Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характеристика функциональных задач, решаемых в налоговых органах





Перед изучением первого вопроса темы нужно обратиться к параграфу 10.2 учебника "Информационные системы в экономике" одноименному параграфу 4.1 главы четвертой учебного пособия "Автоматизированные информационные технологии в налоговой и бюджетной системах".

Материал этих параграфов раскрывает функции и состав функционального обеспечения АИС "Налог", ориентируясь на уровни налоговой системы (См. схему на стр. 3).

Подробнее с характеристикой перечисленных выше подсистем можно познакомиться на страницах 96-100 учебного пособия.

Следует обратить внимание на сегменты корпоративной вычислительной среды так как ее можно выделить в обособленную часть функционального обеспечения.


 

Рис. 5. Схема сегмента корпоративной вычислительной сети.

 


На федеральном уровне определяется стратегия всей налоговой системы России, решаются методологические и концептуальные вопросы налогообложения юридических и физических лиц. Кроме того, подразделения Федеральной налоговой службы занимаются проверкой работы нижестоящих уровней, вопросами планирования и финансирования расходов налоговых органов на местах, руководят постановкой бухгалтерского и статистического учета и отчетности в налоговых органах, проводят работу по внедрению автоматизированных технологий в налоговых органах и т.д.

На региональном уровне можно выделить следующие основные функциональные подсистемы:

· подготовка типовых отчетных форм

· контрольная деятельность

· методическая, ревизионная и правовая деятельность аналитическая деятельность территориальных инспекций Министерства по налогам и сборам

· внутриведомственные задачи

Для местного уровня характерен свой состав функциональных подсистем:

· регистрация предприятий камеральная проверка;

· ведение лицевых карточек предприятий;

· анализ состояния предприятия;

· документальная проверка;

· ведение нормативно-правовой документации;

· внутриведомственные задачи;

· обработка документов физических лиц.

 

Порядок реализации задач основных подсистем функциональной части АИС "Налог" на примере низового уровня — инспекций городов и районов

Рис. 6. Структура АИС «Налог»

Рис. 7. Структура АИС налоговой инспекции.

Рис. 8. Система поддержки принятия решений АИС «Налог 2 Москва».

Рассмотрим порядок реализации задач основных подсистем функциональной части АИС "Налог" на примере низового уровня — инспекций городов и районов — в части работы с юридическими лицами.

Обработка информации начинается с учета и регистрации налогоплательщиков, которые осуществляются юридической службой налоговой инспекции. Эта служба руководствуется в своей деятельности нормативно-правовой базой, принимает от налогоплательщика все необходимые регистрационные документы, на основе которых создается база данных, содержащая всю информацию о налогоплательщике, и присваивает налогоплательщику уникальный регистрационный номер. Таким образом, создается "электронная папка" на налогоплательщика. Информация, содержащаяся в ней, используется всеми другими структурными подразделениями налоговой инспекции, а, соответственно, информация, формируемая в подсистеме "Регистрация предприятий", используется другими функциональными подсистемами АИС "Налог". Прежде всего, потребителем этой информации является подсистема "Камеральная проверка". Для решения задач камеральной проверки служба налоговых инспекторов собирает в установленные законодательством сроки отчетные документы от налогоплательщиков. Так, основными документами являются баланс предприятия (ф.1), отчет о прибылях и убытках (ф.2), приложения к балансу (ф.ф. 3,4 и 5), расчеты по налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество предприятий и другие налоговые расчеты. Камеральная проверка заключается в определении правильности заполнения бухгалтерской отчетности, исчисления сумм налогов, точности заполнения форм. Для этого данные отчетности, представленной налогоплательщиком, вводятся в компьютер и происходит пополнение "электронной папки" налогоплательщика новой информацией, позволяющей отслеживать основные показатели результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в различные периоды.



Решение задач камеральной проверки связано с использованием не только данных, сформированных в подсистеме "Регистрация предприятий", но и нормативно-справочной информации по организационно-правовым формам, ставкам налогов, срокам платежей, и другой информации, создаваемой в подсистеме "Ведение нормативно-правовой документации". Использование компьютерной технологии позволяет отслеживать динамику развития предприятия, соблюдение им налогового законодательства, выявлять нарушения этого законодательства, начислять платежи в бюджет и формировать перечень предприятий для документальной проверки. В конечном итоге, информация, сформированная в этой подсистеме, служит основой для решения задач остальных функциональных подсистем, связанных с обработкой данных по юридическим лицам налогоплательщикам. В первую очередь это касается документальных проверок.

Документальные проверки проводятся службами налоговых инспекций на основании решения руководителя (или его заместителя) налогового органа. Целью документальной проверки является выявление правильности и достоверности организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях, своевременности и полноты уплаты налогов и других платежей в бюджет и т.д. Проверка проводится по месту нахождения предприятий-налогоплательщиков. Она предусматривает просмотр всей необходимой документации предприятия для того, чтобы достичь целей документальной проверки. Использование компьютерной технологии для решения задач документальной проверки позволяет составить акт проверки, в котором излагаются все нарушения налогового законодательства и порядка организации и ведения бухгалтерского учета на проверяемом предприятии в случае, если они имеют место, и произвести начисление штрафов и пеней в соответствии с квалификацией нарушений. Для этого должна быть предоставлена возможность обращения к базам данных таких подсистем, как "Регистрация предприятий", "Камеральная проверка", "Ведение нормативно-правовой документации".

Информация, сформированная в подсистеме "Документальная проверка", используется подсистемой "Ведение лицевых карточек предприятий" для учета недоимки или переплаты налогов, а также отражения данных по примененным по акту проверки санкциям. С помощью компьютера в подсистеме "Ведение лицевых карточек предприятий" выявляется сальдо расчетов предприятия с бюджетом по каждому налогу. Данные по каждому предприятию-налогоплательщику о начисленных суммах налогов поступают из подсистем камеральной и документальной проверок. Из банков поступают сведения об уплаченных налогах и зачислении денег на соответствующий бюджетный счет. Сопоставление начисленных и уплаченных сумм по конкретным налогам и срокам позволяет определить сальдо расчетов. В результате определяются суммы недоимки или переплаты по всем налогам и налоговым платежам в бюджет. Если у налогоплательщика образовалась переплата по одному из налогов, то она может быть зачтена в счет предстоящих платежей, учтена в счет погашения недоимки или возвращена плательщику на его расчетный счет. Эти операции производятся на основании писем налогоплательщиков. Если образовалась недоимка по каким-либо налогам, то плательщик должен ее погасить.

Важной задачей в автоматизации работы налоговых органов является не только возложение на компьютер задач контроля, обработки и хранения информации по начислению и уплате различных налогов, ведение нормативно-правовой базы по налоговому законодательству, формирование отчетности по налоговым органам, но и создание автоматизированного интерфейса с банками, таможенными органами и другими внешними структурами. Это позволит оперативно контролировать движение средств налогоплательщиков и осуществлять операции по их лицевым счетам. В настоящее время ведутся работы по созданию таких автоматизированных интерфейсов.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.