. К.Г.Разумовского, 2011.

109004, Москва, Земляной вал, 73

 

© В.Г.Воронин, И.П. Паластина


Содержание

1. Цели и задачи освоения дисциплины  
2. Место дисциплины в структуре ООП  
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины  
4. Структура и содержание дисциплины  
5. Образовательные технологии  
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов  
6.1. Варианты задач контрольных работ  
6.2. Виды и содержание самостоятельной работы студентов по разделам и темам курса  
6.3. Вопросы для подготовки к экзамену по курсу «Математические методы и модели в экономике»  
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины  
8. Контроль и оценка результатов обучения  
9. Материально-техническое или информационное обеспечение дисциплины  
10. Глоссарий основных определений дисциплины  

1. Цели освоения дисциплины

 

Цель и задачи дисциплины «Математические методы и модели в экономике» определены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 080200.62 ¾ «Менеджмент».

Курс «Математические методы и модели в экономике» является инструментом для формирования у студентов необходимого объема знаний в области моделирования объектов управления, так как организация является сложным, открытым и многогранным объектом системы экономических и социальных отношений в современном обществе. Эти знания необходимы менеджерам различных уровней для эффективного управления организацией.

Целью курса «Математические методы и модели в экономике» является освоение компетенций, необходимых для подготовки экономических кадров, владеющих экономико-математическими методами, использования математических методов и моделей в профессиональной деятельности и хозяйственной практике для принятия обоснованных управленческих решений. При разработке экономико-математических моделей используются возможности информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Задачи курса «Математические методы и модели в экономике»:

· определение сущности и содержания управленческих задач и построение математических моделей;

· освоение принципов и методов экономико-математического моделирования и анализ результатов;

· развитие практических навыков разработки экономико-математических моделей с использованием средств ИКТ.

Предметом дисциплины являются систематизированные процессы разработки экономико-математических моделей с использованием средств ИКТ в различных сферах управленческой деятельности.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Математические методы и модели в экономике» относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла.

Изучение курса базируется на знаниях, полученных студентами в ходе предшествующего усвоения курсов: «Статистика», «Математика», «Теория менеджмента», «Экономическая теория», «Информатика» и других дисциплин, изучаемых в рамках специальности 080200 «Менеджмент».

Данная дисциплина предшествует следующим дисциплинам:

- методы принятия управленческих решений;

- финансовый менеджмент;

- инвестиционный анализ;

- контроллинг;

- управление изменениями;

- управление предприятием.

Очная форма обучения (полная, сокращенная)

Вид учебной работы Зачетные единицы Академические часы
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия (всего) 1,5  
В том числе:    
Лекции 0,5  
Практические занятия 0,5  
Лабораторные занятия 0,5  
Самостоятельная работа (всего) 2,5  
В том числе:    
Самостоятельное изучение отдельных тем модулей 0,5  
Подготовка контрольных работ - -
Подготовка курсовых проектов (работ) - -
Изучение тем лекций 0,5  
Подготовка к рубежному контролю 0,5  
Подготовка к промежуточной аттестации (экзамену) 1,0  
Контроль (всего) 1,5  
В том числе    
Входной, текущий, рубежный 0,5  
Промежуточная аттестация (экзамен) 1,0  

Заочная форма обучения (полная, сокращенная)

Вид учебной работы Зачетные единицы Академические часы
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия (всего) 0,22  
В том числе:    
Лекции 0,11  
Практические занятия 0,11  
Лабораторные занятия - -
Самостоятельная работа (всего) 3,7  
В том числе:    
Самостоятельное изучение отдельных тем модулей 1,1  
Подготовка контрольных работ 0,5  
Подготовка курсовых проектов (работ) - -
Изучение тем лекций 1,1  
Подготовка к рубежному контролю - -
Подготовка к промежуточной аттестации (экзамену) 1,0  
Контроль (всего) 1,5  
В том числе    
Входной, текущий, рубежный 0,5  
Промежуточная аттестация (экзамен) 1,0  

Очная форма обучения (полная, сокращенная)

 

