Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 6. Представительный орган муниципального образования





Состав и структура представительного органа

Представительный орган муниципального образования — это выборный орган местного самоуправления, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, представляющий интересы населения и принимающий от его имени муниципальные правовые акты, действующие на территории муниципального образования.

Наличие представительного органа обязательно в муниципальном образовании. В исключительных случаях, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек, представительный орган поселения не формируется. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. Статус представительных органов регламентируется ФЗ от 6 октября 2003 г., иными актами федерального законодательства, законодательством субъектов РФ, уставами муниципальных образований, регламентами представительных органов.

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Непосредственно срок полномочий представительного органа законом не устанавливается, поскольку представительный орган в муниципальном образовании действует постоянно. Срок же конкретного созыва представительного органа, как и срок полномочий депутатов, не может быть менее двух и более пяти лет. Как правило, срок полномочий депутатов конкретного созыва, как и отдельных депутатов, устанавливается уставами муниципальных образований в четыре года.

Представительный орган муниципального образования состоит из депутатов, как правило, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района может формироваться двумя способами. Во-первых, если уставом муниципального района не установлено специального способа формирования представительного органа, то депутаты представительного органа избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, при этом число депутатов от каждого поселения, входящего в состав муниципального района, не может превышать двух пятых от установленной численности представительного органа. Указанный порядок может быть изменен не ранее чем через два года после формирования представительного органа. Во-вторых, представительный орган муниципального района может формироваться путем направления в него глав и депутатов представительных органов поселений, входящих в муниципальный район. Данный способ формирования представительного органа возможен, если в течение одного года после выдвижения предложения представительные органы не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района, поддержат такое предложение. Второй способ есть не что иное, как вариант косвенных «выборов» депутатов представительного органа муниципального района.



Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования. Тем не менее численность депутатов зависит от численности жителей муниципального образования и не может быть менее:

-7 человек — при численности населения менее 1000 человек;

-10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

-15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

-20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 че­ловек;

-25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 че­ловек;

-35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек. Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района, но не может быть менее 15 человек.

Наименование представительного органа муниципального образования определяется законами субъектов РФ (ст. 34 ФЗ от 6 октября 2003 г.). Такое положение Федерального закона не соответствует принципу учета местных традиций. Более целесообразным было бы определять наименование представительного органа в уставах муни­ципальных образований. Однако ряд субъектов Федерации уже приняли законы о наименованиях органов местного самоуправления. Так, в Свердловской области действует Закон от 22 ноября 2004 г. «О наименованиях представительного органа муниципального образовании, высшего должностного лица муниципального образования и исполнительно-распорядительного органа муниципального образовании в Свердловской области». Его ст. 2 устанавливает, что в Свердловской области представительный орган муниципального образования именуется думой.

Что касается структуры представительного органа, то она определяется уставами муниципальных образований и регламентами самих представительных органов.

Возглавляет представительный орган его председатель. В соответствии с уставом муниципального образования председатель может быть избран из состава депутатов представительного органа либо исполнять полномочия председателя представительного органа может глава муниципального образования. Как правило, председатель представительного органа осуществляет следующие полномочия: представляет свой орган в отношениях с населением муниципального образова­ния, органами территориального общественного самоуправления, организациями, органами государственной власти, органами местного самоуправления иных территорий; созывает заседания представительного органа, доводит до сведения депутатов и населения время и место их проведения, а также проект повестки заседания представительного органа; осуществляет руководство подготовкой заседаний представительного органа; председательствует на его заседаниях; подписывает нормативные правовые акты и другие документы представительного органа; назначает и освобождает от должности руководителя аппарата и других работников представительного органа, обладает правом их приема на работу и увольнения; дает поручения депутатским комиссиям и комитетам по вопросам их ведения; принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе представи­тельного органа; заключает договоры от имени представительного органа; осуществляет иные полномочия. Заместитель председателя из­бирается из числа депутатов, выполняет отдельные поручения председателя, а в отсутствие председателя исполняет его полномочия.

Из числа депутатов в представительном органе создаются постоянные или временные комитеты (комиссии). На местном уровне, как правило, отсутствует разница между терминами «комитет» или «комиссия». Соответствующее наименование устанавливается с учетом исторических и иных местных традиций регламентом представительного органа. Постоянные комитеты (комиссии) в рамках своих направлений обычно: осуществляют подготовку заключений по проектам правовых актов представительного органа; разрабатывают проекты решений и иных правовых актов; организуют проведение депутатских слушаний; готовят предложения и рекомендации, вносят их на рассмотрение представительного органа; содействуют депутатам, помощникам депутатов в их деятельности.

Как правило, в представительном органе создаются комитеты (комиссии) по следующим направлениям: по бюджету; по муниципальной собственности; по муниципальному хозяйству; по социальной защите п здравоохранению; по развитию образования, науки; по местному самоуправлению.

Численный состав комитета (комиссии), как правило, не может ныть менее трех депутатов. Депутат не может быть членом более чем двух постоянных комитетов (комиссий). Депутат может быть председателем только одного постоянного комитета (комиссии).

Для подготовки рассматриваемых вопросов и организации депутатских слушаний комитет (комиссия) может создавать рабочие группы с привлечением депутатов, представителей государственных и общественных органов и организаций, научных учреждений, а также специалистов и ученых. Комитеты (комиссии) вправе запрашивать у органов государственной власти и местного самоуправления, иных организаций, должностных лиц материалы и документы, необходимые для их деятельности, если это не противоречит законодательству.

Деятельность временного комитета (комиссии) ограничивается конкретным сроком или выполнением определенной задачи.

С целью правового, организационного, информационного, материально-технического и финансового обеспечения деятельности представительного органа, его должностных лиц, рабочих органов и депутатов представительный орган образует аппарат.

Руководитель аппарата представительного органа назначается председателем представительного органа. Руководители структурных подразделений, специалисты и служащие аппарата принимаются на работу председателем представительного органа по представлению руководителя аппарата. Аппарат, как правило, включает в себя юридический отдел, пресс-службу, отдел по взаимодействию с органами государственной власти и органами местного самоуправления, бухгалтерию и другие подразделения. Сотрудники аппарата являются муниципальными служащими.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.