Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Очно-заочная форма обучения (полная, сокращенная)





 

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ Зачетные единицы/ академические часы
Всего Лекции Практические и лабораторные занятия Самостоятельная работа Контроль (входной текущий, рубежный)
25. Модуль 1. Оптимизационные методы и модели 2/72 0,11/4 0,225/8 0,9/33 0,75/27
26. 1 Тема 1.1. Роль и значение экономико-математических методов и информационных технологий в управлении предприятием     -    
27. 2 Тема 1.2. Экономико-математическое моделирование          
28. 3 Тема 1.3. Оптимизация производства продукции          
29. 4 Тема 1.4. Модель транспортной задачи и ее модификации.          
30. Тема 1.5. Оптимизация загрузки производственных мощностей предприятий   -      
31. Модуль 2. Сетевое планирование и другие модели управления 2/72 0,11/4 0,225/8 0,9/33 0,75/27
32. 1 Тема 2.1. Оптимизация развития предприятия, управление запасами сырья и готовой продукции          
33. 1 Тема 2.2. Сетевое планирование и управление          
34. 1 Тема 2.3. Отдельные управленческие задачи и методы их оптимизации          
35. 7 Тема 2.4. Модели прогнозирования экономических процессов          
36. Всего 4/144 0,225/8 0,45/16 1,8/66 1,5/54

 


Таблица 3.