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ Зачетные единицы/ академические часы
Всего Лекции Практические и лабораторные занятия Самостоятельная работа Контроль (входной текущий, рубежный)
1. Модуль 1. Оптимизационные методы и модели 2/72 0,25/9 0,5/18 0,5/18 0,75/27
2. 1 Тема 1.1. Роль и значение экономико-математических методов и информационных технологий в управлении предприятием          
3. 2 Тема 1.2. Экономико-математическое моделирование          
4. 3 Тема 1.3. Оптимизация производства продукции          
5. 4 Тема 1.4. Модель транспортной задачи и ее модификации.          
6. Тема 1.5. Оптимизация загрузки производственных мощностей предприятий          
7. Модуль 2. Сетевое планирование и другие модели управления 2/72 0,25/9 0,5/18 0,5/18 0,75/27
8. 1 Тема 2.1. Оптимизация развития предприятия, управление запасами сырья и готовой продукции          
9. 1 Тема 2.2. Сетевое планирование и управление          
10. 1 Тема 2.3. Отдельные управленческие задачи и методы их оптимизации          
11. 7 Тема 2.4. Модели прогнозирования экономических процессов          
12. Всего 4/144 0,5/18 1/36 1/36 1,5/54

 

Таблица 6

Учебно-образовательные модули дисциплины и

междисциплинарные связи с последующими дисциплинами

 

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин*
           
Модуль 1. Оптимизационные методы и модели            
Тема 1.1. Роль и значение экономико-математических методов и информационных технологий в управлении предприятием *       *  
Тема 1.2. Экономико-математическое моделирование * *   *    
Тема 1.3. Оптимизация производства продукции *     *   *
Тема 1.4. Модель транспортной задачи и ее модификации. * *        
Тема 1.5. Оптимизация загрузки производственных мощностей предприятий *     *   *
Модуль 2. Сетевое планирование и другие модели управления            
Тема 2.1. Оптимизация развития предприятия, управление запасами сырья и готовой продукции * *   * * *
Тема 2.2. Сетевое планирование и управление * * *   * *
Тема 2.3. Отдельные управленческие задачи и методы их оптимизации * *       *
11. Тема 2.4. Модели прогнозирования экономических процессов * * * *    

 

*1. - методы принятия управленческих решений;

2 - финансовый менеджмент;

3 - инвестиционный анализ;

4 - контроллинг;

5 - управление изменениями;

6 - управление предприятием.

 

Образовательные технологии

В учебном процессе используются следующие образовательные технологии: деловые игры, компьютерные ситуации. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 30% аудиторных занятий.

Таблица 7.

Образовательные технологии, применяемые в процессе обучения по дисциплине

 

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели применения активных форм обучения Темы и применяемые активные формы обучения и другие образовательные технологии  
 
1. 1 Модуль 1. Оптимизационные методы и модели    
2. Цель: освоить классификацию экономико-математических методов и их применение 1. Роль и значение экономико-математических методов и информационных технологий в управлении предприятием - MS Excel  
3. Цель: приобрести навыки использования информационных систем управления и управленческого учета для решения задач оптимизации 2. Экономико-математическое моделирование - MS Excel  
4. Цель: освоить методы линейного программирования и выбора оптимального решения с помощью надстройки Поиск решения в среде Excel 3. Оптимизация производства продукции - MS Excel  
5. Цель: научиться решать транспортную задачу в среде Excel 4. Модель транспортной задачи и ее модификации - MS Excel  
  Цель: научиться решать задачи оптимизации в среде Excel 5. Оптимизация загрузки производственных мощностей предприятий - MS Excel  
6. Модуль 2. Сетевое планирование и другие модели управления    
7. Цель: приобрести навыки построения модели и решения задач в среде Excel 1. Оптимизация развития предприятия, управление запасами сырья и готовой продукции - MS Excel  
8. Цель: освоить решение задач с использованием теории игр и теории массового обслуживания 3. Отдельные управленческие задачи и методы их оптимизации - MS Excel  
9. Цель: приобрести навыки прогнозирования экономических показателей в среде Excel, на основе модели научиться выбирать одну из альтернатив 4. Модели прогнозирования экономических процессов - MS Excel  

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

При изучении дисциплины «Математические методы и модели в экономике» студенту необходимо усвоить основные категории, общие принципы и методы моделирования управленческих задач для принятия обоснованных управленческих решений.

Эти знания студенты приобретают, в основном, путем самостоятельного изучения учебного материала. При этом следует руководствоваться программой курса и методическими указаниями, облегчающими самостоятельную работу.

Изучение отдельных разделов курса рекомендуется проводить в такой последовательности:

а) ознакомление с содержанием тем по рабочей программе;

б) внимательное изучение рекомендуемой специальной литературы и краткое конспектирование прочитанного материала;

в) решение примеров и задач, способствующих закреплению навыков расчета и моделирования с помощью средств ИКТ экономических показателей, характеризующих хозяйственную и предпринимательскую деятельность.

Изучение каждой темы дисциплины заканчивается выполнением тестовых заданий.

При изучении дисциплины «Математические методы и модели в экономике» для студентов заочной формы обучения предусмотрена контрольная работа.

 

 

Варианты задач контрольной работы.

 

Задача 1

Составить модель оптимального плана выпуска продукции для цеха кондитерской фабрики. Виды выпускаемой продукции (М), виды основного сырья (П) и его запасы, нормы расхода сырья на единицу, уровни прибыли приведены в таблицах. Рассчитать план и провести его анализ.

Вариант первый

Виды сырья Расход сырья на единицу продукции Общий запас сырья, ед.
М1 М2 М3
         
П1        
П2        
П3        
Уровень прибыли на ед. продукции        

 

Вариант второй

         
П1        
П2        
П3        
Уровень прибыли на ед. продукции        

 

Вариант третий

         
П1        
П2        
П3        
Уровень прибыли на ед. продукции        

Вариант четвертый

         
П1        
П2        
П3        
Уровень прибыли на ед. продукции        

 

Вариант пятый

         
П1        
П2        
П3        
Уровень прибыли на ед. продукции        

 

 

Вариант шестой

         
П1        
П2        
П3        
Уровень прибыли на ед. продукции        

 

Вариант седьмой

         
П1        
П2        
П3        
Уровень прибыли на ед. продукции        

 

Вариант восьмой

         
П1        
П2        
П3        
Уровень прибыли на ед. продукции        

 

Вариант девятый

         
П1        
П2        
П3        
Уровень прибыли на ед. продукции        

 

Вариант десятый

         
П1        
П2        
П3        
Уровень прибыли на ед. продукции        

 

Задача 2.

Составить оптимальный план перевозок пищевых продуктов от 4-х поставщиков к 6-ти потребителям. Поставщики (П), потребители (М), объемы вывоза и завоза, кратчайшие расстояния между пунктами вывоза и завоза приведены в таблицах.

 

Вариант первый

Поставщики Потребители Объемы вывоза, тонн
М1 М2 М3 М4 М5 М6
П1              
П2              
П3              
П4              
Объемы завоза, т              

 

Вариант второй

Поставщики Потребители Объемы вывоза, тонн
М1 М2 М3 М4 М5 М6
П1              
П2              
П3              
П4              
Объемы завоза, т              

Вариант третий

Поставщики Потребители Объемы вывоза, тонн
М1 М2 М3 М4 М5 М6
П1              
П2              
П3              
П4              
Объемы завоза, т              

 

Вариант четвертый

Поставщики Потребители Объемы вывоза, тонн
М1 М2 М3 М4 М5 М6
П1              
П2              
П3              
П4              
Объемы завоза, т              

Вариант пятый

Поставщики Потребители Объемы вывоза, тонн
М1 М2 М3 М4 М5 М6
П1              
П2              
П3              
П4              
Объемы завоза, т              

Вариант шестой

Поставщики Потребители Объемы вывоза, тонн
М1 М2 М3 М4 М5 М6
П1              
П2              
П3              
П4              
Объемы завоза, т              