Обязательный дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ   ДИДАКТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ  
1. Модуль 1. Оптимизационные методы и модели
2. Тема 1.1. Роль и значение экономико-математических методов и информационных технологий в управлении предприятием Роль и значение математических методов и моделей в системе управленческих и экономических наук, взаимосвязь и зависимость с другими дисциплинами. Основные направления совершенствования управления производством на современном этапе. Необходимость и возможности научного уровня планово-экономической работы на предприятиях и в отраслях. Роль и значение математических методов в управлении. Основные направления развития прикладной математики. Разновидности экономико-математических методов: аналитические (дисперсионные, корреляционные, регрессионные); оптимизационные (математическое программирование, теория игр, теория массового обслуживания, теория статистических решений, теория управления запасами, сетевое планирование и управление); методы отраслевого и межотраслевого планирования (отраслевые и межотраслевые балансы). Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) и их роль в управлении. Математические методы и ИКТ – основные составные части автоматизированной системы управления, как единой организационно-экономической системы.
3. Тема 1.2. Экономико-математическое моделирование Моделирование и его значение в управленческом процессе. Понятие модели. Разновидности и общая характеристика моделей. Особенности модели экономических процессов. Классификация моделей в зависимости от масштабов и содержания экономических процессов, специфики применяемых вычислительных методов, поставленных целей исследования, характера изменения параметров задачи. Основные принципы построения экономико-математических моделей. Выбор объекта моделирования и определение границ его изучения. Установление цели исследования. Критерий оптимальности в планово- управленческих задачах. Выбор критерия оптимальности и его обоснование. Система искомых неизвестных величин. Ограничительные условия и выявление основных из них. Математическая формализация условий задачи. Содержание планово-экономической информации. Выбор и отражение количественных характеристик в модели. Анализ соответствия модели содержанию моделируемого объекта. Основные требования к экономико-математической модели.
4. Тема 1.3. Оптимизация производства продукции Общие требования к оптимальному плану выпуска продукции. Оптимизация производственно-экономических показателей плана, и использование математических методов и средств ИКТ при разработке оптимального плана. Оптимальный выпуск продукции с учетом ассортиментных соотношений. Модель задачи оптимального ассортимента продукции. Исходная информация. Система ограничений. Типы критериев оптимальности. Порядок их расчета. Принципы решения задач симплексным методом. Анализ оптимального плана выпуска продукции и практические выводы. Проблемы экономного использования сырья и материалов на предприятиях. Возможности применения математических методов для определения оптимальной смеси сырья. Модель задачи о смесях пищевого сырья. Типы задач и особенности их моделей. Исходная информация. Выбор ограничений и критерия оптимальности. Расчет плана симплексным методом. Математическая формулировка двойственной задачи о смесях. Вычислительный процесс двойственной задачи. Принципы решения задач двойственным симплексным методом. Условия применения и преимущества двойственного симплексного метода. Анализ результатов решения и практические выводы. Экономическое содержание и математическая формулировка задачи оптимального раскроя упаковочных материалов. Система исходных ограничений и критерии оптимальности. Процесс решения задач оптимального раскроя материалов. Анализ результатов расчета. Расчет задач оптимизации с использованием средств ИКТ.
5. Тема 1.4. Модель транспортной задачи и ее модификации Значение оптимизации планов перевозок. Пути сокращения затрат на перевозки. Показатели критерия оптимальности в моделях: натуральные и стоимостные. Методика расчета транспортных задач. Группировка ассортимента продукции. Балансирование запасов и потребностей. Способы прикрепления поставщиков к потребителям. Методы аппроксимации, их разноемкости и области использования. Классификация методов решения транспортной задачи: распределительный, потенциалов, дифференциальных рент, разрешающих слагаемых и др. Преимущества и недостатки методов решения. Расчет оптимальных планов в сетевой постановке. Особенности расчета планов с нарушенным балансом. Расчет планов перевозок с использованием средств ИКТ. Анализ планов перевозок и порядок их корректировки.
6. Тема 1.5. Оптимизация загрузки производственных мощностей предприятий   Значение оптимального распределения выпуска продукции. Основные требования к плану оптимального распределения. Модель задачи оптимальной загрузки производственных мощностей. Содержание информации для построения модели. Выявление неизвестных и ограничений, выбор и отражение количественных характеристик. Выбор критерия оптимальности загрузки производственных мощностей. Сбор и преобразование информации для решения задачи распределительными методами. Оптимальные и альтернативные планы. Исходное распределение. Итеративный процесс последовательного улучшения плана. Проблема нецелочисленных значений и возможности их устранения. Анализ результатов решения и практические выводы.
7. Модуль 2. Сетевое планирование и другие модели управления
8. Тема 2.1. Оптимизация развития предприятия, управление запасами сырья и готовой продукции Основные положения оптимизации развития производства, его модернизации и обновления оборудования. Особенности развития производства на основе экономико-математической оптимизации. Модель расширения производства. Условия задачи и ее содержание. Минимум проведенных затрат и порядок их расчета. Схема и содержание расчетной матрицы. Преобразование задач размещения в транспортные задачи. Методы решения задач размещения. Анализ планов размещения и порядок их корректировки. Математическая модель производственных запасов. Параметры модели запасов. Расчет оптимального размера партии одной поставки. Порядок расчета поставок, интервала между очередными поставками и суммарных затрат на образование и содержание запасов. Регулирование запасов готовой продукции. Математическая модель запасов готовой продукции. Параметры модели и порядок их расчета. Оптимальное планирование уровня производства в условиях переменного спроса. Принципы построения математической модели. Основные параметры модели. Преобразование модели в систему симплексных уравнений.  
9. Тема 2.2. Сетевое планирование и управление Особенности и преимущества применения сетевых моделей в планировании и управлении. Основные направления практического использования сетевого планирования и управления. Правила построения сетевых графиков. Возможные ошибки при построении сетей и их устранение. Элементы сетевого графика: действительные работы, ожидание, зависимость (фиктивные работы); события (начальное, конечное, исходное, завершающее, частное, комплексное, узловое); пути (полные, частные, критические, подкритические, некритические). Система оценок и порядок расчета их продолжительности. Определение ранних и поздних сроков свершения событий, ранних и поздних сроков выполнения работ. Виды резервов времени для события и работ (полный, частный и свободный), порядок их определения. Коэффициенты напряженности работ, порядок расчета и их значения. Планирование и управление при разработке исходного плана работ. Оперативное управление и контроль в процессе выполнения комплекса работ.    
10. Тема 2.3. Отдельные управленческие задачи и методы их оптимизации Задачи по замене оборудования. Формулировка задачи и содержание экономической информации. Выбор критерия оптимальности. Расчет исходной информации для построения математической модели. Этапы построения модели. Динамическое программирование, его сущность и области применения. Использование динамического программирования для решения задач по замене оборудования. Содержание игровых планово-экономических задач. Информация задач, способы получения и ее обработка. Игровая матрица и порядок ее составления. Принципы решения задач с использованием теории игр. Минимакс и максимакс. Модель игровой задачи и принципы ее построения. Содержание задач массового обслуживания, их особенности и разновидности. Основные элементы задач и содержание их информации. Количественные характеристики и порядок их расчета с использованием элементов теории массового обслуживания.
11. Тема 2.4. Модели прогнозирования экономических процессов Трендовые модели на основе кривых роста. Оценка адекватности и точности трендовых моделей. Прогнозирование экономической динамики на основе трендовых моделей. Анализ временных рядов экономических процессов. Линейная модель парной регрессии. Оценка параметров регрессионного уравнения. Модель множественной регрессии. Анализ и прогнозирование на основе многофакторных моделей.  