Вариант седьмой

Поставщики Потребители Объемы вывоза, тонн
М1 М2 М3 М4 М5 М6
П1              
П2              
П3              
П4              
Объемы завоза, т              

Вариант восьмой

Поставщики Потребители Объемы вывоза, тонн
М1 М2 М3 М4 М5 М6
П1              
П2              
П3              
П4              
Объемы завоза, т              

 

Вариант девятый

Поставщики Потребители Объемы вывоза, тонн
М1 М2 М3 М4 М5 М6
П1              
П2              
П3              
П4              
Объемы завоза, т              

 

Вариант десятый

Поставщики Потребители Объемы вывоза, тонн
М1 М2 М3 М4 М5 М6
П1              
П2              
П3              
П4              
Объемы завоза, т              

 

После изучения материала выполняется контрольная работа на стандартных листах /А4/ компьютерным шрифтом через 1,5 интервала, оставляя поля со всех сторон.

Контрольная работа состоит из решения двух управленческих задач. Коли­чество вариантов - 10. Номер варианта выбирается по последней цифре шифра зачетной книжки студента.

 

Виды и содержание самостоятельной работы студентов по разделам и темам курса

Вопросы для подготовки к экзамену по курсу

«Математические методы и модели в экономике»

 

1. Роль и значение экономико-математических методов в управлении

2. Разновидности экономико-математических методов

3. Математические методы, модели и информационные технологии.

4. Моделирование и его значение в управленческом процессе. Особенности модели экономических процессов.

5. Понятие модели. Разновидности и общая характеристика моделей.

6. Основные принципы построения экономико-математических моделей.

7. Применение средств ИКТ при решении задач в экономике.

8. Модель задачи оптимального ассортимента продукции.

9. Принципы решения задач симплексным методом. Анализ оптимального плана выпуска продукции и практические выводы.

10. Решение ассортиментных задач с помощью программы Excel.

11. Возможности применения математических методов для определения оптимальной смеси сырья.

12. Модель задачи о смесях пищевого сырья.

13. Принципы решения задач двойственным симплексным методом.

14. Экономическое содержание и математическая формулировка задачи оптимального раскроя упаковочных материалов.

15. Расчет задач оптимизации с использованием средств ИКТ.

16. Модель транспортной задачи и ее модификации.

17. План перевозок. Способы прикрепления поставщиков к потребителям.

18. Классификация методов решения транспортной задачи.

19. Расчет планов перевозок с помощью программы Excel.

20. Содержание математической модели транспортной задачи и ее разновидности.

21. Модель задачи оптимальной загрузки производственных мощностей.

22. Сбор и преобразование информации для решения задачи оптимальной загрузки распределительными методами.

23. Решение задач оптимальной загрузки лямбда-методом.

24. Особенности развития производства на основе экономико-математической оптимизации.

25. Модель расширения производства. Условия задачи и ее содержание.

26. Разновидности моделей размещения: однопродуктовые и многопродуктовые.

27. Методы решения задач размещения и корректировка полученных расчетов.

28. Математическая модель производственных запасов.

29. Математическая модель запасов готовой продукции. Параметры модели и порядок их расчета.

30. Решение задачи управления запасами готовой продукции симплексным методом.

31. Основные направления практического использования сетевого планирования и управления.

32. Правила построения сетевых графиков. Возможные ошибки при построении сетей и их устранение.

33. Элементы сетевого графика: действительные работы, ожидание, зависимость (фиктивные работы); события; пути.

34. Расчет параметров сетевого графика в табличной форме и на графике.

35. Планирование и управление при разработке исходного сетевого плана работ.

36. Оперативное управление и контроль в процессе выполнения комплекса работ сетевого плана.

37. Задачи по замене оборудования. Формулировка задачи и содержание экономической информации.

38. Динамическое программирование, его сущность и области применения.

39. Использование динамического программирования для решения задач по замене оборудования.

40. Содержание игровых планово-экономических задач и их практическое значение.

41. Особенности экономических задач, решаемых с помощью методов прогнозирования.

42. Содержание задач массового обслуживания, их особенности и разновидности.

43. Практическое значение планово-экономических задач, решаемых с помощью теории массового обслуживания.

44. Решение экономических задач с помощью методов прогнозирования.

45. Трендовые модели на основе кривых роста.

46. Линейная модель парной регрессии.

 

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины Трудоемкость СРС, зач.ед./часы Виды самостоятельной работы студентов Зач.ед./ часы
  Модуль 1. Оптимизационные методы и модели 1,1/40 1. Изучение тем лекций 0,3/10
2. Подготовка к практическим занятиям 0,3/10
3. Подготовка к лабораторным занятиям 0,3/10
4. Подготовка к тестированию по модулю 0,3/10
5. Подготовка к тренингу -
6. Подготовка к деловой/ролевой игре -
  Модуль 2. Сетевое планирование и другие модели управления   1,4/50 1. Изучение тем лекций 0,3/10
2. Подготовка к практическим занятиям 0,3/10
3. Подготовка к лабораторным занятиям 0,3/10
4. Подготовка к тестированию по модулю 0,3/10
5. Подготовка к тренингу -
5. Подготовка к деловой/ролевой игре -
6. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) - экзамену 0,3/10

УДК 31

 

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры «Менеджмент» Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г.Разумовского (протокол № __ от __.__.2011г.).

Утверждена на заседании Совета института «Менеджмент» Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г.Разумовского (протокол № __ от __.__.2011г.).

Составитель:

Воронин Валерий Григорьевич - профессор кафедры «Менеджмент» МГУ ТУ, д.э.н.;

Паластина Ирина Петровна – доцент кафедры «Менеджмент» МГУТУ, к.п.н.

Рецензенты:

Князев Валерий Васильевич – заведующий кафедры «Менеджмент» МГУТУ, профессор, к.э.н.

Садыкова Альбина Рифовна – доцент каф. «Математика» МГУТУ, к.п.н.

Воронин В.Г., Паластина И.П.

Математические методы и модели в экономике: рабочая учебная программа. – М.: МГУТУ, 2011.

 

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Математические методы и модели в экономике» вариативной части математического и естественно-научного цикла учебного плана составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров 080200 – «Менеджмент» (профиль «Производственный менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Финансовый менеджмент», «Управленческий и финансовый учет»). Предназначена для студентов всех форм обучения.

 

© Московский Государственный университет

технологий и управления им. К.Г.Разумовского, 2011.

109004, Москва, Земляной вал, 73

 

© В.Г.Воронин, И.П. Паластина


Содержание

1. Цели и задачи освоения дисциплины  
2. Место дисциплины в структуре ООП  
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины  
4. Структура и содержание дисциплины  
5. Образовательные технологии  
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов  
6.1. Варианты задач контрольных работ  
6.2. Виды и содержание самостоятельной работы студентов по разделам и темам курса  
6.3. Вопросы для подготовки к экзамену по курсу «Математические методы и модели в экономике»  
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины  
8. Контроль и оценка результатов обучения  
9. Материально-техническое или информационное обеспечение дисциплины  
10. Глоссарий основных определений дисциплины  

1. Цели освоения дисциплины

 

Цель и задачи дисциплины «Математические методы и модели в экономике» определены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 080200.62 ¾ «Менеджмент».

Курс «Математические методы и модели в экономике» является инструментом для формирования у студентов необходимого объема знаний в области моделирования объектов управления, так как организация является сложным, открытым и многогранным объектом системы экономических и социальных отношений в современном обществе. Эти знания необходимы менеджерам различных уровней для эффективного управления организацией.

Целью курса «Математические методы и модели в экономике» является освоение компетенций, необходимых для подготовки экономических кадров, владеющих экономико-математическими методами, использования математических методов и моделей в профессиональной деятельности и хозяйственной практике для принятия обоснованных управленческих решений. При разработке экономико-математических моделей используются возможности информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Задачи курса «Математические методы и модели в экономике»:

· определение сущности и содержания управленческих задач и построение математических моделей;

· освоение принципов и методов экономико-математического моделирования и анализ результатов;

· развитие практических на







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.