 

 


Таблица 4.

Соответствие содержания требуемым результатам обучения

№ п/п РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учебно-образовательные модули
Модуль 1 Модуль 2
1. Знания:    
1.1   1.2   1.3   порядок построения экономико-математических моделей объектов управления; методы моделирования управленческих задач и выбор оптимальных вариантов; приемы анализа результатов решения многовариантных задач с помощью средств ИКТ;   +   +   +   +   +
2. Умения:    
2.1     2.2     2.3     соединять теоретические методы с хозяйственной практикой в принятии управленческих решений; применять математические методы и методы моделирования в анализе производственно-хозяйственной деятельности и по результатам анализа разрабатывать обоснованные управленческие решения; моделировать и прогнозировать социально-экономические процессы, определять основные направления развития организации.   +     +   +   +     +   +  
3. Владение:    
3.1     3.2   3.3     3.4   - комплексом современных методов моделирования в области управления организацией и использования отечественного и зарубежного опыта в прикладном их применении при решении управленческих задач; - навыками постановки управленческой задачи и решения ее с помощью средств ИКТ; - методами поиска оптимальных управленческих решений на основе имеющейся информации и ограничений; - методами прогнозирования экономических показателей объектов управления.   +     +   +       +     +   +     +
  Профессиональные компетенции:    
  организационно-управленческая деятельность - способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9); - владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении организационной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18); информационно-аналитическая деятельность - способностью к экономическому образу мышления (ПК-26); - умением применять количественный и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31); - способностью выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32); - владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК-33); - способностью оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета (ПК-41); - способностью проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47).     +     +   +   +   +     +   +     +     +   +   +   +     +   +     +  

 

Таблица 5.

Практические занятия

 

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели практического занятия Перечень практических (и лабораторных) занятий  
 
1. 1 Модуль 1. Оптимизационные методы и модели    
2. Цель: освоить классификацию экономико-математических методов и их применение 1. Роль и значение экономико-математических методов и информационных технологий в управлении предприятием  
3. Цель: приобрести навыки использования информационных систем управления и управленческого учета для решения задач оптимизации 2. Экономико-математическое моделирование  
4. Цель: освоить методы линейного программирования и выбора оптимального решения с помощью надстройки Поиск решения в среде Excel 3. Оптимизация производства продукции  
5. Цель: научиться решать транспортную задачу в среде Excel 4. Модель транспортной задачи и ее модификации.  
6. Цель: научиться решать задачи оптимизации в среде Excel 5. Оптимизация загрузки производственных мощностей предприятий  
7. Модуль 2. Сетевое планирование и другие модели управления    
8. Цель: приобрести навыки построения модели и решения задач в среде Excel 1. Оптимизация развития предприятия, управление запасами сырья и готовой продукции  
9. Цель: приобрести навыки разработки и решения сетевой модели 2. Сетевое планирование и управление  
10. Цель: освоить решение задач с использованием теории игр и теории массового обслуживания 3. Отдельные управленческие задачи и методы их оптимизации  
11. Цель: приобрести навыки прогнозирования экономических показателей в среде Excel, на основе модели научиться выбирать одну из альтернатив 4. Модели прогнозирования экономических процессов  
12. Всего часов    

 

Таблица 6

Учебно-образовательные модули дисциплины и

междисциплинарные связи с последующими дисциплинами

 

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин*
           
Модуль 1. Оптимизационные методы и модели            
Тема 1.1. Роль и значение экономико-математических методов и информационных технологий в управлении предприятием *       *  
Тема 1.2. Экономико-математическое моделирование * *   *    
Тема 1.3. Оптимизация производства продукции *     *   *
Тема 1.4. Модель транспортной задачи и ее модификации. * *        
Тема 1.5. Оптимизация загрузки производственных мощностей предприятий *     *   *
Модуль 2. Сетевое планирование и другие модели управления            
Тема 2.1. Оптимизация развития предприятия, управление запасами сырья и готовой продукции * *   * * *
Тема 2.2. Сетевое планирование и управление * * *   * *
Тема 2.3. Отдельные управленческие задачи и методы их оптимизации * *       *
11. Тема 2.4. Модели прогнозирования экономических процессов * * * *    

 

*1. - методы принятия управленческих решений;

2 - финансовый менеджмент;

3 - инвестиционный анализ;

4 - контроллинг;

5 - управление изменениями;

6 - управление предприятием.

 

Образовательные технологии

В учебном процессе используются следующие образовательные технологии: деловые игры, компьютерные ситуации. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 30% аудиторных занятий.

Таблица 7.

Образовательные технологии, применяемые в процессе обучения по дисциплине

 

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели применения активных форм обучения Темы и применяемые активные формы обучения и другие образовательные технологии  
 
1. 1 Модуль 1. Оптимизационные методы и модели    
2. Цель: освоить классификацию экономико-математических методов и их применение 1. Роль и значение экономико-математических методов и информационных технологий в управлении предприятием - MS Excel  
3. Цель: приобрести навыки использования информационных систем управления и управленческого учета для решения задач оптимизации 2. Экономико-математическое моделирование - MS Excel  
4. Цель: освоить методы линейного программирования и выбора оптимального решения с помощью надстройки Поиск решения в среде Excel 3. Оптимизация производства продукции - MS Excel  
5. Цель: научиться решать транспортную задачу в среде Excel 4. Модель транспортной задачи и ее модификации - MS Excel  
  Цель: научиться решать задачи оптимизации в среде Excel 5. Оптимизация загрузки производственных мощностей предприятий - MS Excel  
6. Модуль 2. Сетевое планирование и другие модели управления    
7. Цель: приобрести навыки построения модели и решения задач в среде Excel 1. Оптимизация развития предприятия, управление запасами сырья и готовой продукции - MS Excel  
8. Цель: освоить решение задач с использованием теории игр и теории массового обслуживания 3. Отдельные управленческие задачи и методы их оптимизации - MS Excel  
9. Цель: приобрести навыки прогнозирования экономических показателей в среде Excel, на основе модели научиться выбирать одну из альтернатив 4. Модели прогнозирования экономических процессов - MS Excel  

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

При изучении дисциплины «Математические методы и модели в экономике» студенту необходимо усвоить основные категории, общие принципы и методы моделирования управленческих задач для принятия обоснованных управленческих решений.

Эти знания студенты приобретают, в основном, путем самостоятельного изучения учебного материала. При этом следует руководствоваться программой курса и методическими указаниями, облегчающими самостоятельную работу.

Изучение отдельных разделов курса рекомендуется проводить в такой последовательности:

а) ознакомление с содержанием тем по рабочей программе;

б) внимательное изучение рекомендуемой специальной литературы и краткое конспектирование прочитанного материала;

в) решение примеров и задач, способствующих закреплению навыков расчета и моделирования с помощью средств ИКТ экономических показателей, характеризующих хозяйственную и предпринимательскую деятельность.

Изучение каждой темы дисциплины заканчивается выполнением тестовых заданий.

При изучении дисциплины «Математические методы и модели в экономике» для студентов заочной формы обучения предусмотрена контрольная работа.

 

 

Варианты задач контрольной работы.

 

Задача 1

Составить модель оптимального плана выпуска продукции для цеха кондитерской фабрики. Виды выпускаемой продукции (М), виды основного сырья (П) и его запасы, нормы расхода сырья на единицу, уровни прибыли приведены в таблицах. Рассчитать план и провести его анализ.

Вариант первый

Виды сырья Расход сырья на единицу продукции Общий запас сырья, ед.
М1 М2 М3
         
П1        
П2        
П3        
Уровень прибыли на ед. продукции        

 

Вариант второй

         
П1        
П2        
П3        
Уровень прибыли на ед. продукции        

 

Вариант третий

         
П1        
П2        
П3        
Уровень прибыли на ед. продукции        

Вариант четвертый

         
П1        
П2        
П3        
Уровень прибыли на ед. продукции        

 

Вариант пятый

         
П1        
П2        
П3        
Уровень прибыли на ед. продукции        

 

 

Вариант шестой

         
П1        
П2        
П3        
Уровень прибыли на ед. продукции        

 

Вариант седьмой

         
П1        
П2        
П3        
Уровень прибыли на ед. продукции        

 

Вариант восьмой

         
П1        
П2        
П3        
Уровень прибыли на ед. продукции        

 

Вариант девятый

         
П1        
П2        
П3        
Уровень прибыли на ед. продукции        

 

Вариант десятый

         
П1        
П2        
П3        
Уровень прибыли на ед. продукции        

 

Задача 2.

Составить оптимальный план перевозок пищевых продуктов от 4-х поставщиков к 6-ти потребителям. Поставщики (П), потребители (М), объемы вывоза и завоза, кратчайшие расстояния между пунктами вывоза и завоза приведены в таблицах.

 

Вариант первый

Поставщики Потребители Объемы вывоза, тонн
М1 М2 М3 М4 М5 М6
П1              
П2              
П3              
П4              
Объемы завоза, т              

 

Вариант второй

Поставщики Потребители Объемы вывоза, тонн
М1 М2 М3 М4 М5 М6
П1              
П2              
П3              
П4              
Объемы завоза, т              

Вариант третий

Поставщики Потребители Объемы вывоза, тонн
М1 М2 М3 М4 М5 М6
П1              
П2              
П3              
П4              
Объемы завоза, т              

 

Вариант четвертый

Поставщики Потребители Объемы вывоза, тонн
М1 М2 М3 М4 М5 М6
П1              
П2              
П3              
П4              
Объемы завоза, т              

Вариант пятый

Поставщики Потребители Объемы вывоза, тонн
М1 М2 М3 М4 М5 М6
П1              
П2              
П3              
П4              
Объемы завоза, т              

Вариант шестой

Поставщики Потребители Объемы вывоза, тонн
М1 М2 М3 М4 М5 М6
П1              
П2              
П3              
П4              
Объемы завоза, т              

Вариант седьмой

Поставщики Потребители Объемы вывоза, тонн
М1 М2 М3 М4 М5 М6
П1              
П2              
П3              
П4              
Объемы завоза, т              

Вариант восьмой

Поставщики Потребители Объемы вывоза, тонн
М1 М2 М3 М4 М5 М6
П1              
П2              
П3              
П4              
Объемы завоза, т              

 

Вариант девятый

Поставщики Потребители Объемы вывоза, тонн
М1 М2 М3 М4 М5 М6
П1              
П2              
П3              
П4              
Объемы завоза, т              

 

Вариант десятый

Поставщики Потребители Объемы вывоза, тонн
М1 М2 М3 М4 М5 М6
П1              
П2              
П3              
П4              
Объемы завоза, т              

 

После изучения материала выполняется контрольная работа на стандартных листах /А4/ компьютерным шрифтом через 1,5 интервала, оставляя поля со всех сторон.

Контрольная работа состоит из решения двух управленческих задач. Коли­чество вариантов - 10. Номер варианта выбирается по последней цифре шифра зачетной книжки студента.

 

Виды и содержание самостоятельной работы студентов по разделам и темам курса







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.